Развитие словесной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 28 + 28 источников
- Добавлена 22.11.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития словесной памяти у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии 5
1.1 Понятие «словесная память». Закономерности развития словесной памяти у старших дошкольников 5
1.2. Особенности развития словесной памяти у старших дошкольников с ОНР третьего уровня 7
1.3. Организационные и содержательные аспекты изучения словесной памяти у старших дошкольников с ОНР третьего уровня 8
Глава 2. Изучение особенностей развития словесной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11
2.1 Содержание, организация и методика проведения диагностической работы 11
2.2. Анализ результатов исследования 14
Заключение 25
Список литературы 26
В результате мы получили 15 % очень низкого уровня развития слухоречевой памяти, 50 % низкого уровня и 35 % среднего уровня. Высокий уровень у детей выявлен не был. визуально это можно представить следующим образом (рис. 1).рис. 1. количественные характеристики по методике "10 слов"Второй методикой стала методика исследования долговременной памяти. результаты методики распределились следующим образом (таблица 3.Таблица 3. Результаты исследования долговременной памяти№Ф.ИмяИскажение словаСмысловые заменыКол-во запом. словКоэффициентУровень1Вацлав Н1200Очень низкий2Алина К. 01110Очень низкий3Эля К. 01110Очень низкий4Ваня Д. 10220Очень низкий5Марина Ч. 00220Очень низкий6Катя С. 00330низкий7Паша Г.00330низкий8 Кирилл Н 10330низкий9Саша К00330низкий10Алена В00440низкийВ результате исследования обнаружилось, что долговременная память у детей с ОНР находится на очень низкой степени развития. Показатели распределились следующим образом - 50 % детей характеризуются минимальным объемом долговременной памяти и 50 % имеют низкий уровень долговременной памяти. Стоит уже на первоначальном этапе отметить, что качество это требует коррекции, хотя и соответствует представлениям о слухоречевой памяти у детей с ОНР. Визуально результаты представлены на рис. 2. Рис. 2. Показатели по долговременной памятиТретьей методикой становится исследование кратковременной памяти по методике Лурье. Результаты исследования кратковременной памяти представлены в таблице 4.Таблица 4.показатели кратковременной памяти у детей№Ф.ИмяИскажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятиУровень1Вацлав Н1300Очень низкий2Алина К. 0322Низкий3Эля К. 1222Низкий4Ваня Д. 2134Средний5Марина Ч. 2044Средний6Катя С. 0144Средний7Паша Г.0044Средний8 Кирилл Н 0144Средний9Саша К1044Средний10Алена В0058ВысокийВ результате исследования было обнаружено, что кратковременная память развита у детей несколько лучше, нежели долговременная память. У Алены В. наблюдается даже высокий показатель. Впрочем, есть и очень низкий уровень - у Вацлава. Отметим, что показатели у этого ребенка по всем характеристикам могут быть отмечены как низкие. В целом процентное соотношение выглядит следующим образом - 15 % - высокий уровень, 15 % очень низкий уровень, 25 % - низкий уровень и 45 % уровень средний. Для облегчения обработки нами методики были объединены в одну таблицу. данные представлены в таблице 5. Таблица 5.Общие результаты по методикам№Ф.ИмяМетодика 10 словИсследование долговременной памятиИсследование кратковременной памятиУровень развития слухоречевой памяти по всем методикам1Вацлав НОчень низкийОчень низкийОчень низкийОчень низкий 2Алина К. НизкийОчень низкийНизкийНизкий 3Эля К. НизкийОчень низкийНизкийНизкий 4Ваня Д. СреднийОчень низкийСреднийСредний 5Марина Ч. СреднийОчень низкийСреднийСредний6Катя С. СреднийнизкийСреднийСредний7Паша Г.Низкий низкийСреднийНизкий 8 Кирилл Н Средний низкийСреднийСредний9Саша КНизкийнизкийСреднийНизкий10Алена ВНизкийнизкийВысокийНизкий Очевидно, что показатели по всем методикам не превышает уровня среднего. Развитие слухоречевой памяти таким образом может быть представлено следующим образом - очень низкий уровень - 15 %, низкий уровень - 55 % и средний уровень - 30 %. Итоговые результаты могут быть представлены на рис. 3.Рис. 3. Общие результаты по всем методикамДля определения взаимосвязи между перечисленными параметрами, была использована корреляция. Корреляционный анализ позволил установить, что- уровень развития смысловой слухоречевой памяти влияет на уровень развития кратковременной слухоречевой памяти (rs = 0,9, при р ≤0,01) и уровень развития долговременной слухоречевой памяти (rs = 0,89, при р ≤0,01);- уровень развития речи влияет на уровень развития кратковременной слухоречевой памяти (rs = 0,64, при р ≤0,05) и уровень развития долговременной слухоречевой памяти (rs = 0,8, при р ≤0,01).Стоит уделить внимание также и качественным показателям ответов детей. В целом, можно отметить, что ошибки соответствовали всем показателям памяти детей с ОНР. Результаты по детям представлены в таблице 6.Таблица 6.Результаты качественного анализа по методикам№Ф.ИмяОшибки 1Вацлав НБыл заинтересован в выполнении заданий, однако, воспроизвести их оказалось нелегко. Ребенок не мог вспомнит и трех слов, подменяя слова, в частности, он подменил ложку ложечкой. 2Алина К. Характерно нарушение выполнения заданий. В ходе работы наблюдалась путаница, нередко происходила подмена слов. 3Эля К. Ребенок был достаточно скован, стеснителен. Очевидно, с этим была связана неготовность ребенка полноценно ответить на все вопросы4Ваня Д. Задания давались достаточно сложно, выполнялись с передышками, однако, показатели, в целом, были выше, чем у других детей. 5Марина Ч. Очень сложно давались задания на долговременную память. Справилась с малой частью только с помощью педагога. 6Катя С. Характерно нарушение выполнения заданий. В ходе работы наблюдалась путаница, нередко происходила подмена слов. 7Паша Г.Ребенок был достаточно скован, стеснителен. Очевидно, с этим была связана неготовность ребенка полноценно ответить на все вопросы8 Кирилл Н Характерно нарушение выполнения заданий. В ходе работы наблюдалась путаница, нередко происходила подмена слов. 9Саша КРебенок был достаточно скован, стеснителен. Очевидно, с этим была связана неготовность ребенка полноценно ответить на все вопросы10Алена ВПоказала высокий результат по методикам исследования кратковременной памяти. В то же время методика исследования долговременной памяти осуществлялась достаточно трудно. Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента было выяснено, что слухоречевая память у детей находится на очень низком уровне развития. Показатели варьируются на низком и очень низком уровне развития. Это обусловило разработку программы по совершенствовании слухоречевой памяти у старших дошкольников. ЗаключениеПроизвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Так постепенно непосредственное, непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на специальные способы переработки запоминаемого материала. Ребёнок принимает цель запомнить, начинает осознавать её и самостоятельно выделять. Слухоречевая память активно развивается по мере пополнения словарного запаса ребенка. Облегчить развитие помогает работа с литературой - ребенок очень любит не только слушать художественные произведения, но и потом пересказывать их на память. В этом возрасте характерны также капризы, связанные со стремлением пополнять память новыми произведениями, когда ребенок говорит, что не хочет слушать "эту" сказку, потому, что знает ее . Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.Первый этап предполагал подбор материала для исследования, обработку документов и подбор методик. Второй этап предполагал исследование детей и первичную обработку результатов. Третий этап реализовывался как подведение итогов полученных при работе. В ходе констатирующего эксперимента было выяснено, что слухоречевая память у детей находится на очень низком уровне развития. Показатели варьируются на низком и очень низком уровне развития. Это обусловило разработку программы по совершенствовании слухоречевой памяти у старших дошкольников. Список литературы
2. Аркин Е.А. Родителям о воспитании.- М.: Учпедгиз, 1957. - 346 с.
3. Артемова Л.В. Динамика содержательности общения детей с 3 до 7 лет в игровых группах// Новые исследования в психологии.- 1986. - N2.-С. 49-55.
4. Артемова Л.Ф. Формирование общественной направленности ребенка-дошкольника в игре.- Киев : Выща школа, 1988. - 159 с.
5. Арутюнова Л.Д., Булыгина Т.В., Кибрик A.A. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис.- М.: Наука, 1992. - 821 с.
6. Ахутина Т.В. Порождение речи.- М.: Изд-во МГУ, 1989. - 213 с.
7. Балли III. Французская стилистика,- М.: Изд-во ин. лит-ры, 1961. - 394 с.
8. Библер B.C. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога.- М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
9. Бодалев A.A. Личность и общение // Избран, психол. труды.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
10. Бодалев A.A. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика.-1990. - N 5. - С. 77-81.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. - 426 с.
12. Болдырева Т.А., Болдырева М.А., Фадеева H.A. Роль семьи в развитии речи и мышления ребенка / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации,- М, 1998. - С. 28-29.
13. Болдырева Н.К., Коваленко Е.В., Орешкина М.Ю. Особенности эмоциональной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи // Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного сипозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М, 1997. - С. 29-30.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии., 1966.- N 6. - С. 62-76.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т.- М.: Педагогика, 1984. -Т.6.- 374 с.
16. Газман О.С. О понятии детской игры / Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. - 123 с.
17. Галигузова Л.Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности в общении со сверстником // Новые исследования в психологии., 1980.- N 2. - С. 31 -36.
18. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения // Дефектология.- 1989.- N 1. - С. 69-76.
19. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II Дефектология.- М., 1990.- N 6. - С. 63-70.
20. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология., 1995.- N 6. - С. 7-16.
21. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология.- 1988.-N 3. - С. 81-84.
22. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 127 с.
23. Жукова Н.С. Формирование устной речи,- М.: Социально- политический журнал. Ассоциация "Гуманитарий", 1994. - 96 с,
24. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: Социально-политический журнал. Ассоциация "Гуманитарий", 1994.-96 с.
25. Жуковская Р.И. Игры-занятия как педагогическое условие становления сюжетно-ролевой игры и взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста // Нравственное воспитание дошкольников, /Под ред. В.Г.Нечаевой.- М.: Педагогика, 1971. - 280 с,
26. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.А.Запорожца, А.П.Усовой.- М.: Изд-во Просвещение, 1966. - 351 с.
27. Капанадзе Л.А. Лексико-семантические особенности разговорной речи // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест /Под ред. Е.А.Земской, Н.Н.Розановой.- М.: Наука, 1993. - 238 с.
28. Крагшвина Л.М. Этапы развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М, 1997. - С. 86-87.
Вопрос-ответ:
Как развить словесную память у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня?
Развитие словесной памяти у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня может проводиться с помощью специальных практических заданий и игр. Например, можно использовать игру "Запомни и повтори", где ребенку показываются предметы или картинки, и он должен их запомнить и повторить. Также полезным будет чтение книг, рассказывание историй и проведение различных упражнений на укрепление памяти.
Какие закономерности развития словесной памяти наблюдаются у старших дошкольников?
У старших дошкольников наблюдаются определенные закономерности в развитии словесной памяти. Вначале эта память основывается на запоминании слов и выражений, затем развивается способность к запоминанию более сложных структур. Дети со временем улучшают свою способность к запоминанию и воспроизведению информации в более длительных временных интервалах.
Какие особенности развития словесной памяти наблюдаются у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня?
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня наблюдаются определенные особенности в развитии словесной памяти. Они могут испытывать трудности в запоминании и воспроизведении слов и выражений. Однако с помощью специальных методик и индивидуального подхода к каждому ребенку можно добиться прогресса в развитии и укреплении словесной памяти.
Какие организационные аспекты изучения словесной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня?
Организационные аспекты изучения словесной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня включают разработку индивидуальной программы развития, учет особенностей каждого ребенка и выбор оптимальных заданий и упражнений для укрепления и развития словесной памяти. Также важно создание комфортной и поддерживающей атмосферы для детей, что поможет им преодолевать трудности и достигать прогресса.
Что такое словесная память?
Словесная память представляет собой способность запоминать и воспроизводить слова, фразы и тексты. Это один из важных компонентов речевого развития у детей.
Как развивается словесная память у старших дошкольников?
Развитие словесной памяти у старших дошкольников происходит по закономерностям. Вначале дети могут запоминать отдельные слова, затем фразы, а позже уже целые тексты. Они учатся повторять и вспоминать информацию, а также улучшают свои навыки восприятия и воспроизведения речи.
Какие особенности развития словесной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня?
У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня словесная память может быть значительно нарушена. Они могут испытывать трудности в запоминании и воспроизведении слов и фраз. Такие дети нуждаются в специальной помощи и поддержке для развития своей словесной памяти.
Какими аспектами изучения словесной памяти у старших дошкольников нужно заниматься?
Изучение словесной памяти у старших дошкольников включает в себя организационные и содержательные аспекты. Организационные аспекты включают выбор методов и задач исследования, а содержательные аспекты - анализ различных параметров словесной памяти (объем, точность воспроизведения, скорость запоминания и т. д.).
Какими методами можно развивать словесную память у дошкольников?
Для развития словесной памяти у дошкольников можно использовать разные методы, такие как запоминание и повторение слов, чтение и рассказывание историй, игры со словами, ассоциации и т. д. Важно подбирать методы, которые будут интересны и понятны ребенку.
Как развивается словесная память у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня?
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня развитие словесной памяти происходит гораздо медленнее и ограниченнее, чем у детей с нормальным речевым развитием. Они испытывают трудности в запоминании и воспроизведении слов, фраз и текстов. Им необходима специальная помощь и поддержка для развития этой способности, так как словесная память является важной основой для формирования навыков чтения и письма.
Какие закономерности можно выделить в развитии словесной памяти у старших дошкольников?
Закономерности развития словесной памяти у старших дошкольников заключаются в том, что с возрастом у детей увеличивается емкость и точность словесной памяти. Они начинают лучше запоминать и воспроизводить слова, фразы и тексты, устанавливать связи между словами и ситуациями, использовать разнообразные стратегии запоминания и воспроизведения информации. Важную роль в развитии словесной памяти играет общение, чтение и игры, направленные на развитие речи.
Какие особенности характеризуют развитие словесной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня?
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня развитие словесной памяти отличается от детей с нормальным речевым развитием. У них наблюдаются трудности в запоминании и воспроизведении слов, фраз и текстов, ограниченная емкость и точность памяти, затруднения в установлении связей между словами и ситуациями. Для развития словесной памяти у них требуется специальная помощь и поддержка со стороны педагогов и родителей.