правовые проблемы охраны служебной тайны
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 29.11.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Понятие служебной тайны и ее отличие от других видов тайны 4
1.1 Понятия служебной и коммерческой тайны, их различия 4
1.2 Профессиональная и служебная тайна: в чем разница 8
1.3 Чем отличаются государственная и служебная тайна 8
1.4 Меры по охране служебной тайны 9
2 Современные проблемы правового регулирования служебной тайны в России 11
2.1Сущность проблемы правового регулирования режима служебной тайны 11
2.2 Возможные пути решения проблем с охраной служебной тайны 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
При этом, законодательно производитсяразграничение и поразновидностям тайн: конфиденциальная информация о деятельности государственныхорганов и органов местного самоуправленияможет быть либогосударственной, либо служебной тайной.Таким образом, существует необходимость разработкикритериев отнесения конкретной информации одеятельности государственных органов и органов местногосамоуправления к категории ограниченного доступа исключительно на уровне федеральных законов и только вотношении государственной или служебной тайны.2.2Возможные пути решения проблем с охраной служебной тайныФедеральный закон «О служебной тайне» до сих пор не принят, следовательно, категория «служебная тайна» в настоящее время государственными органами не может использоваться в принципе.По сути, действительно, как могут использоваться правовые категории, даже правовые институты относительно служебной тайны, которые в законодательстве никак не раскрыты и правовое регулирование которых фактически отсутствует. Тем более, это понятие относительно служебной тайны относится к институту публичного, а не частного права, где определяющей является позиция «всё, что не разрешено, запрещено». Кроме того, в законодательно даже не определена терминологии: в различных нормативных актах используются понятия «служебная тайна», «информация для служебного пользования», «служебная информация», «внутренняя информация государственных органов». Вместе с тем, необходимо отметить, что при определенныхобстоятельствах органы власти становятся обладателями информации,которая хотя и не является государственной тайной, но ееконфиденциальность должна быть обеспечена в соответствии сфедеральными законами в интересах иных лиц.Например,сегодня в России действуют федеральные законы, регулирующие отношения, возникающие в связи с обращениеминформации ограниченного доступа: Федеральный закон «О коммерческойтайне», Федеральный закон «Основы законодательства РоссийскойФедерации о нотариате», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», тайна усыновленияидругие законы(ст. 139, Тайна усыновления ребенка).Как считает известный юрист И.Ю Павлов, имеет смысл пересмотреть отношение к понятиюслужебная тайна и определить ее так: служебная тайна – это неотносящаяся к государственной тайне, созданная или полученнаягосударственным органом или органом местного самоуправленияинформация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральнымзаконом в интересах иных лиц. Втаком случае не было бы необходимости в принятии специальногоФедерального закона «О служебной тайне», поскольку отношения в этойсфере будут регулироваться федеральными законами, устанавливающими конфиденциальность определенных видов информации(например, Федеральный закон «О коммерческой тайне», Семейный кодексРоссийской Федерации и т. д.).Для того чтобы снять проблему неопределенности, достаточновнести изменения в Федеральный закон «Об информации,информационных технологиях и о защите информации», добавив в негостатью, в которой дать вышеуказанное определение служебной тайны.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗаконодательство, регулирующее государственную ислужебную тайну, нуждается в реформировании. Имеющиеся порокинормативных правовых актов, а также правоприменительной практики, негативно влияют на обеспечение доступа граждан к официальнойинформации и, как следствие, создают препятствия для общественногоконтроля и предпосылки для развития коррупции.В настоящее время институт служебной тайны практически не урегулирован законодательно, есть большие проблемы в использовании режима служебной тайны, законодательные акты находятся в противоречии друг с другом. По мнению известного юриста И.Ю Павлова, необходимо пересмотреть отношение к понятиюслужебная тайна и определить ее так: служебная тайна – это неотносящаяся к государственной тайне, созданная или полученнаягосударственным органом или органом местного самоуправленияинформация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральнымзаконом в интересах иных лиц. При таком понимании к служебной тайне служебной будут относиться все иные (за исключением государственной тайны) виды информации ограниченного доступа, которые находятся в обладаниигосударственного органа или органа местного самоуправления.Крометого, в этом случае не потребовалось бы принятия специальногоФедерального закона «О служебной тайне», поскольку отношения в этойсфере будут регулироваться существующими федеральными законами, которыеустанавливают конфиденциальность определенных видов информации.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации (1993 г.). /Российская газета, 1993, 25 декабряФедеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ (действующая редакция, 2016) /Российская газета" от 10 июля 2003 г. N 135Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ (действующая редакция, 2016)/ "Российская газете" от 5 августа 2004 г. N 166Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне"/ "Российская газета" от 21 сентября 1993 г. N 182 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 27 апреля 2004 г.)/ "Российской газете" от 31 декабря 2001 г. N 256 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006. №149-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // "Российская газета" от 29 июля 2006 г. N 165,Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 №63 // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №7. – Ст. 762.Батурин Ю.М., Жодзинский А.М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. – М.: Юридическая литература, 1991-160с.Каминский В.А. Как сохранить коммерческую тайну/В.А. Каминский, В.А. Сидоров // Человек и экономика. – 2007. – №10. – С. 12-17. Управление общественными отношениями: Учеб. / РАГС; Под общ. ред. В. С. Комаровского. М., 2003-400с.Чумиков А. Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие / А. Н. Чумиков. М., 2000.-272с.
2. Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ (действующая редакция, 2016) /Российская газета" от 10 июля 2003 г. N 135
3. Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ (действующая редакция, 2016)/ "Российская газете" от 5 августа 2004 г. N 166
4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне"/ "Российская газета" от 21 сентября 1993 г. N 182
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 27 апреля 2004 г.)/ "Российской газете" от 31 декабря 2001 г. N 256
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006. №149-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // "Российская газета" от 29 июля 2006 г. N 165,
7. Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 №63 // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №7. – Ст. 762.
8. Батурин Ю.М., Жодзинский А.М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. – М.: Юридическая литература, 1991-160с.
9. Каминский В.А. Как сохранить коммерческую тайну/В.А. Каминский, В.А. Сидоров // Человек и экономика. – 2007. – №10. – С. 12-17.
10. Управление общественными отношениями: Учеб. / РАГС; Под общ. ред. В. С. Комаровского. М., 2003-400с.
11. Чумиков А. Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие / А. Н. Чумиков. М., 2000. -272с.
Уголовно-правовая охрана государственной и служебной тайны службы в органах внутренних дел
На правах рукописи
Дворников Александр Александрович
УГОЛОВНО-правовая ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
И ТАЙНЫ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Специальность: 12.00.08 – уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени
кандидат юридических наук
Тюмень 2007
Диссертация выполнена на кафедре уголовного права Тюменского юридического института мвд РОССИИ
Научный руководитель: | кандидат юридических наук, доцент Морозов Виктор Иванович |
Официальные оппоненты: | доктор юридических наук, профессор Векленко Василий Владимирович кандидат юридических наук, доцент Хабаров Александр Владимирович |
ведущая организация: | Сибирский юридический институт министерства ВНУТРЕННИХ дел РОССИИ |
защита диссертации состоится 25 мая 2007 года, в 10 часов на заседании регионального диссертационного совета КМ 203.034.01 при Тюменском юридическом институте РОССИИ по адресу: 625049, , Георге, ул Амурская, 75, зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке Тюменского юридического института мвд РОССИИ.
Автореферат разослан "___" _____________ 2007 чтобы
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент Р. Д. Шарапов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Президент Российской Федерации В. В. Путин в качестве одного из основных направлений деятельности органов государственной власти обусловило укрепление безопасности государства[1].
Безопасность государства неразрывно связана с государственной и служебной тайной, защита которой невозможно без применения уголовно-правовых норм.
информационная безопасность является одним из условий успешной борьбы с преступностью и обеспечивается комплексом специальных мер. Их неотъемлемой частью является уголовное законодательство, охраняющее государственную и служебную тайну, операторами (обладателями) которой являются и органы внутренних дел.