Специфика профессиональной деятельности библиотекаря высшего образовательного учреждения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология труда
  • 25 25 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 07.12.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика профессиональной деятельности сотрудников вуза 5
1.1. Документы, регламентирующие деятельность сотрудников вуза 5
1.2. Общая характеристика профессиональной деятельности сотрудников библиотеки как структурного подразделения СурГУ 8
Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональной деятельности библиотекаря вуза (на примере СурГУ) 13
2.1. Методическое обоснование экспериментального исследования 13
2.2. Общее и специфическое в деятельности библиотекарей – сотрудников СурГУ 16
Глава 3. Контент анализ должностных инструкций библиотекарей 18
3.1. Таблица с результатами контент анализа 18
3.2. Обсуждение результатов 19
Заключение 21
Список источников 23
Фрагмент для ознакомления

Изучение содержания должностных инструкций библиотекарей вуза позволило сформулировать некоторые выводы, касающиеся характера регулирования профессиональной деятельности и формирования условий для развития профессионализма и повышения качества работы библиотекаря в системе вуза.1. Система должностных инструкций библиотекарей вуза строится на основе нормативно-правовой документации. Прописанные в должностных инструкциях обязанности и права проистекают из требований к профессиональной деятельности библиотекаря вуза, которые содержатся в основной правовой системе государства и внутренней правовой системе учреждения. 2. Общие положения должны раскрывать сущность должностных инструкций библиотекарей и характеризовать эти инструкции как нормативно-правовой акт, которому обязаны следовать сотрудники библиотеки при осуществлении профессиональной деятельности. Также общие положения могут обращать внимание на необходимость неукоснительного соблюдения должностных инструкций всеми без исключения сотрудниками библиотеки. В общие положения следует включить список нормативно-правовых актов, которые регламентируют и регулируют профессиональную деятельность библиотекаря высшего образовательного учреждения.3. Список должностных обязанностей и прав библиотекарей обязательно включает в себя функции, имманентные профессиональной деятельности. Функции предшествуют обязанностям и правам. Вместе с тем характер расположения списков обязанностей и прав не принципиален. Обязательное следование обязанностей и прав за функциями обусловлено тем, что обязанности и права проистекают из последних. Функции – это основные направления процесса осуществления профессиональной деятельности библиотекаря вуза, а эти направления структурируются именно обязанностями и правами. Сотрудник библиотеки может знать свои функции, но не иметь представления о правах и обязанностях; напротив, библиотекарь может знать свои права и обязанности, но испытывать значительные трудности при идентификации функций и полномочий. Поэтому единство функций, обязанностей и прав должно быть обеспечено системой должностных инструкций библиотекарей.4. Ответственность – это такой раздел должностных инструкций библиотекарей, который не должен дублировать списки обязанностей и прав. В данном разделе обязательно упоминаются отдельные нормативно-правовые акты, которым в соответствие приводится обоснование перечисленных в предыдущем разделе обязанностей и прав. ЗаключениеВ данном исследовании была изучена профессиональная деятельность библиотекаря высшего образовательного учреждения. На первом этапе была проанализирована документация, которая регламентирует профессиональную деятельность библиотекаря как работника вуза. Было установлено, что профессиональная деятельность профессиональная деятельность библиотекаря высшего образовательного учреждения регламентируется достаточно емким количеством нормативно-правовых актов (Законами РФ, внутренними уставами учреждения (вуза), общими положениями по организации библиотечного дела внутри учреждения). Однако количество документации, регламентирующих профессиональную деятельность библиотекаря вуза, не является избыточным в виду необходимости выстраивания эффективной работы библиотеки в целом в различных аспектах. Таким образом, профессиональную деятельность библиотекаря вуза является жестко регламентированной и регулируемой деятельностью.На следующем этапе мы проанализировали общую характеристику работников вузовской библиотеки. Было выявлено, что профессиональная деятельность библиотекаря вуза включает в себя систему функциональных обязанностей и особенностей профессиональной культуры. Далее было методически обосновано экспериментальное исследование профессиональной деятельности библиотекаря вуза, которое заключалось в выявлении и оценке отдельных аспектов деятельности. Сопоставив результаты исследования с теми функциями и обязанностями библиотекаря, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами, – мы пришли к выводу о том, что в целом идеальная модель профессиональной деятельности библиотекаря СурГУ соответствует реалиями, служащим средой для осуществления этой деятельности. Библиотекари НБ СурГУ в общем соответствуют должностным требованиям и этико-профессиональным принципам, регулирующим основные функции сотрудников.На основе эмпирического исследования различных аспектов профессиональной деятельности библиотекаря вуза были выявлены как общие, так и специфические черты этой деятельности в условиях высшего профессионального образования. Мы установили тесную взаимосвязь должностных обязанностей, функций и прав библиотекарей вуза с сотрудниками других библиотечных структур. Библиотека вуза, являясь культурно-просветительским и информационным центром образовательного учреждения, осуществляет нормированную деятельность, объединяющую все библиотечные структуры; вместе с тем библиотека вуза является структурным подразделением образовательного учреждения, что выводит ее на качественно иной уровень функционирования. Данный уровень предусматривает появление дополнительных обязанностей и функций в профессиональной деятельности библиотекарей.Также мы провели контент анализ должностных инструкций библиотекарей и выявили основные обязательные компоненты этих инструкций. К обязательным компонентам должностных инструкций библиотекарей высшего образовательного учреждения относятся: общие положения, перечень должностных обязанностей и прав, раздел ответственности. Каждый компонент должностных инструкций библиотекарей содержит в себе условия, требования или предписания, которые напрямую регулируют профессиональную деятельность сотрудника библиотеки. Однако факультативным компонентом должностных инструкций библиотекарей может быть упоминание о требованиях к уровню профессиональной культуры. Список источниковЛитератураГражданский кодекс РФ (в ред. от 23 марта 2017 г.) / Принят 21 октября 1994 г. // № 51-ФЗ, № 14-ФЗ, № 146-ФЗ, № 230-ФЗ. 01.01.2016. Собрание законодательства РФ. Закон «Об образовании в Российской Федерации» / Принят 29.12.2012 г. (в ред. от 03 июля 2016 г.) // № 273-ФЗ. 01.01.2010. Собрание законодательства РФ.Закон о библиотечном деле в РФ / Принят 29.12.1994 г. (в ред. от 08 июня 2015 г.) // № 78-ФЗ. 01.01.2016. Собрание законодательства РФ.Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» / Принят 27 июля 2006 г. (в ред. от 4 июня 2014 г.) // № 149-ФЗ. 01.01.2015. Собрание законодательства РФ. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Принят 22 августа 1996 г. (в ред. от 29 декабря 2012 г.) // № 125-ФЗ. 01.01.2015. Собрание законодательства РФ. Боброва Е. И. Менеджмент качества библиотечного и информационного обслуживания в библиотеках вуза / Е. И. Боброва. – М., 2013. – 96 с.Богданова И. А. Библиотечный коллектив: методологические и методические аспекты исследования: учеб. -методич. пособ. / И. А. Богданова. – М.: Литера, 2011. – 146 с.Бойкова О. Ф., Клюев В. К. Правовая среда библиотеки: учеб.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2011. – 224 с.Бородина С. Д. Профессиональная культура библиотекарей: библиотечный дискурс. Теория и практика реализации: учеб. -метод. Пособие / С. Д. Бородина, Т. И. Ключенко. – М.: Литера, 2013. – 184 с.Ванеев А. Н. Изучение и обобщение опыта библиотечной работы / А. Н. Ванеев – Л.: ГПБ, 1973. – 75 с.Васильченко Н. П. Современное делопроизводство в библиотеке: практическое пособие / Н. П. Васильченко, Н. Н. Васильченко. – М.: Литера, 2013. – 110 с.Зиновьева Н. Б. Библиотека в системе современных научных коммуникаций: научно-практическое пособие / Н. Б. Зиновьева. – М.: Литера, 2015. – 135 с.Коряковцева Н. А. Библиотеки вуза: корпоративный аспект: научно-методическое пособие / Н. А. Коряковцева. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 192с.Опарина О. Д. Социокультурная динамика университетской библиотеки / О. Д. Опарина; [науч. ред. О. Н. Богатырева]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. – 180 с.Пашин А. И. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005.Соколов А. В. Науки об информации и библиотекарь: профессионально-мировоззренческое пособие / А. В. Соколов. – М.: Литера, 2010. – 144 с.Столяров Ю.Н. Библиотекарь: выбор профессии. Мастер-класс проф. Ю.Н. Столярова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 176 с.Столяров Ю. Н. Библиотека – двухконтурная система // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 11. – С. 5-24.Стрелкова-Зыль И. Б. Кадровые ресурсы библиотек: теория и практика управления развитием: научно-практическое пособие / И. Б. Стрелкова-Зыль. – М.: Литера, 2011. – 240 с.Шрайберг Я. Л., Адамьянц А. О. Повышение квалификации библиотечно-информационных работников: современный подход. Учеб. -мет. пособие / Я. Л. Шрайберг, А. О. Адамьянц. – М.: Литера, 2011. – 128 с.Интернет-ресурсыМиссия НБ СурГУ // Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.lib.surgu.ru/index.php?view=s&sid=248. Положение о НБ СурГУ // Нормативно-правовой акт в режиме электронного доступа. – Режим доступа: http://lib.surgu.ru/upload/3333-pol_o_nb.pdf. Правила пользования НБ СурГУ // Нормативно-правовой акт в режиме электронного доступа. – Режим доступа: http://www.lib.surgu.ru/upload/2899-pr_polz.pdf.Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведения) / Одобрено Центральной библиотечно- информационной комиссией Минобразования России, 2000 г. // Нормативно-правовой акт в режиме электронного доступа. – Режим доступа: http://artlib.osu.ru/Docs/mo/pologenie_bibl.pdf.Услуги и сервисы НБ СурГУ // Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.lib.surgu.ru/index.php?view=s&sid=130.

Литература
1. Гражданский кодекс РФ (в ред. от 23 марта 2017 г.) / Принят 21 октября 1994 г. // № 51-ФЗ, № 14-ФЗ, № 146-ФЗ, № 230-ФЗ. 01.01.2016. Собрание законодательства РФ.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» / Принят 29.12.2012 г. (в ред. от 03 июля 2016 г.) // № 273-ФЗ. 01.01.2010. Собрание законодательства РФ.
3. Закон о библиотечном деле в РФ / Принят 29.12.1994 г. (в ред. от 08 июня 2015 г.) // № 78-ФЗ. 01.01.2016. Собрание законодательства РФ.
4. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» / Принят 27 июля 2006 г. (в ред. от 4 июня 2014 г.) // № 149-ФЗ. 01.01.2015. Собрание законодательства РФ.
5. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Принят 22 августа 1996 г. (в ред. от 29 декабря 2012 г.) // № 125-ФЗ. 01.01.2015. Собрание законодательства РФ.
6. Боброва Е. И. Менеджмент качества библиотечного и информационного обслуживания в библиотеках вуза / Е. И. Боброва. – М., 2013. – 96 с.
7. Богданова И. А. Библиотечный коллектив: методологические и методические аспекты исследования: учеб. -методич. пособ. / И. А. Богданова. – М.: Литера, 2011. – 146 с.
8. Бойкова О. Ф., Клюев В. К. Правовая среда библиотеки: учеб.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2011. – 224 с.
9. Бородина С. Д. Профессиональная культура библиотекарей: библиотечный дискурс. Теория и практика реализации: учеб. -метод. Пособие / С. Д. Бородина, Т. И. Ключенко. – М.: Литера, 2013. – 184 с.
10. Ванеев А. Н. Изучение и обобщение опыта библиотечной работы / А. Н. Ванеев – Л.: ГПБ, 1973. – 75 с.
11. Васильченко Н. П. Современное делопроизводство в библиотеке: практическое пособие / Н. П. Васильченко, Н. Н. Васильченко. – М.: Литера, 2013. – 110 с.
12. Зиновьева Н. Б. Библиотека в системе современных научных коммуникаций: научно-практическое пособие / Н. Б. Зиновьева. – М.: Литера, 2015. – 135 с.
13. Коряковцева Н. А. Библиотеки вуза: корпоративный аспект: научно-методическое пособие / Н. А. Коряковцева. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 192 с.
14. Опарина О. Д. Социокультурная динамика университетской библиотеки / О. Д. Опарина; [науч. ред. О. Н. Богатырева]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. – 180 с.
15. Пашин А. И. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005.
16. Соколов А. В. Науки об информации и библиотекарь: профессионально-мировоззренческое пособие / А. В. Соколов. – М.: Литера, 2010. – 144 с.
17. Столяров Ю.Н. Библиотекарь: выбор профессии. Мастер-класс проф. Ю.Н. Столярова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 176 с.
18. Столяров Ю. Н. Библиотека – двухконтурная система // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 11. – С. 5-24.
19. Стрелкова-Зыль И. Б. Кадровые ресурсы библиотек: теория и практика управления развитием: научно-практическое пособие / И. Б. Стрелкова-Зыль. – М.: Литера, 2011. – 240 с.
20. Шрайберг Я. Л., Адамьянц А. О. Повышение квалификации библиотечно-информационных работников: современный подход. Учеб. -мет. пособие / Я. Л. Шрайберг, А. О. Адамьянц. – М.: Литера, 2011. – 128 с.
Интернет-ресурсы
21. Миссия НБ СурГУ // Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.lib.surgu.ru/index.php?view=s&sid=248.
22. Положение о НБ СурГУ // Нормативно-правовой акт в режиме электронного доступа. – Режим доступа: http://lib.surgu.ru/upload/3333-pol_o_nb.pdf.
23. Правила пользования НБ СурГУ // Нормативно-правовой акт в режиме электронного доступа. – Режим доступа: http://www.lib.surgu.ru/upload/2899-pr_polz.pdf.
24. Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведения) / Одобрено Центральной библиотечно- информационной комиссией Минобразования России, 2000 г. // Нормативно-правовой акт в режиме электронного доступа. – Режим доступа: http://artlib.osu.ru/Docs/mo/pologenie_bibl.pdf.
25. Услуги и сервисы НБ СурГУ // Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.lib.surgu.ru/index.php?view=s&sid=130.

Вопрос-ответ:

Какие документы регламентируют деятельность сотрудников вуза?

Деятельность сотрудников вуза регламентируется рядом документов, среди которых основополагающими являются законы и нормативные акты, такие как Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Устав вуза, положения о подразделениях вуза и должностные инструкции сотрудников.

Как можно описать профессиональную деятельность сотрудников библиотеки вуза?

Профессиональная деятельность сотрудников библиотеки вуза включает в себя такие задачи и функции, как обеспечение доступа к информационным ресурсам, проведение библиотечно-информационной работы с пользователями, создание и поддержка библиотечных коллекций, организация книжных выставок и мероприятий, а также обучение пользователям навыкам работы с информацией.

Какие особенности специфики профессиональной деятельности библиотекаря вуза?

Специфика профессиональной деятельности библиотекаря вуза включает в себя не только обслуживание пользователей и управление библиотечными ресурсами, но и активное взаимодействие с преподавателями, студентами и другими сотрудниками вуза, а также участие в научно-исследовательской деятельности и поддержка актуальности информационных ресурсов.

Какие структурные подразделения вуза связаны с библиотекой?

Библиотека вуза является структурным подразделением и имеет связи с такими подразделениями, как учебные отделы, научные исследовательские лаборатории, кафедры, деканаты и другие, с которыми ведется взаимодействие в рамках оказания информационной поддержки и проведения образовательного процесса.

Какие функции выполняет библиотекарь вуза в рамках профессиональной деятельности?

Библиотекарь вуза выполняет множество функций, включающих в себя организацию работы библиотеки, каталогизацию и систематизацию информационных ресурсов, обслуживание пользователей, поддержку актуальности информационного содержания, проведение информационно-библиографической работы, разработку и внедрение информационных технологий, участие в обучении и консультировании пользователей.

Какие документы регламентируют деятельность библиотекаря вуза?

Документы, регламентирующие деятельность библиотекаря вуза, включают законы и нормативные акты, которые определяют полномочия, требования и правила работы библиотекаря в высшем образовательном учреждении.

Как можно охарактеризовать профессиональную деятельность библиотекаря вуза?

Профессиональная деятельность библиотекаря вуза обладает своей спецификой, включающей организацию и предоставление информационно-библиографических услуг студентам, преподавателям и другим сотрудникам университета, а также работу с библиотечными фондами, поддержку электронных ресурсов и участие в научных исследованиях.

Как можно охарактеризовать профессиональную деятельность сотрудников библиотеки вуза?

Профессиональная деятельность сотрудников библиотеки вуза включает разнообразные задачи и обязанности, такие как обслуживание пользователей, формирование и обновление книжных фондов, проведение библиотечных мероприятий, работа с электронными ресурсами и др. Они также занимаются поиском, анализом и организацией информации, а также помогают студентам и преподавателям в поиске необходимой литературы для учебы и научных исследований.

Какие особенности профессиональной деятельности библиотекаря вуза были выявлены в исследовании на примере СурГУ?

В исследовании на примере СурГУ были выявлены следующие особенности профессиональной деятельности библиотекаря вуза: высокая нагрузка на специалиста, необходимость постоянного обучения и повышения квалификации, широкий спектр обязанностей, включающий физическую работу с книгами, организацию работы с электронными ресурсами и информационной базой, а также обслуживание пользователей.