Тревожность матерей в период адаптации детей к дошкольному учреждению.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 67 67 страниц
  • 75 + 75 источников
  • Добавлена 13.12.2010
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление



Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы тревожности в психолого – педагогической литературе
1.1. Общая характеристика тревожности как психологического феномена
1.2. Виды и уровни тревожности
Глава 2. Эмоциональное взаимодействие матери с ребенком в период адаптации к дошкольному учреждению
2.1. Особенности эмоционального контакта матери с ребенком
2.2. Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния тревожности матерей на процесс адаптации детей к дошкольному учреждению
3.1. Этапы и методы исследования
3.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Фрагмент для ознакомления

Список литературы

Авдеева Н.Н., Хохлачёва И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ //Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. – C. 97-105
Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. - М., 2003
Адлер А. Понять природу человека /Пер. Е.А.Цыпина. – СПб., 1997
Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю., Павлова А.В. «Любовь по правилам и без» или Особые ли матери у особых детей?! //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 9. - с. 51-63
Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – с.49 – 53;
Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 – с.46 –51
Аксарина Н. М., Ладыгина Н. Ф. Развитие и задачи воспитания детей в возрасте третьего года жизни. - М., 1980
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001
Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 156 – 165
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968
Боулби Дж. Привязанность.- М., 2008
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.
Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности //Вопросы по психологии. – 2007. - № 6.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1999
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1999
Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. - М., 1996
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2007
Данилова С.Е. Адаптация // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. - СПб., 1999
Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия //Журнал практического психолога. – 1996. – № 6.
Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия //Семейная психология и семейная терапия. – 1997. - № 1. - с. 67-76
Захарова Е.И., О.А. Карабанова. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность //Психолог в детском саду. – 2002. – № 1. – С. 23–31.
Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. — М., 2007
Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста //Психологическая наука и образование.- 2000.- № 3. - с. 35-38
Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса - М., 1983
Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1 – c.34 – 37
Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений //Школа здоровья.- 2004.- № 2.- с. 5-14
Кьеркегор С. Страх и трепет //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 7 – 17
Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2006
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми - М., 2000
Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999
Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 215 – 223
Мэй Р. Проблема тревоги /Пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М., 2001
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001
Макушина О.П., Тенькова В.А. Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей. – Воронеж, 2008
Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству //Вопросы психологии. – 2008. - № 5.
Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка – СПб., 2002
Морозова Е. Группа кратковременного пребывания : мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. –с.10 – 14.
Никитина В.А. Тревожные дети //Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. - с. 102 – 103
Обухова Л. Ф. Детская психология - М., 1996
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2003

Прихожан А.М. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И.Божович //Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. тр. – М., 1991. с. 89 – 98
Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Психологическая наука и профилактика. – 1998. - № 2. - с.11-17
Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста //Вопросы психологии.- 2003.- № 5. - с. 56-66
Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 2002
Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 5-7
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000
Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб., 1999
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
Сергеева И.А. Результаты изучения материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна / Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. Москва, 18-19 февраля 2003 г. / Сост. Ю.А.Разенкова, Е.Б.Айвазян. 2003, с.370-375
Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М., 2001
Скрипкина Т. П., Гулъянц Э. К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. - Ростов-н/Д., 1993
Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения //Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 34–36
Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка //Психолог в детском саду. - 2003.- № 4. - с.102-108
Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте. – М., 1983
Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. - М., 1980
Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3-4. с. 46 – 51.
Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1997
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002
Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2007
Фридман И.К. О контакте родителей с детьми //Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - с. 93-99
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 2004
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2007
Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду – М., 2007
Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста – CПб., 2005
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д., 2003
Щербатых Г.М. Психология страха. – М., 2006


Приложение 1















































Приложение 2
Расчет статистических показателей зависимости между уровнем тревожности матери и особенностями эмоциональной взаимосвязи с ребенком в период адаптации его к детскому саду с помощью коэффициента корреляции Браве-Пирсона

№ Контрольная группа ЛТ СТ Чувствии-тельностиь Эм принятие Поведенч проявл 1 Кирилл А. 32 умеренная 44 умеренная 3,9 норма 4,3 норма 3,8 норма 2 Лена А. 29 низкая 32 умеренная 3,7 норма 4,5 норма 4 норма 3 Аня А. 35 умеренная 46 высокая 4 норма 4,1 норма 4,2 норма 4 Дима Б. 28 низкая 35 умеренная 3,9 норма 3,9 норма 3,8 норма 5 Иван Б. 31 умеренная 39 умеренная 4 норма 3,8 норма 3,9 норма 6 Юля Г. 40 умеренная 46 высокая 4,2 норма 4,2 норма 4,5 норма 7 Егор Г. 45 умеренная 50 высокая 3,8 норма 3,9 норма 4 норма 8 Даша Г. 44 умеренная 51 высокая 4,1 норма 4 норма 3,9 норма 9 Инна Д. 50 высокая 52 высокая 3,2 дефицит 3 дефицит 2,6 дефицит 10 Арина З. 46 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 3,1 дефицит 2,8 дефицит 11 Тимур К. 48 высокая 51 высокая 2,9 дефицит 2,8 дефицит 2,7 дефицит 12 Слава К. 44 умеренная 49 высокая 3,5 норма 3,9 норма 4 норма 13 Злата К. 30 низкая 33 умеренная 4 норма 4,2 норма 4,1 норма 14 Даша Л. 46 высокая 48 высокая 4 норма 4 норма 3,9 норма 15 Павел М. 47 высокая 50 высокая 3,3 норма 3,8 норма 3,9 норма 16 Соня М. 48 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 3 дефицит 2,7 дефицит 17 Сергей Н. 50 высокая 51 высокая 2,8 дефицит 2,7 дефицит 2,6 дефицит 18 Сергей Н. 35 умеренная 44 умеренная 3,8 норма 3,8 норма 4 норма 19 Илья П. 37 умеренная 40 умеренная 4,2 норма 4 норма 4,1 норма 20 Лена П. 36 умеренная 38 умеренная 4,1 норма 4 норма 3,9 норма 21 Алена П. 33 умеренная 36 умеренная 3,9 норма 4,2 норма 4,1 норма 22 Лера Р. 46 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 3 дефицит 2,6 дефицит 23 Данил С. 50 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 2,9 дефицит 2,5 дефицит 24 Лев Т. 35 умеренная 38 умеренная 3,5 норма 3,6 норма 3,6 норма 25 Егор Т. 44 умеренная 45 высокая 4,3 норма 4,1 норма 4 норма 26 Стас У. 35 умеренная 38 умеренная 4,5 норма 4,3 норма 4 норма 27 Николай Ф. 32 умеренная 35 умеренная 3,3 дефицит 3,8 норма 3,8 норма 28 Ксюша Ч. 36 умеренная 38 умеренная 3,9 норма 4,2 норма 4,1 норма 29 Миша Ш. 39 умеренная 41 умеренная 4,6 норма 4,6 норма 4,2 норма 30 Лена Я. 40 умеренная 44 умеренная 4,1 норма 4 норма 3,9 норма








Корреляционная матрица

ЛТ СТ Чувств. ЛТ
Чувств СТ
Чувств Эм принят ЛТ
Эм принят СТ
Эм принят Повед проявл ЛТ
Повед проявл СТ
Повед проявл n Xср Xср Yср сумма XY сумма XY Yср сумма XY сумма XY Yср сумма XY сумма XY 30 39,7 43,8 3,73 4389,3 4858 3,79 4440 4919,2 3,67 4296,2 4765,6 Sx Sx Sy r r Sy r r Sy r r 7,00 6,33 0,49 -0,54 -0,48 0,53 -0,69 -0,63 0,60 -0,65 -0,56








































№ Экспериментальная группа ЛТ СТ Чувствии-тельность Эм принятие Поведенч проявл 1 Вика Б. 32 умеренная 36 умеренная 3,8 норма 4 норма 3,8 норма 2 Денис В. 28 низкая 33 умеренная 3,9 норма 4,2 норма 4 норма 3 Лера В. 35 умеренная 39 умеренная 4,1 норма 4,3 норма 4,1 норма 4 Слава Г. 33 умеренная 36 умеренная 4 норма 4,1 норма 4,2 норма 5 Маша Г. 35 умеренная 38 умеренная 3,9 норма 3,9 норма 3,8 норма 6 Полина Г. 29 низкая 33 умеренная 4,3 норма 3,8 норма 3,8 норма 7 Миша З. 36 умеренная 40 умеренная 4,5 норма 4,3 норма 4,2 норма 8 Ратислав К. 46 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 2,9 дефицит 2,6 дефицит 9 Влад К. 47 высокая 48 высокая 3,3 дефицит 2,9 дефицит 2,5 дефицит 10 Тимур Т. 39 умеренная 40 умеренная 3,9 норма 3,9 норма 4,1 норма 11 Олег Л. 46 высокая 48 высокая 2,7 дефицит 3 дефицит 2,6 дефицит 12 Максим М. 48 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 2,7 дефицит 2,6 дефицит 13 Диана М, 44 высокая 49 высокая 3,9 норма 4,2 норма 4 норма 14 Лиза М, 39 умеренная 43 умеренная 4,3 норма 4,1 норма 4 норма 15 Андрей Н. 35 умеренная 40 умеренная 4,1 норма 4 норма 4,1 норма 16 Марк Н. 33 умеренная 36 умеренная 4,3 норма 4 норма 4,2 норма 17 Маша О. 31 умеренная 32 умеренная 4 норма 4,2 норма 3,9 норма 18 Кирилл П. 29 низкая 32 умеренная 3,9 норма 4,3 норма 4,1 норма 19 Света П. 36 умеренная 40 умеренная 4,2 норма 4 норма 4,2 норма 20 Маша Р. 38 умеренная 46 высокая 4,3 норма 4 норма 4 норма 21 Маша С. 37 умеренная 40 умеренная 4 норма 4,1 норма 3,9 норма 22 Данил С. 40 умеренная 47 высокая 3,8 норма 3,9 норма 3,8 норма 23 Артем С. 49 умеренная 46 высокая 4,5 норма 4,4 норма 4,1 норма 24 Полина П. 46 высокая 49 высокая 3 дефицит 2,6 дефицит 2,5 дефицит 25 Савелий Т. 48 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 2,9 дефицит 2,4 дефицит 26 Савелий У. 47 высокая 50 высокая 3,8 норма 4,1 норма 4 норма 27 Юля У. 43 умеренная 46 высокая 3,9 норма 4,1 норма 4 норма 28 Аня У. 44 умеренная 48 высокая 4 норма 3,9 норма 3,8 норма 29 Паша Х. 32 умеренная 39 умеренная 3,9 норма 3,8 норма 3,8 норма 30 Аня Ю. 31 умеренная 35 умеренная 4,3 норма 4,1 норма 4 норма

Корреляционная матрица


ЛТ СТ Чувств. ЛТ
Чувств СТ
Чувств Эм принят ЛТ
Эм принят СТ
Эм принят Повед проявл ЛТ
Повед проявл СТ
Повед проявл n Xср Xср Yср сумма XY сумма XY Yср сумма XY сумма XY Yср сумма XY сумма XY 30 38,53 41,97 3,86 4416,4 4818,5 3,82 4361,3 4759,4 3,70 4208,8 4598 Sx Sx Sy r r Sy r r Sy r r 6,66 6,18 0,46 -0,55 -0,55 0,53 -0,57 -0,57 0,61 -0,61 -0,59









Контрольная группа ЛТ СТ Чувствиельность Эм принятие Поведенч проявл 1 Кирилл А. 32 умеренная 44 умеренная 3,9 норма 4,3 норма 3,8 норма 2 Лена А. 33 умеренная 29 низкая 3,7 норма 4,5 норма 4 норма 3 Аня А. 35 умеренная 46 высокая 4 норма 4,1 норма 4,2 норма 4 Дима Б. 28 низкая 29 низкая 3,9 норма 3,9 норма 3,8 норма 5 Иван Б. 31 умеренная 39 умеренная 4 норма 3,8 норма 3,9 норма 6 Юля Г. 40 умеренная 46 высокая 4,2 норма 4,2 норма 4,5 норма 7 Егор Г. 40 умеренная 42 умеренная 3,8 норма 3,9 норма 4 норма 8 Даша Г. 44 умеренная 40 умеренная 4,1 норма 4 норма 3,9 норма 9 Инна Д. 50 высокая 52 высокая 3,2 дефицит 3 дефицит 2,6 дефицит 10 Арина З. 46 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 3,1 дефицит 2,8 дефицит 11 Тимур К. 48 высокая 51 высокая 2,9 дефицит 2,8 дефицит 2,7 дефицит 12 Слава К. 44 умеренная 35 умеренная 3,5 норма 3,9 норма 4 норма 13 Злата К. 30 низкая 28 низкая 4 норма 4,2 норма 4,1 норма 14 Даша Л. 46 высокая 48 высокая 2,7 дефицит 3 дефицит 3,9 норма 15 Павел М. 47 высокая 50 высокая 2,8 дефицит 3,1 дефицит 3,9 норма 16 Соня М. 48 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 3 дефицит 2,7 дефицит 17 Сергей Н. 50 высокая 51 высокая 2,8 дефицит 2,7 дефицит 2,6 дефицит 18 Сергей Н. 35 умеренная 44 умеренная 3,8 норма 3,8 норма 4 норма 19 Илья П. 37 умеренная 40 умеренная 4,2 норма 4 норма 4,1 норма 20 Лена П. 36 умеренная 28 низкая 4,1 норма 4 норма 3,9 норма 21 Алена П. 33 умеренная 36 умеренная 3,9 норма 4,2 норма 4,1 норма 22 Лера Р. 46 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 3 дефицит 2,6 дефицит 23 Данил С. 50 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 2,9 дефицит 2,5 дефицит 24 Лев Т. 35 умеренная 38 умеренная 3,5 норма 3,6 норма 3,6 норма 25 Егор Т. 44 умеренная 40 умеренная 4,3 норма 4,1 норма 4 норма 26 Стас У. 35 умеренная 38 умеренная 4,5 норма 4,3 норма 4 норма 27 Николай Ф. 32 умеренная 35 умеренная 4,5 норма 3,8 норма 3,8 норма 28 Ксюша Ч. 36 умеренная 38 умеренная 3,9 норма 4,2 норма 4,1 норма 29 Миша Ш. 39 умеренная 41 умеренная 4,6 норма 4,6 норма 4,2 норма 30 Лена Я. 40 умеренная 28 низкая 4,1 норма 4 норма 3,9 норма

Корреляционная матрица


ЛТ СТ Чувств. ЛТ
Чувств СТ
Чувств Эм принят ЛТ
Эм принят СТ
Эм принят Повед проявл ЛТ
Повед проявл СТ
Повед проявл n Xср Xср Yср сумма XY сумма XY Yср сумма XY сумма XY Yср сумма XY сумма XY 30 39,67 41,2 3,71 4340,2 4505,5 3,73 4359,6 4524 3,67 4292,2 4458 Sx Sx Sy r r Sy r r Sy r r 6,75 7,81 0,55 -0,69 -0,64 0,56 -0,76 -0,71 0,60 -0,67 -0,60




Экспериментальная группа ЛТ СТ Чувствии-тельность Эм принятие Поведенч проявл 1 Вика Б. 32 умеренная 28 низкая 3,8 норма 4 норма 3,8 норма 2 Денис В. 32 умеренная 29 низкая 3,9 норма 4,2 норма 4 норма 3 Лера В. 35 умеренная 39 умеренная 4,1 норма 4,3 норма 4,1 норма 4 Слава Г. 33 умеренная 26 низкая 4 норма 4,1 норма 4,2 норма 5 Маша Г. 35 умеренная 28 низкая 3,9 норма 3,9 норма 3,8 норма 6 Полина Г. 29 низкая 25 низкая 4,3 норма 3,8 норма 3,8 норма 7 Миша З. 36 умеренная 40 умеренная 4,5 норма 4,3 норма 4,2 норма 8 Ратислав К. 46 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 2,9 дефицит 2,6 дефицит 9 Влад К. 47 высокая 48 высокая 3,3 дефицит 2,9 дефицит 2,5 дефицит 10 Тимур Т. 39 умеренная 28 низкая 3,9 норма 3,9 норма 4,1 норма 11 Олег Л. 46 высокая 48 высокая 2,7 дефицит 3 дефицит 2,6 дефицит 12 Максим М. 48 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 2,7 дефицит 2,6 дефицит 13 Диана М, 44 высокая 49 высокая 3 дефицит 4,2 норма 2,5 дефицит 14 Лиза М, 39 умеренная 43 умеренная 4,3 норма 4,1 норма 4 норма 15 Андрей Н. 35 умеренная 40 умеренная 4,1 норма 4 норма 4,1 норма 16 Марк Н. 33 умеренная 36 умеренная 4,3 норма 4 норма 4,2 норма 17 Маша О. 31 умеренная 32 умеренная 4 норма 4,2 норма 3,9 норма 18 Кирилл П. 29 низкая 24 низкая 3,9 норма 4,3 норма 4,1 норма 19 Света П. 36 умеренная 40 умеренная 4,2 норма 4 норма 4,2 норма 20 Маша Р. 38 умеренная 35 умеренная 4,3 норма 4 норма 4 норма 21 Маша С. 37 умеренная 40 умеренная 4 норма 4,1 норма 3,9 норма 22 Данил С. 40 умеренная 33 умеренная 3,8 норма 3,9 норма 3,8 норма 23 Артем С. 49 умеренная 26 низкая 3,8 норма 4,4 норма 4,1 норма 24 Полина П. 46 высокая 49 высокая 3 дефицит 2,6 дефицит 2,5 дефицит 25 Савелий Т. 48 высокая 50 высокая 3,1 дефицит 2,9 дефицит 2,4 дефицит 26 Савелий У. 47 высокая 50 высокая 3 дефицит 4,1 норма 3,1 дефицит 27 Юля У. 43 умеренная 29 низкая 3,9 норма 4,1 норма 4 норма 28 Аня У. 44 умеренная 35 умеренная 4 норма 3,9 норма 3,8 норма 29 Паша Х. 32 умеренная 39 умеренная 3,9 норма 3,8 норма 3,8 норма 30 Аня Ю. 31 умеренная 26 низкая 4,3 норма 4,1 норма 4 норма

Корреляционная матрица


ЛТ СТ Чувств. ЛТ
Чувств СТ
Чувств Эм принят ЛТ
Эм принят СТ
Эм принят Повед проявл ЛТ
Повед проявл СТ
Повед проявл n Xср Xср Yср сумма XY сумма XY Yср сумма XY сумма XY Yср сумма XY сумма XY 30 38,67 37,17 3,78 4320,5 4131,3 3,82 4378,1 4175,1 3,62 4116,5 3908,1 Sx Sx Sy r r Sy r r Sy r r 6,48 9,06 0,50 -0,73 -0,67 0,53 -0,57 -0,63 0,65 -0,71 -0,77


Приложение 3
Программа психокоррекционной работы с родителями и детьми по оптимизации процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Родительское собрание «Особенности адаптации ребенка ясельного возраста в детском саду»
Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду
Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности "Садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить "радостную коробку", выучить имена воспитателей и правила детского сада.
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, чем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил и он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать, Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Светлана Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить.
Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые привлекательны для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей, коробочки с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью по утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.
Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги и психологи детского сада ждут вас! Как показывает опыт, положительный эффект имеет следующая практика введения детей в группу детского сада с учетом прогноза степени адаптации каждого ребенка.
Детей с легкой адаптацией (по прогнозу) к детскому саду родители могут приводить на все время работы группы с 7 до 19 часов. Важно понимание родителями необходимости учитывать эмоциональное состояние ребенка. Если тот утром отказывается идти в сад, мама может сказать: «Да, так бывает, что иногда никуда не хочется идти. У меня как раз сегодня есть такая возможность — побыть с тобой, и ты можешь остаться дома, а завтра опять пойдешь в садик. Там ведь Светлана Николаевна, Сережа — твой друг. Они будут скучать по тебе. Нам придется зайти в сад, предупредить Светлану Николаевну, что ты только завтра придешь. А может, если ты захочешь, мы погуляем вместе с ребятами из твоей группы?». Для ребенка необходим этот опыт. Родители его понимают, прислушиваются к его желаниям. Очень важно малышу увидеть в этот день воспитателя. Убедиться, что взрослый не обижается на него и с уважением относится к его желанию побыть дома, радуется, пусть даже короткой, встрече с ребенком, говорит, что ждет его завтра. Родители могут ответить и так: «Я понимаю тебя, ты скучаешь по дому и маме. Но сегодня я занята, иду на работу. Давай сделаем так: ты побудешь в саду, а я на работе договорюсь, чтобы завтра остаться с тобой дома». Воспитатель должен быть предупрежден о состоявшемся разговоре.

Внимание! Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу, хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора.

Памятка для родителей
Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад
Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.
Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
Повысить роль закаливающих мероприятий.
Оформить в детский сад по месту жительства.
Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
"Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
Как надо вести себя родителям с ребенком,
когда он начал впервые посещать детский сад
Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
Щадить его ослабленную нервную систему.
Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

Рекомендации по снижению тревожности матери в период адаптации
ее ребенка к детскому саду

Снижению уровня тревожности матери в период, когда ее ребенок проходит адаптацию к детскому саду, могут способствовать следующие факторы.
В детском саду:
Знакомство с руководителем детского сада, с педагогическим коллективом, психологом;
Знакомство с воспитателями и нянями группы, которую посещает ребенок;
Знакомство с родителями детей, которые посещают одну группу вместе с собственным ребенком;
«Сбор рекомендаций» по поводу детского садика и педагогов у родителей, дети которых ходят в данный детский садик уже давно или уже пошли в школу;
Знакомство с режимом дня детского садика, программой развивающих занятий и т.д., чтобы затем общаться с ребенком по поводу его жизни в детском саду
Постепенная и щадящая адаптация ребенка к детскому саду – сначала почасовое пребывание
Терпеливая и спокойная реакция на слезу малыша и его негативную реакцию на детский сад. Если мама будет переживать и плакать вместе с ребенком, адаптационный период будет проходить очень тяжело
Настроиться на систематическое посещение детского сада в начале адаптационного периода. Это даст возможность и малышу и маме привыкнуть к новым для них условиям жизни. Если мама будет жалеть малыша и садик посещать с перерывами, давая ребенку как бы время отдыха от переживаний, то адаптационный период будет растянут, а это будет способствовать повышению тревожности и родителей и ребенка
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детскородительских взаимоотношений.
Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
Дома:
Увеличение тактильного контакта с ребенком (больше поглаживаний, прикосновений, объятий, поцелуев утром, перед сном и т.д.)
В то время, когда ребенок находится рядом с родителями, больше времени уделять совместной деятельности, игре и т.д., чтобы ребенок и мама получили максимум внимания друг друга
Во время разговора с ребенком добавить эмоционального одобрения, вербально и невербально проявлять свою любовь и заботу о нем
Проявлять интерес к тому, что рассказывает ребенок о детском садике, хвалить его за достижения, рассматривать творческие поделки и т.д.
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению. Таким образом и мама настраивается на позитивное настроение
В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
Типичная ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли "мамы" и "папы". Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Анкета для родителей
Сведения о ребенке
Имя и фамилия ребенка.
Как вы называете ребенка дома?
Во что ребенок любит играть дома?
Любимые игрушки вашего ребенка?
Охотно ли ваш ребенок играет с другими детьми?
Как вы отмечаете семейные праздники, какое участие в них принимает ребенок?
Любит ли ваш ребенок помогать вам? Что вы можете ему доверить?
Есть ли у вашего ребенка способности, в чем это проявляется?
Что преобладает в вашем ребенке: жизнерадостность, оптимизм, согласие с окружающим, уверенность в себе или плаксивость, раздражительность?
Как он относится к еде? Его любимая пища?
Индивидуальный журнал ребенка
Дата рождения:
Когда поступил в детский сад:
Любимые игры:
Любимые игрушки:
Радуется, когда:
Боится, когда:
Поведение:
Почти всегда бывает послушным
В равной мере бывает послушным и непослушным
Чаще бывает непослушным.
Аппетит:
Ест хорошо, быстро, с аппетитом
Иногда ест хорошо, иногда плохо
Ест плохо, без аппетита.
Сон:
Быстро засыпает
Долго лежит в постели, не засыпая.
Агрессивность:
Часто обижает других детей, дерется
Иногда бывает агрессивным
Спокойный, совсем не дерется.
Обидчивость:
Обидчивый
Совсем не обидчивый.
Самостоятельность:
Сам одевается и раздевается
Делает что-то одно
Просит, чтобы ему помогли
Не хочет сам одеваться и раздеваться.
Настроение:
Радуется, смеется, не плачет
Часто смеется и часто плачет
Плаксивый, часто испытывает недовольство.
3. Сведения о семье
Состав семьи.
Ф.И.О. матери, место работы, телефон.
Ф.И.О. отца, место работы, телефон.
Ф.И.О. ребенка, дата рождения.
Ознакомлены ли вы с условиями воспитания в детском учреждении:
А) где;
Б) когда;
В) кто ознакомил;
Г) в какой форме.
4. Дополнительная информация
Знаете ли вы, как проходит адаптация детей к детскому учреждению?
Из каких источников и когда вы об этом узнали?
Готовили ли вы ребенка к поступлению в детский сад? В какой форме?
Кто в основном занимался воспитанием ребенка?
Посещал ли ребенок раньше детский сад?
По какой причине вы отдаете ребенка в дошкольное учреждение?
Соблюдается ли режим дня ребенка в семье?
Есть ли у ребенка привычки? Какие?
Охотно ли вступает в общение?





Занятия с детьми по оптимизации процесса адаптации к детскому саду

Давайте познакомимся.
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлечет малышей.), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя и он может назвать по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно дети с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени.
Лови-лови.
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 50-75 см с прикрепленной к ней лентой и легким мячиком на конце (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Все становятся в круг, ведущий с палочкой - в центре (пусть вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, ребенок). «Лови-лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Ловить мяч могут несколько участников одновременно.
Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянное одергивание.
Расскажи стихи руками.
В эту игру можно играть бесконечно – ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками», (всем телом), великое множество. Эта игра помогает детям раскрепоститься, почувствовать уверенность, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем («Человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!»).
Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом он читает стихотворение еще раз и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения – это необходимо поощрять. Прочитав следующие стихотворения один раз, можно предложить изобразить их самим детям, что вызывает бурю восторга и море фантазии.



Игры для адаптационного периода.
Игра с собачкой.
Материал: Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав – гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол!
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачкой «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Еле – еле, еле – еле.
Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:
Еле – еле, еле – еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.
Солнечные зайчики.
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.
Игра с куклой.
Материал: кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т.д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.


Занятие 1.
При поступлении детей из семьи, следует постепенно знакомить их с помещениями группы и их назначением. Можно начать с раздевальной комнаты, так как это первое помещение, куда приходят дети.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть шкафчики и задает вопросы:
Как вы думаете, для чего нужны эти шкафчики? (Складывать одежду).
А почему шкафчиков много? (Потому что детей много).
Как же узнать, где чей шкафчик? (Если дети не догадываются, воспитатель обращает их внимание на то, что на каждом шкафчике есть картинка).
После чего воспитатель предлагает:
-Сейчас выберете себе шкафчик и постарайтесь запомнить, какая картинка на нем изображена. Это будет ваш шкафчик, в него вы будете складывать свою одежду. Сейчас ее мало, а вот когда будет холодно, одежды будет много, поэтому надо ее аккуратно складывать, чтобы она поместилась в шкафчик, не маясь, чтобы ее удобно было потом надевать.
Занятие 2.
Знакомя детей с группой, воспитатель рассматривает с ними предметы, которые находятся в группе, и задает вопросы:
Что вы видите в нашей группе?
Зачем нам нужны столы и стулья? (Чтобы есть, заниматься).
Почему столов и стульев так много? (Потому что много детей).
Какие игрушки есть у нас в группе?
Что еще вы видите в группе? (Различные комнатные растения).
Затем воспитатель говорит:
-Когда растения очень украшают группу, но, чтобы были такими красивыми, за ними надо ухаживать.
Занятие 3.
Воспитатель продолжает знакомить детей с помещениями группы:
-Самая большая комната называется групповая. Посмотрите, как много всего в ней находится. Что вы видите? (Игрушки, книги, машины, куклы и т.д.) А чтобы всегда найти нужный предмет, надо запомнить, где он лежит. Куклы сидят в кукольном уголке. Когда вы с ними поиграете, их нужно вернуть туда, откуда вы их взяли.
Воспитатель предлагает детям назвать все, что находится в кукольном уголке. Обращает внимание на то, где все предметы располагаются, напоминает, что после игры все нужно поставить на место. Далее подводит детей к книжному уголку и спрашивает, что там находится. Предлагает детям почитать какую-нибудь книгу. После чтения поручает кому-либо из них отнести книгу в книжный уголок. Обращает внимание остальных на то, что их товарищ правильно положил книгу, потому что запомнил, где она лежала. В конце осмотра воспитатель напоминает, что все предметы в группе должны находиться на своих местах, тогда их легко можно найти и в группе будет порядок.
Занятие 3. По изодеятельности.
Тема «Солнышко».
Программное сожержание:
упражнять детей в круговых движениях кисточкой;
воспитывать интерес к рисованию;
учить изображать в рисунке свои наблюдения природы.
Материал: желтая краска, бумага, кисти, баночка с водой, салфетки.
Ход занятия. Обращаю внимание детей на теплое солнышко. Предлагаю посмотреть как я рисую краской яркое, теплое солнышко. Сопровождаю показ словами: «Рисую желтое круглое солнышко, а вокруг много палочек – оно так сияет.» Вызываю ребенка показать, как рисуется солнышко. Дети рисуют. Отмечаю удачные работы, хвалю своих воспитанников.
Дидактическая игра для детей 2-3 лет.
« Подарим зайке игрушки».
Цель: закрепить знания детей об основных цветах и оттенках; развивать мелкую моторику рук (застегивание кнопок); активизировать речь малышей, привлекая их к договариванию и проговариванию песенок и потешек. ( Воспитатель заранее подбирает игрушки разного цвета в соответствии с игрой и расставляет их в разных местах группы.)
Материал: игрушечный заяц, шорты и бантики разного цвета, которые легко надеваются на игрушку и закрепляются кнопками, мелкие игрушки тех же цветов, что и бантики и шортики зайца.
Ход игры.
-Посмотрите, дети, какой красивый у меня зайка, он пришел к вам в гости:
Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
«Я не бегал, я скакал».
-Какие у зайки ушки? Зайка наш любит переодеваться, у него даже есть разных цветов бантики и шорты.
Дальше воспитатель предлагает детям надеть на зайца шортики и бантики одного цвета, при этом спрашивает каждого ребенка, какого цвета одежду он выбрал для зайца.
-Но ведь зайка пришел к нам в гости, давайте подберем ему в подарок игрушку. Поищите в группе игрушки такого же цвета, как его бантик и шортики. Игра проводится несколько раз, используются игрушки и одежда разных цветов.
Закончить занятие можно загадкой:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы?












99

Список литературы

1.Авдеева Н.Н., Хохлачёва И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ //Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. – C. 97-105
2.Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. - М., 2003
3.Адлер А. Понять природу человека /Пер. Е.А.Цыпина. – СПб., 1997
4.Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю., Павлова А.В. «Любовь по правилам и без» или Особые ли матери у особых детей?! //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 9. - с. 51-63
5.Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – с.49 – 53;
6.Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 – с.46 –51
7.Аксарина Н. М., Ладыгина Н. Ф. Развитие и задачи воспитания детей в возрасте третьего года жизни. - М., 1980
8.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001
9.Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 156 – 165
10.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988
11.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968
12.Боулби Дж. Привязанность.- М., 2008
13.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.
14.Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности //Вопросы по психологии. – 2007. - № 6.
15.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1999
16.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1999
17.Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. - М., 1996
18.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2007
19.Данилова С.Е. Адаптация // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. - СПб., 1999
20.Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия //Журнал практического психолога. – 1996. – № 6.
21.Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия //Семейная психология и семейная терапия. – 1997. - № 1. - с. 67-76
22.Захарова Е.И., О.А. Карабанова. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность //Психолог в детском саду. – 2002. – № 1. – С. 23–31.
23.Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. — М., 2007
24.Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста //Психологическая наука и образование.- 2000.- № 3. - с. 35-38
25.Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
26.Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000
27.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001
28.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса - М., 1983
29.Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1 – c.34 – 37
30.Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений //Школа здоровья.- 2004.- № 2.- с. 5-14
31.Кьеркегор С. Страх и трепет //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 7 – 17
32.Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2006
33.Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми - М., 2000
34.Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999
35.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999
36.Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 215 – 223
37.Мэй Р. Проблема тревоги /Пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М., 2001
38.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001
39.Макушина О.П., Тенькова В.А. Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей. – Воронеж, 2008
40.Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству //Вопросы психологии. – 2008. - № 5.
41.Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка – СПб., 2002
42.Морозова Е. Группа кратковременного пребывания : мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. –с.10 – 14.
43.Никитина В.А. Тревожные дети //Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. - с. 102 – 103
44.Обухова Л. Ф. Детская психология - М., 1996
45.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2003
46.
47.Прихожан А.М. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И.Божович //Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. тр. – М., 1991. с. 89 – 98
48.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Психологическая наука и профилактика. – 1998. - № 2. - с.11-17
49.Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста //Вопросы психологии.- 2003.- № 5. - с. 56-66
50.Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
51.Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 2002
52.Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 5-7
53.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000
54.Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб., 1999
55.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
56.Сергеева И.А. Результаты изучения материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна / Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. Москва, 18-19 февраля 2003 г. / Сост. Ю.А.Разенкова, Е.Б.Айвазян. 2003, с.370-375
57.Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М., 2001
58.Скрипкина Т. П., Гулъянц Э. К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. - Ростов-н/Д., 1993
59.Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
60.Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения //Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 34–36
61.Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка //Психолог в детском саду. - 2003.- № 4. - с.102-108
62.Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте. – М., 1983
63.Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. - М., 1980
64.Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3-4. с. 46 – 51.
65.Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001
66.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1997
67.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002
68.Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2007
69.Фридман И.К. О контакте родителей с детьми //Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - с. 93-99
70.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 2004
71.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2007
72.Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду – М., 2007
73.Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста – CПб., 2005
74.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д., 2003
75.Щербатых Г.М. Психология страха. – М., 2006

Вопрос-ответ:

Какова общая характеристика тревожности?

Тревожность - это психологический феномен, который характеризуется чувством страха, беспокойства и неуверенности. Она может возникать в различных ситуациях и иметь разные уровни и виды.

Какие виды и уровни тревожности существуют?

Существуют разные виды тревожности, такие как общая тревожность, социальная тревожность, фобии и панические расстройства. Уровни тревожности могут быть разными и зависят от индивидуальных особенностей человека.

Какие особенности эмоционального контакта матери с ребенком в период адаптации к дошкольному учреждению?

В период адаптации к дошкольному учреждению матери могут проявлять особенности эмоционального контакта с ребенком. Некоторые матери могут быть более тревожными и беспокойными из-за отделения от ребенка, в то время как другие могут проявлять больше поддержки и понимания. Важно найти баланс и обеспечить ребенку поддержку и комфорт в этом периоде.

Какие особенности адаптации детей к дошкольному учреждению?

Адаптация детей к дошкольному учреждению может иметь различные особенности. Некоторые дети могут испытывать тревожность, стресс и неуверенность в новой среде. Они могут быть более скрытными, застенчивыми или нервными. Другие дети могут адаптироваться более легко и быстро. Важно помочь детям пройти через этот период и помочь им чувствовать себя комфортно и безопасно.

Какие теоретические аспекты изучают проблему тревожности матерей в период адаптации детей к дошкольному учреждению?

В психолого-педагогической литературе изучаются различные теоретические аспекты проблемы тревожности матерей в период адаптации детей к дошкольному учреждению. Изучаются факторы, влияющие на тревожность матерей, возможные последствия тревожности для детей и способы помощи матерям в снижении тревожности и поддержке адаптации детей.

Какие аспекты изучения проблемы тревожности в психолого-педагогической литературе рассматриваются в первой главе статьи?

В первой главе статьи рассматриваются теоретические аспекты изучения проблемы тревожности в психолого-педагогической литературе, включающие общую характеристику тревожности как психологического феномена, а также виды и уровни тревожности.

Какие особенности эмоционального контакта матери с ребенком рассматриваются во второй главе статьи?

Во второй главе статьи рассматриваются особенности эмоционального контакта матери с ребенком в период адаптации к дошкольному учреждению. Изучаются особенности этого контакта и его влияние на процесс адаптации детей к дошкольному учреждению.

Какие особенности адаптации детей к дошкольному учреждению рассматриваются во второй главе статьи?

Во второй главе статьи рассматриваются особенности адаптации детей к дошкольному учреждению. Изучается процесс адаптации, включающий в себя различные аспекты, такие как эмоциональное состояние ребенка, его поведение, взаимодействие с педагогами и другими детьми, а также влияние матери на этот процесс.