Методика преподавания общего фортепиано в музыкальной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 07.11.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Содержание понятия «методика преподавания общего фортепиано» 5
1.2. Психолого-педагогические основы методики преподавания общего фортепиано в музыкальной школе 10
1.3. Педагоги-музыканты о методике преподавания общего фортепиано
в музыкальной школе 15
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО
В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 18
2.1. Опыт преподавания общего фортепиано в музыкальных школах России 18
2.2. Пример разработки занятия по общему фортепиано
в музыкальной школе 23
Заключение 26
Список литературы и источников 28
Задачи урока:
образовательные
- совершенствование способности восприятия музыкального образа фортепианного произведения;
- знакомство с фортепианным стилем П.И. Чайковского;
- освоение приема связного звукоизвлечения (легато) при подмене пальцев на одной клавише;
развивающие
- развивать интерес к изучению классической музыки;
- развивать исполнительскую культуру звукоизвлечения;
воспитательные
- воспитывать эстетический вкус через освоение классического музыкального произведения;
- воспитывать чувство такта в интерпретации музыкальной классики.
Планируемые результаты занятия:
предметные
- ученик осмысленно воспринимает, анализирует классическое музыкальное произведение;
- грамотно, используя музыкальную терминологию, характеризует музыкальный образ пьесы;
- технически верно исполняет штрихи в произведении, создает его динамику;
личностные
- ученик проявляет мотивацию к музыкально-исполнительской деятельности,
- выражает чувство гордости за высокий художественный уровень произведения, созданного российским композитором;
метапредметные
- ученик проявляет способность определять проблему, ставить учебные цели;
- умение действовать по алгоритму;
- осуществлять самоконтроль по результату действия.
Материально-техническое обеспечение занятия: фортепиано, стул, ноты пьесы П.И. Чайковского «Старинная французская песенка», ноутбук, презентация о жизни и творчестве П.И. Чайковского.
Методы работы: словесный, наглядный, практический, наблюдение за звучащей музыкой.
Педагогические технологии: развивающего обучения, информационно-коммуникационные.
Ход занятия:
Прослушивание «Старинной французской песенки» в исполнении педагога.
Обсуждение музыкального образа пьесы, выбор цветовой гаммы из палитры, представленной в презентации.
Чтение мелодии пьесы с листа.
Чтение аккомпанемента пьесы с листа.
Определение знакомых гармонических функций (тоника, доминанта, субдоминанта), тональности произведения.
Эскизное соединение мелодии с аккомпанементом под руководством педагога.
Работа над подменой пальца, совершенствование исполнения легато.
Повторное прослушивание пьесы (просмотр мультфильма с музыкой).
Домашнее задание: разучивать текст произведения, нарисовать музыкальный образ акварельными красками.
Заключение
Проведенное нами исследование позволяет сделать выводы, что цель курсовой работы достигнута, ее задачи решены.
Подтвердилась гипотеза о том, что в наше время, когда интегрируются самые различные явления общественной жизни, методика преподавания общего фортепиано в музыкальной школе - это область знания, соединяющая традиционные методы фортепианной педагогики и музыкально-педагогические инновации.
Мы уточнили определение методики преподавания общего фортепиано как фиксированной совокупности приемов практической деятельности педагога-пианиста, применение которых позволяет достичь запланированных результатов: воспитания эстетического вкуса ребенка, обогащения его художественного кругозора, развития самостоятельности, исполнительской воли, стремления к самосовершенствованию, формирования исполнительских навыков.
Рассматривая вопрос специфики методики преподавания общего фортепиано в музыкальной школе, мы обратили внимание на ее практическую направленность, оказание содействия ученику в освоении способов музицирования, предметной области, в которой он специализируется. Была обоснована необходимость корректировать объем учебного материала, уровня его сложности до уместных пределов.
В качестве психолого-педагогических основ методики преподавания общего фортепиано в музыкальной школе нами были определены:
- интенсивное становление мелкой моторики, значительные резервы музыкально-эстетического развития, способность усваивать более сложный материал по сравнению с уровнем традиционных программ по фортепиано, яркие творческие способности младших школьников;
- быстрая утомляемость, склонность к стереотипным действиям и стандартам поведения, желание «взрослости» младших подростков;
- избыток энергии, преувеличенное чувство достоинства, стремление показать свою успешность, быть популярными старших подростков.
В целом, согласно нашему пониманию проблемы, занятия в классе общего фортепиано детской школы искусств приведут к высокому результату, если на них создан позитивный эмоциональный настрой, используется новый и необычный материал, музыкально-дидактические игры.
Основными аспектами методики обучения игре на фортепиано ребенка-«непианиста» являются: принципиальные отличия в подготовленности к освоению искусства игры на фортепиано учащихся фортепианного отделения и других отделений ДШИ; необходимость знакомить детей с разнообразием фортепианной фактуры как ключевой момент обучения; акцент на ускоренном развитии гармонического и полифонического слуха; значительное обогащение репертуара, расширение музыкального кругозора юного музыканта; неразрывная связь теоретической подготовки с практикой исполнения; целесообразность ансамблевого музицирования на занятиях; выбор произведений в соответствии с индивидуальными особенностям детей; необходимость интенсификации обучения; формирование умения играть произведения кантиленного склада и др.; контроль образовательных результатов («зачетные вечера», проверка работы в классе, открытые концерты, экзамены).
Практика показала эффективность методик обучения юных музыкантов в классе общего фортепиано ДМШ, реализующих общекультурный, воспитательный подход; использование компьютерных технологий, музыкально-дидактических игр, освоение элементарной гармонии в доступной форме.
Цель курсовой работы достигнута, задачи решены.
Список литературы и источников
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. - М.: Музыка, 2006.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Аникиенко Е.В. Курс общего фортепиано: рабочая программа для ДМШ. 2-7 класс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.amumgk.ru/main/06school/04depart/dep05obshch_piano/ (Дата обращения: 07.10.2017)
Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб.: Каро, 2004.
Вера Горностаева: целый мир в фортепианном искусстве [Электронный ресурс] Режим доступа: http://propianino.ru/vera-gornostaeva-mir-v-fortepiannom-iskusstve (Дата обращения: 07.10.2017)
Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоции / Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
Драгайцева Д.Г. Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения: В детской музыкальной школе: авореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2005.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 1975.
Лиманская Е.П. «Я хочу играть без нот!». В 4-х тетрадях. - Самара, Изд-во «Дом печати», 1995.
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=9079 (Дата обращения: 07.10.2017)
Назарова Е.О., Гребенюк Е.В. Особенности научно-методического обеспечения общего и профессионального музыкального образования России конца XIX - начала XX вв. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. С. 251-262.
Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 2 [Зав. редакцией В.А. Салахетдинова]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994.
Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн.2. [Зав. редакцией В.А. Салахетдинова]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994.
Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 1 [Зав. редакцией В. А. Салахетдинова]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994.
Педагогический словарь. В 2-х т. Том 1. [Гл. ред. И.А. Каиров]. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
Политова О.Е. О начальном обучении в классе общего фортепиано учащихся младшего возраста (отделение общеэстетического образования) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/570269/ (Дата обращения 06.10.2017)
Ражников, В. Г. Путеводитель по Дневнику творческого развития. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: МЕЗАППИ, 2000.
Саишникова А.А. Курс общего фортепиано: рабочая программа для теоретического отделения ДМШ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.amumgk.ru/main/06school/04depart/dep05obshch_piano/ (Дата обращения: 07.10.2017)
Смирнов А. А. Избранные психологические труды: психология ребенка и подростка: В 2-х т. Т. 1 [Под ред. Б. Ф. Ломова]. - М., 1987.
Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. - М.: Музыка, 1994.
Хмунина Т.А. Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук;13.00.02 - М., 2004.
Цыпин Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bookz.ru/authors/gennadii-cipin/muzikal__944/1-muzikal__944.html (Дата обращения: 07.10.2017)
Философская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8661/%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%9A%D0%90 (Дата обращения 06.10.2017)
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
Философская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8661/%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%9A%D0%90 (Дата обращения 06.10.2017)
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. - М.: Музыка, 2006. С. 8.
Вера Горностаева: целый мир в фортепианном искусстве [Электронный ресурс] Режим доступа: http://propianino.ru/vera-gornostaeva-mir-v-fortepiannom-iskusstve (Дата обращения: 07.10.2017)
Хмунина Т.А. Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук;13.00.02 - М., 2004.
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=9079 (Дата обращения: 07.10.2017)
Цыпин Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bookz.ru/authors/gennadii-cipin/muzikal__944/1-muzikal__944.html (Дата обращения: 07.10.2017)
Назарова Е.О., Гребенюк Е.В. Особенности научно-методического обеспечения общего и профессионального музыкального образования России конца XIX - начала XX вв. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. С. 251-262.
Политова О.Е. О начальном обучении в классе общего фортепиано учащихся младшего возраста (отделение общеэстетического образования) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/570269/ (Дата обращения 06.10.2017)
Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн.2. [Зав. редакцией В. А. Салахетдинова]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994. - С. 104 - 111; Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Институт практической психологии; Воронеж : НПО МОДЭК, 1997. - С. 55 - 64.
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 1975. - С. 53 - 72, 159 - 173, 189 - 206.
Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 1 [Зав. редакцией В. А. Салахетдинова]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994. - С. 173.
Смирнов, А. А. Избранные психологические труды: психология ребенка и подростка: В 2-х т. Т. 1 [Под ред. Б. Ф. Ломова]. - М., 1987. - С. 163 - 185.
Педагогический словарь. В 2-х т. Том 1. [Гл. ред. И. А. Каиров]. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960.- С. 410 - 412.
Там же. - С. 334 - 335.
Ражников, В. Г. Путеводитель по Дневнику творческого развития. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: МЕЗАППИ, 2000.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: ВЛАДОС, 2000. С. 114-119.
Приводится по: Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 2 [Зав. редакцией В. А. Салахетдинова]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994. - С. 367 - 386.
Вилюнас, В. К. Основные проблемы психологической теории эмоции /Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С. 9.
Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 2 [Зав. редакцией В. А. Салахетдинова]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994. - С. 390.
Драгайцева Д.Г. Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения: В детской музыкальной школе: авореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2005.
Аникиенко Е.В. Курс общего фортепиано: рабочая программа для ДМШ. 2 - 7 класс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.amumgk.ru/main/06school/04depart/dep05obshch_piano/ (Дата обращения: 07.10.2017)
Саишникова А.А. Курс общего фортепиано: рабочая программа для теоретического отделения ДМШ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.amumgk.ru/main/06school/04depart/dep05obshch_piano/ (Дата обращения: 07.10.2017)
Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб.: Каро, 2004.
Лиманская Е.П. «Я хочу играть без нот!». В 4-х тетрадях. - Самара, Изд-во «Дом печати». 1995.
Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. - М.: Музыка, 1994.
2
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: ВЛАДОС, 2000.
3. Аникиенко Е.В. Курс общего фортепиано: рабочая программа для ДМШ. 2-7 класс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.amumgk.ru/main/06school/04depart/dep05obshch_piano/ (Дата обращения: 07.10.2017)
4. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музы-ке. - СПб.: Каро, 2004.
5. Вера Горностаева: целый мир в фортепианном искусстве [Электронный ресурс] Режим доступа: http://propianino.ru/vera-gornostaeva-mir-v-fortepiannom-iskusstve (Дата обращения: 07.10.2017)
6. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмо-ции / Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
7. Драгайцева Д.Г. Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения: В детской музыкальной школе: авореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2005.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 1975.
9. Лиманская Е.П. «Я хочу играть без нот!». В 4-х тетрадях. - Са-мара, Изд-во «Дом печати», 1995.
10. Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=9079 (Дата обращения: 07.10.2017)
11. Назарова Е.О., Гребенюк Е.В. Особенности научно-методического обеспечения общего и профессионального музыкального образования России конца XIX - начала XX вв. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. С. 251-262.
12. Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведе-ний: в 3-х кн. Кн. 2 [Зав. редакцией В.А. Салахетдинова]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994.
13. Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведе-ний. В 3-х кн. Кн.2. [Зав. редакцией В.А. Салахетдинова]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994.
14. Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведе-ний: в 3-х кн. Кн. 1 [Зав. редакцией В. А. Салахетдинова]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994.
15. Педагогический словарь. В 2-х т. Том 1. [Гл. ред. И.А. Каиров]. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
16. Политова О.Е. О начальном обучении в классе общего форте-пиано учащихся младшего возраста (отделение общеэстетического образования) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/570269/ (Дата обращения 06.10.2017)
17. Ражников, В. Г. Путеводитель по Дневнику творческого развития. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: МЕЗАППИ, 2000.
18. Саишникова А.А. Курс общего фортепиано: рабочая программа для теоретического отделения ДМШ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.amumgk.ru/main/06school/04depart/dep05obshch_piano/ (Дата обращения: 07.10.2017)
19. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: психология ребенка и подростка: В 2-х т. Т. 1 [Под ред. Б. Ф. Ломова]. - М., 1987.
20. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. - М.: Музыка, 1994.
21. Хмунина Т.А. Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в со-временной теории и практике преподавания музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук;13.00.02 - М., 2004.
22. Цыпин Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bookz.ru/authors/gennadii-cipin/muzikal__944/1-muzikal__944.html (Дата обращения: 07.10.2017)
23. Философская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим дос-тупа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8661/%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%9A%D0%90 (Дата обращения 06.10.2017)
24. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
Вопрос-ответ:
Каковы основные понятия методики преподавания общего фортепиано?
Основные понятия методики преподавания общего фортепиано включают в себя развитие музыкальности, техники игры на фортепиано, навыки теории и музыкального анализа, а также формирование исполнительской манеры и творческого мышления у учеников.
Какие психолого-педагогические основы лежат в основе методики преподавания общего фортепиано?
В основе методики преподавания общего фортепиано лежат психолого-педагогические принципы, такие как индивидуальный подход к каждому ученику, создание комфортной обстановки для обучения, использование игровых элементов и мотивационных приемов, развитие музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости.
Как относятся педагоги-музыканты к методике преподавания общего фортепиано в музыкальной школе?
Мнение педагогов-музыкантов о методике преподавания общего фортепиано в музыкальной школе разнится. Некоторые положительно оценивают ее эффективность и практическую значимость, отмечая достижение хороших результатов у учеников. Другие указывают на недостатки в организации учебного процесса и необходимость внедрения новых подходов и методов.
На что стоит обратить внимание при практической работе по изучению методики преподавания общего фортепиано?
При практической работе по изучению методики преподавания общего фортепиано стоит обратить внимание на выбор литературы и материалов для уроков, разработку индивидуальных планов занятий, а также на организацию педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Какие теоретические аспекты затрагиваются в проблеме методики преподавания общего фортепиано в музыкальной школе?
В проблеме методики преподавания общего фортепиано в музыкальной школе затрагиваются теоретические аспекты, такие как понятие методики преподавания общего фортепиано, психолого-педагогические основы методики, а также мнение педагогов-музыкантов об этой методике.
Какие основные понятия входят в методику преподавания общего фортепиано?
В методику преподавания общего фортепиано входят такие основные понятия, как техника игры, музыкальное воспитание, развитие слуха, чтение нот, артикуляция и интерпретация произведений.
Какие психолого-педагогические основы используются в методике преподавания общего фортепиано в музыкальной школе?
В методике преподавания общего фортепиано в музыкальной школе используются такие психолого-педагогические основы, как индивидуальный подход к каждому ученику, учет возрастных особенностей, использование игровой формы обучения, развитие творческого мышления.
Как относятся педагоги-музыканты к методике преподавания общего фортепиано в музыкальной школе?
Мнение педагогов-музыкантов о методике преподавания общего фортепиано в музыкальной школе может быть разным. Некоторые педагоги считают, что традиционные методики эффективны и должны сохраняться, в то время как другие выступают за новые методы и подходы к обучению.