ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 29 29 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 18.11.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости 6
1.1. Теоретический анализ подходов к проблеме самооценки 6
1.2 Характеристика стрессоустойчивости 10
1.3. Влияние стрессоустойчивости на самооценку 12
Глава II. Программа эмпирического исследования взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач 16
2.1 Построение и организация экспериментов 16
2.2. Процедура эксперимента 17
2.3 Методы и методики изучения взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости 19
Заключение 26
Список литературы 28
Фрагмент для ознакомления

С их помощью можно выявить степень раздражения, степень усталости, степень нервного напряжения. Тесты Люшера обычно применяются не только для определения психоэмоционального состояния, но также для психокоррекции.Для экспресс-диагностики стресса используется ряд устных шкал и опросников, направленных на определение уровней тревоги и депрессии. Среди специализированных тестов, в первую очередь, следует выделить тесты Люшера, Цунга, Спилберга-Ханина, шкалу Гамильтона [5]. Обычно указанные тесты реализованы в виде компьютерных программ, которые позволяют автоматизировать процесс тестирования. Необходимо отметить, что среди применяемых технологий тестирования можно выделить два основных направления: явное и неявное тестирование. Первое направление предполагает прямое предъявление человеку вопросов, рисунков и других зрительных образов. Второе направление реализует неявное предъявление тестовой информации. Типичным примером могут служить цветовые тесты Люшера, которые можно в неявном виде заложить в графическую информацию и вывести на монитор компьютера. Такой подход позволяет создавать встраиваемые системы психоэмоциональной диагностики, которые не вызывают дополнительных неудобств у обследуемого человека при их использовании.Цветовой тест Люшера применим для исследования как взрослых людей, так и детей. Тесты Люшера основываются на известном методе цветовых выборок. Процедура обследования обычно предполагает выбор тестируемым самого приятного в данный момент для него цвета из расположенных перед ним цветовых таблиц. Несмотря на видимую простоту, тесты Люшера несут значительную информацию. С их помощью можно выявить степень раздражения, степень усталости, степень нервного напряжения. Тесты Люшера обычно применяются не только для определения психоэмоционального состояния, но также для психокоррекции. В этом случае на первом этапе составляется психологический портрет с выявлением доминирующих отрицательных эмоций. Обычно при составлении психологического портрета выделяют четыре основные характеристики: ситуативную, индивидуально-типологическую, деятельностно-ситуативную и деятельностно-стереотипную. На втором этапе, на основании полученных данных осуществляется подбор индивидуального курса компенсации отрицательных эмоций методом цветокоррекций [2]. На третьем этапе реализуется индивидуальный курс цветокоррекции, для повышения эффективности которого одновременно используются, к примеру, звуковые воздействия. В настоящее время разработан и применяется на практике целый ряд специализированных программных средств, позволяющих не только осуществить диагностику психоэмоционального состояния, но и его коррекцию. Типичными программами, представленными на рынке, являются, например, программы «Психомат» и «Цветопсихосоматика» [2].Если тесты Люшера основываются на методе цветовых выборок, то тест Спилберга-Ханина является способом самооценки уровня тревожности в данный момент и личностной тревожности [5]. Тест разработан Спилбергом и адаптирован Ханиным и состоит из 40 вопросов. Тест Спилберга-Ханина может выяснить уровень личностной тревоги, который зависит от особенностей характера тестируемого. Тест широко применяется, например, при медицинских обследованиях детей для определения их психоэмоционального состояния до и после проведения операции. В отличие от тестов Люшера тесты Спилберга-Ханина ориентированы только на прямое «открытое» использование. Тесты допускают автоматизированную обработку данных при использовании персонального компьютера. Как и тесты Люшера, тесты Спилберга-Ханина являются активными и допускают реализацию по технологии БОС (Биологическая Обратная Связь).В отличие от теста Спилберга-Ханина, Шкала Гамильтона [9] используется для точной оценки уровня синдрома тревожности человека на основе общих психометрических тестов. Интерпретация результатов обследования может осуществляться как квалифицированным психиатром, так и специализированными программными средствами. Методика тестирования предполагает обследование по четырнадцати пунктам. Необходимо отметить, что шкала Гамильтона для оценки тревоги широко используется, например, в медицине для определения и снижения эмоционального напряжения пациентов до проведения операций. С этой точки зрения шкала к настоящему времени прошла достаточно широкую экспериментальную апробацию и доказала свою состоятельность. Достоинством шкалы является использование двух групп независимых факторов, отвечающих соответственно за сенсорные и мышечные симптомы. Для анализа экспериментальных данных и определения степени их влияния на итоговый показатель – степень тревоги традиционно использовался корреляционный анализ. Для повышения достоверности результатов экспериментальных исследований используются методы планирования эксперимента, например, при обследовании специально подобранных групп, характеризующихся наличием тестируемых с тревожным состоянием, различными расстройствами, которые сопровождаются выраженной тревогой; нормальной психикой. По аналогии с тестами Спилберга-Ханина шкала Гамильтона ориентирована только на прямое «открытое» использование. Это обусловлено тем, что в отличие от тестов Люшера, которые представляют собой цветовые гаммы, предпочтение к которым человек может проявлять неосознанно, тесты Спилберга-Ханина и шкала Гамильтона предполагают осмысленные ответы на поставленные вопросы.Для самооценки депрессивных состояний, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, а также доврачебной диагностики используется шкала Цунга [1]. Аналогично рассмотренным ранее методикам Гамильтона и Спилберга-Ханина, данная методика основывается на системе тестовых вопросов, которые могут быть адаптированы к конкретной области психоэмоционального состояния обучающихся в процессе проведения занятий. Отличительной особенностью шкалы Цунга следует считать возможность учета периодичности того или иного события.К недостаткам рассмотренных тестов следует считать отсутствие возможности учитывать весовые коэффициенты для вопросов. Данный недостаток удается устранить при использовании методики Холмса и Рея. Основной методикой определения стрессоустойчивости, разработанной Холмсом и Реем, является экспериментально установленный факт, что многим физическим и психическим болезням, как правило, предшествовала серия серьезных событий или изменений в жизни человека. В результате проведенных исследований Холмс и Рей разработали шкалу, в которой каждому жизненно важному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени стрессогенности. Обычно к так называемым стрессогенным факторам относят большую радость и большое горе, свадьбу и развод, ссору и примирение супругов, повышение и понижение в должности на работе. Можно выделить стрессогенные события, обуславливающие психоэмоциональное состояние обучающихся, например, неудовлетворительная отметка на предыдущем экзамене [3].Преимуществом выше перечисленных шкал являются простота и быстрота исследования и обработки результатов. Недостатками этих методов являются очевидность для испытуемого направленности вопросов, что часто нарушает реакцию на обследование в виде ощущающего искажения ответов в случаях, когда у человека имеется потребность выглядеть в глазах экспериментатора определенным положительным образом. Так как возможность выявления и коррекции таких искажений в упомянутых тестах не предусмотрена, достоверность результатов оказывается невысокой. Во-вторых, такого рода шкалы не позволяют проводить динамическое наблюдение за испытуемым, поскольку при первом исследовании ответы легко запоминаются и нередко автоматически воспроизводятся при повторных опросах, что искажает результаты повторного тестирования [15].Для измерения уровня самооценки у испытуемых можно использовать следующую методику: тест Будасси С.А. исследования Я-концепции «Я-реальное, Я-идеальное». Тест Будасси С.А. на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. Тест состоит из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в преставлении испытуемого. В этом ряду могут найти место и негативные качества.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось изучение на основе анализа научных источников, теоретических аспектов исследования проблемы взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости.1. Провеститеоретический анализ подходов к проблеме самооценки.2. Изучить характеристику стрессоустойчивости.3. Проанализировать влияние стрессоустойчивости на самооценку.4. Описать построение и организация экспериментов по изучению взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости.5. Описать процедуру экспериментов по изучению взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости.6. Исследовать методы и методики изучения взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости.Таким образом, в первой главе был проведен теоретический анализ подходов к проблеме самооценки, изучена характеристика стрессоустойчивости, проанализировано влияние стрессоустойчивости на самооценку. В связи с этим были сформулированны следующие выводы:1. Самооценка рассматриваеться в качнстве представления индивида о значимости собственной личности, деятельности среди окружающих людей и оценивания самого себя и своих свойств и чувств, достоинств и недостатков.2. Стрессоустойчивостьявляется совокупностью качеств, которые позволяют организму спокойным образом перенестивоздействие стрессоров, без отрицательных всплесков эмоций, которые влияют на деятельность и на других и в том числе способны вызывать нарушения психики.3. Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости проявляеться в том, что самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации зависит от ресурса субъекта либо запаса, потенциала самых разных структурно-функциональных характеристик, которые обеспечивают единые виды жизнедеятельности и своеобразные формы поведения, реагирования, приспособления и т.п.Во второй главе были описана построение, организация и процедура проведения экспериментов по изучению взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости, а также исследованы методы и методики изучения уровня самооценки и стрессоустойчивости.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены.Список литературыБодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: Когито-центр, 2006. – 457 с.Васильев Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой. [Электронный ресурс] URL: http://www.elitarium.ru/ja_koncepcija/Власова В. И., Жукова К. Э. Развитие самооценки и ее влияние на стрессоустойчивость личности. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1248/13079Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.Колядин А. П. Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке. // Сборник трудов Северо-кавказского государственного технического университета. - № 1 (13), 2005. Мендель Б.Р. Психология стресса. – М.: Флинта, 2014. – 143 с. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. – М.: Флинта, 2010. – 392 с. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2002. – 256 с.Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса. – М.: Юрайт, 2017. – 300 с. Русяева И.А. Философские аспекты Я-концепции: корни психологических защит. // Современные исследования социальных проблем. - № 11, 2012. Серебрякова Т.А. Психология стресса. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с.Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. // Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 512 с.Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - 784 с.Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. - 256 с.Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2004. – 560 с.Южаков М.М., Авдеева Д.К., Нгуен Д.К. Обзор методов и систем исследования эмоционального стресса человека. – 2015. – № 2-2.; [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22753

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: Когито-центр, 2006. – 457 с.
2. Васильев Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой. [Электронный ресурс] URL: http://www.elitarium.ru/ja_koncepcija/
3. Власова В. И., Жукова К. Э. Развитие самооценки и ее влияние на стрессоустойчивость личности. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1248/13079
4. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
5. Колядин А. П. Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке. // Сборник трудов Северо-кавказского государственного технического университета. - № 1 (13), 2005.
6. Мендель Б.Р. Психология стресса. – М.: Флинта, 2014. – 143 с.
7. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. – М.: Флинта, 2010. – 392 с.
8. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2002. – 256 с.
9. Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса. – М.: Юрайт, 2017. – 300 с.
10. Русяева И.А. Философские аспекты Я-концепции: корни психологических защит. // Современные исследования социальных проблем. - № 11, 2012.
11. Серебрякова Т.А. Психология стресса. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с.
12. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. // Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 512 с.
13. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - 784 с.
14. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. - 256 с.
15. Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2004. – 560 с.
16. Южаков М.М., Авдеева Д.К., Нгуен Д.К. Обзор методов и систем исследования эмоционального стресса человека. – 2015. – № 2-2.; [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22753


Вопрос-ответ:

Что такое самооценка?

Самооценка - это общая оценка собственного "Я", своеобразный внутренний организующий принцип, по которому происходит оценка своих качеств и достоинств. Она включает в себя субъективное сознание своей личности, уверенность в себе и ощущение собственной ценности.

Какая связь между самооценкой и стрессоустойчивостью?

Существует взаимосвязь между самооценкой и стрессоустойчивостью. Люди с высокой самооценкой обычно проявляют большую стрессоустойчивость, так как они верят в свои способности и уверены в собственной ценности. Наоборот, люди с низкой самооценкой часто испытывают больший стресс и трудности в справлении с ними.

Какие подходы существуют к проблеме самооценки?

Существует несколько подходов к проблеме самооценки. Один из них - социально-психологический подход, который рассматривает самооценку как результат социального взаимодействия и оценки окружающих людей. Другой подход - индивидуально-психологический, который считает самооценку внутренним состоянием человека, зависящим от его личностных характеристик и внутреннего самооценивающего процесса.

Что такое стрессоустойчивость?

Стрессоустойчивость - это способность человека справляться с негативными воздействиями и эмоциональными стрессами, сохранять психическое равновесие и продолжать функционировать эффективно в сложных ситуациях. Люди с высокой стрессоустойчивостью обладают устойчивыми нервными системами и умеют эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Как стрессоустойчивость влияет на самооценку?

Стрессоустойчивость может влиять на самооценку. Люди с высокой стрессоустойчивостью обычно имеют более высокую самооценку, так как они уверены в своих способностях и легче справляются с трудностями. Наоборот, люди с низкой стрессоустойчивостью могут испытывать больший стресс, что может негативно сказываться на их самооценке.

Какое влияние оказывает самооценка на стрессоустойчивость?

Самооценка может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на стрессоустойчивость. Положительная самооценка способствует увеличению стрессоустойчивости и помогает справляться с трудностями, а отрицательная самооценка, наоборот, может ухудшить стрессоустойчивость и увеличить уровень тревожности.

Какие подходы существуют к проблеме самооценки?

Существует несколько подходов к проблеме самооценки. Один из них связывает самооценку с мотивацией достижения успеха и избегания неудач. Другой подход рассматривает самооценку как результат сравнения себя с другими людьми. Также существуют подходы, основанные на самопринятии и самопонимании.

Что представляет собой стрессоустойчивость?

Стрессоустойчивость представляет собой способность человека справляться с негативными воздействиями, стрессом и трудностями. Это умение сохранять эмоциональную стабильность в сложных ситуациях, находить решения и преодолевать препятствия. Человек с высокой стрессоустойчивостью лучше справляется с неприятностями и не дает им сильно повлиять на свое состояние и самочувствие.

Как влияет стрессоустойчивость на самооценку?

Стрессоустойчивость может оказывать влияние на самооценку человека. Люди с высокой стрессоустойчивостью чаще имеют более позитивную самооценку, так как они лучше справляются с трудностями и не позволяют негативным событиям сильно отразиться на своей оценке о себе. С другой стороны, люди с низкой стрессоустойчивостью могут иметь более негативную самооценку, так как они часто испытывают тревогу и неуверенность в своих силах.