Особенности межбюджетных взаимоотношений в России.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 10.11.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Теоретические основы межбюджетных отношений и бюджетного федерализма
1.1. Содержание и принципы бюджетного федерализма
1.2. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения
1.3. Бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в регулировании межбюджетных отношений
2. Характеристика межбюджетных отношений в Алтайском крае
2.1. Распределение доходов в крае
2.2. Характеристика межбюджетных отношений Алтайского края и муниципальных образований
3. Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений в России
Заключение
Список использованных источников
Также одной из основных причин является недостаточно эффективная система распределения межбюджетных трансфертов между регионами, не стимулирующая регионы усиленно работать в плане оптимизации своих финансово-хозяйственных ресурсов и поощряющая иждивенчество. Конечно, определенные позитивные сдвиги в данном направлении есть, но они все еще недостаточны, чтобы в ближайшее время существенно изменить ситуацию к лучшему.
Даже в бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию прямо указывается на то, что пока не найден оптимальный баланс между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для развития экономического и налогового потенциала регионов, снижения уровня дотационности, повышения ответственности за принимаемые на местах решения. Также в данном послании обращается внимание, что с трудом преодолеваются традиции централизованного регулирования доходов и расходов местных бюджетов. Имеются факты оплаты расходных обязательств муниципальных образований напрямую их бюджетов субъектов РФ. Устранение муниципальных образований от реализации их собственных полномочий приводит к размыванию ответственности, отсутствию стимулов у муниципальных образований к поиску более эффективных способов реализации этих полномочий. И, вообще, до настоящего времени в большинстве регионов не решена задача закрепления за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ.
На наш взгляд, система межбюджетных трансфертов должна быть ориентирована не на само по себе выравнивание в плане реализации финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов и снижения уровня различий в их социально-экономическом развитии, а на выравнивание социально-экономической базы действительно нуждающихся регионов, отсталость которой является причиной финансовой несостоятельности этих регионов. Должна быть создана четкая нормативно-правовая основа и система, объективно оценивающая усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы. Эффективное стимулирование регионов в данном плане должно привести со временем к снижению или ликвидации отсталости социально-экономической базы, что приведет к существенному сокращению дотационных регионов. Таким образом выделять необходимо трансферты дифференцированно и не просто исходя из нуждаемости, а под программы лучшего использования внутренних возможностей регионов в интересах их самостоятельного развития и при условии последующего снижения дотаций, а также проведения политики рыночных реформ.
Все это, конечно, невозможно без увязки с налоговой политикой, которая в последнее время направлена, наоборот, на централизацию. Конечно, есть много моментов, когда усиление централизации оправданно. На наш взгляд, она была оправданна в 90-х и начале 2000-х годов, когда налогооблагаемая база страны была очень слаба, были сильны сепаратистские настроения в регионах и началась политика по укреплению вертикали власти. Но в последние годы, когда страна была в состоянии интенсивного экономического роста, такая политика неоправданна. Да и с вертикалью власти федеральные власти явно «перегнули палку». Россия все сильнее и сильнее приобретает черты унитарного государства.
Но начавшийся не так давно мировой финансовый кризис, скорее всего вряд ли даст направить налоговое законодательство в сторону децентрализации. По крайней мере, на наш взгляд, централизация не должна ни в коем случае дальше усиливаться. Тем более что мы придерживаемся оптимистических взглядов.
На наш взгляд, также необходимо обеспечивать определенные финансовые преимущества для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.
Также необходимо применять систему санкций как за нарушение сроков и размеров перечислений предусмотренных средств из республиканских и региональных бюджетов в федеральный, так и за нарушение сроков и размеров предоставления финансирования из федерального бюджета регионам и бюджетным организациям.
К позитивным итогам преобразований в федеративных отношениях, осуществляемых в последние годы, следует отнести начавшийся процесс совершенствования федеративной административно-территориальной структуры государства, а именно, укрупнение регионов. Само количество субъектов Федерации чрезвычайно велико, в мире нет подобного аналога федеративного государства. Очевидно, что в условиях достаточно централизованной системы управления экономикой и социальной сферой в России, это сказывается на качестве государственного управления (естественно, не в лучшую сторону). И, наконец, существует очень сложная проблема, как было ранее сказано, асимметричности российского федерализма в плане экономического «неравенства регионов». Укрупнение регионов должно несколько снизить эту ассиметричность и тем самым облегчить процесс межбюджетного выравнивания.
Конечно, данный процесс должен проходить на взаимовыгодной основе и не может, да и не должен затрагивать республики, области, округа, построенные по национальному признаку.
Что касается дальнейшего развития межбюджетных отношений, то мы, несмотря на сегодняшние трудности в данном направлении, придерживаемся все-таки оптимистических взглядов.
Реформирование межбюджетных отношений в ближайшие 3-4 года будет идти в том направлении, которое определено в «Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 гг» и бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, хотя не так быстро и эффективно, как бы этого хотелось.
В данной Концепции определены следующие основные задачи:
1) укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;
2) создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты;
3) создание стимулов для улучшения качества управления региональными и муниципальными финансами;
4) повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов;
5) оказание методологической и консультационной помощи субъектам Федерации в целях повышения эффективности и качества управления региональными и муниципальными финансами, а также в целях реализации реформы местного самоуправления.
В Бюджетном послании определены следующие основные задачи на 2008-2010 годы:
- превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетов всех уровней
- дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования.
Таким образом, основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России должны стать:
1) укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;
2) укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;
3) создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы;
4) введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности
5) обеспечение определенных финансовые преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.
Так как мы придерживаемся оптимистических взглядов, то дальнейшее развитие межбюджетных отношений пойдет именно по направлениям, указанным выше.
Заключение
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.
Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения между бюджетами различных уровней в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве.
Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются:
1) проблема несоответствия доходов региональных и местных бюджетов расходным обязательствам региональных и местных органов власти;
2) недостаточно эффективная нормативно-правовая основа, регулирующая межбюджетные отношения;
3) чрезмерная межрегиональная дифференциация регионов в плане социально-экономического развития;
4) неэффективная система распределения финансовой помощи нуждающимся регионам и муниципалитетам посредством межбюджетным трансфертов, поощряющая иждивенческие настроения и отбивающая у регионов-доноров совершенствовать свою финансово-экономическую деятельность.
Основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России должны стать:
1) укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;
2) укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;
3) создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы;
4) введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности;
5) обеспечение определенных финансовые преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.
Что касается дальнейшего развития межбюджетных отношений, то мы, несмотря на сегодняшние трудности в данном направлении, придерживаемся все-таки оптимистических взглядов.
Процесс реформирования межбюджетных отношений в ближайшие 3-4 года будет идти в следующих направлениях:
1) укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;
2) создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты;
3) создание стимулов для улучшения качества управления региональными и муниципальными финансами;
4) повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов.
Список использованных источников
Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. Учебник – М.: Изд-во «КноРус», 2009. – 640 с.
Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. пособие/ И.А. Коноплева, С.П. Головач. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 352 с.
Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. Изд-во Дашков и К. – М.: 2006
Алешин С.М., Нефедов В.П. Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях. - М.: Финансы, 2008.
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2008.- 544 с.
Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 30.09.2010)// www.consultant.ru.
Войтишкина А.Л. Государственный бюджет: учебное пособие для ВУЗов. - М.: НОРМА, 2007. – 456 с.
Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. "Прогресс - Академия" - М.: 2007.
Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. –340 с.
Грицюк Т.В. Фискальный федерализм и межбюджетные отношения: Учебник- М.: Финансы и статистика, 2004.- 325с.
Гусев С.И. Управление Федерального Казначейства по Алтайскому краю: Пособие для государственных служащих Управления Федерального Казначейства по Алтайскому краю.- Барнаул.: ООО «Печатный двор», 2008.-176с.
Завьялов Д.Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики // Финансы -2008-№3-стр.11-14.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//www.constitution.ru
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.09.2010)// www.consultant.ru.
Нешитой А.С. Финансы. Учебник.- 8-е изд., перераб. и доп. – М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 512 с.
Поляков Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям.-М.:ЮНИТИДА-ДАНА,2007.-703с.
Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М. 2008.-369c.
Силуанов А.Г. Финансовая помощь из федерального бюджета // Бюджет. 2004. № 3. С. 11.
Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики: Науч.-практич.пособие.-М.: Дело, 2004.-231с.
Федоров В.А. Бюджетный процесс в России: этапы становления, перспективы развития, роль органов Федерального казначейства. М: Хабаровск, 2004 г. – 345 с.
Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/Под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 703с.
Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист 2004 №4 стр.10-14.
Шишлов А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты//Финансы – 2007 - №11 – с. 10-13.
Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/Под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 703с.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.09.2010)// www.consultant.ru.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.09.2010)// www.consultant.ru.
Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 30.09.2010)// www.consultant.ru.
Там же.
Шишлов А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты//Финансы – 2007 - №11 – с. 10-13.
Нешитой А.С. Финансы. Учебник.- 8-е изд., перераб. и доп. – М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 512 с.
2
1.Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. Учебник – М.: Изд-во «КноРус», 2009. – 640 с.
2.Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. пособие/ И.А. Коноплева, С.П. Головач. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 352 с.
3.Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. Изд-во Дашков и К. – М.: 2006
4.Алешин С.М., Нефедов В.П. Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях. - М.: Финансы, 2008.
5.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2008.- 544 с.
6.Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 30.09.2010)// www.consultant.ru.
7.Войтишкина А.Л. Государственный бюджет: учебное пособие для ВУЗов. - М.: НОРМА, 2007. – 456 с.
8.Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. "Прогресс - Академия" - М.: 2007.
9.Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. –340 с.
10.Грицюк Т.В. Фискальный федерализм и межбюджетные отношения: Учебник- М.: Финансы и статистика, 2004.- 325с.
11.Гусев С.И. Управление Федерального Казначейства по Алтайскому краю: Пособие для государственных служащих Управления Федерального Казначейства по Алтайскому краю.- Барнаул.: ООО «Печатный двор», 2008.-176с.
12.Завьялов Д.Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики // Финансы -2008-№3-стр.11-14.
13.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//www.constitution.ru
14.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.09.2010)// www.consultant.ru.
15.Нешитой А.С. Финансы. Учебник.- 8-е изд., перераб. и доп. – М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 512 с.
16.Поляков Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям.-М.:ЮНИТИДА-ДАНА,2007.-703с.
17.Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М. 2008.-369c.
18.Силуанов А.Г. Финансовая помощь из федерального бюджета // Бюджет. 2004. № 3. С. 11.
19.Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики: Науч.-практич.пособие.-М.: Дело, 2004.-231с.
20.Федоров В.А. Бюджетный процесс в России: этапы становления, перспективы развития, роль органов Федерального казначейства. М: Хабаровск, 2004 г. – 345 с.
21.Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/Под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 703с.
22.Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист 2004 №4 стр.10-14.
23.Шишлов А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты//Финансы – 2007 - №11 – с. 10-13.
Вопрос-ответ:
Что такое межбюджетные отношения?
Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между бюджетами разных уровней (федеральный, региональный, муниципальный), основаны на распределении доходов и расходов между ними. Это сложный и многогранный процесс, который регулируется законодательством и выполняется на основе принципов бюджетного федерализма.
Какова роль бюджетного федерализма в межбюджетных отношениях?
Бюджетный федерализм - это система управления финансовыми ресурсами внутри страны, которая предусматривает делегирование полномочий и ответственности между различными уровнями власти. Он играет важную роль в межбюджетных отношениях, так как определяет принципы распределения доходов и расходов между федеральным, региональным и муниципальным бюджетами.
Какая нормативно-законодательная база регулирует межбюджетные отношения в России?
Межбюджетные отношения регулируются целым рядом законов и нормативных актов в России. К ним относятся, например, Федеральный закон "О межбюджетных отношениях", Федеральный закон "О местном самоуправлении", а также другие нормативные акты, которые устанавливают правила распределения доходов и расходов между бюджетами разных уровней.
Какие полномочия имеют органы государственной власти и местного самоуправления в регулировании межбюджетных отношений?
Органы государственной власти и местного самоуправления имеют определенные полномочия в регулировании межбюджетных отношений. Например, федеральные органы власти определяют общие принципы и правила распределения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, а региональные и муниципальные органы самоуправления могут устанавливать дополнительные правила и нормы внутри своих территорий.
Какие теоретические основы лежат в основе межбюджетных отношений и бюджетного федерализма?
Теоретическими основами межбюджетных отношений и бюджетного федерализма являются принципы равенства и субсидиарности, которые определяют распределение бюджетных полномочий между центральным и региональными уровнями власти, а также принципы финансовой самостоятельности и балансирования, которые обеспечивают финансовую устойчивость регионов и сбалансированность их бюджетов.
Какая нормативно-законодательная база регламентирует межбюджетные отношения?
Межбюджетные отношения в России регламентируются Федеральным законом "О бюджетной системе Российской Федерации", а также рядом других федеральных законов, которые определяют порядок формирования и распределения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы.
Какие бюджетные полномочия имеют органы государственной власти и местного самоуправления в регулировании межбюджетных отношений?
Органы государственной власти имеют право формировать и утверждать федеральный бюджет, а также регулировать распределение доходов и расходов между центральным и региональными бюджетами. Органы местного самоуправления осуществляют формирование и утверждение местных бюджетов, а также регулирование распределения доходов и расходов между местными бюджетами и бюджетами муниципальных образований.
Как осуществляется распределение доходов в Алтайском крае?
В Алтайском крае доходы распределяются между краевым бюджетом и муниципальными бюджетами. Часть доходов поступает от федерального бюджета, часть - от областного бюджета, а также есть доходы, формируемые самим краем.
Какие характеристики межбюджетных отношений в Алтайском крае можно выделить?
В Алтайском крае характерным является распределение доходов между краевым бюджетом и муниципальными бюджетами, а также наличие различных источников доходов, включая федеральный и областной бюджеты, а также доходы, формируемые самим краем.
Какие теоретические основы лежат в основе межбюджетных отношений и бюджетного федерализма?
Теоретическими основами межбюджетных отношений и бюджетного федерализма являются принципы горизонтального и вертикального разделения власти, принцип налоговой и финансовой прозрачности, а также принцип стабильности и предсказуемости межбюджетных отношений.