профилактика дисграфии у дошкольников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 82 82 страницы
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 12.12.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 6
1.1. Характеристика грамматического строя речи 6
1.2. Характеристика недоразвития речи 13
1.3. Психологические особенности дошкольников с ОНР 22
1.4. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 26
Выводы по главе 1 29
Глава II. Особенности грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 30
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 30
2.2. Научно-теоретическое обоснование исследования 32
2.3. Методика констатирующего эксперимента 34
Глава III. Логопедическое воздействие по формированию лексико - грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 42
3.1. Научно-теоретическое обоснование методических рекомендаций к логопедической работе по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 42
3.2. Методические рекомендации к логопедической работе по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 44
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 61
Выводы по исследованию 64
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения 73
Фрагмент для ознакомления

Трехсложные слова из открытых слогов: имя суще-ствительное – со-ба-ка, пи-ро-ги, ра-бо-та. Трехсложные слова с закрытым слогом: глагол – го- то-вят. Трехсложные слова со стечением согласных (в раз-ных позициях) и отрытым слогом: имя существитель- ное – де-душ-ка, ба-буш-ка, спа-си-бо, доб-ро-та, чис-то-та, у-бор-ка, про-фес-сия. Трехсложные слова со стечением согласных (в раз-ных позициях) и закрытым слогом: глагол – встре-ча- ют.Четырёхсложные с закрытым слогом и (или) стечени-ями: глагол – за-бо-тят-ся, по-мо-га-ют, нак-ры-ва-ют; имя существительное – род-ствен-ни-ки, у-го-щень-е, жи-вот-ны-е; имя прилагательное – до-маш-ни-е.Сложная слоговая структура слова со стечениями согласных: имя прилагательное – гос-теп-ри-им-ны-е; предикат – по-жа-луйс-та, до сви-да-ни-я, здрав-ствуй-те.Игровая ситуация «Зоопарк». Цель: научить детей использовать полученные навыки воспроизведения слов в игровой ситуации. Лингвистический материал: Односложные слова из закрытых слогов: имя существительное: вид, лев. Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: имя существительное: корм, тигр, слон.Двухсложные слова из открытых слогов: имя существительное: па-па, ма-ма. де-ти. Двусложные слова с закрытым слогом: глагол: и-дут, ле-чат; имя существительное: жи-раф; имя прилагательное: се-рый, бе-лый. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом: имя существительное: кас-са, семь-я, день-ги, зеб-ра. Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом: имя существительное: зве-ри. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом: глагол: кор-мятчис-тят; имя существительное: кас-сир, мед-ведь, пав-лин; имя прилагательное: силь-ный, быст-рый, боль-шой, жар-ких. Двухсложные слова со стечением согласных в нача-ле слова и закрытым слогом: глагол: сле-дят; имя существительное: стра-ус. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: глагол: смот-рят; клет-ка, друзь-я; имя прилагательное: внеш-ний.Трехсложные слова из открытых слогов: имя существительное: а-фи-ша, би-ле-ты. Трехсложные слова с закрытым слогом: глагол: поку-пать, ме-ня-ют; имя существительное: бе-ге-мот, зо-о-парк, но-со-рог; имя прилагательное: вы-со-кий. Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и отрытым слогом: имя существительное: де-душ-ка, ба-буш-ка, кен-гу-ру; имя прилагательное: лов-ка-я. Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом: имя существительное: конт-ро-лер. Трехсложные слова с двумя стечениями: имя прилагательное: о-гром-ный.Четырёхсложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями: глагол: про-ве-ря-ет; имя существительное: жи-вот-ны-е, экс-кур-со-вод, ве-те-ри-нар, пи-та-ни-е, о-безь-я-на, гип-по-по-там.Сложная слоговая структура слова со стечениями согласных: имя существительное: объ-яв-ле-ни-е, родст-вен-ни-ки, по-се-ти-те-ли; имя прилагательное: взрос-лы-е, по-ло-са-та-я; предикат: по-жа-луйс-та, до сви-да-ни-я, здравст-вуй-те.Для детей задания многих игрпредполагают коллективные действия ребят, т.е. совместный выборкартинок, игрушек, их сравнение, обсуждение особенностей предметов,способов их классификации. Благодаря этому они не только учатсяиспользовать полученные знания в реальной ситуации, но и при этомпроисходит взаимовыгодный обмен знаниями и опытом.Игры построены так, что детямпредоставляется возможность выбрать изполученных знаний именно то, которое поможет решить данную импроблему.Для этого необходимо:- создать условия для свободного выбора ребенком игры, пусть он самвыберет участников совместной деятельности;- поддерживать инициативу ребенка в игровой деятельности;- обеспечить ребенка временем и пространством для организациисамостоятельной игры.Необходимо позволять детям выполнять игровое заданиеразнообразными способами, для этого нужно усложнять игровую ситуацию,предлагая несколько вариантов.Так сохраняется интерес детей приповторении игры, если не удается достичь поставленной цели за одну игру.Игра «Один – много»Цель: учить различать существительные в единственном имножественном числе.Оборудование: предметные картинки на тему «Осень. Деревья икустарники», фишки.Ход игры: Организатор показывает картинку с изображением одногопредмета. Спрашивает: «Что изображено?». Дети «Дерево». Организаторпоказывает картинку с изображением нескольких предметов и спрашивает:«Что изображено?», дети отвечают «Деревья». За правильные ответы детиполучают фишки, выигрывает тот, кто набрал больше всего фишек.Игра «Чей след?»Цель: учить использовать в речи притяжательные прилагательные.Оборудование: картинки с изображениями лесных зверей и их следов.Ход игры: Организатор показывает картинку с изображением следовзверя и спрашивает «Чей это след?», а дети отвечают «заячий». Заправильный ответ ребенок получает картинку, у кого к концу игры будетбольше картинок, тот и выиграл.Игра «Подбери признак»Цель: закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки,обогащать словарь.Ход игры: необходимо подобрать к слову, обозначающему предмет,подходящие по смыслу слова-признаки. Поставить вопрос к этим словам.Например: погода (какая?) – холодная, пасмурная, снежная и т.д.Игра «Назови родственное слово»Цель: учить детей подбирать родственные слова.Оборудование: фишки, заранее подобранные слова на тему «Мойгород».Ход игры: организатор называет слово, детям необходимо как можнобольше назвать родственных слов. За каждый правильный ответ детиполучают фишки, выигрывает тот, у кого к концу игры будет больше фишек.Игра «Кто что делает?»Цель: развивать умение образовывать глаголы от существительных,развивать умение словообразования, расширять объем словаря.Оборудование: сюжетные картинки на тему «Профессии».Ход игры: организатор показывает детям сюжетные картинки ипроговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенныеслова, необходимые по смыслу.Примерный лексический материал: Рыбу ловит рыболов.Лес рубит …Пчел разводит …Трубы чистит …Землю копает …Игра «Наша армия»Цель: развивать умение образовывать страдательные причастияпрошедшего времени и отглагольные прилагательные.Оборудование: подобрать слова на тему «Наша армия», мяч.Ход игры: дети сидят в круг. Организатор бросает мяч ребенку и называет слово «ранить», ребенок, поймавший мяч, отвечает «раненыйбоец». По такому принципу продолжается игра.Игра «Придумай слово»Цель: развивать умение образовывать глаголы при помощи приставок.Оборудование: фишки, подготовить слова и приставки на карточках.Ход игры: детям предлагается слово «ехать» и приставки «по-, под-, на-, за-» и т.д. Им нужно образовать новые слова. За правильные ответы детиполучают фишки, у кого больше фишек, тот и выиграл.Речевые упражнения для развития грамматического строя речиСловоизменение и словообразование в импрессивной речиРечевое упражнение «Выбери правильно»Детям предлагается схема: лиса – лисы – лисенок – лисята; дом – дома – домик – домики; утка – утки – утенок – утята и т.д. Просят показать, где лиса, а где лисенок, а где лисята и т.д.Детям предлагается схема: кот на столе – под столом – около стола – за столом; машина въезжает – выезжает – проезжает – объезжает т.д. Просят показать, где кот под столом, а где за столом и т.д.Детям предлагается схема: мама готовит ужин – папа читает газету – ученик спешит в школу – кот спит на окне. Просят показать, маму, готовящую ужин, папу, читающего газету, ученика, спешащего в школу, спящего кота на окне.Словоизменение и словообразование в экспрессивной речиРечевое упражнение «Семья слов». Работа со схемами:волк – волки – волчок –волчище – волчица –волчонок, волчата – волчий; рыба – рыбы – рыбка, рыбёшка, рыбина – рыбачить –рыбий – рыбачка, рыбак, рыболов – рыбный. Речевое упражнение «Гномики и великаны» Рука – ручка – ручища волк –волчок – волчище.Речевое упражнение «Один – много, много – один». Костюм – костюмы, сапоги – сапог. Морж – моржи, журавли – журавль.Речевое упражнение «Лишнее слово». Цветок, светлый, цветут, цветной; лес, лист, лесной, лесник.Речевое упражнение «Ты и я». Рыбак – рыбачка, школьник – школьница; Горожанин – горожанка, спортсмен – спортсменка.Речевое упражнение «Подбери слова» (скажи какой? скажи что делает?) Стол – столовый, рыбак – рыбачит; Луч – лучистый, зима – зимовать.Речевое упражнение «Чей? Чья? Чьё? Чьи?». Лиса – лисий, лисье, лисья, лисьи.Речевое упражнение «Тайна слова». Цветок – это растение, цвести – это значит распускается бутон, цветник – это клумба, цветовод – это человек, который занимается выращиванием цветов. Сформированные приёмы словоизменения и словообразования на морфологическом уровне позволяют перейти к развитию грамматического строя на синтаксическом уровне. С этой целью составлены тексты, насыщенные словами одной родственной группы. Работая с текстом используются упражнения: «Доскажи словечко», «Составь предложение», «Найди ошибку», «Расскажи что запомнил».В процессе занятий педагоги должны соблюдать следующие правила:1. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия будут эффективны, если проводятся в игровой форме и интересны ребенку.2. За одно занятие не следует давать больше 2—5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка).3. Продолжительность одного занятия не должна превышать 30 минут.4. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.Детям также давались задания на дом, представленные в рабочих тетрадях по темам: «Дом. Квартира», «Мебель», «Посуда» и др. На каждую тему предоставлялись ряд задач и упражнений к ним (Приложение 3).Дополнительно проводится работа с семьями детей с ОНР по следующим направлениям.1. Познавательное направление. Здесь знакомим родителей с возрастными и психологическими особенностями детей с патологией речи, знакомим с коррекционными программами, программами развития речи детей с той или иной патологий, формируем у родителей практические навыки в развитии речи ребенка.2. Аналитическое направление. Проводится выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности (анкетирование, беседы, консультации).3. Досуговое направление. Формы организации помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. По данному направлению используются следующие формы работы: тематические развлечения, выставка семейной коллекции; фольклорные праздники; празднование дней рождения детей (с чаепитием, играми, конкурсами), выставки совместных работ.4. Наглядно – информационное направление. Данное направление включает информационно-ознакомительные формы и информационно-просветительские организации общения: ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы по коррекции и развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения посредством родительских уголков, памяток, буклетов. До родителей важно донести, что нарушения речевого развития не является необратимым. Однако без вмешательства в развитие речи ребенка родителей в тесном сотрудничестве с профессионалами зачатки разговорных навыков угаснут.Каким бы специалистам ни доверили родители своего ребенка, лечение затянется и будет недостаточно эффективным, если всю ответственность переложить на плечи воспитателей, логопедов и медиков. Необходимо набраться терпения, чтобы вместе со специалистами одолеть сложности кропотливой коррекционной работы: следовать рекомендациям логопеда, продолжать занятия дома по предписанной им программе, не игнорировать прием препаратов, назначенных врачом, заниматься с ребенком физкультурой, играми, развивающими умственные способности, мелкую моторику, побольше гулять, играть, разговаривать.Главное в работе с родителями – установление диалогических и партнерских отношений, повышение их воспитательной культуры, компетентности.Для повышения эффективности взаимодействия логопеда с семьей по коррекции речи и по речевому развитию детей с нарушениями речи следует:1. Организовать выставку методической литературы. Форма проведения: беседы-консультации.2. Организовать программу достижений каждого ребенка с целью сравнительного анализа достижений ребенка в процессе коррекции, обучения и воспитания в семье и ДОУ. Предварительно ознакомить родителей с результатами тестирования детей, с рисунками, поделками детей. Родители делятся достижениями ребенка дома (поделки, увлечения, рисунки и т.д.). Форма проведения: семинар.3. Организовать домашнюю игротеку (конкурс педагогических находок) с целью обучения родителей функциям сотрудничества. Предварительно оформляется информационный стенд для родителей, предоставляется методическая литература. Форма проведения – конкурс.4. Организовать викторину для родителей на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка». Родителям можно дать анкету, задаются вопросы, семьи отвечают.5. Организовать «День семьи» с целью развития интеллектуальной и творческой инициативы детей и взрослых; рефлексии результатов взаимодействия детей, родителей и логопеда. Дети и родители рассказывают о своей семье.Таким образом, проведение таких занятий поможет наладить сотрудничество логопеда и родителей и повысит эффективность оказания психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с нарушениями речевого развития. Следует помнить основные принципы при организации работы с семьей: открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать, видеть, как живет и развивается его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитание детей; создание активной – развивающей среды.3.3. Анализ результатов формирующего экспериментаРезультаты повторной диагностики словоизменения и словообразования в импрессивной речи у детей с ОНР представлены в таблице 4 в Приложении 4.По результатам диагностики можно сказать, что в среднем у дошкольников с ОНР на данном этапе уровень сформированности словоизменения и словообразования в импрессивной речи - высокий. Лучше всего дети с ОНР по-прежнему справляются с узнаванием категорий "большой - маленький", "взрослый - детеныш", "один - много". Однако и в остальных заданиях дети ошибаются редко. У 50% детей – средний уровень сформированности словоизменения и словообразования в импрессивной речи, также у 50% - высокий уровень.Сравнительные данные успешности выполнения заданий на словоизменение и словообразование в импрессивной речи у детей с ОНР на разных этапах исследования представлены на рисунке 3.Рис. 3. Сравнительные результаты словоизменения и словообразования в импрессивной речи у детей с ОНР на разных этапах исследования.По сравнительным данным видно, что у дошкольников с ОНРна данном этапе исследования выше успешность выполнения каждого задания и выше общий уровень сформированности словоизменения и словообразования в импрессивной речи, чем на констатирующем этапе.Результаты повторной диагностики словоизменения и словообразования в экспрессивной речи у детей с ОНР представлены в таблице 5 в Приложении 4.По результатам диагностики можно сказать, что в среднем у дошкольников с ОНР на данном этапе исследования уровень сформированности словоизменения и словообразования в экспрессивной речи - средний. Лучше всего дети с ОНР справляются с образованием прилагательных от существительных, с изменением глаголов по числам, образованием прилагательных с противоположным значением, изменением существительных по числам. Несколько хуже дети справляются с согласованием существительных с числительными, образованием уменьшительно-ласкательных форм, приставочных глаголов и употреблением падежных конструкций. У 90% детей – средний уровень сформированности словоизменения и словообразования в экспрессивной речи, у 10% - низкий уровень.Сравнительные данные успешности выполнения заданий на словоизменение и словообразование в экспрессивной речи у детей с ОНР на разных этапах исследования представлены на рисунке 4.Рис. 4. Сравнительные результаты словоизменения и словообразования в экспрессивной речи у детей с ОНР на разных этапах исследования.По сравнительным данным видно, что у дошкольников с ОНРна данном этапе исследования выше успешность выполнения каждого задания и выше общий уровень сформированности словоизменения и словообразования в экспрессивной речи, чем на констатирующем этапе.Результаты оценки динамики развития грамматического строя у дошкольников с ОНР (Т-критерий Вилкоксона) представлены в таблице 6.Таблица 6Результаты оценки динамики развития грамматического строя у дошкольников с ОНРПараметрыТZрИмпрессивная речь, задание 10,01,60,11Импрессивная речь, задание 20,01,830,07Импрессивная речь, задание 30,02,020,04Импрессивная речь, задание 40,01,830,07Импрессивная речь, задание 50,01,830,07Общий уровень сформированности словоизменения и словообразования в импрессивной речи0,02,530,01Задание 1. Употребление падежных конструкций 0,01,830,07Задание 2. Согласование существительных с прилагательными0,01,340,18Задание 3. Изменение существительных по числам0,01,600,11Задание 4. Согласование существительных с числительными0,01,600,11Задание 5. Образование прилагательных с противоположным значением0,02,200,03Задание 6. Образование уменьшительно-ласкательных форм 0,01,830,07Задание 7. Образование прилагательных от существительных0,01,830,07Задание 8. Изменение глаголов по числам 0,01,600,11Задание 9. Образование приставочных глаголов0,02,200,03Общий уровень сформированности словоизменения и словообразования в экспрессивной речи0,02,800,01Сравнительный анализ показал, что после проведения комплексной программы у дошкольников с ОНР значительно улучшилось словоизменение и словообразование импрессивной и экспрессивной речи.У детей значительно возрос уровень развития грамматического строя речи. Особенно существенно улучшились навыки образования прилагательных с противоположным значением и образование приставочных глаголов. Таким образом, программа по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР оказалась эффективной. Выводы по исследованию1. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в среднем у дошкольников с ОНР уровень сформированности словоизменения и словообразования в импрессивной речи - средний. Уровень сформированности словоизменения и словообразования в экспрессивной речи - низкий. Общий уровень сформированности словоизменения и словообразования в импрессивной речи у детей с ОНР значительно ниже, чем у детей с НРР. Дети с ОНР значительно хуже, чем дети с НРР выполняют задания на словоизменение и словообразование в экспрессивной речи (кроме образования прилагательных от существительных).У дошкольников с ОНР общий уровень сформированности словоизменения и словообразования в экспрессивной речи значительно ниже, чем у детей с НРР.2. Для детей с ОНР была разработана программа по формированию грамматического строя речи и профилактики недоразвития речи. В задачи программы входило: формированиенавыков словоизменения и словообразования в импрессивной и в экспрессивной речи, навыка правильного звуко-слогового оформления слов изолированно и в условиях фраз различной степени сложности, развитие фонематического восприятия, формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза, а также звуко-слоговых представлений, обогащение и уточнение пассивного и активного словаря, развитие когнитивных функций, профилактика специфических нарушений письменной речи. Этапы работы по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР: обучить детей изменять слова, закреплять словоизменения в словосочетаниях, в предложениях, в связной речи. Работа проводилась в игровой форме.3. Результаты повторной диагностики показали, что у детей с ОНР после проведения комплексной программы значительно улучшилось словоизменение и словообразование импрессивной и экспрессивной речи. Значительно возрос уровень развития грамматического строя речи. Особенно существенно улучшились навыки образования прилагательных с противоположным значением и образование приставочных глаголов. Таким образом, программа по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР оказалась эффективной.ЗаключениеДанная работа была проведена с целью изучения особенностей грамматического строя речи и путей его формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи.В ходе достижения цели был решен ряд задач.При анализе научной литературы было подчеркнуто, что грамматический строй – это совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры или совокупность правил построения лексических единиц из морфем и связных высказываний из лексических единиц, отбираемых в процессе речи. Освоение грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить средством общения. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает выполнять функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Общее недоразвитие речи – это нарушение речевого развития детей, которое выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую сторону речи (включая фонематические процессы), так и на смысловую. Общее недоразвитие речи у детей имеет разную выраженность. ОНР 1 уровня – характеризуется полным отсутствием связной речи. ОНР 2 уровня – наблюдается начальное развитие общей речи. ОНР 3 уровня отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно; ОНР 4 уровня отмечаются нарушения при произношении и построении длинных фраз.Грамматический строй речи при ОНР формируется трудно, дисгармонично и в более медленном темпе. У детей данной группы нарушены процессы овладения и морфологическими, и синтаксическими единицами. Они затрудняются как в выборе грамматических средств, для выражения мыслей, так и в их комбинировании.При раннем начале коррекционной работы максимально используется пластичность нервной системы в коррекции первичного дефекта и предупреждается появление вторичных отклонений в речевом и психическом развитии.Для детей с общим недоразвитием речи, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, общения, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Нарушения эмоциональной сферы являются причиной затруднённого социального развития, у них отстаёт формирование самосознания, запаздывает становление личности, снижена самооценка, отсутствует чёткое понимание своего эго, характерна скудность и невыразительность в проявлении своих эмоций.Детям с ОНР характерна неусидчивость наряду с лёгкой возбудимостью, беспокойства двигательного характера, раздражительность. Они часто замкнуты в себе, не уверены в своих силах, они часто негативно настроены к окружающим, обидчивы, испытывают трудности при общении с людьми.Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР происходит путем постоянной работы по нескольким направлениям: работа над формированием первоначальных навыков языковых обобщений, совершенствование произношения, расширение, уточнение и активизация словарного запаса, обучение ребенка правильному построению простых предложений и по употреблению их в речи.В дошкольных учебных заведениях используются комплексные образовательные программы. Воспитателями и логопедом целенаправленно осуществляется всесторонняя работа по формированию грамматического строя речи детей. В основном такая деятельность осуществляется на занятиях, а также в играх, постановках.Уровень развития грамматического строя речи детей с ОНР зависит от работы педагогов, от используемых ими средств и методов.В ходе экспериментального исследования выяснилось, что у дошкольников с ОНРуровень сформированности словоизменения и словообразования в импрессивной речи - средний. Уровень сформированности словоизменения и словообразования в экспрессивной речи - низкий. Общий уровень сформированности словоизменения и словообразования в импрессивной речи у детей с ОНР значительно ниже, чем у детей с НРР. Дети с ОНР значительно хуже, чем дети с НРР выполняют задания на словоизменение и словообразование в экспрессивной речи (кроме образования прилагательных от существительных).У дошкольников с ОНР общий уровень сформированности словоизменения и словообразования в экспрессивной речи значительно ниже, чем у детей с НРР.Для детей с ОНР была разработана программа по формированию грамматического строя речи и профилактики недоразвития речи. В задачи программы входило: формирование навыков словоизменения и словообразования в импрессивной и в экспрессивной речи, навыка правильного звуко-слогового оформления слов изолированно и в условиях фраз различной степени сложности, развитие фонематического восприятия, формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза, а также звуко-слоговых представлений, обогащение и уточнение пассивного и активного словаря, развитие когнитивных функций, профилактика специфических нарушений письменной речи. Этапы работы по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР: обучить детей изменять слова, закреплять словоизменения в словосочетаниях, в предложениях, в связной речи. Работа проводилась в игровой форме.Результаты повторной диагностики показали, что у детей с ОНР после проведения комплексной программы значительно улучшилось словоизменение и словообразование импрессивной и экспрессивной речи. Значительно возрос уровень развития грамматического строя речи. Особенно существенно улучшились навыки образования прилагательных с противоположным значением и образование приставочных глаголов. Таким образом, программа по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР оказалась эффективной.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: у дошкольников с ОНР грамматический строй речи сформирован хуже, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием (НРР).Комплексная работа по формированиюграмматического строя речи способствует развитию речи у дошкольников с ОНР.Список литературыАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних с общим недоразвитием речи // Логопед. – 2004. – №2.– С.43-52. Балбаева А.Е. Использование оригинальных приемов в логопедической работе по развитию связной речи дошкольников с ОНР // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – Т. 1. № 2. – С. 7-9.Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 145 с.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. – 2006. – № 3. – C. 42-48. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 4-е изд. – М.: Рус.яз., 2001. – 720с.Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004. – 168с.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Экоперспектива, 2007. – 221 с.Дмитриева Е.Е. Развитие социальной компетентности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: монография. – Н. Новгород: НГПУ, 2013. – 129 с.Дошкольнаялогопсихология: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / [Денисова О.А. и др.]: под ред. В.И Селиверстова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 159с.Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.Егорова И.В. К вопросу о коррекции общего недоразвития речи у дошкольников в процессе музыкальной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – №5(58). – С. 92-96.Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Соц.- полит, журн., 1994. – 96 с. Корнев А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: МПГУ, 2005. – с.43-47.Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. – 2010. – №7. – С. 76 – 88.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи. – СПб.: Союз, 2001. – 160 с.Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: Аркти, 2005. – 221с. Леханова О.Л. Особенности невербального кодирования информации детьми с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета: Науч. журнал. – 2007. – № 1. – С. 166–169.Логинова Е. А Юдина С. А. Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Материалы XI Международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова, Л. М. Кобрина (отв. ред.). 2015. – С. 208 – 212.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2002. – 677с.Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1999. – 320с.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 210с.Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2012 – 239с.Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития / Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова // Дефектология. – 1993. – № 5. – С. 3 - 10.Преодоление ОНР у дошкольников: учебно-метод. Пособие/Под общ.ред. Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.Рожкова Л.А. Особенности ориентировочной реакции как диагностический показатель уровня сформированности нейрофизиологических механизмов внимания и памяти у детей с нарушениями познавательной деятельности / Л.А. Рожкова, Л.П. Григорьева, Л.И. Фильчикова, З.С. Алиева и др. // Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика и коррекция. – М.: Академкнига, 2002. – С. 238 – 303.Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие. Издание 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 287с.Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. – 2 - е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464с.Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с.Усманова О.Н. Особенности зрительного восприятия детей 6-летнего возраста с речевой патологией / О.Н. Усманова, З.З. Фигередо // Патология речи органического и функционального генеза (клинико-психологический аспект и терапия). – М.: Министерство Здравоохранения РСФСР, 1985. – С. 120 – 128.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ИздательствоИнститута Психотерапии, 2012. – 256с.Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.Феофилатова К.Д. Реализация комплексного подхода в логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи в условиях логопункта // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – №3(7). – С. 4 – 8.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Рутгерс Н.А. Преодоление коммуникативных и речевых расстройств у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством современных музыкальных технологий // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №6-0. – С. 364.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 2011.Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: АСТ, 2002. – 266 с.Шабалина Е. Н. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 11. – С. 2 – 8.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Академия, 2013. - 240 с.Шипицина Л.М. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова // Дефектология. – 1993. – № 4. – С. 8 - 13.Щитова О.Г.,ЩитовА.Г.. Теория языка. Грамматика: учебное пособие. – Томск: Изд - во Томского политехнического университета, 2014. – 116 с.Ядешко В.И. Дошкольная педагогика. - М.,1988. – 415 с.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 180с.ПриложенияПриложение 1Таблица 1Результаты диагностики словоизменения и словообразования в импрессивной речи у дошкольников двух групп № исп.Задание 1Задание 2Задание 3Задание 4Задание 5Общий балл Дошкольники с ОНР144333172433331633322212423333145323221264433418733343168333331593443418103323213Хср.3,23,22,92,92,915,1Дошкольники с НРР144333172334431734444319433334165434441964344318734333168433441894443318103433316Хср.3,63,53,53,53,317,4Таблица 2Результаты диагностики словоизменения и словообразования в экспрессивной речи у дошкольников двух групп № исп.Задание 1Задание 2Задание 3Задание 4Задание 5Задание 6Задание 7Задание 8Задание 9Общий баллДошкольники с ОНР1344333343302333333443293433334443314233333222235333333433286433434343317344333433308334343333299344443443331034333343329Хср.3,13,43,43,23,23,23,53,42,929,3Дошкольники с НРР1444344544362445544444383344533444344454454443375434554555406444555555427454555454418445444444379454554454401044434434434Хср.3,94,24,24,44,44,14,24,44,137,9Приложение 2Примеры наглядного материала для формирования грамматического строя речи дошкольников с ОНРПредлоги Образование формы единственного и множественного числа существительных и формы родительного падежаОднокоренные словаОбразование глаголов с различными приставкамиСовершенствование грамматического строя в предложенияхПриложение 3Рабочие тетради для домашнего заданияТема «Дом. Квартира» Первое задание «Я зайду». Сначала детям предлагается назвать комнаты, которые есть, а потом продолжить фразу «Я зайду….», тем самым образовать существительные в винительном падеже. Следующее задание «Этажи», ребятам предлагается посчитать этажи, а затем с помощью сложения основ, образовать новые слова. Третье задание «Наоборот», детям необходимо назвать словосочетание, а потом подобрать к прилагательному антоним. Задание «Дома бывают разные», где детям необходимо назвать рабочий материал, из которого строят дома, и образовать относительные прилагательные от существительных. Тема «Мебель» Первое задание «Назови ласково», детям предлагается назвать предметы мебели ласково.Задание «Жадина», нужно согласовать предметы мебели с притяжательными местоимениями. Далее задание на счет, дети согласовывают предметы мебели разного рода с числительными. Завершающее задание «Назови одним словом», в котором надо образовать прилагательное от существительного. Тема «Посуда» Первое задание «Один-много», в котором дети изменяют слова во множественное число.В задании «Скажи наоборот», нужно подобрать прилагательное с противоположным значением. Задание «Где лежат продукты?», детям предлагается образовать существительное с помощью суффиксального способа. Четвертое задание «Один, два, пять», где детям необходимо посчитать столовые приборы, тем самым согласовывали существительные с числительными. Приложение 4Таблица 4Результаты повторной диагностики словоизменения и словообразования в импрессивной речи у дошкольников с ОНР № исп.Задание 1Задание 2Задание 3Задание 4Задание 5Общий балл 144343182444331833433316433343165334331664433418744344198334331693443418104333316Хср.3,53,63,43,33,317,1Таблица 5Результаты повторной диагностики словоизменения и словообразования в экспрессивной речи у дошкольников с ОНР№ исп.Задание 1Задание 2Задание 3Задание 4Задание 5Задание 6Задание 7Задание 8Задание 9Общий балл1444344443342343433544333434345443344343434333305334343443316433434344327444343434338334443434329345454443361044334344433Хср.3,53,63,73,53,83,63,93,73,532,8

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
2. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних с общим недоразвитием речи // Логопед. – 2004. – №2.– С.43-52.
3. Балбаева А.Е. Использование оригинальных приемов в логопедической работе по развитию связной речи дошкольников с ОНР // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – Т. 1. № 2. – С. 7-9.
4. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 145 с.
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
6. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. – 2006. – № 3. – C. 42-48.
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
8. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 4-е изд. – М.: Рус. яз., 2001. – 720с.
9. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с на-рушениями речи. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
10. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.
11. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004. – 168с.
12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Экоперспектива, 2007. – 221 с.
13. Дмитриева Е.Е. Развитие социальной компетентности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: монография. – Н. Новгород: НГПУ, 2013. – 129 с.
14. Дошкольная логопсихология: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / [Денисова О.А. и др.]: под ред. В.И Селиверстова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 159с.
15. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
16. Егорова И.В. К вопросу о коррекции общего недоразвития речи у дошкольников в процессе музыкальной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – №5(58). – С. 92-96.
17. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. - метод. пособие. – М.: Соц.- полит, журн., 1994. – 96 с.
18. Корнев А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: МПГУ, 2005. – с.43-47.
19. Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. – 2010. – №7. – С. 76 – 88.
20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи. – СПб.: Союз, 2001. – 160 с.
21. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: Аркти, 2005. – 221с.
22. Леханова О.Л. Особенности невербального кодирования информации детьми с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета: Науч. журнал. – 2007. – № 1. – С. 166–169.
23. Логинова Е. А Юдина С. А. Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Материалы XI Международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова, Л. М. Кобрина (отв. ред.). 2015. – С. 208 – 212.
24. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2002. – 677с.
25. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1999. – 320с.
26. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.
27. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедиче-ской группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 210с.
28. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2012 – 239с.
29. Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития / Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова // Дефектология. – 1993. – № 5. – С. 3 - 10.
30. Преодоление ОНР у дошкольников: учебно - метод. Пособие/Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.
31. Рожкова Л.А. Особенности ориентировочной реакции как диагностический показатель уровня сформированности нейрофизиологических механизмов внимания и памяти у детей с нарушениями познавательной деятельности / Л.А. Рожкова, Л.П. Григорьева, Л.И. Фильчикова, З.С. Алиева и др. // Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика и коррекция. – М.: Академкнига, 2002. – С. 238 – 303.
32. Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие. Издание 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 287с.
33. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.
34. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. – 2 - е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464с.
35. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с.
36. Усманова О.Н. Особенности зрительного восприятия детей 6-летнего воз-раста с речевой патологией / О.Н. Усманова, З.З. Фигередо // Патология речи органического и функционального генеза (клинико-психологический аспект и терапия). – М.: Министерство Здравоохранения РСФСР, 1985. – С. 120 – 128.
37. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. – 256с.
38. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
39. Феофилатова К.Д. Реализация комплексного подхода в логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи в условиях логопункта // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – №3(7). – С. 4 – 8.
40. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
41. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Рутгерс Н.А. Преодоление коммуникативных и речевых расстройств у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством современных музыкальных технологий // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №6-0. – С. 364.
42. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 2011.
43. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: АСТ, 2002. – 266 с.
44. Шабалина Е. Н. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 11. – С. 2 – 8.
45. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Академия, 2013. - 240 с.
46. Шипицина Л.М. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова // Дефектология. – 1993. – № 4. – С. 8 - 13.
47. Щитова О.Г., Щитов А.Г.. Теория языка. Грамматика: учебное пособие. – Томск: Изд - во Томского политехнического университета, 2014. – 116 с.
48. Ядешко В.И. Дошкольная педагогика. - М.,1988. – 415 с.
49. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 180с.

Профилактика дисграфий у дошкольников общим с недоразвитием речи

Российский государственный педагогический университет

имени А. И. Герцена

Кафедра коррекционной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работа

Профилактика дисграфий у дошкольников общим с недоразвитием речи



Исполнитель – Ворошилова Генриетта Владимировна

Студентка 5 курса ЛОГО-16С

на Факультете коррекционной педагогики





Санкт-Петербург

Содержание

Введение

Глава 1. Состояние проблемы профилактики нарушений письма у детей

1.1 Анализ клинико-психолого-педагогической литературы по проблеме профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР

1.2 Письменная речь, предпосылки ее формирования

1.3 Понятие фонематической системы

1.4 Создание механизмов речи в онтогенезе

Глава 2 Особенности нарушения письменной

2.1 Этиология и патогенез нарушений письменной

2.2 Симптоматика дисграфий (типология и механизмы специфических ошибок письма)

2.3 Классификация дисграфии

Глава 3. Организация экспериментального исследования этой проблемы

3.1 Методика констатирующего эксперимента

3.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

Глава 4. Логопедическая работа по профилактике дисграфии у дошкольников совместно с недоразвитием речи

4.1 Принципы логопедического воздействия

4.2 Основные задачи по профилактике дисграфий у детей с ОНР

4.3 Игры и упражнения по предупреждению дисграфии у детей с ОНР

Вывод

Литература

Запрос

Введение


Актуальность. Самое раннее и цели коррекции речи и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обучение детей грамоте и школьной адаптации в целом, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребенка.