Феномен квазирелигий в современном обществе
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 27.11.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Религия как фактор духовной жизни и социальный институт 5
2. Понятие квазирелигии. Теолого-феноменологический подход к исследованию квазирелигий 9
3. Социологический подход к пониманию квазирелигии 14
4. Современные квазирелигии и их особенности 17
Заключение 28
Список литературы 29
Она учит производить потенциал веры и духовности. Учит пробуждать мысли к возвышенному, через что и духовный потенциал будет реализован.Вселенная состоит из энергии, которая проявляется на многих уровнях существования. Эта энергия выражается различной частотой вибраций. Высокая вибрация и форма духа Бога (Брахман, Элохим). Бог есть свет, который движет каждым атомом.Человек в иерархии Вселенной занимает важное место между землей, где царит хаос и неразбериха, и космосом, где все идеально и гармонично. Человек – высшее проявление космических сил и всегда будет неразрывно связан с природой создания небольшого пространства. Человек в зависимости от уровня развития сознания создает определенную вибрацию, влияя на пути эволюции Вселенной. Конечная цель человеческого совершенствования в духовной сфере — преобразования своего сознания через духовность материи и единение с высшей гармонией, которая есть Бог (Брахман).Духовные знания, Джняна (Йньана, Дзньана) служат развитию человека, его самосознанию. Надо помнить, что истоки йоги находятся на Востоке, в Индии, Гималаях. Эта работа переводит ум, тело и дух на другой уровень, о котором известно и в Европе. В свете физическом понимают науку как что-то исследуемое, осязаемое, материально, и это ограничивает нашу способность испытывать жизнь, потому что надо помнить, что мы души с человеческим происхождением, а не наоборот.Согласно данному учению, каждый человек рождается с определенным духовным статусом, ярким, ярко-темным, темным или не светлым и не темным. Это признаки, какая душа «духовный договор», в котором содержится вся информация по данному вопросу, какую роль будет человек играть на земле в данном воплощении. Все, чему нужно научиться и в каком направлении, чтобы расти, слышим как душа до рождения. Отсюда идет и предназначение, и предопределение душ (Атмана). Предназначение людей пробужденных: исполнять роль духовного учителя (Ачарья). В той роли он получает всевозможные знания, которые помогают заполнить назначения его жизни. От этого предназначения еще никому не удавалось убежать, хотя много пробовало отказаться от святой работы, предназначенной Богом или духовным учителем.«Агни Йога – йога действия», — сказал Н. Рерих, основатель этой доктрины. Ее особенность в том, что как теория и практика духовного самообразования и упражнения совсем несложные, но требуют смирения, сервиса и отваги.Агни йога помогает получить новую информацию о функциях организма и установить причины болезни. Расширяет понимание смысла глубины, связь становится понятной и ясной. Дает понимание как потребности, желания и чувства отражаются в различных физиологических состояниях.Еще одна распространенная современная квазирелигия - саентоло́гия (часто также «сайентоло́гия», англ. scientology, от лат. scio и др.-греч. λόγος — «знание знания») — международное движение, основанное на созданной американским писателем-фантастом РономХаббардом системе верований и практик (англ.)русск., состоящей из скомпилированных разного рода околонаучных, псевдонаучных и религиозных идей и ориентированное на людей, стремящихся к карьере и успеху.В саентологии два течения — Церковь саентологии и Свободная зона. Наиболее известна Церковь саентологии (ЦС), существующая с 1953 года и обладающая рядом преимущественных прав на наследие Хаббарда. Свободная Зона выделилась из Церкви саентологии в результате раскола в начале 1980-х годов и не признаётся Церковью саентологии как исповедующая саентологию.По утверждениям самой Церкви саентологии, она имеет 3200 общин, миссий и групп в 154 странах. В 1998 году заявлялось о 125 странах. По данным 2002 года штат сотрудников составляет 13 тысяч человек. Среди членов и сторонников Церкви саентологии были и есть некоторые известные деятели культуры.В России «Саентологическая церковь Москвы» и «Церковь саентологов Санкт-Петербурга» ликвидированы по решению судов. В США саентологические организации имеют юридический статус религиозных, с соответствующими налоговыми льготами. В Великобритании Верховным Судом Церковь саентологии фактически признана религиозной организацией. В Бельгии, Германии, Израиле, Ирландии, Канаде, Люксембурге, Мексике, Филиппинах и Франции организации не имеют сопоставимого религиозного статуса.Саентологию считают одной из самых конфликтных организаций, многочисленные судебные процессы с участием саентологов нередко приводили к наложению санкций и штрафов как на саму организацию, так и на её критиков.Критические отзывы исходят со стороны ряда бывших саентологов, а также общественных и религиозных деятелей, учёных, государственных и медицинских организаций. В них, как правило, отрицается декларируемая саентологами гуманитарная и религиозно-философская деятельность, сама организация классифицируется как тоталитарная секта, а саентологическиеметоды оцениваются как разрушительно влияющие на организм человека и его психику. В России фиксируются попытки внедрения учения саентологиив образовательные учреждения и производственные предприятия. Также рассматривается как крупнейшая, после раэлитов, УФО-религия. Основные положения и символика саентологов близки к сатанизму.Саентология рассматривается учёными как лженаука.Доктрина саентологии впитала в себя некоторые стороны ведийского учения, буддизма, иудаизма, гностицизма, даосизма, учений древнегреческих мыслителей, а также обрывки христианства, философии Фридриха Ницше и психоанализа Зигмунда Фрейда.Саентология была провозглашена религией самими саентологами: «Саентология — это религия в самом обычном смысле», а себя саентологи считают самым быстрорастущим религиозным движением в мире. Специалист по исследованию религии и новых религиозных движений Джон Гордон Мелтон позиционирует верования саентологии как наиболее близкие к западным эзотерическо-гностическим учениям.На все материалы саентологии распространяется авторское право — никто не может перепечатывать книги Хаббарда. Кроме того, Церковь саентологии владеет патентом на дизайн Е-метра и товарным знаком «Е-метр». Некоторые исследователивидят в этом отличие саентологии от традиционных религий. В Российской Федерации часть саентологических материалов признаны экстремистскими и занесены в Федеральный список экстремистских материалов, производство, распространение и хранение в целях массового распространения этих материалов на территории РФ является незаконным.Отметив, что некоторые его коллеги признают саентологию религией, социолог Стивен Кент (англ. Stephen A. Kent) пишет: «Вместо того, чтобы спорить, признавать саентологию религией или нет, я считаю гораздо более целесообразным рассматривать её как многогранную транснациональную корпорацию, только одна сторона которой — религия». Религиовед Э. Г. Филимонов определяет Церковь саентологии, как «одну из квазирелигий нового времени (newage)».Религиовед и культуролог Н. В. Шабуров считает, что наиболее правильным будет отнести саентологию к мистическим движениям и течениям объединённым общим понятием Нью-Эйдж (NewAge), которые возникли во второй половине XX века. Также он считает, что «Конечно, сайентология — это, если угодно, нечто пограничное, стоящее на границе религии, психотерапии и некоего оккультного псевдознания».Исследователи отмечают, что Хаббард провозгласил изобретённые им практики религиозными из прагматических соображений. Так в 1953 году в письме Хаббард писал, что «религиозная грань» имеет смысл только непосредственно в практическом бизнесе.Таким образом, саентология обладает как чертами религиозной секты, так и квазирелигии.Помимо вышеописанных организаций, к современным квазирелигиям можно отнести такие общественные организации, как Анонимные Алкоголики, или АА (англ. AlcoholicsAnonymous) — это содружество, объединяющее мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами, чтобы решить свою общую проблему и помочь другим избавиться от алкоголизма.Единственное условие для членства в АА — желание бросить пить. Члены АА не платят ни вступительных, ни членских взносов. Они сами себя содержат на свои добровольные пожертвования.Поскольку хронический алкоголик полностью утрачивает контроль над выпивкой, основной целью данного сообщества является сохранение трезвого образа жизни, полный отказ от употребления спиртных напитков.«Анонимные Алкоголики» официально признаны федеральным судом религиозной организацией, вся программа «12 шагов» заключается в том, чтобы «Придти к высшей силе» и тем самым излечится от алкогольной зависимости.ЗаключениеТаким образом, в данной курсовой работе был раскрыт феномен квазирелигии в современном обществе с точки зрения различных подходов.В англо-американском религиоведении и теологии существуют две независимые концепции квазирелигий: теолого-феноменологическая и социологическая. Первая из названных концепций основывается на философско-теологических ориентациях авторов, а вторая —в первую очередь на полевых наблюдениях. Теолого-феноменологические концепции квазирелигий в основном относятся к работам прошлого века. Социологические же концепции квазирелигий, напротив, приобретают все большее влияние, в особенности потому, что их создатели обращаются к эмпирическим данным о трансформации религий и религиозности в современном мире. Базовая идея, в которую упираются обе концепции квазирелигий, — наличие некой имплицитно присущей человеческой природе религиозности, которая неизменна и неискоренима. Различия между двумя существующими теориями квазирелигий можно объяснить разными методологическими и теоретическими установками. На развитие концепции квазирелигий значительное влияние оказала протестантская теология.Таким образом, цель исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены.Список литературыАлексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 608 с.«Анонимные Алкоголики» / Л. Д. Мирошниченко, В. Е. Пелипас // Анкилоз — Банка. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2005. — С. 16.Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций / А.П. Забияко, Е.А. Воронкова, А.В. Лапин, Д.А. Пратына и др.; под ред. А.П. Забияко. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, библиотека журнала «Религиоведение», 2012. – 208 с.4. Колкунова К.А. Теологические корни концепций квазирелигий. Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2012. Вып. 4 (42). С. 62–755. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2007. 6. Пивоваров Д.В. Философия религии. М.: Акад. Проект, 2006- 638 с.6. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Феникс. 2008. - 224 стр.7. Православная церковь как социальный институт в современном информационном пространстве: Е. С. Яхонтова — Санкт-Петербург, ИВЭСЭП, 2008 г.- 136 с.8. Религиозный фактор и проблемы религиозной идентичности в России и Европе нового и новейшего времени: Коллектив авторов — Москва, 2008 г.- 278 с.9. Рерих Н. К. "Пути благословления", ("Адамант"), Рига, 1992.10. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 440 с.11. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. C. 396–44112. ХейзингаЙ. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. – С. 39–40.13. Философия религии: — Москва, МПСИ, МОДЭК, 2008 г.- 600 с.14. Яблоков И.Н. Философия религии. Актуальные проблемы: монография. – М.: Изд-во РАГС, 2007 – С.22.15. Greil A., Rudy D. On the Margins of the Sacred: Quasi- religion in Contemporary America // In Gods We Trust: New Patterns of Religious Pluralism in America / T. Robbins, D. Anthony, eds. New Brunswick, 1990. P. 219–232.16. Greil A. Rudy D. Is Alcoholics Anonymous a religious organization? Meditations on marginality // Sociological Analysis. 1989. Vol. 50. № 1. P. 41.17. Hamilton M. Eating Ethically: «Spiritual» and «Quasi-religious» Aspects of Vegetarianism // Journal of Contemporary Religion. 2000. Vol. 15. № 1. P. 65.18. Karaflogka Anastasia. Religious Discourse and Cyberspace // Religion. – 2002. – 32. – P. 279– 291 (279)19. Melton J. G. «Scientology» / Lindsay Jones, editor in chief // Encyclopedia of Religion, Second edition. — Vol.14. — Gale — 2005.20. Pretorius S. P. (University of South Africa) The concept «salvation» in the Church of Scientology // Theological Studies/Teologiese Studies. — 2006 — Vol. 62. — № 1. — P. 313—32721. Smith J. E. Quasi-Religions: Humanism, Marxism and Nationalism. N. Y., 1994. 22. TillichP. Theprotestantera. Chicago, 1963.23. www.answers.com. Анализтермина «Scientologie» АнастасиусаНорденхольца и «scientology» РонаХаббарда
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 608 с.
2. «Анонимные Алкоголики» / Л. Д. Мирошниченко, В. Е. Пелипас // Анкилоз — Банка. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2005. — С. 16.
3. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций / А.П. Забияко, Е.А. Воронкова, А.В. Лапин, Д.А. Пратына и др.; под ред. А.П. Забияко. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, библиотека журнала «Религиоведение», 2012. – 208 с.
4. Колкунова К.А. Теологические корни концепций квазирелигий. Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2012. Вып. 4 (42). С. 62–75
5. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2007. 6. Пивоваров Д.В. Философия религии. М.: Акад. Проект, 2006- 638 с.
6. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Феникс. 2008. - 224 стр.
7. Православная церковь как социальный институт в современном информационном пространстве: Е. С. Яхонтова — Санкт-Петербург, ИВЭСЭП, 2008 г.- 136 с.
8. Религиозный фактор и проблемы религиозной идентичности в России и Европе нового и новейшего времени: Коллектив авторов — Москва, 2008 г.- 278 с.
9. Рерих Н. К. "Пути благословления", ("Адамант"), Рига, 1992.
10. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 440 с.
11. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. C. 396–441
12. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. – С. 39–40.
13. Философия религии: — Москва, МПСИ, МОДЭК, 2008 г.- 600 с.
14. Яблоков И.Н. Философия религии. Актуальные проблемы: монография. – М.: Изд-во РАГС, 2007 – С.22.
15. Greil A., Rudy D. On the Margins of the Sacred: Quasi- religion in Contemporary America // In Gods We Trust: New Patterns of Religious Pluralism in America / T. Robbins, D. Anthony, eds. New Brunswick, 1990. P. 219–232.
16. Greil A. Rudy D. Is Alcoholics Anonymous a religious organization? Meditations on marginality // Sociological Analysis. 1989. Vol. 50. № 1. P. 41.
17. Hamilton M. Eating Ethically: «Spiritual» and «Quasi-religious» Aspects of Vegetarianism // Journal of Contemporary Religion. 2000. Vol. 15. № 1. P. 65.
18. Karaflogka Anastasia. Religious Discourse and Cyberspace // Religion. – 2002. – 32. – P. 279– 291 (279)
19. Melton J. G. «Scientology» / Lindsay Jones, editor in chief // Encyclopedia of Religion, Second edition. — Vol.14. — Gale — 2005.
20. Pretorius S. P. (University of South Africa) The concept «salvation» in the Church of Scientology // Theological Studies/Teologiese Studies. — 2006 — Vol. 62. — № 1. — P. 313—327
21. Smith J. E. Quasi-Religions: Humanism, Marxism and Nationalism. N. Y., 1994.
22. Tillich P. The protestant era. Chicago, 1963.
23. www.answers.com. Анализ термина «Scientologie» Анастасиуса Норденхольца и «scientology» Рона Хаббарда
Вопрос-ответ:
Что такое квазирелигии?
Квазирелигии - это формы вероучения или духовной практики, которые имеют некоторые черты религии, но не являются ею в полной мере. Они часто включают элементы религиозных учений, обрядов или верований, но одновременно с этим привносят в них новые идеи или подходы. Квазирелигии могут возникать в результате эволюции и изменения религиозного опыта, а также под влиянием современных социокультурных тенденций.
Какие особенности имеют современные квазирелигии?
Современные квазирелигии обладают рядом особенностей. Во-первых, они часто ориентируются на индивидуальный опыт и самосовершенствование. Во-вторых, они активно используют современные технологии коммуникации для распространения своих учений и привлечения последователей. В-третьих, современные квазирелигии могут сочетать элементы различных религиозных традиций и философских учений, создавая своеобразный синтез верований и практик.
Какие подходы к изучению квазирелигий существуют?
Изучение квазирелигий может проводиться с помощью разных подходов. Один из них - теолого-феноменологический подход, который ориентирован на анализ вероучений и духовной практики квазирелигий с точки зрения их смысла и значимости для индивидуалов и общества. Другой подход - социологический, который анализирует квазирелигии как социальные институты и исследует их роль и функции в современном обществе.
Какие потребности квазирелигии могут удовлетворять?
Квазирелигии могут удовлетворять различные потребности людей. Некоторые люди ищут в них утешение и поддержку в трудных жизненных ситуациях, другие находят в них возможность саморазвития и духовного развития. Квазирелигии также могут помочь людям почувствовать себя частью чего-то большего и важного, а также найти место в сообществе единомышленников.
Что такое квазирелигия?
Квазирелигия - это форма духовной практики или вероисповедания, которая имеет некоторые сходства с религией, но отличается от нее по некоторым основным принципам и характеристикам. Она может включать в себя элементы мистики, эзотерики, оккультизма и других форм духовной практики.
Какие особенности у квазирелигий?
Квазирелигии обычно не имеют официального статуса и признания как религия, они часто существуют вне традиционных религиозных институтов. Также, в отличие от религий, квазирелигии могут быть более гибкими и адаптивными, не имея строгих догматов или ритуалов. Они могут привлекать людей, которые ищут альтернативные пути духовного развития.
Какие подходы существуют к изучению квазирелигий?
Для изучения квазирелигий применяются различные подходы, такие как теолого-феноменологический подход, который анализирует вероучения и духовные практики квазирелигий, и социологический подход, который исследует социальные и культурные аспекты квазирелигиозных движений.
Какие примеры современных квазирелигий можно привести?
Среди современных квазирелигий можно назвать такие движения, как новая эзотерика, новое позитивное мышление и новая вековая духовность. Они пользуются популярностью среди людей, ищущих духовное развитие и самосовершенствование. Также существуют квазирелигиозные движения, основанные на научнопопулярных концепциях, такие как теория заговора или различные мистические учения.
Каким образом квазирелигии могут влиять на общество?
Квазирелигии могут оказывать влияние на общество в различных аспектах. Они могут формировать новые системы ценностей и убеждений, влиять на поведение и мировоззрение своих последователей. Они также могут создавать новые общностные формы организации, вносить изменения в социальные и культурные нормы и стандарты.
Что такое квазирелигии?
Квазирелигии - это явление, которое сочетает в себе элементы религии и элементы других сфер деятельности и культуры.
Какие есть подходы к исследованию квазирелигий?
Теолого-феноменологический подход и социологический подход. В первом случае, исследователи изучают квазирелигии с точки зрения веры и духовности, а во втором - с точки зрения социальных и культурных факторов.
Какие особенности имеют современные квазирелигии?
Одна из особенностей - это акцент на энергетической составляющей и взаимодействии с Вселенной. Квазирелигии также часто учат развитию духовного потенциала и возвышению через мысли.