Расчет эксплуатационных свойств и агрегатов автомобиля ЛАЗ-4202

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Детали машин
  • 48 48 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 14.11.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5
1 Расчет эксплуатационных свойств автобуса 8
1.1 Тягово-скоростные свойства автобуса 8
1.2 Топливная экономичность автомобиля 16
1.3 Тормозные свойства автомобиля 19
1.4 Устойчивость автомобиля 25
1.5 Управляемость автомобиля 28
1.6 Маневренность 31
1.7 Плавность хода 32
2 Прочностной расчет рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130 35
2.1 Характеристика рулевого управления ЗИЛ-130 35
2.2 Определение расчетного нагрузочного режима 36
2.3 Силовой расчет рулевого механизма 38
2.4 Рулевой вал 42
2.5 Вал рулевой сошки 43
2.6 Рулевая сошка 43
2.5 Поперечная тяга 44
2.7 Шаровой палец рулевого наконечника 45
2.8 Крестовина карданного шарнира неравных угловых скоростей 46
Список использованной литературы 48

Фрагмент для ознакомления

Гц; Гц.Рисунок 1.8 – Зависимость резонансных скоростей от длины неровностейПомимо свободных, автомобиль совершает и вынужденные колебания, вызываемые неровностями дороги. Частота этих колебаний, Гц, определяется из выражения:ωвын = Va/S,где Va – скорость автомобиля, м/с;S – длина волн неровностей, м. На дорогах с твёрдым покрытием S = 0,5…5 м.Используя зависимость Va = ωS, строится зависимость резонансных скоростей автомобиля от длины неровностей V = f(S) для частот собственных колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс (рис. 1.8).2прочностной расчетрулевого управления автомобиля ЗИЛ-1302.1 Характеристика рулевого управления ЗИЛ-130АвтомобильЗИЛ-130оборудованрулевым управлениемс гидроусилителем, объединенным в один агрегат с рулевым механизмом (рис. 2.1). Гидроусилитель рулевого управления ЗИЛ-130 уменьшает усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота передних колес, смягчает удары, возникающие из-за неровностей дороги, и повышает безопасность движения, позволяя сохранить контроль за направлением движения автомобиля в случае разрыва шины переднего колеса.Рисунок 2.1 – Устройство рулевого механизма типа «винт – шариковая гайка – рейка – сектор» ЗиЛ-130:1 – крышка цилиндра; 2 – картер; 3 – поршень-рейка; 4 – винт; 5 – шариковая гайка; 6 – желоб; 7 – шарики; 8 – промежуточная крышка; 9 – золотник; 10 – корпус клапана управления; 11 – гайка; 12 – верхняя крышка; 13 – пружина плунжера; 14 – плунжер; 15 – стопорный винт; 16 – зубчатый сектор; 17 – вал; 18 – сошка; 19 – боковая крышка; 20 – стопорное кольцо; 21 – регулировочный винт; 22 – шаровой палецДетали рулевого механизма ЗиЛ-130 изготавливаются из следующих материалов [5]:винт 4, гайка 5 и вал 17 – из стали 25ХГТ;желоба 6 шариковой гайки – из стали 08;золотник и плунжеры (6 пар) распределителя – из стали 15Х;стопорный винт 15 шариковой гайки – из стали 40Х;втулка вала 17 – из бронзы БрОЦС-4-4-2,5;корпус 10 распределителя – из серого чугуна СЧ 15-32;картер 2 редуктора – из ковкого чугуна КЧ-35-10.Шарики 7 (зав. № 306266-П) изготавливаются по ГОСТ 3722- 81 из подшипниковой стали (ГОСТ 801-78 и 4727-67) с твёрдостью поверхности HRC 62…66 и перед сборкой сортируются на 14 групп с разноразмерностью не более 2 мкм.2.2 Определение расчетного нагрузочного режимаЗа расчетный принимается нагрузочный режим, при котором расчетное усилие, прикладываемое к рулевому колесу, будет наибольшим. Выбор производится из трех режимов нагружения.Первый расчетный режим: задается расчетное усилие на рулевом колесе: для грузовых автомобилей – FРК = 700 Н.Второй расчетный режим: расчетное усилие на рулевом колесе определяется при наибольшем моменте сопротивления MC повороту управляемых колес (поворот на месте на сухом асфальтобетонном покрытии):,гдеUPM – передаточное число рулевого механизма (для грузовых автомобилей принимаем UPM = 23);UPП – передаточное число привода – величина, переменная по ходу поворота, но изменяется в небольших пределах, принимаем UPП = 1,0;RРК – радиус рулевого колеса (по заданиюRРК = 250 мм = 0,25 м);РМ – прямой КПД рулевого механизма (усилие передается от вала рулевого колеса к сошке), который принимаем РМ = 0,82.Момент сопротивления колес повороту их на месте может быть определен по одной из рекомендуемых формул, например, по полуэмпирической формуле В.Е. Гауха: Н·м,где0 – коэффициент сцепления колеса с дорогой при повороте на месте (0 = 0,9…1,0);G1 – нагрузка на управляемые колеса, Н (при распределении полной массы автомобиля на передний мост 2575 кг G1 = 2575·9,81 = 25260,8 Н);pш – давление в шине, МПа (принимаем pш = 0,45 МПа);MC – момент сопротивления колес повороту, Н·м.Тогда Н.Третий расчетный режим: Расчетное усилие FPК определяется для режима интенсивного торможения. Следует представлять себе, что в данном режиме максимальными нагрузками на детали рулевого управления будут в случае, когда коэффициент сцепления под одним колесом максимальный, а под другим – равен нулю. Причем в зависимости от того, какое из колес тормозится, нагружаются тормозным моментом разные элементы рулевого управления.В этом режиме расчетное усилие,гдеFτ – максимальная тормозная сила на колесе, Н; Н;m – коэффициент перераспределения масс при торможении определяются из уравнения;;hg, b – координаты центра масс проектируемого автомобиля, высота и расстояние до оси задних колес (берутся по прототипу: hg, = 0,84 м; b = 0,98 м);L – плечо действия тормозной силы; – коэффициент сцепления колеса с дорогой, 0,8.Тогда Н.Дальнейшие расчеты на прочность деталей рулевых механизмов и привода к управляемым колесам ведутся по расчетному усилию на рулевом колесе FРК = 526,0 Н для наиболее нагруженного режима.Следует учесть, что если FРК 150…200 Н, то требуется установка рулевого усилителя.2.3 Силовой расчет рулевого механизмаПриступая к расчету винтореечного рулевого механизма, следует, ориентируясь на размеры рулевого механизма прототипа, задаться величиной rн = 80 мм (по заданию) радиуса начальной окружности сектора и, исходя из принятой ранее величины передаточного числа UPM = 23,0, определить величины шага винта р (винтового канала) по формуле мм.Значение диаметра шарика dш = 7,144 мм указано в задании.Число шариков в одном виткеz = 24 (по заданию)Радиальная нагрузка на один шарик Fш,гдеn = 3 – число рабочих витков (по заданию);к – угол контакта шариков в беговой канавке (к = 45°).Усилие, действующее вдоль оси винта, FOC (рис. 3), находится при воздействии на рулевое колесо расчетного усилия FPK и дополнительно нагружаются силой FC от силового цилиндра:,гдеMC – крутящий момент на валу сошки Н·м.Величина FC определяется через диаметр силового цилиндра усилителя Dгц = 90 мм и максимальное давление жидкости в усилителе, которым можно задаваться, ориентируясь на усилитель рулевого управления автомобиля – прототипа. Н.Таким образом: Н; Н.Винты выполняем однозаходными, с шагом р = 9,1 мм. В винтовом рулевом механизме на прочность рассчитывают зубья сектора и винт. Зубья сектора проверяют на изгиб и контактную прочность.Напряжения при изгибе,гдеFC – окружное усилие, действующее на зуб сектора, FCFOC;в – ширина сектора (принимается из компоновочных соображений в = 10 мм);kF = 1,1 – коэффициент нагрузки, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии;yF = 1,2 – коэффициент формы зуба.Коэффициенты kF, yF определяются в соответствии с ГОСТ 21354-75.Задаваясь величиной [и] = 250 МПа из формулы (2.12), определяем величину модуля m зацепления сектора и рейки, обеспечивающую достаточную прочность зуба на изгиб. мм.Контактные напряжения смятия находятся по известной зависимости Герца-Беляева: МПа,где – угол зацепления; = 20;Е – модуль упругости первого рода (Е = 2,1·105 МПа;rн – радиус начальной окружности сектора;FCFOC – сила в зацеплении рейка – сектор. МПа.У винта наиболее нагруженным является сечение, расположенное в середине между подшипниковыми опорами. Осевая FОС и радиальная Fr силы, действующие в зацеплении рейка – сектор, (рис. 2.2а, б) вызывают в опасном сечении 1-1 винта напряжение изгиба:,гдеFrFОСtg = 7551,1·tg20° = 2748,4 Н;a, – соответственно расстояние от оси винта до полюса зацепления и угол зацепления в паре рейка – сектор ( 20);l = 145 мм – расстояние между опорами винта;Wи – момент сопротивления изгибу сечения винта по внутреннему диаметру канавки; Wи ≈ 0,1.Рисунок 4 – Схема действия сил в зацеплении рейка – сектор (а, б) и параметры профилей канавок винта и гайки (в)Внутренний диаметр канавкиdк = 7,156 мм (по заданию)Средний диаметр винтового канала мм.Радиус желоба мм.Смещение центров профилей канавок относительно центров шариков и среднего диаметра винтового канала мм.ТогдаWи = 0,1·8,543 = 62,3 мм3. МПаОсевая сила FОС вызывает в опасном сечении также нормальные напряжения сжатия (растяжения): МПа,гдеS – площадь опасного сечения винта по внутреннему диаметру канавки d1.Помимо нормальных напряжений в опасном сечении винта от момента завинчивания MЗ винта в шариковую гайку возникают касательные напряжениягде – угол подъема винтовой линии;f – коэффициент трения качения в паре винт – гайка;Wк – момент сопротивления кручению сечения винта.Wк = 0,2 = 0,2·8,543 = 124,6 мм3.Расчет на прочность винта, находящегося в сложном напряженном состоянии (деформации изгиба, сжатия (растяжения), кручения) следует вести по эквивалентному напряжению:; < МПа.гдеT – предел текучести материала винта; T = 700 ÷ 1100 МПа.Назначаем материал винта рулевого механизма, гайки, рейки, сектора, вала сошки – сталь 25ХГТ.Рабочие поверхности цементируют и калят до 52…62 HRC. Изготовление шариков для пары винт – шариковая гайка производится из стали 12Х2Н2А.На основании расчетов выполняем сборочный чертеж рулевого механизма.2.4 Рулевой валРулевой вал (полый) нагружается моментом:Напряжение кручения полого вала:где - наружный диаметр вала,м;- внутренний диаметр вала, м.Вычисленное значение напряжения кручения рулевого вала не превышает допустимое [] = 100 МПа, значит в изменении параметров рулевого вала нет необходимости.2.5 Вал рулевой сошкиНапряжение кручения вала сошки при наличии усилителя [7]:где d - диаметр вала сошки.Материал вала сошки - сталь 30, 18ХГТ, 20ХНЗА.; [ τ ] = 300...350 МПа.2.6 Рулевая сошкаРулевая сошка(рис. 2.3). Изгиб и кручение – основные виды напряжения.Расчет ведут на сложное сопротивление. Шлицы рассчитывают на срез. Усилие на шаровом пальце сошки, вызывающее изгиб и кручение (при наличии встроенного усилителя) [7]:Напряжение изгиба в опасном сечении А-А [7]:Напряжение кручения [7]:Рисунок 2,3–Расчетная схема рулевой сошкигде WИ и WК - соответственно осевой и полярный моменты сопротивления опасного сечения.Эквивалентное напряжение рассчитывается по одной из теорий прочности. Материал сошки: сталь 30, 18ХГТ; [WЭ ] = 300...400 МПа.2.5 Поперечная тягаУсилие, передаваемое шестерней на рейку Рх , вызывает напряжение сжатия и продольный изгиб тяги [7]:где F – площадь поперечного сечения:где d - диаметр сечения тяги;Критическое напряжение при продольном изгибегде L - длина тяги, м;E - продольный модуль упругости, МПа;J- момент инерции сечения тяги.L = 0,3мЗапас устойчивостиЗапас устойчивости , что удовлетворяет условию 2.7 Шаровой палец рулевого наконечникаНапряжение среза при площади сечения шарового пальца у основания: где - площадь сечения шарового пальца у основания:где - диаметр шарового пальца2.8 Крестовина карданного шарнира неравных угловых скоростейШипы крестовины испытывают на напряжения изгиба и смятия, а крестовина – напряжение разрыва. Расчеты ведут по формулам [3]:Рисунок2.4– Расчетная схема карданного шарнира неравных угловых скоростейНапряжение изгиба шипа крестовины: - условие напряжения изгиба крестовины выполняется.Напряжение среза шипа крестовины: - условие напряжения среза крестовины выполняется.Напряжение крестовины на разрыв в прямоугольном сечении А-А площадью F:b = 10,0005 мм; h = 20 мм. - условие напряжения на разрыв крестовины выполняется.Список использованной литературыАвтомобили: Теория эксплуатационных свойств: Учеб.для вузов/Под ред. А.М. Иванова. - М.: Академия, 2014. - 176 с.Вахламов В. К. Техника автомобильного транспорта: Подвижной состав и эксплуатационные свойства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2004. – 528 с.Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие для машиностроительных специальных вузов. - М.: Высшая школа, 1985 - 416 с., илАнурьев В. И. Справочник конструктора – машиностроителя в 3-х т. Т.3. – 5 изд., переработанное и дополненное. – М. Машиностроение, 1980. – 559 с, ил. Осепчугов В. В., Фрумкин А. К. Автомобиль: Анализ конструкции, элементы расчета. - М: Машиностроение, 1979. – 557 с.Кригер А. М. Шасси автомобиля ЗИЛ-130. - М: Машиностроение, 1973. - 400 с. В. Ф. Яркеев. Методические указания к курсовому проектированию для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» по дисциплине «Автомобили» Часть 2.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автомобили: Теория эксплуатационных свойств: Учеб.для вузов/Под ред. А.М. Иванова. - М.: Академия, 2014. - 176 с.
2. Вахламов В. К. Техника автомобильного транспорта: Подвижной состав и эксплуатационные свойства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2004. – 528 с.
3. Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие для машиностроительных специальных вузов. - М.: Высшая школа, 1985 - 416 с., ил
4. Анурьев В. И. Справочник конструктора – машиностроителя в 3-х т. Т.3. – 5 изд., переработанное и дополненное. – М. Машиностроение, 1980. – 559 с, ил.
5. Осепчугов В. В., Фрумкин А. К. Автомобиль: Анализ конструкции, элементы расчета. - М: Машиностроение, 1979. – 557 с.
6. Кригер А. М. Шасси автомобиля ЗИЛ-130. - М: Машиностроение, 1973. - 400 с.
7. В. Ф. Яркеев. Методические указания к курсовому проектированию для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» по дисциплине «Автомобили» Часть 2.

Вопрос-ответ:

Какие эксплуатационные свойства имеет автобус ЛАЗ 4202?

Автобус ЛАЗ 4202 обладает следующими эксплуатационными свойствами: тягово-скоростные свойства, топливная экономичность, тормозные свойства, устойчивость, управляемость, маневренность и плавность хода.

Какие тягово-скоростные свойства имеет автобус ЛАЗ 4202?

Автобус ЛАЗ 4202 обладает хорошими тягово-скоростными свойствами, обеспечивая достаточную мощность и скорость при движении на различных типах дорог и под разной нагрузкой.

Какая топливная экономичность у автомобиля ЛАЗ 4202?

Автобус ЛАЗ 4202 отличается высокой топливной экономичностью, что позволяет снизить затраты на топливо и обеспечивает экономичность в эксплуатации.

Какие тормозные свойства имеет автомобиль ЛАЗ 4202?

Автобус ЛАЗ 4202 оборудован эффективной системой тормозов, которая обеспечивает надежное и безопасное торможение при любых условиях эксплуатации.

Какая устойчивость у автомобиля ЛАЗ 4202?

Автобус ЛАЗ 4202 обладает высокой устойчивостью, обеспечивая стабильность движения даже при экстремальных условиях или при перевозке больших пассажирских нагрузок.

Какие эксплуатационные свойства имеет автобус ЛАЗ 4202?

Автобус ЛАЗ 4202 имеет хорошие эксплуатационные свойства, включая тягово-скоростные свойства, топливную экономичность, тормозные свойства, устойчивость, управляемость, маневренность и плавность хода. Благодаря этим свойствам, автобус ЛАЗ 4202 является надежным и комфортным транспортным средством.

Какие тягово-скоростные свойства имеет автобус ЛАЗ 4202?

Автобус ЛАЗ 4202 обладает хорошими тягово-скоростными свойствами. Благодаря мощному двигателю и оптимально подобранной трансмиссии, он способен развивать достаточно высокую скорость и эффективно преодолевать подъемы. Это делает его подходящим для работы в различных условиях дороги.

Какова топливная экономичность автомобиля ЛАЗ 4202?

Автомобиль ЛАЗ 4202 обладает высокой топливной экономичностью. Благодаря усовершенствованной системе впрыска топлива и эффективной работе двигателя, он потребляет минимальное количество топлива. Это позволяет сэкономить на затратах на топливо и снизить эксплуатационные расходы.