Архитектурные особенности храма Иоанна Предтечи в ансамбле Кирилло Белозерского монастыря, экстерьер, интерьер и их художественная организация

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 39 39 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 04.01.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Православный монастырь как объект культурно-исторического наследия 6
1.1 Кирилло-Белозерский монастырь: летопись событий 6
1.2 Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре (Иоаннопредтеченский храм): история, современное состояние 12
2 Архитектурное убранство храмов Кирилло-Белозерского монастыря 14
2.1 Особенности экстерьера Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи 14
2.2 Внутренне убранство Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи 18
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 1 30
Приложение 2 38
Фрагмент для ознакомления

В иконостасе превалирует растительный орнамент, несущий символическое значение продолжения линии жизни, образ Процветшего Креста. Лоза символизирует Христа, рядом Его отрасль – ветки. В Евангелии мы можем прочитать: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто  пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего». Евхаристический образ лозы, которые олицетворяет Кровь Жизнодавца, хлебные колосья – символы хлеба, Его бессмертного Тела, – данные составляющие общего орнамента также присутствуют в украшении иконостаса в резных венцах, озаряющих святые иконы. Известно, что все церковное искусство, и живопись в том числе с ее христианской символикой облагоухал Божией благодатию Святой Дух, и, стало быть, вероучительный смысл храмовых символов хранит и раскрывает лишь Православная Церковь. Все лучшее в жизни воцерковлено, культура укоренена в культе. Храм Божий, согласно глаголу апостола-тайнозрителя Иоанна, отверзается на Небе. Таким образом символика иконостаса напоминает нам, что в грядущем Царстве Божием и природа, и люди, все творение должно быть домом и жилищем Божиим, и подвигнуться к нему можно только через дух любви и взаимного служения.Иконостас отличается удачными пропорциями и удачным расположением икон, связанных с архитектурой церкви, ее размерами. Опять же по свидетельству историков, новый иконостас не предназначался специально именно храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а являлся частью значительно более высокого иконостаса из церкви преподобного Кирилла Белозерского, который был создан в конце XVIII в. В. Дружининым и его сыном Иваном. Верхняя часть этого иконостаса в 1825 г. была перемещена в церковь Владимира Равноапостольного, в которой он не был установлен из-за неподходящих размеров. А вот в церкви Иоанна Предтечи данный иконостас полностью подошел. Может быть, только в самой верхней части чувствуется некоторая случайность в расположении завершающих элементов (Схема 1).В наши дни внешний вид иконостаса не соответствует первоначальному. Царские врата относятся к XIX в. и не представляют интереса, ими заменили стоявшие в Кирилловской церкви врата в прекрасном чеканном серебряном окладе, присланные в монастырь царем Михаилом Федоровичем в 1645 г. парные царским вратам из Успенского собора, одновременно вложенным в монастырь. В настоящее время врата составляют экспозицию «Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» (Рисунок 7).При проведении реставрационных работ иконостаса было выяснено, что малиновый цвет его фона не является изначальным: в XVIII в. он был серебряным, а поверх серебра был нанесен синий лак. Фигуры резных ангелов по сторонам медальона с изображением Бога Саваофа тоже были изготовлены из серебра и подцвечены зеленой и красной красками. В XIX в. фон также перекрашивали, как и перекрашивали его несколько раз в начале ХХ в. Резчики иконостаса выполнили прекрасные растительные мотивы в отличии от объемных скульптур. В частности два ангела на иконостасе выглядят довольно неуклюже из-за огромных рук и ног.Иконы, северная и южная алтарные двери были выполнены в 90-е гг. XVIIIв. священником череповецкого Воскресенского собора Лукой Петровым. Мастер прекрасно владел смешанной техникой живописи. В своей работе он использовал образцы западноевропейских мастеров, а также небольшие штрихи светской живописи XVIII в. Его техника с частичным применением масляных красок, использование жанровых сюжетов на фоне развитого пейзажа явилось свидетельством ухода от традиционной иконописи (Рисунок 8).На боковых дверях Петров изобразил библейские сюжеты: на северной –«Дарование Моисею скрижалей и поклонение золотому тельцу», а на южной – «Перенесение ковчега завета».По свидетельству А. Б. Пермиловскойв самом начале иконостас содержал другой порядок икон, к примеру «в иконостасе осталась только часть круглых «праздничных» икон, поэтому они не образуют связного сюжетного цикла». Образностью отличаются и стоящие справа в местном ряду иконы «Иоанн Предтеча» и «Преображение», изображенные в сложных поворотах, в развевающихся одеждах. В иконе «Иоанн Предтеча» пейзаж написан в виде театральных кулис.Когда в церкви Иоанна Предтечи устанавливали резной иконостас, древние иконы XVI века перенесли в церковь архангела Гавриила, позже, в 1922 г., часть икон поступила в Санкт-Петербург, в Русский музей. Там сейчас находятся 13 (из 15) деисусных икон, а также храмовая икона Иоанна Предтечи, изображенного в виде Ангела пустыни. В клеймах написаны сцены из его жития. Кирилловскому музею принадлежат две фрагментарно сохранившиеся иконы из этого иконостаса – «Василий Великий» и «Мученик Георгий».Фонды «Кирилло-Белозерский историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» содержат и икону «Усекновение главы Иоанна Предтечи», датируемую серединой XVII в. Эта икона была передана музеюНиколоторжской церковью Николая Чудотворца в 2003 г. Была отреставрирована в 2004 г. в Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике А.А. Фомичевой (Рисунок 9).Таким образом, иконы и все внутренне убранство храма Иоанна Предтечиявляют собой высокохудожественные творения, содержащие черты московской живописи и ростовской архитектурной школы того времени. Храм Иоанна Предтечи как и весь комплекс Кирилло-Белозерского монастыря способствует укреплению духовно-нравственные основ российского общества, духа патриотизма, содействует возрождению традиционных народных промыслов и ремесел.ЗаключениеКирилло-Белозерский монастырь занимает особое место в истории России. Основанный в 1397 году, он стал обителью знаний и хранилищем многих рукописей содержащих бесценные сведения о важных исторических событиях и научных трудах того времени. В нем молились, жили, находили последний приют, получали благословление, такие исторические личности как бояре М. Воротынский, И. Шуйский, патриарх Никон, князь Василий Темный, монархи Иван Грозный, Петр I и многие другие. В 1612 году монастырь выдержал осаду польских и литовских завоевателей, оставшись единственной крепостью на Севере, которую не смогли взять враги. В 1924 году на территории обители был открыт музей, который занимается сохранением и реставрацией монастырского ансамбля.Архитектурная форма храма Иоанна Предтечи отражает новые черты, привнесенные в московскую архитектуру приглашенными в Москву Иваном III итальянскими зодчими и отразили рационализм ренессансной культуры и ее обращение к образцам классического античного искусства. Существенным нововведением было использование элементов напоминающих ордерную декорацию, а также более свободная трансформация традиционных для русского каменного строительства типологических схем. В отличии от церкви Архангела Гавриила в храме Иоанна Предтечи несколько богаче декорирован барабан, который изначально был украшен традиционным для Белозерья орнаментальным поясом. Храм не имел вверху звона, стены его, как и у Успенского собора, завершались тремя ярусами закомар, из которых верхние, чисто декоративные, правильнее назвать кокошниками. Так же, как и церковь Гавриила, церковь Иоанна Предтечи имела вторую меньшую главку, размещавшуюся над юго-восточным углом – над приделом, посвященным Кириллу.Интерьер Храма также напоминал церковь Гавриила, но с некоторым упрощением форм. Столбы ее имеют не круглое, а квадратное сечение и поэтому выглядят более массивными. Профилировка капителей и импостов тоже упрощена. Вместе с тем, основные пропорции помещения, а также конструкция сводов у обеих церквей очень близки.Экстерьер и многие элементы интерьера Храма были разрушены в эпоху СССР: разрушены были и покрытия по закомарам, позже уничтожилии малый барабан, была полностью изменена покраска стен. В конце XIXв. был полностью изменен и первоначальный тябловый иконостас, который заменили на покрытый резьбой и позолотой, выполненного стиле русского классицизма с различными элементами – гирляндами и венками и др.Именно в период замены иконостасадревние иконы, датируемые XVI в. были перенесены в церковь Архангела Гавриила, далее в 1922 г. – в Русский музей г. Санкт-Петербург, в котором до настоящего времени хранятся тринадцать деисусных икон, а также храмовая икона Иоанна Предтечи, изображенного в виде Ангела пустыни. В самом Кирилловском музее хранятся в настоящее время две фрагментарно сохранившиеся иконы из этого иконостаса – «Василий Великий» и «Мученик Георгий».В заключении следует отметить, что Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи Кирилло-Белозерского монастыря является памятником церковного зодчества Древней Руси и несмотря на его плохую сохранность, является источником сведений об особенностях и специфики архитектуры, иконописи того времени. Его интерьеры и экстерьеры представляют собой историко-культурную ценность, обладают важными для изучения свойствами – информативностью, аттрактивностью, экспрессивностью, выступают важным транслятором общечеловеческих и культурных ценностей, способствуя формированию культурно-исторической памяти социума, смыслового единства, национально-государственного самосознания. Список использованной литературыАлексеев А. И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) // Вестник церковной истории. – 2010. – № 3-4 (19-20). – С. 17-117.Ансамбли Кирилло-Белозерского монастыря // Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художествен- ный музей-заповедник (КБИАХМЗ). [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http: // kirmuseum. org (дата обращения: 22. 10. 2017). Антоний (Сорунков), иером. Об устройстве музеев при монастырях // Новгородские епархиальные ведомости. – 2006. – № 23. – С. 692-696. Варюхичев А. Слово о граде Кириллове. – Вологда: Сев.-зап. кн. изд-во, 1985. – 192 с.Выголов В. П., Удралова Н. В. В край белых ночей: Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск, Вытегра, Петрозаводск, Кижи, Марциальные воды, Кондопога, Кивач: путеводитель. – М.: Профиздат, 1986. – 207 с. Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по лавре. – Сергиев Посад, 1892. – С. 263.Доклад о.Павла Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств» и музейное дело // Журнал «Энтелехия» . – 2007.– № 16. – С. 28-30.Измайлов В. А. Как устроен православный храм. Объяснение всего, что находится внутри храма. – М.: Эксмо, 2014. – 773 c.Комлев Ю. Э. Музей как социально-культурный центр региона // Теория и практика обществ. развития. – 2011. – № 3. – С. 23-30. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном – Изд. 2-е, доп. – М. : Дет. лит., 1988. – 167 с.Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПБ, 1994. – 234 с.Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. – М.: Московский институт развития образовательных систем.,1994. – 340 с.Монастыри и храмы Русской Православной Церкви. – М.: АСТ, Харвест, 2013. – 336 c.О переименовании подмонастырской слободы в город Кириллов // Кириллов: ист.-краевед. альм. – Вологда: Русь, 1994. – Вып 1. – 621 сПервые шаги в православном храме. – М.: Крестовоздвиженское Православное братство, 2016. – 161 c.Пермиловская А. Б. Русский Север в пространстве культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. – 2011. – № 3. – С. 122 – 132. Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Кирилло-Белозерского монастыря в его отношении к строительству Троице-Сергиева монастыря // Древнерусское искусство. Художественная культура X – первой половины XIII в.– М.: «Наука», 1988.– 341 с.Подъяпольский С. С. и др. Реставрация памятников архитектуры / С. С. Подъяпольский, Г. Б. Бессонов, Л. А. Беляев. – М.: Стройиздат, 1988. – 264 сПостникова Е. А. Особенности организации туризма в национальном парке «Русский Север» // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация. – 2015. – № 19. – С. 12-19.Федоров Н. Ф. Из философского наследия // Музейное дело. – Вып. 23. – М., 1995. – С. 78.Шибаев М. А. Рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века. Историко-кодикологическое исследование. – СПб., 2013. – 560 с.Щеголев Е. В православном храме. – М., 2015. – 304 c.Приложение 1Список иллюстрацийРисунок 1 – Кирилло-Белозерский монастырь (современное фото)Рисунок 1 а - Эскиз Кирилло-Белозерского монастыряРисунок 2 - Церковь Иоанна ЛествичникаРисунок 3 – Слева направо: Церковь Кирилла Белозерского, собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Владимира равноапостольного, церковь святого Епифания КипрскогоРисунок 4 - Храм Усекновения главы Иоанна ПредтечиРисунок 5 – План-схема Кирилло-Белозерского монастыря. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи отмечен цифрой 24 Рисунок 6 – Экстерьер Храма Иоанна ПредтечиРисунок 7 – Иконостас Храма Иоанна ПредтечиРисунок 8 – Интерьер Храма Иоанна ПредтечиРисунок 9 – Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи»Рисунок 10 – Храм Архангела ГавриилаПриложение 2Схема 1 - План-схема церкви Иоанна Предтечи

1. Алексеев А. И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) // Вестник церковной истории. – 2010. – № 3-4 (19-20). – С. 17-117.
2. Ансамбли Кирилло-Белозерского монастыря // Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художествен- ный музей-заповедник (КБИАХМЗ). [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http: // kirmuseum. org (дата обращения: 22. 10. 2017).
3. Антоний (Сорунков), иером. Об устройстве музеев при монастырях // Новгородские епархиальные ведомости. – 2006. – № 23. – С. 692-696.
4. Варюхичев А. Слово о граде Кириллове. – Вологда: Сев.-зап. кн. изд-во, 1985. – 192 с.
5. Выголов В. П., Удралова Н. В. В край белых ночей: Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск, Вытегра, Петрозаводск, Кижи, Марциальные воды, Кондопога, Кивач: путеводитель. – М.: Профиздат, 1986. – 207 с.
6. Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по лавре. – Сергиев Посад, 1892. – С. 263.
7. Доклад о.Павла Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств» и музейное дело // Журнал «Энтелехия» . – 2007.– № 16. – С. 28-30.
8. Измайлов В. А. Как устроен православный храм. Объяснение всего, что находится внутри храма. – М.: Эксмо, 2014. – 773 c.
9. Комлев Ю. Э. Музей как социально-культурный центр региона // Теория и практика обществ. развития. – 2011. – № 3. – С. 23-30.
10. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном – Изд. 2-е, доп. – М. : Дет. лит., 1988. – 167 с.
11. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПБ, 1994. – 234 с.
12. Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. – М.: Московский институт развития образовательных систем.,1994. – 340 с.
13. Монастыри и храмы Русской Православной Церкви. – М.: АСТ, Харвест, 2013. – 336 c.
14. О переименовании подмонастырской слободы в город Кириллов // Кириллов: ист.-краевед. альм. – Вологда: Русь, 1994. – Вып 1. – 621 с
15. Первые шаги в православном храме. – М.: Крестовоздвиженское Православное братство, 2016. – 161 c.
16. Пермиловская А. Б. Русский Север в пространстве культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. – 2011. – № 3. – С. 122 – 132.
17. Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Кирилло-Белозерского монастыря в его отношении к строительству Троице-Сергиева монастыря // Древнерусское искусство. Художественная культура X – первой половины XIII в.– М.: «Наука», 1988.– 341 с.
18. Подъяпольский С. С. и др. Реставрация памятников архитектуры / С. С. Подъяпольский, Г. Б. Бессонов, Л. А. Беляев. – М.: Стройиздат, 1988. – 264 с
19. Постникова Е. А. Особенности организации туризма в национальном парке «Русский Север» // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация. – 2015. – № 19. – С. 12-19.
20. Федоров Н. Ф. Из философского наследия // Музейное дело. – Вып. 23. – М., 1995. – С. 78.
21. Шибаев М. А. Рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века. Историко-кодикологическое исследование. – СПб., 2013. – 560 с.
22. Щеголев Е. В православном храме. – М., 2015. – 304 c.

Вопрос-ответ:

Какие художественные особенности присутствуют в архитектуре храма Иоанна Предтечи в ансамбле Кирилло-Белозерского монастыря?

Архитектурный стиль храма Иоанна Предтечи относится к русской деревянной архитектуре, что создает особую атмосферу монастыря. В интерьере храма присутствуют прекрасные фрески, иконостас и резные деревянные элементы, которые украшают пространство и придают ему особое художественное значение.

Какое значение имеет Кирилло-Белозерский монастырь как объект культурно-исторического наследия?

Кирилло-Белозерский монастырь является одним из важнейших памятников русской архитектуры и религиозного искусства. Он имеет большое историческое значение, так как был создан в XIV веке и сохранился до наших дней. Монастырь служил символом православия и был центром духовной и культурной жизни региона. Сегодня он является туристической достопримечательностью и местом паломничества для верующих.

Какова история и современное состояние храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре?

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи является одним из старейших храмов Кирилло-Белозерского монастыря. Он был построен в XV веке и представляет собой ценный памятник архитектуры. В настоящее время храм находится в хорошем состоянии, его интерьер украшен иконостасом и фресками, которые создают уникальную атмосферу места.

Какие особенности экстерьера можно наблюдать в Кирилло-Белозерском монастыре?

В архитектуре монастыря преобладает стиль русского северного барокко. Он отличается богатым декором и уникальными архитектурными формами. В монастыре есть множество церквей, башен и зданий, каждое из которых имеет свои особенности и вписывается в общий архитектурный ансамбль монастыря.

Какие особенности имеет храм Иоанна Предтечи в ансамбле Кирилло Белозерского монастыря?

Храм Иоанна Предтечи в ансамбле Кирилло-Белозерского монастыря имеет высокие архитектурные и художественные качества. Он выполнен в стиле русского классицизма и имеет выразительные формы. Храм отличается своей красотой и гармонией, внутри которого находятся шедевры русской иконописи. Его интерьер украшен деревянными иконами, фресками и резными иконостасами. Внешне храм выглядит величественно, с изысканной архитектурной отделкой.

Какими экстерьерными особенностями обладает храм Иоанна Предтечи в Кирилло Белозерском монастыре?

Храм Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре имеет изящный и величественный вид. Его фасады декорированы различными архитектурными элементами, такими как пилястры, резьба и колонны. Вход в храм украшает фасадная лепнина с изображением святых и ангелов. Внешний вид храма поражает своей красотой и гармонией форм. Он является одной из главных достопримечательностей монастыря.

Какие особенности интерьера присутствуют в храме Иоанна Предтечи в Кирилло Белозерском монастыре?

Интерьер храма Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре впечатляет своей красотой и великолепием. Внутри храма можно увидеть деревянные иконы, фрески и резные иконостасы. Они были созданы известными русскими мастерами и прекрасно сочетаются с архитектурой храма. Интерьер храма Иоанна Предтечи является настоящим произведением искусства и представляет большую ценность для культурно-исторического наследия.

Какие особенности экстерьера храма Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре?

Экстерьер храма Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре отличается своей классической архитектурой. Он имеет прямоугольную форму и высокий мощеный фасад. На фасаде можно увидеть несколько куполов, которые украшены золоченным крестом. Красивая отделка и уникальные детали создают прекрасный вид и придают храму особую атмосферу.

Как устроен интерьер храма Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре?

Интерьер храма Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре впечатляет своей красотой и уникальностью. Внутреннее убранство храма характеризуется богатой резьбой и живописью. На стенах есть изображения святых и библейских сюжетов. Высокие своды и арки добавляют аристократичности и грандиозности интерьеру. В целом, ощущение, когда находишься внутри храма, захватывающее и погружает в атмосферу духовности.

Какие художественные элементы присутствуют в архитектуре храма Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре?

Архитектура храма Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре является прекрасным примером художественной организации. Внешний вид храма украшен элегантными построениями и изумительной резьбой, которая делает его действительно уникальным. Внутреннее убранство храма также богато украшено резьбой и живописью, создавая прекрасные художественные композиции, которые впечатляют своей красотой и глубиной.

Какие храмы входят в ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря?

В ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря входят несколько храмов: Свято-Успенский собор, Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Храм Иоанна Златоуста, Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Какую функцию выполняют храмы Кирилло-Белозерского монастыря?

Храмы Кирилло-Белозерского монастыря выполняют религиозную функцию, служат местом для проведения богослужений, молитвенных служб и паломничества. Они также являются частью культурно-исторического наследия и привлекают туристов и паломников своей архитектурой и историей.