Психологические особенности внутренней позиции школьника на рубеже начальной и средней школы.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 82 82 страницы
  • 62 + 62 источника
  • Добавлена 13.12.2010
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА НА РУБЕЖЕ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1.1. Психологические характеристики внутренней позиции школьника
1.2. Проблемы перехода из начальной школы в среднюю
1.3. Особенности развития при переходе из начальной школы в среднюю школу
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА НА РУБЕЖЕ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Анализ и интерпретация результатов.
2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению перехода из начальной школы в среднюю школу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Фрагмент для ознакомления

С уважением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста. СПб, 2000.
2.Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебное пособие. М., 2000.
3.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения М., 2003.
4.Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
5.Бариляк И.А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях, СПб, 2007.
6.Белобрыкина О.А. Развитие самосознания в детском возрасте: Монография. Новосибирск: НГПУ, 2003. 25с.
7.Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
8.Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под. ред. вступ. ст. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковский. М. : НПО «МОДЭК», 1997.
9.Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.
10.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 2001.
11.Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.
12.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2003.
13.Волков Б.С. Психология подростка. СПб.: ПоР, 2001.
14.Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
15.Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2005.
16.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 5-361.
17.Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: Изд-во МГУ, 1982.
18.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2000.
19. Давлетшина А.А. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников. М., 2003. 272 с.
20.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.
21.Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М., 2003.
22.Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1979. № 1. С. 37-42.
23.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003.
24.Емельянова Е. В.Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб : Речь, 2008.
25.Жданова Л.А., Русова Т.В., Сорокина А.В., Селезнева Е.В. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям. Иваново, 2000. 52 с.
26. Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. СПб. : Изд-во Б-ки Акад. наук, 2002.
27. Интересы и потребности современных детей и подростков. СПб. : КАРО, 2007.
28.Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.: Творческий центр, 1999.
29.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - М.: Изд-во РОУ, 1996.
30.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
31.Ларионова О.А. Система комплексной помощи детям с дезадаптацией //Материалы психолого-педагогической конференции. - Архангельск, 2004. - 466 с.
32.Лебедева Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе. Псков: ПГПИ, 2004. – 136 с.
33.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и исследование / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003.
34. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. : Педагогика, 1983.
35. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М., 1990.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
36.Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. М., 1999.
37. Мельникова Н. В. Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Шадринск : Исеть, 2003.
38. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. –2005. –№3.
39. Мотивация учебной деятельности. Новосибирск : НГПИ, 1983.
40.Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2001. 456 с.
41.Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника»: понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: сборник научных трудов / под ред. И. В.Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. С. 50—61.
42.Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М., 2001.
43.Педагогическая поддержка. Ульяновск, 2001.
44. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплекс диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы / сост. В. И. Екимова, А. Г. Демидова. М.: АРКТИ, 2007.
45.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
46.Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.
47.Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В., - М.: ЧеРо, 2002.
48.Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990 - 289с.
49.Развитие личности ребёнка от 7-11 лет / Научн. ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.
50.Ребенок и современный мир: сб. науч. ст. / отв. ред. Т. А. Соловьева. - Архангельск : Помор. ун-т, 2008.
51.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности. Пер. с нем. Г.И. Лойдиной; Под ред. Т.А. Гудковой
М.: Мир, 1994.
52.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.
53.Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Внутренняя позиция школьника и социальная желательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 56-61.
54.Синягина Н.Ю., Лебедева Л.Д. Психология развития младшего школьника в авторской школе. М., Ульяновск, 1996.
55.Смирнова Е.О., Лагутина А. Е. Осознание детьми своего опыта в детском доме // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 30-37.
56.Толстых Н.Н. Возможность свободы // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 19—28.
57. Филлиповских М.А. Теория формирования самосознания и самооценки. СПб. : Лада, 2007. 218 с.
58.Фонтенел Д. Проблемы переходного возраста. Пер. с англ. О. А. Кутуминой. М.: РОСМЭН, 1998.
59.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
60.Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С 17-31.
61.Шурухт С.М.Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. М.: Речь, 2006.
62.Якиманская М.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе М., Ульяновск, 1996.












Вопрос-ответ:

Какие психологические характеристики имеет внутренняя позиция школьника на рубеже начальной и средней школы?

Внутренняя позиция школьника на рубеже начальной и средней школы характеризуется рядом особенностей. В этот период дети начинают более осознанно и самостоятельно относиться к своей учебной деятельности. Они начинают формировать свою собственную систему ценностей и представлений о себе как обучающемся. Также внутренняя позиция школьника на данном этапе развития может быть связана с появлением внутренней мотивации и стремлением к достижению успеха в учебе.

Какие проблемы могут возникнуть у школьников при переходе из начальной школы в среднюю?

Переход из начальной школы в среднюю не является простым для школьников. Возникают различные проблемы, связанные с адаптацией к новой среде, новыми учебными требованиями и социальными отношениями. Школьники могут столкнуться с повышенной нагрузкой, более сложными заданиями, а также потерей старого социального статуса. Важно помочь им справиться с этими трудностями и поддержать их в процессе приспособления к новой школе.

Какие особенности развития проявляются при переходе из начальной школы в среднюю?

Переход из начальной школы в среднюю сопровождается особыми особенностями развития у школьников. Они начинают активно формировать свою самостоятельность, развивают критическое мышление и умение принимать решения. Также на данном этапе усиливается роль внутренней мотивации, у школьников появляется стремление к саморазвитию и достижению успеха в учебе. Они становятся более ответственными за свою учебную деятельность и формируют свою собственную систему ценностей.

Какие психологические характеристики определяют внутреннюю позицию школьника на рубеже начальной и средней школы?

Внутренняя позиция школьника на рубеже начальной и средней школы определяется рядом психологических характеристик, таких как самооценка, мотивация к учебной деятельности, уровень тревожности, социальная адаптация и уровень саморегуляции.

Какие проблемы возникают у школьников при переходе из начальной в среднюю школу?

При переходе из начальной школы в среднюю школу школьники часто сталкиваются со следующими проблемами: изменение учебной нагрузки, увеличение требований к самостоятельности и организации своего времени, появление новых социальных групп и сложности в установлении связей с новыми одноклассниками.

Какие особенности развития наблюдаются у школьников при переходе из начальной школы в среднюю?

При переходе из начальной школы в среднюю школу можно наблюдать такие особенности развития, как: изменение и становление новых психологических качеств (например, умение организовывать учебный процесс), формирование собственной идентичности, развитие когнитивных функций и мышления школьника.

Какие результаты были получены в ходе эмпирического исследования психологических особенностей внутренней позиции школьников на рубеже начальной и средней школы?

В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты: выявлены особенности самооценки и мотивации учебной деятельности у школьников, определены проблемы социальной адаптации и уровень тревожности, а также выявлены различия в уровне саморегуляции у школьников на рубеже начальной и средней школы.

Какие рекомендации могут быть даны для поддержки школьников на рубеже начальной и средней школы, исходя из результатов исследования?

Исходя из результатов исследования, рекомендации для поддержки школьников на рубеже начальной и средней школы могут быть следующими: создание специальных программ поддержки и адаптации для школьников, развитие навыков саморегуляции и социальной адаптации, осуществление психологической работы по формированию позитивной самооценки и мотивации к учебной деятельности.

Какие особенности можно выделить во внутренней позиции школьника на рубеже начальной и средней школы?

На рубеже начальной и средней школы у школьников формируется новая внутренняя позиция, которая отличается от позиции, характерной для начальной школы. Основные особенности внутренней позиции на данном этапе включают: начало осознания себя в роли школьника, развитие самосознания и формирование представления о своих возможностях и способностях, построение внутренней и внешней мотивации, установление отношений с одноклассниками и учителями и развитие саморегуляции.

В чем заключаются проблемы перехода из начальной школы в среднюю?

Переход из начальной школы в среднюю может сопровождаться рядом проблем для школьников. Это связано с тем, что новая средняя школа представляет новую среду и новые требования, которые могут вызывать у школьников тревогу и страх перед неизвестным. Кроме того, на данном этапе происходит активное развитие самосознания и формирование представления о своих возможностях, что может привести к самооценке и сомнениям в своих способностях. Более сложный учебный материал и больше заданий также могут вызывать стресс и затруднения у школьников.