Психологические особенности внутренней позиции школьника на рубеже начальной и средней школы.
Заказать уникальную дипломную работу- 82 82 страницы
- 62 + 62 источника
- Добавлена 13.12.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА НА РУБЕЖЕ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1.1. Психологические характеристики внутренней позиции школьника
1.2. Проблемы перехода из начальной школы в среднюю
1.3. Особенности развития при переходе из начальной школы в среднюю школу
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА НА РУБЕЖЕ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Анализ и интерпретация результатов.
2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению перехода из начальной школы в среднюю школу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1.Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста. СПб, 2000.
2.Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебное пособие. М., 2000.
3.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения М., 2003.
4.Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
5.Бариляк И.А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях, СПб, 2007.
6.Белобрыкина О.А. Развитие самосознания в детском возрасте: Монография. Новосибирск: НГПУ, 2003. 25с.
7.Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
8.Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под. ред. вступ. ст. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковский. М. : НПО «МОДЭК», 1997.
9.Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.
10.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 2001.
11.Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.
12.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2003.
13.Волков Б.С. Психология подростка. СПб.: ПоР, 2001.
14.Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
15.Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2005.
16.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 5-361.
17.Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: Изд-во МГУ, 1982.
18.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2000.
19. Давлетшина А.А. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников. М., 2003. 272 с.
20.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.
21.Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М., 2003.
22.Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1979. № 1. С. 37-42.
23.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003.
24.Емельянова Е. В.Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб : Речь, 2008.
25.Жданова Л.А., Русова Т.В., Сорокина А.В., Селезнева Е.В. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям. Иваново, 2000. 52 с.
26. Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. СПб. : Изд-во Б-ки Акад. наук, 2002.
27. Интересы и потребности современных детей и подростков. СПб. : КАРО, 2007.
28.Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.: Творческий центр, 1999.
29.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - М.: Изд-во РОУ, 1996.
30.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
31.Ларионова О.А. Система комплексной помощи детям с дезадаптацией //Материалы психолого-педагогической конференции. - Архангельск, 2004. - 466 с.
32.Лебедева Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе. Псков: ПГПИ, 2004. – 136 с.
33.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и исследование / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003.
34. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. : Педагогика, 1983.
35. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М., 1990.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
36.Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. М., 1999.
37. Мельникова Н. В. Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Шадринск : Исеть, 2003.
38. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. –2005. –№3.
39. Мотивация учебной деятельности. Новосибирск : НГПИ, 1983.
40.Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2001. 456 с.
41.Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника»: понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: сборник научных трудов / под ред. И. В.Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. С. 50—61.
42.Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М., 2001.
43.Педагогическая поддержка. Ульяновск, 2001.
44. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплекс диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы / сост. В. И. Екимова, А. Г. Демидова. М.: АРКТИ, 2007.
45.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
46.Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.
47.Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В., - М.: ЧеРо, 2002.
48.Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990 - 289с.
49.Развитие личности ребёнка от 7-11 лет / Научн. ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.
50.Ребенок и современный мир: сб. науч. ст. / отв. ред. Т. А. Соловьева. - Архангельск : Помор. ун-т, 2008.
51.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности. Пер. с нем. Г.И. Лойдиной; Под ред. Т.А. Гудковой
М.: Мир, 1994.
52.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.
53.Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Внутренняя позиция школьника и социальная желательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 56-61.
54.Синягина Н.Ю., Лебедева Л.Д. Психология развития младшего школьника в авторской школе. М., Ульяновск, 1996.
55.Смирнова Е.О., Лагутина А. Е. Осознание детьми своего опыта в детском доме // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 30-37.
56.Толстых Н.Н. Возможность свободы // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 19—28.
57. Филлиповских М.А. Теория формирования самосознания и самооценки. СПб. : Лада, 2007. 218 с.
58.Фонтенел Д. Проблемы переходного возраста. Пер. с англ. О. А. Кутуминой. М.: РОСМЭН, 1998.
59.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
60.Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С 17-31.
61.Шурухт С.М.Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. М.: Речь, 2006.
62.Якиманская М.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе М., Ульяновск, 1996.
Вопрос-ответ:
Какие психологические характеристики имеет внутренняя позиция школьника на рубеже начальной и средней школы?
Внутренняя позиция школьника на рубеже начальной и средней школы характеризуется рядом особенностей. В этот период дети начинают более осознанно и самостоятельно относиться к своей учебной деятельности. Они начинают формировать свою собственную систему ценностей и представлений о себе как обучающемся. Также внутренняя позиция школьника на данном этапе развития может быть связана с появлением внутренней мотивации и стремлением к достижению успеха в учебе.
Какие проблемы могут возникнуть у школьников при переходе из начальной школы в среднюю?
Переход из начальной школы в среднюю не является простым для школьников. Возникают различные проблемы, связанные с адаптацией к новой среде, новыми учебными требованиями и социальными отношениями. Школьники могут столкнуться с повышенной нагрузкой, более сложными заданиями, а также потерей старого социального статуса. Важно помочь им справиться с этими трудностями и поддержать их в процессе приспособления к новой школе.
Какие особенности развития проявляются при переходе из начальной школы в среднюю?
Переход из начальной школы в среднюю сопровождается особыми особенностями развития у школьников. Они начинают активно формировать свою самостоятельность, развивают критическое мышление и умение принимать решения. Также на данном этапе усиливается роль внутренней мотивации, у школьников появляется стремление к саморазвитию и достижению успеха в учебе. Они становятся более ответственными за свою учебную деятельность и формируют свою собственную систему ценностей.
Какие психологические характеристики определяют внутреннюю позицию школьника на рубеже начальной и средней школы?
Внутренняя позиция школьника на рубеже начальной и средней школы определяется рядом психологических характеристик, таких как самооценка, мотивация к учебной деятельности, уровень тревожности, социальная адаптация и уровень саморегуляции.
Какие проблемы возникают у школьников при переходе из начальной в среднюю школу?
При переходе из начальной школы в среднюю школу школьники часто сталкиваются со следующими проблемами: изменение учебной нагрузки, увеличение требований к самостоятельности и организации своего времени, появление новых социальных групп и сложности в установлении связей с новыми одноклассниками.
Какие особенности развития наблюдаются у школьников при переходе из начальной школы в среднюю?
При переходе из начальной школы в среднюю школу можно наблюдать такие особенности развития, как: изменение и становление новых психологических качеств (например, умение организовывать учебный процесс), формирование собственной идентичности, развитие когнитивных функций и мышления школьника.
Какие результаты были получены в ходе эмпирического исследования психологических особенностей внутренней позиции школьников на рубеже начальной и средней школы?
В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты: выявлены особенности самооценки и мотивации учебной деятельности у школьников, определены проблемы социальной адаптации и уровень тревожности, а также выявлены различия в уровне саморегуляции у школьников на рубеже начальной и средней школы.
Какие рекомендации могут быть даны для поддержки школьников на рубеже начальной и средней школы, исходя из результатов исследования?
Исходя из результатов исследования, рекомендации для поддержки школьников на рубеже начальной и средней школы могут быть следующими: создание специальных программ поддержки и адаптации для школьников, развитие навыков саморегуляции и социальной адаптации, осуществление психологической работы по формированию позитивной самооценки и мотивации к учебной деятельности.
Какие особенности можно выделить во внутренней позиции школьника на рубеже начальной и средней школы?
На рубеже начальной и средней школы у школьников формируется новая внутренняя позиция, которая отличается от позиции, характерной для начальной школы. Основные особенности внутренней позиции на данном этапе включают: начало осознания себя в роли школьника, развитие самосознания и формирование представления о своих возможностях и способностях, построение внутренней и внешней мотивации, установление отношений с одноклассниками и учителями и развитие саморегуляции.
В чем заключаются проблемы перехода из начальной школы в среднюю?
Переход из начальной школы в среднюю может сопровождаться рядом проблем для школьников. Это связано с тем, что новая средняя школа представляет новую среду и новые требования, которые могут вызывать у школьников тревогу и страх перед неизвестным. Кроме того, на данном этапе происходит активное развитие самосознания и формирование представления о своих возможностях, что может привести к самооценке и сомнениям в своих способностях. Более сложный учебный материал и больше заданий также могут вызывать стресс и затруднения у школьников.