Личность как предмет психологического изучения.
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 16.11.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятие личность в социальной психологии 4
1.1. Представление о личности и ее компонентах в рамках социально-психологического знания 4
1.2. Специфика социально-психологической проблематики личности 8
Глава 2. Социально- психологические проблемы исследования личности 11
2.1. Изучение личности как субъекта деятельности и её продукта 11
2.2. Теория двух факторов формирования личности 16
Заключение 19
Литература 20
Все сказанное выше, конечно не означает, что невозможно применять метод корреляций в психологии личности. Но метод корреляции эмпирического набора индивидуальных свойств недостаточен доя психологического раскрытия личности, так как для выделения этих свойств необходимы основания, которые нельзя извлечь из них самих.Задача поиска этих основание встает, когда человек отказывается понимать личность в качестве некоторой целостности, которая охватывает совокупность всех человеческих особенностей – от взглядов на политику до переваривания пищи. Из множественных свойств и особенностей человека совсем не следует, что психологической теории необходимо стремление к глобальному охвату. Так как человек, являясь эмпирической целостностью, способен проявлять свои свойства в любой форме взаимодействия, в которую он оказывается вовлеченным. Если в повседневной жизни начать характеризовать личность человека, то любой человек включит в эту характеристику такие черты, как сила воли, отношение к людям и др., но к личностным чертам не относят такие особенности как разрез глаз или умение играть на балалайке. Такую характеристику дают не пользуясь разумными критериями различения личностных и не личностных особенностей. Если же просто перебирать и сопоставлять отдельные психологические и другие особенности, но общий критерий вообще не будет найден. Это объясняется тем, что одни и те же человеческие особенности могут стоять в разном удалении от его личности. Так, в одном случае, они будут выступать в качестве безразличных, а в другом – плотно войдут в характеристику личности. Это ярко демонстрирует то, что несмотря на широко распространенные взгляды, ни одно эмпирическое дифференциальное исследование не может предоставить решение психологической проблемы личности. И, наоборот, само дифференциальное исследование можно провести, только основываясь на общепсихологической теории личности. То есть, любое дифференциально-психологическое исследование личности – тестологическое или клиническое – обязательно основывается на общетеоретической концепции, выраженной в той или иной степени.2.2. Теория двух факторов формирования личностиНа первый взгляд может показаться, что теорий личности в психологии существует огромное множество, и они противоречат друг другу. Однако большинство из них сохранило характерную домарксистской и внемарксистской психологии схему диадического анализа, о несостоятельности которого много говорили. На сегодняшний день, схема этого анализа выступает в новой форме – как теория двух факторов личностного формирования – наследственности и окружающей среды. Любая особенность человека, взятая для рассмотрения, объясняется, с точки зрения этой теории, действием наследственных факторов, то есть инстинктами и способностями, которые заложены в генотипе. А с другой стороны – воздействием внешней среды, проявляющейся в социальной среде – языке, культуре и пр.С точки зрения здравого рассудка другого объяснения, собственно, и нельзя предложить. Однако обыденный здравый рассудок, по остроумному замечанию Энгельса, весьма почтенный спутник в домашнем обиходе, переживает самые удивительные приключения, как только он отважится выйти на простор исследования.Кажущаяся непреодолимость теории двух факторов приводит к тому, что споры ведутся главным образом вокруг вопроса о значении каждого их этих факторов: одни настаивают на том, что главной детерминантой является наследственность и что внешняя среда, социальные воздействия обусловливают лишь возможности и формы проявления той программы, с которой родится человек; другие выводят важнейшие особенности личности непосредственно из особенностей социальной среды, из "социокультурных матриц". Однако, при всем различии идейного и политического смысла высказываемых взглядов, все они сохраняют позицию двойной детерминации личности, так как просто игнорировать один из факторов, о которых идет речь, значило бы идти против эмпирически доказуемого влияния обоихВзгляды на соотношения биологического и социального факторов как на простое их скрещивание или делящие психику человека на сосуществующие эндосферу и экзосферу уступили свое место более сложным представлениям. Они возникли в связи с тем, что движение анализа как бы обернулось: главной стала проблема внутренней структуры самой личности, образующие ее уровни, их соотношения. Так, в частности, возникло представление о характеризующем личность соотношении сознательного и бессознательного, развитое З.Фрейдом. Выделенное им "либидо" представляет собой не только биоэнергетический источник активности, но и особую инстанцию в личности - "оно" (id), противостоящую "я" (ego) и "сверх-я" (super-ego); генетические и функциональные связи между этими инстанциями, осуществляемые посредством специальных механизмов (вытеснения, цензуры, символизации, сублимации), и образуют структуру личности.Здесь нет необходимости вдаваться в критику фрейдизма, взглядов Адлера, Юнга и их современных продолжателей. Совершенно очевидно, что взгляды эти не только не преодолевают, но, напротив, обостряют теорию двух факторов, превращая идею их конвергенции в смысле В. Штерна или Д. Дьюи в идею конфронтации между ними.Другое направление, в котором развивался подход к личности со стороны ее внутреннего строения, представлено культурно-антропологическими концепциями. Отправными для них явились этнологические данные, которые показали, что существенные психологические особенности определяются различиями не человеческой натуры, а человеческой культуры; что, соответственно, система личности есть не что иное, как индивидуализированная система культуры, в которую включается человек в процессе его "аккультуризации". Нужно сказать, что в этой связи приводится множество наблюдений, начиная с известных работ М. Мид, которая показала, например, что даже такое устойчивое явление, как психологический кризис в подростковом возрасте, не может быть объяснено наступлением полового созревания, так как в некоторых культурах этого кризиса не существует. Аргументы черпаются также из обследований лиц, внезапно перемещенных в новое культурное окружение, и, наконец, из экспериментальных исследований таких специальных явлений, как влияние преобладающих в данной культуре объектов.ЗаключениеИтак, мы пытались понять личность как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности. Но для этого необходимо с порога отбросить представление о личности как о продукте совокупного действия разных сил, из которых одна скрыта, как в мешке, "за поверхностью кожи" человека (что бы в этот мешок не сваливали), а другая лежит во внешней среде (как бы мы эту силу ни трактовали - как силу воздействия стимульных ситуаций, культурных матриц или социальных "экспектаций"). Ведь никакое развитие непосредственно не выводимо из того, что составляет лишь необходимые его предпосылки, сколь бы детально мы их ни описывали. Марксистский диалектический метод требует идти дальше и исследовать развитие как процесс "самодвижения", т.е. исследовать его внутренние движущие отношения, противоречия и взаимопереходы, так что его предпосылки выступают как в нем же трансформирующиеся, его собственные моменты.Такой подход необходимо приводит к положению об общественно-исторической сущности личности. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к ее подлинно научному психологическому пониманию.Литература1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 2008.-214 с.2. Кон И.С. Социология личности. М., 1967-243с.3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005-186 с.4. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 2001.5. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология.М.,2005-212 с..6. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 2005-178 с.7. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 20038. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.9. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.10. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997
2. Кон И.С. Социология личности. М., 1967-243с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005-186 с.
4. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 2001.
5. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология.М.,2005-212 с..
6. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 2005-178 с.
7. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 2003
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.
9. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
10. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997
Вопрос-ответ:
Что представляет собой личность в социальной психологии?
В социальной психологии личность рассматривается как сложный и многогранный объект исследования, который формируется в социальной среде и взаимодействует с ней. Личность представляет собой уникальный набор индивидуальных характеристик, свойств, установок, мотивов и ценностей, которые определяют ее поведение и взаимодействие с окружающими.
Какие компоненты включает в себя личность?
Личность включает в себя несколько компонентов. Это познавательные, эмоциональные, мотивационные и поведенческие характеристики. Познавательные компоненты включают в себя знания, умения, способности и когнитивные процессы. Эмоциональные компоненты связаны с выражением эмоций и чувств. Мотивационные компоненты отражают стремления, потребности и цели личности. Поведенческие компоненты связаны с проявлением поведения в социальных ситуациях.
В чем специфика социально-психологической проблематики личности?
Специфика социально-психологической проблематики личности заключается в том, что она исследует взаимосвязь между личностью и социальной средой. Социальная психология изучает, как социальная среда влияет на формирование личности, а также как личность влияет на социальную среду. Она изучает такие важные моменты, как социальное восприятие, социальное влияние, социальные нормы и роли, межгрупповые отношения и многое другое.
Какие проблемы рассматриваются в исследовании личности в социальной психологии?
В исследовании личности в социальной психологии рассматриваются проблемы, связанные с ролью личности в субъект-деятельности и продукта. То есть, как личность влияет на процессы мышления, принятия решений, выбора целей и планирования деятельности, а также какие изменения происходят в личности в результате активности и взаимодействия с окружающим миром.
Что такое личность в социальной психологии?
В социальной психологии личность рассматривается как сложное психологическое образование, которое включает в себя психологические свойства и особенности человека: его характер, мотивы, интересы, установки, убеждения и другие аспекты, которые определяют его поведение и взаимодействие с окружающим миром.
Какие компоненты включает понятие личности в социальной психологии?
В социальной психологии личность включает в себя несколько компонентов. Во-первых, это индивидуально-психологические особенности, такие как характер, темперамент, способности и интеллект. Во-вторых, это социально-психологические особенности, такие как мотивация, установки, ценности, нормы и роли. И, наконец, третий компонент - это рефлексивные особенности, связанные с самосознанием, самооценкой и саморегуляцией.
Чем отличается социально-психологическая проблематика личности от других подходов к изучению личности?
Социально-психологическая проблематика личности отличается тем, что она акцентирует свое внимание на взаимодействии личности с социальной средой, на влиянии социальных факторов на формирование и развитие личности. В то же время, другие подходы к изучению личности, такие как психоанализ и генетика, ставят в центр внутренние мотивы и биологические факторы.
Какие проблемы исследует социальная психология в отношении личности?
В рамках социальной психологии исследуются различные проблемы, связанные с личностью. Например, как формируются и развиваются мотивы и интересы у индивида? Как социальная среда влияет на формирование наших ценностей и убеждений? Как роли и нормы общества влияют на наше поведение и взаимодействие с другими людьми? Это лишь некоторые из вопросов, на которые социальная психология старается найти ответы.
Какие аспекты личности изучаются в социальной психологии?
В социальной психологии изучаются различные аспекты личности, такие как убеждения, ценности, мотивы, интересы, самооценка, эмоции, стереотипы и предрассудки, коммуникативные навыки, конформизм и автономность, межличностные отношения и многое другое.
Что такое личность как предмет психологического изучения?
Личность - это комплексная психологическая категория, которая описывает индивида как уникальное существо с определенными свойствами и особенностями. Личность изучается в психологии с целью понимания ее структуры и функций, а также влияния внешней среды на формирование и развитие личности.
Что такое теория двух факторов формирования личности?
Теория двух факторов формирования личности предлагает объяснение процесса формирования личности через сочетание внутренних и внешних факторов. Основными компонентами этой теории являются наследственность и среда. По мнению теоретиков, взаимодействие этих двух факторов определяет формирование и развитие личности.
В чем особенности социально-психологической проблематики личности?
Социально-психологическая проблематика личности охватывает взаимосвязь личности с социальной средой. Основные особенности этой проблематики заключаются в изучении влияния социальных факторов на формирование и развитие личности, а также в анализе взаимодействия личности с другими людьми и обществом в целом.