Методы биоиндикации и ее изучение в школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экология
  • 54 54 страницы
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 29.11.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИОИНДИКАЦИИ 5
1.1. История развития биоиндикации 5
1.2. Экологические основы биоиндикации 7
1.3. Биоиндикация 9
1.3.1. Биоиндикация состояния почв 13
1.3.2. Биоиндикация состояния водной среды 15
1.3.3. Биоиндикация состояния воздушной среды 18
ГЛАВА 2. ОБЗОР ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ПО БИОИНДИКАЦИИ 21
2.1. Методы мониторинга воздушной среды 21
2.2. Биоиндикация почв 27
2.3. Методы мониторинга водных объектов 28
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ БИОИНДИКАЦИИ В ШКОЛЕ 34
3.1 Материалы и метод исследования 34
3.2 Изучение фитопланктона водоема 35
3.3 Изучение биоиндикации загрязнения воздуха по состоянию сосны 37
3.4 Изучение биоиндикации загрязнения почвы по состоянию липы 39
3.5 Результаты и рекомендации по проведенному исследованию 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50

Фрагмент для ознакомления

Сильнейшее антропогенное воздействие на фитоценозы оказывают такие загрязняющие вещества в окружающей среде как диоксид серы, оксид азота, углеводороды и др., образующиеся при сгорании серосодержащего топлива в результате работы предприятий теплоэнергетики, котельных, отопительных печей от частных домов, а также наземного транспорта.В ходе исследования 5 контрольных участков нами было установлено, что концентрация диоксида серы в воздухе в лесах вдоль железных и автомобильных дорог, вблизи населенных пунктов, а также в городе составляет 0,3 мг/м3.Таблица 3.2Результаты исследования хвоинокЧисло поврежденных хвоинок№1. в лесополосе№ 2. на окраине насел, пунктов№3. вдоль автодороги№4.вдольж/д№ 5. внутрипоселков игородаЧисло обследованных хвоинок300 100%300100%300100%300 100%300 100%Кол-во хвоинок без повреждений28595%257 85,7%18260,7%92 32,3%8628,7%Кол-во хвоинок с пятнами103,3%22 7,3%45115%9632%10836%Кол-во хвоинок с усыханием51,7%217%73 24,3%10735,7%10635,3%Характерными признаками неблагополучия окружающей среды и газового состава атмосферы служат уменьшение размера ряда органов растений (длина хвои, толщина побегов, размер шишек), сокращение величины и числа заложенных почек, утолщение самой хвои, уменьшение продолжительности её жизни [2, 6]. Актуальность темы исследования связана с тем, что состояние хвойных лесов в пределах населенных пунктов является показателем загрязнения воздуха.Таким образом, мы установили зависимость состояния хвои сосны обыкновенной от чистоты воздуха. Как показал эксперимент, в лесной экосистеме основная масса хвои сосны обыкновенной здорова, лишь небольшая часть хвои имеет светло-зеленый цвет и некротические точки небольших размеров. В зоне техногенного загрязнения (железные и автомобильные дороги, городской транспорт, котельные, стройплощадки и др.) количество хлорозов и некрозов увеличивается.3.4 Изучение биоиндикации загрязнения почвы по состоянию липыБиоиндикация входит в число наиболее известных и достаточно популярных методов экологического мониторинга в силу относительной несложности экспериментальных исследований, доступности объектов и незначительной финансовой затратности. Среди часто используемых для оценки уровня загрязнения атмосферы объектов можно отметить листовые пластинки деревьев, толерантных к экологическим стрессам и успешно культивируемых в антропогенно измененных условиях, березы повислой, липы сердцевидной, клена остролистного и пр. [17]. Флуктуирующая асимметрия (ФА) ненаправленные различия в проявлении количественных признаков с левой и правой стороны условно билатерально симметричного объекта, традиционно рассматривается в качестве показателя нестабильности живых организмов [6]. Поскольку экологический стресс, безусловно, относится к числу факторов, провоцирующих нестабильное состояние на разных этапах онтогенеза растений, то ФА нередко используют в качестве маркера экологического неблагополучия (благополучия) конкретной территории, на которой обитают живые организмы. В этом плане деревья лиственных видов представляют собой наиболее адекватные объекты исследования в силу широкой распространенности, в том числе на территориях с различным уровнем загрязнения, большой продолжительностью жизни, способности листовых пластинок абсорбировать поллютанты из атмосферного воздуха и реагировать на воздействие последних, в том числе изменениями на морфологическом уровне.На протяжении ряда лет в работах российских и зарубежных (прежде всего из стран СНГ) исследователей была разработана методика расчета параметров ФА, а также балльная система оценки качества среды по данному показателю (табл. 3.3) [4]. Однако, поскольку в большинстве экспериментов использовались листья только одного конкретного вида деревьев, то возникает вопрос о правомерности универсального применения данной шкалы к анализу ФА листовых пластин всех видов деревьев, обитающих в антропогенно измененных условиях, безотносительно от физиологобиохимических и генетических особенностей каждого вида, а также сопоставимости показателей балльной шкалы для оценки уровня экологического неблагополучия конкретной территории.Таблица 3.3Балльная шкала оценки качества среды по величине коэффициента ФА листовых пластинокКоэффициент ФАКачество средыБалл< 0,040Условно нормальноеI0,040-0,044Начальные (незначительные) отклонения от нормыII0,045-0,049Средний уровень отклонений от нормыIII0,050-0,054Значительные отклонения от нормыIV> 0,054Критическое состояниеVВ современном мире экологическое состояние крупных промышленных городов ухудшается, постепенно происходит накопление вредных веществ, это ведёт к угнетению состояния живых организмов, в том числе и индикаторных. Важно своевременно обнаружить и устранить проблему [2]. Для этого нами было проведено исследование, основанное на оценке состояния загрязнённости атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторноготест-объекта - хвои сосны обыкновенной (Pinussulvestris L.).Принцип применяемого метода биоиндикации загрязнения атмосферного воздуха основан на выявлении зависимости степени повреждения хвои (некрозов, усыхания) от загрязнения воздуха в районе произрастания сосны обыкновенной (Pinussulvestris L.) [1].Согласно выбранной методике, отбирали сосенки 1,5-2 м высотой, собирали и обследовали 30 хвоинок с каждого дерева, всего было обследовано по 5-7 деревьев с каждой выбранной площадки в 8 районах г. Волгоград. Пользуясь таблицами оценок класса повреждений хвои, определили класс повреждения и усыхания хвои и подсчитали количество хвоинок по каждому классу. Определили продолжительность жизни хвои – 2-2,5 года. Далее проводили оценку степени загрязнения воздуха по оценочной шкале, включающей возрастные характеристики хвои, а также классы повреждения хвои на побегах второго года жизни с помощью таблицы «Экспресс – оценка загрязнения воздуха с использованием сосны обыкновенной (Pinussylvestris L.).Результаты экспресс – оценки состояния воздуха в таблице 3.4.Таблица 3.4Результаты исследованияСостояние хвоиКоличество хвоинокДоля хвоинок от общего количества обследованных, %Обследовано209100Повреждение хвои:1-й класс2110,052-й класс209,543-й класс167,65Усыхание хвои:1-й класс5727,272-й класс9444,973-й класс104,784-й класс4822,96Экспресс - оценка качества воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной (Pinussylvesris L.) выявила зависимость загрязненности воздуха от удалённости исследуемых площадок, действующих заводов и автомагистралей от «загрязнённого» до «относительно чистого».Исходя из результатов исследования, хотелось бы обратить внимание на количество вредоносных выбросов с промышленных предприятий. Для предотвращения страшных последствий не только для растений и животных, но и здоровья и жизни людей, рекомендуется устанавливать многоступенчатые системы фильтрации выбросов с подобных предприятий.3.5 Результаты и рекомендации по проведенному исследованиюВ XXI век человечество вступило в состоянии беспрецедентного техногенного давления на природные комплексы. В результате природные ресурсы иссякают, разведка и освоение новых требуют все больших затрат, объем ресурсопотребления недоступен никакому регулированию. В таких условиях неизбежна деструктуризация социума, снижение предсказуемости всех форм социального поведения. В совокупности эти процессы создают предпосылки для развития социальных, техногенных и иных катастроф и актуализируют проблему экологической культуры человека.Многочисленные исследования показывают, что глобальные экологические проблемы современности имеют этические корни, кроются в самом человеке, в его утилитарном отношении к природе как неисчерпаемому источнику материальных благ и связаны с дегуманизацией общественного сознания. Экологический кризис – это, прежде всего, кризис образца культуры, сложившегося в рамках техногенной цивилизации, и, следовательно, необходим переход цивилизации от сложившейся технократической модели развития к экогуманитарной, в рамках которой приоритетными становятся универсальные экологические ценности. Этот переход связан с глубокими изменениями в бытии и культуре. В предвосхищении этих перемен уже сегодня вызревает новый культурный образец, который получил название экологической культуры. Анализ специфики содержания, средств и результатов деятельности и культуры приводит к признанию деятельности лишь одним из существенных атрибутов социальной реальности. Культура же характеризует все атрибуты этой реальности, фокусирует все области материальной, духовной деятельности. Развитие и совершенствование человеческой деятельности способствует совершенствованию культуры; в процессе деятельности создаются и закрепляются образцы культуры, а человек выступает ее субъектом. Культура, в свою очередь, как универсальная характеристика деятельности, определяет наиболее приоритетные виды деятельности и способы ее осуществления. Экологическая культура требует принципиально нового подхода к взаимоотношению человека и природы, для чего необходимы: гармония познания окружающего мира; гармония создания внешней среды обитания человека, его дома в широком смысле слова; гармония внутренней среды человека, его тела, духа и души, ответственная за его физическое, душевное и духовное здоровье.Исторически ценностное отношение к природе представлено в культуре двумя главными направлениями. Первое, наиболее раннее – в древних культурах. Оно заключалось в поклонении природе, её обожествлении. Мышлению первобытного человека были свойственны тотемизм, анимизм, фетишизм, объединявшие и роднившие его с природой.Для экочеловека профессиональная деятельность выступает как способ реализации культуры, а культура – не только как предпосылка, но и как показатель эффективности самой профессиональной деятельности. Однако при определении уровня сформированности культуры важно учитывать не только особенности личности, но и особенности развития деятельности. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что познавая реальность с помощью знаний, умений и навыков, как индивидуально усвоенных элементов общественного опыта, субъект одновременно создает новые формы и способы деятельности. Опыт, полученный в индивидуальной деятельности, перерабатывается, обобщается в групповой деятельности и приобретает новую форму. Инженерно-техническая профессиональная деятельность влечет за собой технизацию, которая, в свою очередь, приводит к постоянному поиску наиболее оптимальных способов взаимодействия человека и природы. Итак, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:1)экологическая культура – есть качественный этап развития человеческой культуры;2)основными характеристиками экологической культуры являются способы жизнедеятельности или образ жизни, как их совокупность (родовой способ бытия человека);3) способы жизнедеятельности человека описывают качество связей его с окружающей средой, как природной, так и социальной.В обобщенном виде экологическая культура экочеловека может быть представлена следующим образом (рис. 1).Рисунок3.1. Характерные качества экочеловека как человека экологической культурыЭкологическая культура не возникает сама по себе. Она является результатом социальных и педагогических воздействий образовательно-воспитательных институтов. Следовательно, формирование экологической культуры личности является педагогической задачей. Решение этой задачи связано с эколого-педагогическим подходом, для которого методологическими основаниями являются мировоззренческие установки философской онтологии (учение о сущности человека, его месте в мире и жизненном призвании, специфике бытия и т.д.). На каких бы принципах ни базировалось экологическое образование, нельзя забывать, что человек – существо духовное, наделенное волей и способностью к самодетерминации. Ответ на вопрос о значимости зависит от самоопределения субъекта и его ценностного самоопределения в системе отношений «Я-Природа». Помимо экологической культуры у экочеловека ярко выражены экологическая этика и экологическое сознание. В основе экологической этики лежат любовь к природе и признание равноценности всего живого. «Попытка установить общезначимые ценностные различия между живыми существами восходит к стремлению судить о них в зависимости от того, кажутся ли они нам стоящими ближе к человеку или дальше, что, конечно, является субъективным критерием. Ибо кто из нас знает, какое значение имеет другое существо само по себе и в мировом целом».Любовь к природе подразумевает не только любовь ко всему живому на планете, но и любовь к неживой природе. То есть речь идёт и об экологической и о глобальной этике.В тесной взаимосвязи с экологической культурой формируются экологическое сознание и новые представления о гуманизме.Экологическое сознание – это интегративное качество человека, отражающее его способность к адекватному воспроизведению в мышлении всего комплекса экологических проблем окружающей действительности.В экологическом сознании главным является понимание: ценности жизни и опасности её деградации, потребности её сохранения; необходимости отказа от доминирования человека над природой; экологического кризиса как общественного кризиса; необходимости разработки глобальной стратегии развития как предпосылки существования жизни.В структуре экологического сознания принято выделять три главных компонента: экологические знания, оценка экологической ситуации, экологическое поведение (рациональный, чувственно-эмоционалный, поведенческо-волевой).Первый компонент включает в себя знания о глобальных и локальных экологических проблемах, их причинах и возможных путях разрешения. Оценка экологической ситуации напрямую связана с теми системами ценностей, которые преобладают в данное время в обществе. И, наконец, экологическое поведение предполагает конкретные действия общества или отдельных людей с целью разрешения тех или иных экологических проблем.Экологический гуманизм рассматривает право человека жить в чистой природной среде как самое главное его право. «Гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретает завершённую форму только тогда, когда он станет одновременно формой связи между человеком и природой».Главные принципы экологического гуманизма таковы: гармония человека с природой; равноценность всего живого; ненасилие (ахимса);самоограничение и необходимость нравственного самосовершенствования; «золотое правило экологии» − относись ко всей природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе; сохранение разнообразия природы, человека и культуры.Воспитание экологического сознания, базирующееся на личностном подходе, позволяет соединить две исторически сложившиеся тенденции: природоориентированную и культуросообразную. Такая интеграция обеспечивает формирование у будущего природопользователя так называемого когиталъного мышления, акцентирующего личностный смысл осуществляемой деятельности, делающего его «способным к эмоциональному, смысловому, ценностному предвосхищению своих усилий и своих результатов».ЗАКЛЮЧЕНИЕПроект изучения биоиндикации в школе предоставляет возможность обучающимся вести научно-исследовательскую работу по актуальным вопросам экологического образования, реальную практико-ориентированную деятельность по оценке экологического состояния водных экосистем прудов, экологического состояния произрастания деревьев, изучению возможностей их использования человеком.Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе выполнения экспериментов и исследований, впоследствии используются в разных сферах деятельности, способствуют развитию интереса к научной работе, поступлению в вузы на факультеты биологического и экологического профиля, а главное — играют немаловажную роль в деле формирования экологической культуры, от которой зависит успешное решение множества проблем, возникших в результате обострения противоречий между природой и социумом.Таким образом, в ходе реализации проекта биоиндикации планируется решить следующие проблемы:•сохранение целостности водных экосистем прудов;•охрана биоценозов прудов от загрязнения и разрушения;•сбережение генетического разнообразия деревьев;•социализация обучающихся;•выбор будущей профессии.Благодаря практической направленности, своему интегративному содержанию, высокой мировоззренческой значимости, экологической направленности, проект изучения биоиндикации окружающей среды может быть востребован учащимися, педагогами, экологическим фондом, управлением охотничьего и рыбного хозяйства, студентами биологических и экологических факультетов.После реализации метода планируется продолжение работы по всем направлениям деятельности: образовательной, научно-исследовательской, проектной, природоохранной, профориентационной. Предполагается сохранить его достижения. Ежегодно планируется проведение биологического мониторинга и природоохранных мероприятий по сохранению прудов: укрепление берегов древесно-кустарниковой растительностью, скашивание зарослей камыша и тростника, осуществление простейших способов аэрации водоемов в зимний и летний периоды, высаживание новых деревьев и кустарников, очистка берегов и улиц от мусора при поддержке общественности и органов местной власти.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКОпекунова М. Биоиндикация загрязнений. Серия: Экология и природопользование. – М.: Издательство СПбГУ, 2016. – 308 с.Горностаева В.В. Организация исследовательской деятельности по изучению окружающей среды методами биомониторинга. В сборнике: Современные проблемы подготовки специалистов для предприятий атомной отрасли сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией: Г.М. Ильмушкина, Пискуновой Е.Н. 2016. С. 59-65. БуданцевА. Биоиндикация. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 144 с.Биоиндикация и биотестирование городских почв. – М.: LAPLambertAcademicPublishing, 2012. - 252 с.Воробьев С., Козлов Д. Использование методов биоиндикации. – М.: LambertAcademicPublishing, 2014. - 56 с.31859305Горбунова Т.Л. Биоиндикация в системе мониторинга состояния водной среды на территориях рекреационно-курортной специализации // Успехи современной науки. 2017. Т. 9. № 3. С. 89-93. Исаева С.Э., Оказова З.П., Гаппоева В.С. Место биоиндикации в системе экологического мониторинга // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 8. С. 130-133. Кондаурова Т.И., Веденеев А.М., Попов А.В., Карпенко Р.В. Использование практико-ориентированных форм в современном биологическом образовании школьников в интересах устойчивого развития общества. В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики биологического образования 2014. С. 10-20. Экологическое образование и природопользование в инновационном развитии региона // Сборник статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых / 2015. Погиба С.П., Рабцун А.С., Коровин В.В. Селекционно-генетический анализ лесных популяций // Лесной вестник. Forestry Bulletin. 2013. № 2 (94). С. 4-6. Черева А.А., Чернова Е.Д. Биотестирование снега на пришкольном участке школы № 33 г. Кемерово. В сборнике: Россия молодая Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. 2015. С. 314. Лунькова Е.А., Малюта О.В. Оценка состояния лесных озер республики Марий Эл методом биоиндикации. В сборнике: Экология родного края: проблемы и пути решения сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 134-136. Касымова Ж.С., Кабдулкаримова К.К., Мусабаева Б.Х., Оразжанова Л.К. Биотестирование темно-каштановой почвы по проросткам растений. В сборнике: Актуальные проблемы экологии и природопользования Сборник научных трудов. 2014. С. 258-261. Терехова А.В., Подлипский И.И., Зеленковский П.С., Хохряков В.Р. Разработка сети пробоотбора для комплексного эколого-геологического мониторинга территории национального парка «Смоленское Поозерье» // Природа и общество: в поисках гармонии. 2016. № 2. С. 150-155. Троицкая И.Ю., Бокарева Е.А. Возможности биологии в духовно - нравственном воспитании сельских школьников // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 2-2 (64). С. 50-53. Бронских Н.А. Реализация системы социального партнёрства в экологическом образовании региона. В сборнике: инновации в развитии экологического образования населения. Кластерный подход. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 53-57.Верхоглядова А.С., Чидигова Э.И. Биоиндикация атмосферного воздуха как инновационная технология. В сборнике: Реализация инновационной политики в Тюменской области Материалы IV, V межрегиональной научно-практической конференции. Ответственный редактор Свищук Е.М. 2017. С. 140-144. Гарсиева Э.И., Широченкова М.Н. Молодежное экологическое движение: опыт Подмосковья. В сборнике: Мир науки и инноваций труды II международной научно-практической конференции. 2016. С. 98-102. Рисухина Д.А., Соколова Н.Н., Миньков А.О., Бахарева С.Р., Минькова Н.О. Проектное обучение в дополнительном экологическом образовании школьников на примере летней школы-экспедиции в полистовском заповеднике // Социально-экологические технологии. 2017. № 1. С. 7-26. Сафонов А.И. Преемственность экологического образования в системе «школа - университет - предприятие» // Экологическая ситуация в Донбассе. 2016. Т. 1. С. 151-154. Емельнова И.В. Формирование экологической культуры личности школьников // Научно-методический журнал Педагогический поиск. 2011. № 10. С. 42-44. Данько А., Прокопова Е.Н. Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации (детский проект). В сборнике: актуальные вопросы теории и практики биологического образования. Материалы XI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции посвященной году экологии в России. Москва, 2017. С. 410-413. Калмыкова Л.П. Воспитание экологической грамотности и культуры школьников. В сборнике: тенденции и перспективы развития науки XXI века. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Отв.ред.: Сукиасян А.А. 2015. С. 125-128. Коршунова Н.В. Проекты экологической направленности в школьном курсе химии. В сборнике: Образование: традиции и инновации Материалы VI международной научно-практической конференции. Отв.ред. Уварина Н.В. 2014. С. 263-266. Каргина Н.В., Лабутина М.В. Исследовательская работа как эффективный прием активации познавательной деятельности обучающихся. В сборнике: Евсевьевские чтения. Серия: Актуальные проблемы естественно-технологического образования. Редколлегия: М.В. Лабутина, Е.А. Алямкина. 2017. С. 59-64. Мещерякова Е.В. Развитие познавательного интереса к изучению эколого-химического материала во внеклассной работе в свете реализации ФГОС. В сборнике: Актуальные проблемы химического образования сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции учителей химии и преподавателей вузов, посвящённой 70-летию со дня образования кафедры «Химия и теория и методика обучения химии».под общ. ред. Н. В. Волковой. 2016. С. 111-115.Рыхликова М.Е. Экологическое образование и телекоммуникации. В сборнике: Природа и общество: технологии обеспечения продовольственной и экологической безопасности Сер. "Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России" Под редакцией Н.О. Ковалевой, С.К. Костовска, Е.А. Борисовой. М., 2016. С. 279-285. Шишкин А.И., Строганова М.С., Кушнеров А.И. Биос-школа «общественный экологический контроль за чистую окружающую среду и здоровый образ жизни». В сборнике: Экологическое краеведение материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Отв.ред. О.С. Козловцева. 2015. С. 104-108. Ахмедова М.С. Некоторые аспекты формирования экологической культуры учащихся. В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики Материалы III Международной научной конференции. 2013. С. 82-84. Сингулов Г.Е., Фунтова И.Г. Использование простейших методик для определения степени загрязненности воздуха. В сборнике: экологические проблемы промышленно развитых и ресурсодобывающих регионов: пути решения. Сборник трудов Всероссийской молодежной научно-практической конференции. 2016. С. 68. Буркова Е.А. Использование цифровых лабораторий на занятиях естественнонаучного цикла // Методист. 2015. № 6. С. 32-35. Практикумпоэкологии. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 200 с.Фатнева Е. Организация геоэкологического мониторинга в городской среде. – М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2012. – 92 с.

1. Опекунова М. Биоиндикация загрязнений. Серия: Экология и природопользование. – М.: Издательство СПбГУ, 2016. – 308 с.
2. Горностаева В.В. Организация исследовательской деятельности по изучению окружающей среды методами биомониторинга. В сборнике: Современные проблемы подготовки специалистов для предприятий атомной отрасли сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией: Г.М. Ильмушкина, Пискуновой Е.Н. 2016. С. 59-65.
3. БуданцевА. Биоиндикация. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 144 с.
4. Биоиндикация и биотестирование городских почв. – М.: LAPLambertAcademicPublishing, 2012. - 252 с.
5. Воробьев С., Козлов Д. Использование методов биоиндикации. – М.: LambertAcademicPublishing, 2014. - 56 с.
6. 31859305
7. Горбунова Т.Л. Биоиндикация в системе мониторинга состояния водной среды на территориях рекреационно-курортной специализации // Успехи современной науки. 2017. Т. 9. № 3. С. 89-93.
8. Исаева С.Э., Оказова З.П., Гаппоева В.С. Место биоиндикации в системе экологического мониторинга // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 8. С. 130-133.
9. Кондаурова Т.И., Веденеев А.М., Попов А.В., Карпенко Р.В. Использование практико-ориентированных форм в современном биологическом образовании школьников в интересах устойчивого развития общества. В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики биологического образования 2014. С. 10-20.
10. Экологическое образование и природопользование в инновационном развитии региона // Сборник статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых / 2015.
11. Погиба С.П., Рабцун А.С., Коровин В.В. Селекционно-генетический анализ лесных популяций // Лесной вестник. Forestry Bulletin. 2013. № 2 (94). С. 4-6.
12. Черева А.А., Чернова Е.Д. Биотестирование снега на пришкольном участке школы № 33 г. Кемерово. В сборнике: Россия молодая Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. 2015. С. 314.
13. Лунькова Е.А., Малюта О.В. Оценка состояния лесных озер республики Марий Эл методом биоиндикации. В сборнике: Экология родного края: проблемы и пути решения сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 134-136.
14. Касымова Ж.С., Кабдулкаримова К.К., Мусабаева Б.Х., Оразжанова Л.К. Биотестирование темно-каштановой почвы по проросткам растений. В сборнике: Актуальные проблемы экологии и природопользования Сборник научных трудов. 2014. С. 258-261.
15. Терехова А.В., Подлипский И.И., Зеленковский П.С., Хохряков В.Р. Разработка сети пробоотбора для комплексного эколого-геологического мониторинга территории национального парка «Смоленское Поозерье» // Природа и общество: в поисках гармонии. 2016. № 2. С. 150-155.
16. Троицкая И.Ю., Бокарева Е.А. Возможности биологии в духовно - нравственном воспитании сельских школьников // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 2-2 (64). С. 50-53.
17. Бронских Н.А. Реализация системы социального партнёрства в экологическом образовании региона. В сборнике: инновации в развитии экологического образования населения. Кластерный подход. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 53-57.
18. Верхоглядова А.С., Чидигова Э.И. Биоиндикация атмосферного воздуха как инновационная технология. В сборнике: Реализация инновационной политики в Тюменской области Материалы IV, V межрегиональной научно-практической конференции. Ответственный редактор Свищук Е.М. 2017. С. 140-144.
19. Гарсиева Э.И., Широченкова М.Н. Молодежное экологическое движение: опыт Подмосковья. В сборнике: Мир науки и инноваций труды II международной научно-практической конференции. 2016. С. 98-102.
20. Рисухина Д.А., Соколова Н.Н., Миньков А.О., Бахарева С.Р., Минькова Н.О. Проектное обучение в дополнительном экологическом образовании школьников на примере летней школы-экспедиции в полистовском заповеднике // Социально-экологические технологии. 2017. № 1. С. 7-26.
21. Сафонов А.И. Преемственность экологического образования в системе «школа - университет - предприятие» // Экологическая ситуация в Донбассе. 2016. Т. 1. С. 151-154.
22. Емельнова И.В. Формирование экологической культуры личности школьников // Научно-методический журнал Педагогический поиск. 2011. № 10. С. 42-44.
23. Данько А., Прокопова Е.Н. Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации (детский проект). В сборнике: актуальные вопросы теории и практики биологического образования. Материалы XI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции посвященной году экологии в России. Москва, 2017. С. 410-413.
24. Калмыкова Л.П. Воспитание экологической грамотности и культуры школьников. В сборнике: тенденции и перспективы развития науки XXI века. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Отв.ред.: Сукиасян А.А. 2015. С. 125-128.
25. Коршунова Н.В. Проекты экологической направленности в школьном курсе химии. В сборнике: Образование: традиции и инновации Материалы VI международной научно-практической конференции. Отв.ред. Уварина Н.В. 2014. С. 263-266.
26. Каргина Н.В., Лабутина М.В. Исследовательская работа как эффективный прием активации познавательной деятельности обучающихся. В сборнике: Евсевьевские чтения. Серия: Актуальные проблемы естественно-технологического образования. Редколлегия: М.В. Лабутина, Е.А. Алямкина. 2017. С. 59-64.
27. Мещерякова Е.В. Развитие познавательного интереса к изучению эколого-химического материала во внеклассной работе в свете реализации ФГОС. В сборнике: Актуальные проблемы химического образования сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции учителей химии и преподавателей вузов, посвящённой 70-летию со дня образования кафедры «Химия и теория и методика обучения химии».под общ. ред. Н. В. Волковой. 2016. С. 111-115.
28. Рыхликова М.Е. Экологическое образование и телекоммуникации. В сборнике: Природа и общество: технологии обеспечения продовольственной и экологической безопасности Сер. "Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России" Под редакцией Н.О. Ковалевой, С.К. Костовска, Е.А. Борисовой. М., 2016. С. 279-285.
29. Шишкин А.И., Строганова М.С., Кушнеров А.И. Биос-школа «общественный экологический контроль за чистую окружающую среду и здоровый образ жизни». В сборнике: Экологическое краеведение материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Отв.ред. О.С. Козловцева. 2015. С. 104-108.
30. Ахмедова М.С. Некоторые аспекты формирования экологической культуры учащихся. В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики Материалы III Международной научной конференции. 2013. С. 82-84.
31. Сингулов Г.Е., Фунтова И.Г. Использование простейших методик для определения степени загрязненности воздуха. В сборнике: экологические проблемы промышленно развитых и ресурсодобывающих регионов: пути решения. Сборник трудов Всероссийской молодежной научно-практической конференции. 2016. С. 68.
32. Буркова Е.А. Использование цифровых лабораторий на занятиях естественнонаучного цикла // Методист. 2015. № 6. С. 32-35.
33. Практикумпоэкологии. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 200 с.
34. Фатнева Е. Организация геоэкологического мониторинга в городской среде. – М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2012. – 92 с.

Вопрос-ответ:

Какие методы изучения биоиндикации существуют?

Существуют различные методы изучения биоиндикации, такие как методы мониторинга воздушной среды, методы биоиндикации почв и методы мониторинга водных объектов.

Что такое биоиндикация?

Биоиндикация - это метод изучения состояния окружающей среды с помощью организмов-биоиндикаторов, которые реагируют на изменения в экосистеме и могут служить указателями ее качества.

Какие методы мониторинга воздушной среды используются в биоиндикации?

В биоиндикации воздушной среды используются различные методы мониторинга, такие как использование лишайников, мхов и сосудистых растений, которые откликаются на загрязнение воздуха и могут служить индикаторами его качества.

Какие методы мониторинга водных объектов используются в биоиндикации?

В биоиндикации водных объектов используются различные методы мониторинга, такие как использование водных организмов, таких как водоросли, макробентос и рыбы, которые реагируют на загрязнение воды и могут служить индикаторами ее качества.

Какие методы биоиндикации почв существуют?

Существуют различные методы биоиндикации почв, такие как использование бактерий, грибов и наземных беспозвоночных, которые могут служить индикаторами состояния почвы и ее загрязнения.

Зачем нужны методы биоиндикации?

Методы биоиндикации используются для оценки качества окружающей среды и определения степени загрязнения на основе реакции и состояния биологических организмов, которые являются индикаторами данного загрязнения.

Какие методы биоиндикации используются для мониторинга воздушной среды?

Для мониторинга воздушной среды используются различные методы биоиндикации, такие как анализ мохов, макрофитов и лишайников, которые аккумулируют вещества из воздуха и могут служить индикаторами качества воздуха.

Каким образом проводится биоиндикация состояния почвы?

Биоиндикация состояния почвы проводится путем изучения различных организмов, таких как бактерии, грибы, черви, которые могут быть чувствительны к изменениям качества почвы и могут служить индикаторами загрязнения.

Какие методы биоиндикации применяются для мониторинга водных объектов?

Для мониторинга водных объектов применяются методы биоиндикации, основанные на изучении макроинвертебратов, растений и водорослей, так как они могут быть чувствительны к изменению качества воды и могут служить индикаторами загрязнения.

Какие экологические основы лежат в основе биоиндикации?

Основными экологическими основами биоиндикации являются принципы взаимодействия организмов с окружающей средой, биохимические и физиологические механизмы, которые определяют реакцию и состояние организмов на различные факторы загрязнения.

Какие методы биоиндикации существуют?

Существуют различные методы биоиндикации, включающие мониторинг состояния воздушной среды, почв и водных объектов. Воздушную среду можно изучать с помощью методов мониторинга, а почву и водные объекты – с помощью биоиндикации.