Холокост и церковь
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 17.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Позиция Церкви относительно холокоста 4
2.Помощь Церкви жертвам холокоста 6
3.Помощь жертвам холокоста на оккупированных территориях 9
Заключение 15
Список литературы 16
Удалось им спасти и многих других евреев. Чтобы спасать людей, использовались помещения храмов, несмотря на постоянный контроль оккупационных властей. В нескольких домах, относившихся к храму, под видом церковных служащих также укрывали евреев, котоpым о. Алексий выдавал свидетельства о кpещении. Управитель церковных зданий также помогал священнику, доставая евреям метрики, хлебные карточки. Несколько священников и мирян на Украине были убиты нацистами за попытки оказания помощи евреям. Так, в донесениях полиции безопасности и СД от 16 января и 6 марта 1942 г. сообщалось о расстреле бургомистра г. Кременчуга Полтавской области Синицы-Верховского за то, что он с сентября 1941 г. с помощью местного священника крестил евреев, давал им христианские имена и таким образом спасал их от уничтожения: «Только при допросе чиновниками оперативной команды было установлено, что он умышленно воспользовался фальшивыми анкетными данными, и решение еврейской проблемы саботировал тем, что уполномочил главного священника протоиерея Романского крестить указанных им самим евреев и давать им христианские или русские имена. Немедленный арест помешал большому числу евреев уйти из-под немецкого контроля. Сеница был казнен». Как был наказан священник, в донесениях СД не сообщалось, но, скорее всего, он был расстрелян.При этом некоторые украинские националисты принимали добровольное и активное участие в процессе уничтожения евреев. Они по большей части относились к Греко-Католической Церкви, но некоторые также к автокефальной Украинской Православной Церкви, которая действовала преимущественно на Правобережной Украине. Уже с первых месяцев оккупации немецкие власти стремились заручиться поддержкой антиеврейских мероприятий со стороны части украинского духовенства. И в некоторых регионах, особенно на первом этапе антиеврейских мер, их действия были достаточно успешными. Именно паства автокефальной Украинской Православной Церкви упоминается в донесении оперативной команды СС № 5 осенью 1941 г. В нем говорится о том, что было уничтожено 229 евреев в г. Хмельнике, а также о том, что населением города это было воспринято с большим энтузиазмом, в честь уничтожения евреев был отслужен благодарственный молебен.Нацистская антисемитская пропаганда на Западной Украине, в отличие от других регионов республики, отличалась спекуляцией на религиозных чувствах населения, поскольку в галицийских местечках священник традиционно рассматривался как большой авторитет. Публикации такого рода делились на две части: в первой осуществлялось использование некоторых давних антиеврейских стереотипов — речь идет о распятииХриста, историях мучеников, предательстве Иуды и т.д., а во второй рассказывалось о том, как попирались христианские ценности советской системой образования, происходило отождествление еврейства с властью коммунистов. Такого рода публикации, например, вышедшее 25 января 1942 г. в газете «Бережанськивисти» стихотворение «Кузня характерив» (о том как еврейка-комсомолка учила в школе безбожию еврейский детей), были призваны оказать воздействие на сознание верующего человека и вызвать гнев по отношению к «врагам». Отметим, что Московская Патриархия проявляла негативное отношение к деятельности автокефальной Украинской Церкви. 28 марта 1942 г. с посланием к «архипастырям, пастырям и пасомым в областях Украины, пока еще занятых гитлеровскими войсками», обратился Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий. В нем говорилось о запрещении епископа Поликарпа в священнослужении. Собор архиереев Московского Патриархата, который состоялся 28 марта 1942 г. в Ульяновске, своим «Определением» признал решение Патриаршего Местоблюстителя канонически правильным и осуществил его утверждение. ЗаключениеТаким образом, Церковь осуждала Холокост. В частности, РПЦ заняла антинацистскую позицию, не всегда у священников была возможность публично заявить о ней, так как начинался в том числе и советский антисемитизм. И все же, священнослужители оказывали всевозможную помощь евреям, спасая евреев от жестокой расправы. В архивах есть данные о многочисленных случаях крещения евреев, укрывания их в храмах, церквях. Священники помогали и мирному населению, которое спасало еврейских жителей от погромов и массовых убийств.Несмотря на случаи сотрудничества священнослужителей с нацистами, Церковь в 1941-1945 гг. пыталась противостоять уничтожению евреев, хотя и возможности ее были весьма ограничены. К сожалению, многие священники отдали свою жизнь за попытки спасения еврейского населения. Деятельность Церкви в период Холокоста ясно доказывает, что христианство и антисемитизм являются совершенно несовместимыми понятиями. Список литературыАлексеев В.И., Ставру Ф.Г. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское Возрождение. Нью-Йорк-Москва-Париж. 1982. № 17.Гаккель С, прот. Западное богословие после Освенцима и Русская православная церковь // Страницы. Москва. 1998. Т. 3. Вып. 3. Розенблат Е. Спасение евреев Беларуси в годы Холокоста: праведники и праведные // Холокост: новые исследования и материалы. Материалы XVIII Международной ежегодной конференции по иудаике. Т. 4. М., 2011.Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви 1917-1990. М., 1991. Шкаровский М. Отношение Русской Православной Церкви к Холокосту в годы Второй мировой войны. [Электронный ресурс]URL: http://spbda.ru/publications/mihail-shkarovskiy-otnoshenie-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi-k-holokostu-v-gody-vtoroy-mirovoy-voyny/ (Дата обращения 22.10.17)
1. Алексеев В.И., Ставру Ф.Г. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское Возрождение. Нью-Йорк-Москва-Париж. 1982. № 17.
2. Гаккель С, прот. Западное богословие после Освенцима и Русская православная церковь // Страницы. Москва. 1998. Т. 3. Вып. 3.
3. Розенблат Е. Спасение евреев Беларуси в годы Холокоста: праведники и праведные // Холокост: новые исследования и материалы. Материалы XVIII Международной ежегодной конференции по иудаике. Т. 4. М., 2011.
4. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви 1917-1990. М., 1991.
5. Шкаровский М. Отношение Русской Православной Церкви к Холокосту в годы Второй мировой войны. [Электронный ресурс] URL: http://spbda.ru/publications/mihail-shkarovskiy-otnoshenie-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi-k-holokostu-v-gody-vtoroy-mirovoy-voyny/ (Дата обращения 22.10.17)
Вопрос-ответ:
Какую позицию занимала Церковь относительно холокоста?
Церковь отрицала и осуждала холокост, считая его жестоким преступлением против человечества.
Как помогала Церковь жертвам холокоста?
Церковь оказывала помощь жертвам холокоста, спасая их и предоставляя убежище. Церковные помещения использовались для скрытия евреев, а также выдавались свидетельства о крещении, чтобы обеспечить им защиту.
Как Церковь помогала жертвам холокоста на оккупированных территориях?
Несмотря на постоянный контроль оккупационных властей, Церковь использовала свои помещения для спасения евреев. Также некоторые дома, принадлежащие церкви, использовались для укрытия евреев под видом церковных служащих. Алексий выдавал свидетельства о крещении, чтобы помочь евреям.
Какие меры использовала Церковь для спасения евреев?
Церковь использовала свои помещения и дома для укрытия евреев. Они также выдавались свидетельства о крещении, чтобы обеспечить им защиту. Всего им удалось спасти многих евреев.
Какие источники информации рассказывают о помощи Церкви жертвам холокоста?
Сведения о помощи Церкви жертвам холокоста можно найти в различных исторических источниках, а также в памятниках и воспоминаниях выживших.
Какая позиция Церкви относительно холокоста?
Церковь была непризнанным лицом во время холокоста, и поэтому ее позиция была неоднозначной. Некоторые представители Церкви активно противостояли нацистскому режиму и даже оказывали помощь евреям, в то время как другие сотрудничали с оккупационными властями или молчали.
Как Церковь помогала жертвам холокоста?
Церковь оказывала помощь жертвам холокоста различными способами. Некоторые храмы использовались для укрытия евреев, выдавая им под видом церковных служащих свидетельства о крещении. Кроме того, многие представители Церкви активно сотрудничали с подпольными движениями и обеспечивали евреев пищей, медицинской помощью и другими необходимыми ресурсами.
Как Церковь помогала жертвам холокоста на оккупированных территориях?
Церковь на оккупированных территориях оказывала помощь жертвам холокоста несмотря на постоянный контроль оккупационных властей. Многие храмы предоставляли убежище евреям и выдавали им неофициальные документы, которые помогали спастись от преследования. Кроме того, Церковь сотрудничала с подпольными движениями, предоставляя им информацию и ресурсы для спасения евреев.
Могла ли Церковь спасти многих евреев во время холокоста?
Церковь смогла спасти многих евреев во время холокоста, хотя и не все помощь была успешной. Оказывая укрытие и поддержку жертвам геноцида, Церковь выступала против нацистского режима и своими действиями спасла множество жизней. Однако, из-за постоянного контроля оккупационных властей и опасности для своих членов, Церкви не всегда удавалось спасти всех евреев, находившихся под ее защитой.
Какие документы выдавал Алексий жертвам холокоста?
Алексий выдавал свидетельства о крещении евреям, чтобы помочь им спастись от преследования. Эти документы позволяли евреям скрыть свою идентичность и объяснить свое пребывание в храме. Такие свидетельства были одним из способов, с помощью которых Церковь старалась спасти как можно больше жизней во время холокоста.