Этимологические исследования Н.М.Шанского
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 19.11.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Называя тот или иной предмет объективной действительности, человек соотносит его с другими явлениями окружающего его мира. Это ведет к тому, что данное явление или предмет получает наименование путем использования названия других явлений или предметов, связанныхс ним в том илиином отношении или соотносительных.В результате этого предметы и явления начинают называться по тому или иному признаку, частодостаточно несущественному (по функции,форме, сходству и т. п.), который представлялся весьма характерным для того, чтобы отличать их от других.Для восстановления признака, послужившего основой названия, самым важным являетсянайти слово, которое служило базой для образования анализируемого слова. Тем самымего определение в известной степени приводит к определению того, каким образомбыло образованоданное слово [4].При определении этого очень важного вопросаэтимологический разбор слова должен подвести нас к реконструкции наиболее древней, насколько это возможно,структуры слова, к определению конкретного слова, наоснове которого разбираемое слово образовано, и наконец,к определению действительного способа его образования.Разбирая слова с этой позиции, необходимо прежде всего учитывать историчность их звучания, структуры и значения, в первую очередь процессы опрощения, переразложения и усложнения основы, а также факты тесного слияния морфем в слове.Возникающие наоснове всестороннего анализа выводы совершенно необходимо проверять даннымисловарей как современного русского литературного языка, так и древнерусского, диалектных и других языков.Необходимость этимологического объяснения слова определяется не тем, какова его современная морфологическая структура (которая может быть самой разной), а тем, какова была его реальная история в данномязыке.Шанский отмечает, что этимологического объяснения требуют:все исконнорусские слова, которые в настоящее время имеютнепроизводнуюоснову;все исконно русские слова с производной основой, которые пережили деэтимологизацию или изменение своейморфологической структуры;все заимствованные слова,независимо от характера словообразовательной структурыих основы;все семантические и словообразовательные кальки.Этимологизирование всех указанных разрядов слов предполагает обязательный учет исторических данных,семантических переходов изакономерностей фонетическихсоответствий. Однако особенно важным в работе по этимологии является учет наличных и существовавших словообразовательныхмоделей и типов [5].Поэтому при научном этимологизировании объясняемоеслово всегда должно быть поставлено в определенный словообразовательный ряд. Это должно быть основным правилом этимологического анализа. Указанное правило объясняет большое значение для совершенствования и выработки методов этимологического исследования работ по историческому словообразованию, в частности по созданию индекса словообразовательных морфем и моделей, характерных для различных периодов развития русского языка.Изолированный анализ слова вне словообразовательногоряда, к которому оно принадлежит, всегда может повести(вместо вскрытия реальной этимологии) к умственной эквилибристике и несближаемым сближениям.ЗаключениеОбласть научной деятельности Николай МаксимовичаШанскогоисключительно разнообразна. Она охватывает проблемы исторического и современного словообразования, фразеологии и лексикологии, культуры речи, орфографии, ономастики,этимологии, методики преподавания русского языка, лингвистического анализа художественного текста. Необходимо отметить то, что Николай Максимович старался практически всегда писать достаточно просто о наиболее трудных и сложных вопросах и больше всего он любил заниматься тем, что имело непосредственноеотношение к практике.Им были тщательно и последовательно разработаны процедура и основы этимологического, словообразовательного исинхронного морфемного анализа.Еще в 1954 году Николай Максимович предложил первую классификацию устаревших слов, которая стала общепризнанной.Им были досконально описаны основные приемы и свойства стилистического использования фразеологизмов и изменения, происходящие в структуреи морфемном составе слов.Н. М. Шанскийразработал методику комментирования художественных текстови концепцию лингвистического анализа,изложил главнейшие теоретические вопросы словообразования,впервые сделал подробную в синхронно-диахроническом плане характеристику интерфикса и аффиксоидов.Также им был написан первый построчный лингвистический комментарий на роман Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин".Список использованной литературыБоброва Т. А. О Николае Максимовиче Шанском // Н. М. Шанский – теоретик, практик, педагог: Материалы мемориальной юбилейной международной научно-практической конференции 22 ноября 2012 г. – Симферополь, 2012. С. 13 – 14.. Шанский Н. М. Русское языкознание и лингводидактика. М., 1985. С. 196.Галинова Н. В. Русская этимология: [учеб.-метод. пособие] / Н. В.Галинова; [науч. ред. Е. Л. Березович]; Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 110 сШкольный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов / H.M. Шанский, T.A. Боброва. - 7-е изд., стер. - M.: Дрофа, 2004. - 397c.Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии М.: Учпедгиз, 1959. — 245 с.
1. Боброва Т. А. О Николае Максимовиче Шанском // Н. М. Шанский – теоретик, практик, педагог: Материалы мемориальной юбилейной международной научно-практической конференции 22 ноября 2012 г. – Симферополь, 2012. С. 13 – 14.
2. . Шанский Н. М. Русское языкознание и лингводидактика. М., 1985. С. 196.
3. Галинова Н. В. Русская этимология: [учеб. -метод. пособие] / Н. В. Галинова; [науч. ред. Е. Л. Березович]; Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 110 с
4. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов / H.M. Шанский, T.A. Боброва. - 7-е изд., стер. - M.: Дрофа, 2004. - 397 c.
5. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии М.: Учпедгиз, 1959. — 245 с.
Вопрос-ответ:
Зачем человек называет предметы и явления по признаку сходства?
Человек называет предметы и явления по признаку сходства для того, чтобы соотнести их с другими явлениями окружающего мира и обозначить их отношения и связь.
Каким образом предметы и явления получают наименование?
Предметы и явления получают наименование путем использования названия других явлений или предметов, с которыми они связаны или соотносятся в определенном отношении.
Почему признак, по которому предметы и явления начинают называться, может быть несущественным?
Признак, по которому предметы и явления начинают называться, может быть несущественным с точки зрения их функции или формы, но иметь значение в отношении связи или сходства с другими явлениями.
Какие результаты могут быть в результате этимологических исследований?
Результатом этимологических исследований может быть выявление связей между различными явлениями и предметами, а также прояснение происхождения и значений слов и названий.
Зачем люди соотносят предметы и явления окружающего мира?
Люди соотносят предметы и явления окружающего мира для того, чтобы понять и объяснить взаимосвязь и взаимодействие между ними, а также для обозначения и описания своего опыта и знаний.
Какие предметы и явления могут получать названия по признаку сходства?
Предметы и явления могут получать названия по признаку сходства, если они соотносятся друг с другом в том или ином отношении.
Почему названия предметов и явлений могут быть связаны с другими явлениями или предметами?
Названия предметов и явлений могут быть связаны с другими явлениями или предметами, потому что человек соотносит тот или иной предмет с окружающим его миром.
Каким образом человек связывает предметы и явления для получения их названий?
Человек связывает предметы и явления для получения их названий путем соотнесения их с другими явлениями или предметами.
Почему предметы и явления иногда получают названия на основе несущественных признаков?
Предметы и явления иногда получают названия на основе несущественных признаков, потому что человек соотносит их с другими явлениями или предметами, которые имеют с ними сходство по этим признакам.
Какие явления и предметы могут быть связаны при получении названий?
При получении названий могут быть связаны различные явления и предметы, которые имеют сходство по какому-то признаку или взаимосвязь друг с другом.