Признание гражданина безвестно отсутствующим

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 27.11.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Понятие, основания и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, объявления гражданина умершим 5
1.1 Понятие, основания и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 5
1.2 Понятие, основания и правовые последствия объявления гражданина умершим 11
Глава 2. Стадии и классификация безвестного отсутствия граждан 18
2.1 Стадии безвестного отсутствия граждан 18
2.2 Классификация безвестного отсутствия граждан 23
Заключение 26
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

Способы происхождения безвестного отсутствия также могут носить смешанный характер (наличие многих факторов);
2) по субъектному составу:
дееспособные безвестно отсутствующие; недееспособные безвестно отсутствующие;
безвестно отсутствующие, имеющие место жительства (регистрацию);
безвестно отсутствующие, не имеющие определенного места жительства – бомжи и т. д.;
наличие обременяющих обстоятельств – алименты, кредиты, долги и т. д.;
отсутствие обременяющих обстоятельств;
безвестное отсутствие гражданина, связанное с исполнением служебных обязанностей – военнослужащие, чиновники, адвокаты и т. д.;
безвестное отсутствие гражданина, не связанное с исполнением служебных обязанностей;
3) по целям, для которых необходимо признание безвестно отсутствующим:
установление доверительного управления имуществом (возможно до принятия решения о безвестном отсутствии);
приватизация имущества;
расторжение брака (подача заявления о расторжении брака возможна и до вынесения решения о безвестном отсутствии);
усыновление детей.
4) по правовым последствиям:
гражданин признан безвестно отсутствующим;
гражданин объявлен умершим.
Представляемая классификация является попыткой определить основания, выявить различие между качествами, характеристиками, свойственными безвестному отсутствию граждан.
Учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
– деление периода безвестного отсутствия на стадии представляется имеющим теоретическое и практическое значение. Выделение стадии «пропажа без вести лица» обусловлено тем, что явление пропажи лица обнаруживает себя в момент исчезновения лица, а также совершением определенных действий в отношении пропавшего без вести лица. Предложение следующей стадии «вынесение судебного решения» обусловлено совершением определенных действий в отношении пропавшего без вести лица;
– классификация безвестного отсутствия граждан определяет основания, выявляет различия между качествами, характеристиками правового явления. Это позволяет выявить особенности безвестного отсутствия граждан и создает представления о данном правовом явлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Признание безвестно отсутствующим или объявление умершим возможно только по суду и лишь при наличии юридического состава из следующих юридических фактов:
длительное отсутствие лица в месте его постоянного проживания;
отсутствие сведений о месте его нахождения и невозможность их получения всеми доступными средствами;
истечение установленных законом сроков с момента получения последних известий о месте нахождения данного лица.
Закон не обязывает заинтересованных лиц разыскивать отсутствующего. При наличии данных о преднамеренности отсутствия лица в месте постоянного жительства (лицо скрывается от возмещения причиненного ущерба, уплаты алиментов, в связи с совершенным преступлением) суд должен воздержаться от признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим.
Признание гражданина безвестно отсутствующим может иметь место при установлении определенных условий:
гражданин отсутствие гражданина на протяжении года в месте его постоянного проживания;
отсутствие ведомостей о месте нахождения гражданина в месте его постоянного проживания на протяжении того же срока;
неизвестность места пребывания невозможно устранить с помощью соответствующих мер.
Правовое регулирование безвестного отсутствия не лишено недостатков, соответствующие нормы подлежат дальнейшему совершенствованию, что требует всестороннего изучения данного правового института в рамках такого рода исследований.
Деление периода безвестного отсутствия на стадии представляется имеющим теоретическое и практическое значение. Выделение стадии «пропажа без вести лица» обусловлено тем, что явление пропажи лица обнаруживает себя в момент исчезновения лица, а также совершением определенных действий в отношении пропавшего без вести лица. Предложение следующей стадии «вынесение судебного решения» обусловлено совершением определенных действий в отношении пропавшего без вести лица;
Классификация безвестного отсутствия граждан определяет основания, выявляет различия между качествами, характеристиками правового явления. Это позволяет выявить особенности безвестного отсутствия граждан и создает представления о данном правовом явлении.
Важным является вопрос об определении правового статуса безвестно отсутствующего лица. Целесообразно отметить необходимость разработки теоретической базы, в первую очередь, создание четкого понятийного аппарата, определение правовой природы безвестного отсутствия и правового статуса пропавшего гражданина.
Следует сказать, что договорное право необходимо ревизовать с позиции безвестно отсутствующего и его контрагентов. Требуется внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, поскольку дальнейшее невнимание к ним приведет к еще большим злоупотреблениям.
Сущность безвестного отсутствия всегда одна и та же: человек внезапно исчезает из системы многообразных социальных связей. Первой реакцией на исчезновение близкого человека являются его поиск, розыск. В связи с этим и в правовой науке в первую очередь исследуются административно-правовые, процессуальные и криминалистические отношения. В науке же гражданского права безвестное отсутствие редко становится предметом специального цивилистического изучения.
Для решения конкретных личных и имущественных проблем, возникающих у лиц, находившихся с пропавшим в семейно-правовых, договорных и иных частно-правовых отношениях, по существу, нет необходимой правовой базы. Общих норм недостаточно, поскольку специфика безвестного отсутствия как юридического факта обуславливает особенности практически каждого вида гражданского правоотношения. Решение процедурных вопросов в случае признания гражданина безвестно отсутствующим, бесспорно, имеет большое значение, но материально-правовой и частно-правовой аспекты пропажи субъекта традиционно находятся вне поля зрения и ученых и законодателя.
Представляется, что данные задачи могут быть разрешены не только при помощи совершенствования действующего законодательства, но и принятием нормативного акта, а именно федерального закона «О безвестном отсутствии граждан», что предусмотрено действующим гражданским законодательством (ст. 43 ГК РФ). Закон должен включать понятийный аппарат, механизмы правового регулирования вопросов, связанных с последствиями безвестного отсутствия.
При создании законодательной базы особое внимание должно уделяться нормам, которые непосредственно касаются жизни, здоровья и свободы людей, поскольку в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек с его правами и свободой является высшей ценностью общества. Необходимо говорить о реализации этих норм. При этом для создания закона «О безвестном отсутствии граждан» важно, прежде всего, изучить проблему и рассмотреть актуальные вопросы, связанные с безвестно отсутствующими людьми.
Следует выработать юридические приемы и способы, которые обеспечили бы надлежащее правовое регулирование в данной области, что, в свою очередь, способствовало бы стабилизации соблюдения прав и свобод граждан. Представляется, что разрешения именно этих задач требует актуальная проблема безвестного отсутствия граждан.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что нормы, регулирующие основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим, а также нормы, регулирующие факт установления смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах в порядке особого производства, требуют дополнительного нормативного урегулирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 03.04.2017) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // "Российская газета", 10.08.1993, N 152.
Агуреев А. Н. Последствия безвестного отсутствия гражданина в гражданском праве России // Вестник Томского государственного университета. Право. 2008. № 315. С. 110.
Дмитренко Н.В. Проблемы определения понятия и признаков безвестно отсутствия // В сборнике: Новая наука как результат инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. Казань. НИЦ АЭТЕРНА, 2017. С. 141-143.
Битаров П.А. К вопросу о понятии и сущности института безвестного отсутствия // В сборнике: Новая наука как результат инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. Казань. НИЦ АЭТЕРНА, 2017. С. 205-208.
Цыбизова Н.А. Об актуальности гражданско-правового регулирования безвестного отсутствия граждан // Юридическая наука и практика. 2016. Т. 12. № 3. С. 52-55.
Михайлова И.А. Методологические и терминологические подходы к определению правосубъектности граждан в современном и зарубежном законодательстве // Юрист. 2007. № 1. С. 49.
Кузнецова О.А. Презумпции в гражданском праве. – СПб: «Юридический центр Пресс», 2014.
Лотфуллин Р.К. Юридичекие фикции в гражданском праве. – М.: Юристъ, 2014.
Международное частное право / под ред. Г.К. Дмитриевой. – М.: ТК Велби, Проспект, 2013.
Цыбизова Н.А. Стадии безвестного отсутствия гражданина в российском праве // В сборнике: Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства сборник статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции: в 3 томах. 2016. Уфа: МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2017. С. 215-217.
Гражданское право / Под ред. проф. Ю.К. Толстого. Ч. 1. Л., 2013.
Гражданское право. Т.1./ под ред.Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2012.
Кузнецова О.А. Презумпции в гражданском праве. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2014.
Лотфуллин Р.К. Юридичекие фикции в гражданском праве / Р.К. Лотфуллин. – М.: Юристъ, 2014.
Проблемы российского законодательства и международного права: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 декабря 2014 г. г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014.
Цыбизова Н.А. Безвестное отсутствие как юридический факт // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 380.




Козлова Н. Вы не видели этого человека? // Росс. газ. 2014. 21 октября. С. 5–9.
Поиск пропавших детей. URL: //http://poiskdetei.ru/forums/index.php/topic/4640-propal-rebenok-kto-pomozhetvbede/
Российская газета. Федеральный выпуск. № 5046 (222) от 24 ноября 2009 г.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 03.04.2017) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // "Российская газета", N 152, 10.08.1993.
Агуреев А. Н. Последствия безвестного отсутствия гражданина в гражданском праве России // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Право. 2008. № 315. С. 110.
Цит. по: Дмитренко Н.В. Проблемы определения понятия и признаков безвестно отсутствия // В сборнике: Новая наука как результат инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. С. 141-143.
Цит. по: Битаров П.А. К вопросу о понятии и сущности института безвестного отсутствия // В сборнике: Новая наука как результат инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. С. 205-208.
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
Цит. по: Цыбизова Н.А. Об актуальности гражданско-правового регулирования безвестного отсутствия граждан // Юридическая наука и практика. 2016. Т. 12. № 3. С. 52-55.
Михайлова И.А. Методологические и терминологические подходы к определению правосубъектности граждан в современном и зарубежном законодательстве // Юрист. 2007. № 1. С. 49.
Братусь С.Н. м др. Советское гражданское право: субъекты гражданского права. - С. 48.
Юрченко А.К. Указ. соч. С. 29; Прянишников Е. Безвестное отсутствие / Е. Прянишников // Советская юстиция, 1940. - № 26. - С. 13.
Кузнецова Л.Г. правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим / Л.Г. Кузнецова // Гражданское право и способы его защиты / Отв. ред. В.М. Семенов - Свердловск, 1974. - С. 40.
Попова Ю.А. Указ. соч. С. 9.
Юрченко А.К. Указ. соч. С. 8–61.
Потюков А.Г. Правоспособность и дееспособность граждан по советскому гражданскому праву : автореф. дис… к.ю.н. / А.Г. Потюков. - Л., 1954.
Кузнецова О.А. Презумпции в гражданском праве. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2014. – С. 127; Лотфуллин Р.К. Юридичекие фикции в гражданском праве / Р.К. Лотфуллин. – М.: Юристъ, 2014. – С. 66.
Газета «Комсомольская правда» . 2009. 5 февраля. С. 4.
Международное частное право: учебник / под ред. Г.К. Дмитриевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. С. 210.
Цыбизова Н.А. Стадии безвестного отсутствия гражданина в российском праве //В сборнике: Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства сборник статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции: в 3 томах. 2016. С. 215-217.
Морандьер Л. Ж. Гражданское право Франции / пер. с фр. Е. А. Флейшиц. М. : Изд-во иностр. лит., 1958. С. 321–322.












3

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
4. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
5. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 03.04.2017) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // "Российская газета", 10.08.1993, N 152.
6. Агуреев А. Н. Последствия безвестного отсутствия гражданина в гражданском праве России // Вестник Томского государственного университета. Право. 2008. № 315. С. 110.
7. Дмитренко Н.В. Проблемы определения понятия и признаков безвестно отсутствия // В сборнике: Новая наука как результат инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. Казань. НИЦ АЭТЕРНА, 2017. С. 141-143.
8. Битаров П.А. К вопросу о понятии и сущности института безвестного отсутствия // В сборнике: Новая наука как результат инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. Казань. НИЦ АЭТЕРНА, 2017. С. 205-208.
9. Цыбизова Н.А. Об актуальности гражданско-правового регулирования безвестного отсутствия граждан // Юридическая наука и практика. 2016. Т. 12. № 3. С. 52-55.
10. Михайлова И.А. Методологические и терминологические подходы к определению правосубъектности граждан в современном и зарубежном законодательстве // Юрист. 2007. № 1. С. 49.
11. Кузнецова О.А. Презумпции в гражданском праве. – СПб: «Юридический центр Пресс», 2014.
12. Лотфуллин Р.К. Юридичекие фикции в гражданском праве. – М.: Юристъ, 2014.
13. Международное частное право / под ред. Г.К. Дмитриевой. – М.: ТК Велби, Проспект, 2013.
14. Цыбизова Н.А. Стадии безвестного отсутствия гражданина в российском праве // В сборнике: Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства сборник статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции: в 3 томах. 2016. Уфа: МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2017. С. 215-217.
15. Гражданское право / Под ред. проф. Ю.К. Толстого. Ч. 1. Л., 2013.
16. Гражданское право. Т.1./ под ред.Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2012.
17. Кузнецова О.А. Презумпции в гражданском праве. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2014.
18. Лотфуллин Р.К. Юридичекие фикции в гражданском праве / Р.К. Лотфуллин. – М.: Юристъ, 2014.
19. Проблемы российского законодательства и международного права: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 декабря 2014 г. г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014.
20. Цыбизова Н.А. Безвестное отсутствие как юридический факт // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 380.

Вопрос-ответ:

Какие последствия для гражданина возникают при его признании безвестно отсутствующим?

При признании гражданина безвестно отсутствующим наступают следующие последствия: установление опеки над его имуществом, прекращение брака, возможность расторжения договоров соответствующими органами, возможность возобновления дела при объявлении гражданина живым и другие.

Какие основания могут привести к признанию гражданина безвестно отсутствующим?

Основаниями для признания гражданина безвестно отсутствующим могут быть: отсутствие связи с ним в течение года, его пропажа безвести, отсутствие информации о его судьбе и другие обстоятельства, которые дают основание полагать, что гражданин находится безвестно отсутствующим.

Какие правовые последствия могут наступить при объявлении гражданина умершим?

При объявлении гражданина умершим наступают следующие правовые последствия: наследование имущества умершего, прекращение брака, возможность расторжения договоров, прекращение организационно-правового статуса гражданина и др.

Какие стадии безвестного отсутствия граждан можно выделить?

Стадии безвестного отсутствия граждан можно выделить следующие: отсутствие связи с гражданином в течение года, отсутствие информации о его судьбе в течение пяти лет, отсутствие информации о его судьбе в течение десяти лет и окончательное признание его безвестно отсутствующим.

Как классифицируется безвестное отсутствие граждан?

Безвестное отсутствие граждан классифицируется на первоначальное, длительное и окончательное. Первоначальное безвестное отсутствие длится один год. Длительное безвестное отсутствие длится пять лет (если гражданин уехал за границу) или десять лет (если гражданин остался на территории РФ). Окончательное безвестное отсутствие наступает после предъявления в суд просьбы признать гражданина безвестно отсутствующим.

Какие основания могут быть для признания гражданина безвестно отсутствующим?

Основанием для признания гражданина безвестно отсутствующим может быть отсутствие в течение определенного срока информации о его местонахождении, сообщение о его пропаже со стороны близких родственников или органов внутренних дел, отсутствие связи с ним в течение долгого времени и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности его безвестного отсутствия.

Какие правовые последствия имеет признание гражданина безвестно отсутствующим?

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий. В частности, признание позволяет близким родственникам гражданина обратиться в суд для получения свидетельства о присуждении им наследства, прекращает его права и обязанности по гражданским договорам, освобождает от определенных обязанностей перед государством, таких как уплата налогов и взносов, и др.

Что означает объявление гражданина умершим?

Объявление гражданина умершим - это процедура, при которой государство официально признает его умершим в связи с отсутствием какой-либо информации о его живучести в течение установленного срока. Это позволяет близким родственникам гражданина обратиться в суд для получения свидетельства о его смерти и осуществления правовых последствий, связанных с наследством и другими сферами жизни.

Какие основания могут быть для объявления гражданина умершим?

Основания для объявления гражданина умершим могут быть различными. Это может быть отсутствие информации о его местонахождении в течение установленного срока, получение официальных документов о его смерти относительно каких-либо других лиц, соучастие в крупном катастрофическом происшествии и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности его смерти.

Какие правовые последствия возникают при признании гражданина безвестно отсутствующим?

При признании гражданина безвестно отсутствующим его имущество переходит в установленном порядке к наследникам, а также возникают правовые последствия, связанные с правами и обязанностями самого гражданина и его семьи.