участие общины в боголужении в трудах Н.Афанасьева и прот А.Шмемана
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 02.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Концепция богослужения А. Шмемана. Проблема участия общины в Таинствах 4
Глава 2. Проблема участия общины в богослужении в трудах прот. Н. Афанасьева 15
Заключение 25
Список литературы 27
Отцы Церкви считали, что «страх Божий» есть начало любой добродетели, в том числе и без него не может состояться любая молитва. А святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский определяли молитву в качестве «прошения у Бога».Как считал Исаак Сирин, подобные различия в понимании сущности молитвы связаны с тем, что для предметов будущего века, каковым и является молитва, мы не можем подобрать подлинное и истинное название. Постигая сущность психологии молитвы, возможно добиться установления только отдельных ее существенных признаков, по которым можно хотя бы частично ее определить. В целом, в христианском учении принято узкое и широкое понимание молитвы. Рассмотрим их более подробно.Существенный признак молитвы, понимаемой в узком значении – это есть устремление души человека к Богу. «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою» (Пс. 24:1), «Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 85, 4; 142, 8), – восклицает Псалмопевец. Возношение души к Богу является устремлением все сил, которые в ней заключены.Некоторые отцы церкви считали, что ум и сердце есть главные силы души, соответственно, молитва позволяет им обратиться и взойти к Богу. Как известно, в повседневному жизни нам, чтобы поделиться своими мыслями, внутренним миром, приходится прибегать к помощи слова. Данный путь позволяет нам сообщать близким в своих нуждах, просить помощи, благодарить и т.п. То есть, слова является необходимым условием для выстраивания отношений с другими людьми. В некоторых случаях возможно заменить слово жестом, мимикой, знаком. То же самое происходит и в молитве, если мы ее понимаем в узком смысле: человек, возносясь своей душой к Богу, выражает свои мысли и чувства внешне –посредством слова и движений. И как в сношениях с другими людьми, особенно с теми, от которых мы хотим получить совет или помощь, мы стараемся держать себя пристойно, так несравненно большее благоговение требуется от нас в словах и внешних знаках при молитвенной беседе с Существом высочайшим и Всесвятым, в руках Которого вся наша жизнь, все наше благополучие. В христианском учении принято, что такая беседа человека с Богом является определенным сакральным религиозно-нравственным актом выражения вовне известного духовного состояния, то есть, собственно молитвой.В широком смысле молитва является религиозно-нравственным состоянием, которое обеспечивает постоянное сердечное и благоговейное памятование о Боге, упование или надежду на Него во всех жизненных случаях.В таком именно смысле возможно понимать заповедь святого апостола Павла о том, что нужно непрестанно молиться. Пример самого апостола это доказывает, поскольку он пребывал в молитве постоянно, и днем, и ночью, на что особо указывает Н. Афанасьев. Кроме того, общине следует придерживаться поста, чтобы в полной мере духовно участвовать в Таинстве богослужения. Пост направлен на увеличение духовного потенциала свободы, то есть, человек получает независимость от внешнего, что сводит к минимальному уровню его низшие потребности. При этом происходит освобождение энергии, возможности и времени для духовной жизни. Пост является волевым действием, а религия – это всего есть дело воли. Если человек не способен ограничить себя в пище, то ему не под силу добиться победы над своими более сильными страстями. Распущенность в еде является путем к распущенности и в других сферах жизни человека.Христос сказал: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12). Если не совершать постоянное напряжение и не проявлять волю, то Евангельские заповеди будут для человека идеалами – недосягаемыми, они не войдут в человеческую жизнь. Посредством поста человек может включаться в ритмы храмового богослужения, становится способным для реального переживания посредством священных символов и образов событий библейской истории.Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост является условием покаяния. Без покаяния и очищения религиозная община не может прочувствовать в полной мере радость и благодать праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Однако в христианском учении такие состояния определяются в качестве суррогата духовности. Истинную, обновляющую радость, как действие благодати в сердце, такой человек постичь не может.Таким образом, богослужение требует от общины предварительной и постоянной духовной работы. Кроме того, участие в богослужении является средством получения плодов духовной жизни.Важно понимать, что приобщение Духу Святому осуществляется посредством сознательно-волевого процесса личной активности, который представлен двумя различными ступенями. Первая ступень заключается в духовном рождении уверовавшего в Таинстве Крещения, человек получает семя (Мф 13:3—23) Нового Адама и тем самым становится членом Его Тела — Церкви. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил об очищающей силе Таинства Крещения. Тем не менее, Крещение еще не приводит человека к освобождению от страстности, тленности и смертности, которые были им унаследованы от Адама, человек остается склонным к греху (Максим Исповедник). Таким образом, Таинство Крещения еще не позволяет достичь святости как плода духовной жизни. Данное Таинство является началом, но не свершением. Вторая ступень представлена правильной праведной духовной жизнью, которая способствует укреплению веры во Христа. Посредством праведной жизни и участия в богослужениях община приобщается Духу Святому. Цель христианской жизни заключается в стяжании Духа Божьего, как говорил Симеон Богослов. Стяжание Святого Духа уже является святостью. Святость – это особый плод духовной жизни, который предполагает не только отрицание и отсутствие зла, но также и явление мира Божественного, святость преображает не только самого человека, но и весь мир, благодаря святости Бог пребывает во всем. Святость предполагает стремление и достижение богоподобия. Святость является духовной красотой, которая непосредственно отражает невыразимого Господа. Здесь речь идет о раскрытии красоты, данной и заданной человеку в творении.То есть, без богослужения невозможен процесс нравственного духовного совершенствования.Также, как считал Н. Афанасьев, участие общины в богослужении способствует становлению добродетели смирения.Добродетель смирения помогает побороть тщеславие и гордость – основные грехи, мешающие человеку приблизиться к Богу. Как говорили одни Святые Отцы, смирение побеждает гордость, а другие, что смирение помогает отказаться от тщеславия. Истинное смирение явленное нам во Христе Иисусе является божественным таинством. Это высочайшая премудрость, которая непостижима для разума, обуреваемого плотскими желаниями.Также истинное смирение невозможно без глубокого осознания своего ничтожества. Здесь подразумевается, что истинное смирение находит свое проявление в терпеливом перенесении обид и укоризн, так как смиренные считают себя достойными всяких унижений.Очень важным определением сущности смирения является обвинение и укорение себя. Здесь говорится о том, чтобы признавать свою вину, проявлять самопожертвование. Как говорил преподобный Исаак Сирин, смиренным клевета принимается как истина. Смиренный человек не станет вступать в споры, поскольку единственным судом для него является Суд Божий. Если говорят о тебе плохо, значит это заслуженно. Истинное смирение органично связано с сознанием своей греховности и немощи, духовным рассуждением и мудростью, послушанием, готовностью к исполнению только Божьей воли (здесь важно сказать о том, что смиренный человек испытывает ненависть к собственному мудрствованию и своей воле).Истинно смиренный человек ровно и спокойно принимает как радость так и скорби, не проявляет смущения в искушениях. Как полагали Святые Отцы, истинное смирение является заповедью Божьей, евангельской заповедью, главным учением. Без смирения человек не сможет осуществить другие заповеди, так как смирение представляет собой «одеяние Божества». Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).Здесь важно пояснить, что если мы внутренне примиряемся с обстоятельствами, людьми, это совершенно не означает, что мы всех людей и все обстоятельства считаем добрыми, благостными, однако мы понимаем, что нам следует внести в их среду нечто другое, отличное от зла.В поисках смирения нам следует обязательно задавать себе вопросы относительно того, зачем на самом деле Бог поставил нас в такие обстоятельства, почему мы оказались с этими людьми, в этой обстановке, каким образом мы внутренне реагируем на происходящее, проявляем ли внутренний мир (в случае истинного смирения), или же выражаем внутренний протест (в случае ложного смирения).ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.А. Шмеман и Н. Афанасьев указывают на то, что Таинства обладают глубочайшим духовным значением, они помогают общине совершенствоваться, приближаться к Богу. В современной религиозности можно говорить о кризисе отношения к Таинствам богослужения. Они подчас низведены в религиозном сознании до уровня обряда – совершения неких действия ради достижения определенных, чаще всего материальных, целей. То есть, современному религиозному человеку свойственно потребительски относиться к вере, к таинствам. Современные верующие часто даже не знают подлинной сути и содержания Таинств, рассматривая их просто как церковный обряд. А. Шмеман и Н. Афанасьев говорили о недопустимости такого отношения к участию в богослужении. Богослужение есть величайшее Таинство, которое требует от каждого верующего предварительной духовной работы.В частности, Н. Афанасьев говорит о важности молитвы и поста в жизни общины, в ее участии в богослужениях.Молитва – это способ Богообщения, это есть разговор с Богом. Святые Отцы советовали верующих постоянно пребывать в молитве, поскольку молитва очищает помыслы, обращая их к Богу. Повседневные дела не являются препятствием для совершения молитвы, соответственно, святые отцы советовали молиться непрестанно. Подвижники и монахи пребывали в молитве денно и нощно.Что касается поста, то он обладает сакральным значением. Пост есть очищение не только тела, но и души. Во время поста человек учится самоотречению, избавляется от эгоизма. Путь спасения невозможен без самоограничения – именно так гласит христианское вероучение.Посты всегда приурочены к праздникам. Самыми главными христианскими праздниками являются Рождества, Пасха, Троица и т.д. Во время праздника община получает возможность почувствовать благоговейную радость и благодать.Таким образом, община должна обязательно участвовать в богослужении, так как посредством богослужения осуществляется причащение общины к дарам Святого Духа. Недопустимо отождествление Таинства и обряда в богослужении, так как это совершенно разные вещи, хотя и взаимосвязанные. Сегодня мы можем наблюдать явление отождествления Таинства и обряда, что способствует тому, что современный верующий человек не может понять сакраментальную сущность таинств, у него вырабатывается так называемый потребительский подход к участию в богослужении, а само таинство сводится к совершению некоторой последовательности действий, то есть, к обряду. Вне всякого сомнения, подобный подход приводит к подрыву исконных ценностей православной религии. Под таинством следует понимать совершение священнодействия, в котором община получает невидимую Божественную благодать. Таинство также выступает в качестве обозначения любой сокровенной идеи или сокровенного действия общины, каждого человека в отдельности. Согласно Священному Писанию, таинства отличаются от обрядов тем, что их установил Иисус, таинство направлено на изменение внутренней жизни, тогда как обряд преимущественно концентрируется на внешнем. Проблема как раз и заключается в том, что на современном этапе общиной не осознается глубинное различие между таинством и обрядом в литургической практике. Список литературыАфанасьев Н., прот. Таинства и тайнодействия // Православная мысль. - П., 1951. Вып. VIII. – С. 21-32.Афанасьев Н., прот. Вступление в Церковь. https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanasev/vstuplenie-v-tserkov/Афанасьев Н., прот. Церковь Духа Святого. https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanasev/tserkov-duha-svjatogo/Шмеман А., прот. Евхаристия. [Электронный ресурс] - П., 1984. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/liturgika/shmeman_evkharistiya/Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. http://www.odinblago.ru/Liturg_bogosl/
2. Афанасьев Н., прот. Вступление в Церковь. https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanasev/vstuplenie-v-tserkov/
3. Афанасьев Н., прот. Церковь Духа Святого. https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanasev/tserkov-duha-svjatogo/
4. Шмеман А., прот. Евхаристия. [Электронный ресурс] - П., 1984. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/liturgika/shmeman_evkharistiya/
5. Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. http://www.odinblago.ru/Liturg_bogosl/
Опубликовано
Опубликовано
Украинская Православная Церковь
Киевской Духовной Академии
Кафедра церковно-практических дисциплин
работа
Катехизация до 1054 года
студент III-го
Киевской духовной академии
Сергей Смит
Киев, Свято - успенская киево-печерская Лавра-2016
Содержание < / ul>