Особенности социально бытовых умений и навыковобучающихся начальной школы 1-4 классы, с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих и слепых)
Заказать уникальную дипломную работу- 79 79 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 17.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические предпосылки развития социально бытовых умений и навыков обучающихся начальной школы 1-4 классов, с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих и слепых) 4
1.1. Особенности обучения детей с нарушениями зрения в условиях начальной школы 4
1.2. Понятие социально-бытовой ориентации в современной педагогике и психологии 12
1.3. Особенности формирования социально-бытовых умений и навыков на уроках социально-бытовой ориентации у детей с нарушением зрения 24
Глава 2. Методические особенности диагностики и формирования социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения 41
2.1. Констатирующий этап диагностики сформированности социально- бытовых навыков у детей с нарушением зрения 41
2.2. Система работы по формированию социально-бытовых навыков и умений у детей с нарушением зрения 54
2.3. Оценка эффективности работы по формированию социально-бытовых навыков и умений у детей с нарушением зрения 73
Заключение 73
Список использованной литературы 74
п.), накопление соответствующего опыта; эмоционально положительного отношения к окружающим.Эти задачи позволяют определить основные разделы программы социально-бытовой подготовки учащихся:1. Помещение, школа, дом.2. Основы общей гигиены.3. Одежда и обувь.4. Гигиена питания.5.Социальна ориентация.Мы считаем, что для детей с нарушением зрения, поступающих в начальную школу целесообразно проводить подготовительный курс, образовательная линия которого будет продолжена в 1-м классе.8. Для оценки эффективности разработанной программы нами был проведен контрольный этап исследования.В отношении навыков приема пищи наибольший прогресс достигнут в оперировании столовыми приборами, в частности ложкой, в умении обеспечить себя питьем. Дети теперь в состоянии самостоятельно накрывать на стол (не было выявлено детей, которые не справились с заданием, хотя на констатирующем этапе это имело место быть). Также, дети стали более умелыми в навыках обращения с ножом (в резке, чистке овощей и намазке бутербродов). Если изначально около 70% детей не могли полноценно оперировать ножом в разнообразных жизненных ситуациях, то теперь 33-42% имеют сформированный навык обращения с ножом в описанных ситуациях.Согласно результатам исследования навыков личной гигиены, мы выявили, что дети гораздо лучше знают части тела, они, по общему впечатлению, стали более аккуратными и опрятными, научились полноценно обращаться с полотенцем. Наибольший прогресс был достигнут в подготовке различных предметов для банных процедур для приема душа, а также способности принимать душ самостоятельно (если изначально лишь около 36% смогли полноценно справиться с данным заданием, то после проведения формирующего этапа с реализацией программы уже 58% достигли высокого уровня сформированности данного навыка).9. Оценивая динамику в навыках одевания, мы выявили, что у детей улучшилась мелкая моторика (и, соответственно положительный прирост был отмечен в основных умениях, связанных с выполнением несложных мануальных действий). Примечательным стало то, что в некоторых показателях был отмечен некий регресс, что может быть объяснено ситуативностью и его не следует рассматривать как отрицательный результат.Если говорить о прогрессе, достигнутом в бытовых навыках, то мы видим, что дети стали более активно реагировать на просьбы о помощи, с успехом застилает кровать. Они стали меньше бояться брать на себя некоторые обязанности, а также могут выполнять несложную работу без надзора. При этом, с сожалением следует констатировать, что даже на контрольном этапе прогресса в бытовых умениях, связанных с контактами с внешним миром (телефонная коммуникация, обращение с деньгами, покупка товаров в магазине, переход через дорогу) выявлено не было. Мы связываем это с тем, что запланированное количество практических занятий недостаточно для формирования указанных умений, что указывает на необходимость продолжения работы в данном направлении.Тем не менее, рассмотрение общей картины позволяет нам сказать, что прогресс в формировании социально-бытовых навыков был достигнут, однако необходима дальнейшая целенаправленная работа в данном направлении.10. Выводы приведены на слайде11. Благодарю за внимание
2. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей: Сб. науч. тр. /Под ред. М.И. Земцовой. - М., 1980. - 109 с.
3. Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001.-256 с.
4. Базарный В.Ф. Развивающие здоровые принципы конструирования учебно- познавательной деятельности в детских садах и школах. – Красноярск, 1989.
5. Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы / И. М. Бгажнокова. М.: ВЛАДОС, 2007. -181 с.
6. Бронников, В. А. Обучение социально-бытовым навыкам детей с тяжелыми психоневрологическими заболеваниями : метод, указания / В. А. Бронников, А. А. Наумов. Березники: Сфера, 2002. - 48 с.
7. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих (Псих, и метод, аспекты реабилитации): Сб. науч. тр. - JL: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1982. - 111 с.
8. Вопросы обучения и развития детей с нарушениями зрения: Сб. науч. тр. /Под ред. М.И. Земцовой и Л.И. Солнцевой. - М.: Просвещение, 1974.- 174 с.
9. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / науч. ред. В. А. Феоктистова. -М.: Логос, 1993. 78 с.
10. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-пресс, 1993. - 224 с.
11. Гайдукевич, С. Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения : учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.] ; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. – Минск : БГПУ, 2006. – 98 с.
12. Гайлене И.П. Особенности выделения признаков воспринимаемых предметов детьми с нарушениями зрения //Дефектология. - 1990.- №2,- С. 13-17.
13. Гаманович В.Э. // Повышение квалификации и переподготовка: проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 12 нояб. 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: И.В. Шеститко [и др.]. – Минск : БГПУ, 2016. – С. 33–38.
14. ГригорьеваЛ.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения // Психологический журнал. - 1988. - Т. 9. - № 2. - С. 97-107.
15. Денискина, В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушениями зрения / В. З. Денискина. – Уфа : Изд-во Филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова в г. Уфе, 2004. – 62 с.
16. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В.З. Денискина // Дефектология. – 2012. – № 5. – С. 3-12. • Денискина, В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 6. – С. 17-24. • Любимов А.А., Любимова М.П., Обучение предметно-практическим действиям детей с глубоким нарушением зрения / А.А. Любимов, М.П. Любимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 36-44.
17. Завражин С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / С.А. Завражин, Л.К. Фортова. М.: Академический проект: Трикста, 2005.
18. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.
19. КатаеваA.A., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Владос, 1998.-208 с.
20. Мёдова, Н.А. Обучение и развитие детей со сложными комплексными нарушениями: метод. рекомендации / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Отд. орг. обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской профилактики”; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2013. – 44 с.
21. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. – М.: Перспектива, 2011. – 139 с.
22. Нурлыгаянов И.Н. Содержание и особенности представлений дефектологов о лицах с нарушениями в развитии // Дефектология. 2017. № 2. С. 50-56.
23. Овладение инвалидами по зрению умениями и навыками самообслуживания и ведения хозяйства / Под ред. Э.М. Стерниной, В.А. Феоктистовой. — Воронеж, 1992.
24. Плаксина Л.И. Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. – М., 1998.
25. Плаксина Л.И. Социально-бытовая ориентировка. // В кн.: Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей. – М.,1988.
26. Плаксина Л.И. Специфика психоэмоционального напряжения у детей с косоглазием и амблиопией. Гл. в книге; «Теоретические основы кор¬рекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения» - М.: ГороД, 1998.-С.72-80.
27. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1990.
28. Плаксина Л.И. Теоретические основы тифлопсихологии. М., 1998г., 164с.
29. Подколзина Е.Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) - М.: Город Детства, 2004
30. Психология для малышей. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
31. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
32. Рогожина Е.А., Иванова В.А. Методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков умственно отсталых детей // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 12-2. С. 183-185.
33. Руцкая Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учеб. пособие. — М.: ВОС, 1987.
34. Руцкая Е.Н., Капрона А.С. Ведение домашнего хозяйства инвалидами по зрению. — М.: ВОС, 1988.
35. Соболева А.В. Особенности работы логопеда в детском саду с глазной патологией (косоглазием и амблиопией) // Актуальные проблемы изучения и обучения детей и подростков с нарушениями развития : материалы межрегион. науч.-практ. конф. - М.; Новокузнецк, 2003. - C. 99-103.
36. Содержание и методы коррекционных занятий по социальнобытовой ориентировке (Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции) Под науч. ред. док. психол. наук, проф. Л.И.Солнцевой. — М.: ВОС, 1990.
37. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.
38. Солнцева Л.И, Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.- М.; Полиграф - Сервис, 1997.
39. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. – М., 1997 29.Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М., 2000
40. Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения. Журнал «Дефектология», №2, 1997г.
41. Солнцева Л.И. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушением зрения разных возрастных групп //В кн. «Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении», - М.: ИПТК «ЛОГОС ВОС», 2001. - С. 67-90.
42. Солнцева Л.И. Тифлопсихология. М., Просвещение, 1997г.
43. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Стребелевой Е.А., - М., 2001.
44. Специальная педагогика / Под ред Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2000
45. Специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии. - Альманах Института коррекционной педагогики. Вып. 5. - М., 2001.
46. Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников. – Л., 1980
47. Стребелева Е.А. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей /Проблемы младенчества:нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. – М.,1999.
48. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. – М., 2001
49. Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. – Л., 1973
50. Чулков В.Н. Социально-бытовая ориентация как специальный принцип обучения слепоглухих детей // Дефектология, 1996
Вопрос-ответ:
Какие особенности у социально бытовых умений и навыков обучающихся со слабым зрением?
У обучающихся со слабым зрением, особенности социально-бытовых умений и навыков связаны с их возможностями использовать органы зрения в повседневной жизни. Они могут испытывать трудности в ориентации в пространстве, чтении информации в окружающей среде, взаимодействии с окружающими людьми. Поэтому для развития социально-бытовых умений и навыков таких обучающихся требуется особый подход, адаптированный к их потребностям и возможностям.
Как организовать обучение социально бытовым умениям и навыкам обучающихся со слабым зрением?
Обучение социально-бытовым умениям и навыкам обучающихся со слабым зрением требует индивидуального подхода и использования специальных образовательных методик и технологий. Важно создать комфортные условия для обучающихся, обеспечить доступность информации и материалов, использовать разнообразные образовательные средства, которые помогут им ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с окружающими людьми, развивать навыки самообслуживания.
Какие навыки самообслуживания важны для обучающихся со слабым зрением?
Для обучающихся со слабым зрением важно развивать такие навыки самообслуживания, как самостоятельное ориентирование в пространстве, использование специальных устройств для чтения и письма, обучение навыкам гигиены и ухода за собой, умение взаимодействовать со службами и учреждениями, развитие коммуникативных умений. Эти навыки позволят им быть более самостоятельными и успешными в повседневной жизни.
Почему важно развивать социально-бытовые умения и навыки у обучающихся со слабым зрением?
Развитие социально-бытовых умений и навыков у обучающихся со слабым зрением имеет важное значение для их успешной адаптации в обществе и повседневной жизни. Эти умения позволяют им ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с окружающими людьми, самостоятельно выполнять различные задачи и задерживаться в активной жизни. Кроме того, развитие социально-бытовых умений способствует развитию их личности и самооценки.
Какие особенности социально бытовых умений и навыков обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья слабовидящих и слепых?
У детей с ограниченными возможностями зрения, особенно у слабовидящих и слепых, есть ряд особенностей в развитии социально бытовых умений и навыков. Они могут испытывать затруднения в обучении самообслуживанию, ориентировке в пространстве, взаимодействии с окружающими людьми и использовании предметов и инструментов. В связи с этим, для таких детей важно создавать специальные условия и использовать адаптивные технологии, которые помогут им освоить необходимые умения и навыки для полноценного участия в жизни общества.
Какие особенности обучения детей с нарушениями зрения в условиях начальной школы?
Обучение детей с нарушениями зрения в начальной школе требует определенных особенностей. Важно использовать тактильные и аудиовизуальные материалы, которые позволят детям получить информацию и учиться наравне с другими учениками. Также необходимо создавать специальные условия для ориентации и передвижения слабовидящих и слепых детей в школьном пространстве. Кроме того, важно развивать у детей навыки самостоятельности и социальной адаптации, чтобы они могли успешно интегрироваться в общество и общаться с окружающими.
Что такое социально бытовая ориентация и как она применяется в педагогике и психологии?
Социально бытовая ориентация - это направление в педагогике и психологии, которое занимается развитием у детей умений и навыков, необходимых для успешной адаптации и функционирования в социальной среде. Она включает в себя различные аспекты, такие как обучение самообслуживанию, развитие коммуникативных навыков, ориентация в пространстве и т.д. В педагогике и психологии используются различные методы и технологии, которые помогают развить у детей социально бытовые умения и навыки, адаптировать их к общественным условиям и повысить их самостоятельность.
Какие особенности социально бытовых умений и навыков у детей начальной школы с ограниченными возможностями зрения?
У детей с ограниченными возможностями зрения наблюдаются особенности в развитии социально бытовых умений и навыков.Они часто испытывают затруднения в установлении контакта с окружающими, ориентации в пространстве, выполнении повседневных домашних заданий и др.
Какие теоретические предпосылки подпадают под развитие социально бытовых умений и навыков у детей начальной школы с ограниченными возможностями зрения?
Основные теоретические предпосылки, лежащие в основе развития социально бытовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями зрения, связаны с индивидуальным подходом к каждому ребенку, использованием специальных методов и приемов обучения, адаптацией обучения к особенностям зрительного восприятия и прочим физическим возможностям ребенка.
Какие особенности обучения детей с нарушениями зрения в условиях начальной школы?
Обучение детей с нарушениями зрения в начальной школе требует особого подхода и использования специальных методов обучения. Кроме того, необходимо создавать условия для компенсации отсутствия зрения (использование тактильных и звуковых материалов, технических средств обучения), а также обеспечивать поддержку со стороны педагогов и родителей.
Что такое социально бытовая ориентация и как она применяется в обучении детей начальной школы с ограниченными возможностями зрения?
Социально бытовая ориентация включает в себя набор знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации в социальной среде и в повседневной жизни. В обучении детей начальной школы с ограниченными возможностями зрения социально бытовая ориентация применяется для развития самообслуживания, ориентации в пространстве, коммуникации, выполнения домашних заданий и других социально значимых навыков.