новые тоталитарные секты и студенческая молодежь
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 08.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Явление сектантства. Взаимоотношения секты и молодёжи 5
1.1. Феномен явления сектантства, классификация сект 5
1.2. Методы вербовки в секты 9
1.3. Причины ухода в секты молодых людей 14
Глава 2. Тоталитарные секты России. Возможные пути защиты молодёжи от влияния тоталитарного сектантства 19
2.1. Столичные и региональные тоталитарные секты: особенности, истоки, система деятельности 19
2.2. Вербовка студенческой молодёжи как одно из направлений деятельности современного тоталитарного сектантства в России. Методы защиты молодёжи от воздействия тоталитарных сект 23
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Молодой человек может только посмеяться над попутчиком, заводящим разговоры на религиозную тему, спрятать подальше пропагандистскую брошюрку, забыть о случайном визите на семинар. Однако подсознание продолжает работу. И при некотором стечении обстоятельств человек может вернуться к этим мыслям, поверить сектантам и попасть под их полное влияние. Вместе с тем, вопросы по вербовке тоталитарных сект до сих пор ещё мало разработаны. Ещё 30 лет назад Россия, в сущности, не сталкивалась со столь масштабными проявлениями тоталитарного сектантства. Только в 1993 г. был впервые создан Московский Комитет по спасению молодёжи от псевдорелигий и тоталитарных сект. Данная общественная организация была основана по инициативе родителей и родственников тех, кто попал в тоталитарные секты. По словам С. Романюка, «это была доселе незнакомая проблема для нашего общества. Нравственные устои общества надломились, рухнули прежние догмы и образовался духовный вакуум, человек почувствовал себя одиноким и потерянным».Чуть ранее – в 1991 г. был принят Закон «О свободе совести и вероисповедания». Помимо положительных сторон, у данного закона оказались и негативные последствия. Данный закон фактически снимал прежние ограничения в области религии. Общество на тот момент, в большинстве своём имело атеистические воззрения и имела смутные представления о религии. Именно в этой создавшейся вдруг свободе, с одной стороны, и ценностным вакуумом – с другой, стало возможно внедрение тоталитарных сект. «Н территорию России и бывшего Союза хлынули зарубежные «учителя», «гуру», проповедники-миссионеры со всего мира, а также появились свои, доморощенные. Многие из приезжих имели «подмоченную» репутацию, а иные и просто были запрещены за рубежом».Тоталитарные секты заинтересованы в вербовке энергичных и талантливых молодых людей, которые имеют свои амбиции, способны развивать новые идеи и заражать своим энтузиазмом окружающих. Как верно подметил член Московского Комитета по спасению молодёжи от псевдорелигий и тоталитарных сект, когда говорят о проблеме «утечки мозгов», как правило, имеют ввиду тенденцию, когда студенты и выпускники вузов уезжают для продолжения учёбы и профессиональной деятельности в другие страны. Однако подобная «утечка мозгов» происходит и в связи с вербовкой молодых людей – как правило, студентов, которые успешно обучаются по различным специальностям, в тоталитарные секты. «Вербовщики идут в вузы, студенческие общежития — их интересует творческая интеллигенция. Сколько юношей и девушек уже навсегда покинули науку, искусство, производство, семью, сферу нормальных человеческих отношений, чтобы отдать себя тому или иному «гуру» или «мессии»».Вербовщики идут в школы, техникумы, они предлагают руководству сделать бесплатный ремонт, оборудовать компьютерный класс, ввести бесплатный курс изучения Библии или иностранного языка. Они получают свободный доступ к детям. Нередко им удается обработать руководство и ряд педагогов школы, и те уже сами начинают вовлекать учеников в секту.Примером может служить мунистское движение, которое успешно внедрилась в систему российского образования. В 1991 г. в 120 тыс. школ велось преподавание по Мунискому учебнику «Мой мир и я», что является нарушением Закона «Об Образовании».Тысячи российских преподавателей высшей и средней школы прошли бесплатную подготовку в центрах Муна за рубежом. Для привлечения студентов им также обещались бесплатные поездки за рубеж, где они также проходили обработку сознания в центрах Муна.Таким образом, мощным методом влияния на сознания молодых людей – студентов и школьников – стало взаимодействие с системой Образования. И действительно, именно в процессе обучения и получения профессии во многом формируется личность молодого человека. Если же образовательная система будет «отравлена» сектантскими идеями, то они, в той или иной мере проникнут в сознания молодых людей и подростков.Среди направлений дальнейшей защиты от влияния тоталитарных сект в ряде социологических, политических и психологических исследований выделяют следующие.Во-первых, необходимо принять Закон о психонасилии «или психологической безопасности личности, который бы запрещал деятельность организаций, представляющих риск для жизни,психического и физического здоровья граждан, семьи и общества».Во-вторых, необходимо создать информационные Центры, в которых бы была сосредоточена информация обо всех деструктивных культах. Также возможно периодически выпускать аналитические сборники и справочники о деятельности этих организаций.В-третьих, «организовать «Службу оказания помощи пострадавшим от деструктивных культов». Эта служба должна включать в себя Центр по оказанию медикопсихологической и социальной помощи с последующей реабилитацией и адаптацией в социальную среду. Человеку необходимо восстановить профессиональные навыки, которые, как правило, бывают утрачены, или обучить новой профессии и помочь трудоустроиться».Таким образом, не имеет сомнений тот факт, что тоталитарные секты заинтересованы в вербовке именно молодых людей, которые отличаются энергичностью, энтузиазмом, интеллектуальным потенциалом и пр. Вместе с этим, восприимчивость молодых людей делает их в большей степени подверженными влиянию тоталитарных сект. В связи с этим, происходит «утечка мозгов», когда молодые и талантливые люди оказываются под контролем тоталитарных сект. Среди направлений дальнейшей защиты от влияния тоталитарных сект в ряде социологических, политических и психологических исследований можно выделить следующие: принятие закона о психонасилии и психологической безопасности; создание информационных Центров, в которых бы была сосредоточена информация обо всех деструктивных культах; организации «Службы оказания помощи пострадавшим от деструктивных культов».ЗаключениеПонятие сектантство само по себе представляет собой нейтральное понятие и не всегда подразумевает какое-либо негативное воздействие на человека. В целом, сектантство может представлять какую-либо мировую религию, но с небольшими отклонениями, которая позже развивается в одно из религиозных направлений. Примером может служить протестантство и её многочисленные формы. Вместе с тем, понятие «тоталитарные секты» - однозначно имеет негативное отношение к социуму. Создатели таких сект преследуют личные интересы, связанные с материальным обогащением, и воздействуют на своих адептов с помощью различных психологических приёмов. Естественно, что попав в такую секту, человек не обретает обещанного ему счастья, а напротив – теряет своё имущество, часто – связь с родными и близкими. С каждым годом появляются всё новые и новые формы вербовки в тоталитарные секты, практикуются методы, связанные с гипнозом, поэтому даже психологически устойчивые, на первый взгляд, люди могут подпасть под влияние подобных сект. В связи с этим, актуальным вопросом является детальное изучение методов вербовки в секты, а также возможности нахождения таких сект и определения способов защиты от влияния тоталитарного сектантства различных слоёв общества.В основе тактики вовлечения в тоталитарные секты новых людей лежит обман. В связи с этим, эффективнейшим средством борьбы с подобными сектами является критический подход к ситуации и предоставляемой ситуации. Вместе с тем, методы вербовки и отбора жертв строятся на принципах, которые бы исключали или сводили к минимуму возможность человека объективно оценивать ситуацию. Так, часто привлекаются те люди, которые на данный момент нуждаются в психологической и эмоциональной поддержке. Среди распространённых методов вербовки: обеспечение незнакомой для жертвы обстановки; так называемая «бомбардировка любовью». Относительно студенческой молодёжи выделяют следующие методы вербовки: активное подкрепление; использование универсальных и обтекаемых формулировок; психологическое давление; фокусы.При исследовании влияния тоталитарных сект и процесса вербовки необходимо одновременно учитывать оба фактора: методы вербовки, используемые сектами; особенные характеристики тех молодых людей, которые уходят в секты. Именно при совпадении метода и психолого-социальных особенностей происходит успешное вербование молодёжи в различные тоталитарные секты.Среди молодых людей, уходящих в секты, учёные выделяют следующие типы: те, кто имеет определённые проблемы социального характера; те, кто имеет положительный социальный статус и при этом стремится найти какие-либо развлечения; спокойные и замкнутые люди, нуждающиеся в доверительном общении; самоуверенные личности, которые стремятся к познанию чего–то загадочного, мистического и нового; люди, стремящиеся принять «элитарные» и эксклюзивные вероучения и системы мировоззрения.Среди крупных «импортированных» сект России выделяют: Церковь саентологии; Церковь Объединения (мунистское движение); Международное Общество Сознания Кришны; «Свидетели Иеговы». Среди «отечественных» сект наиболее крупными и влиятельными являются: «Богородичный центр»; «Ашрам Шамбалы»; Церковь Последнего Завета – последователи Виссариаона; «Радастея»; секта Григория Грабового; «Белое братство». Помимо наиболее крупных тоталитарных сект России, существуют и менее известные. Однако это не исключает их агрессивного влияния на общество страны и на отдельных людей.Не имеет сомнений тот факт, что тоталитарные секты заинтересованы в вербовке именно молодых людей, которые отличаются энергичностью, энтузиазмом, интеллектуальным потенциалом и пр. Вместе с этим, восприимчивость молодых людей делает их в большей степени подверженными влиянию тоталитарных сект. В связи с этим, происходит «утечка мозгов», когда молодые и талантливые люди оказываются под контролем тоталитарных сект. Среди направлений дальнейшей защиты от влияния тоталитарных сект в ряде социологических, политических и психологических исследований можно выделить следующие: принятие закона о психонасилии и психологической безопасности; создание информационных Центров, в которых бы была сосредоточена информация обо всех деструктивных культах; организации «Службы оказания помощи пострадавшим от деструктивных культов».Список использованной литературыВайкин А.А. Тоталитарные секты в США. // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. - №5. – С. 242-246.Воат А.А. Вербовка в деструктивные террористические культы. // IV Михайло-Арханельские чтения Ейской епархии. – 2016. – С. 78-79.Волков Е.Н.. Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / Под науч.ред. Е.Н. Волкова. – СПб.: Речь, 2008. – 392 с.Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах//Журнал практического психолога. — М.: Фолиум.1996. — №3.Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. — М.: Фолиум. 1996. — №2.Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. – Нижний Новгород: Изд-во братства во имя св. князя Ал. Невского, 2002. – 552 с.Диривянкина О. В., Смирнова А. С., Кладова Я. Г. Влияние деятельности сект на личность человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 62–66.Добрускин М. Е. О социальных функциях церкви. 2004.Егоров И. Что в секретных папках: Верховный суд РФ признал законным решение Мосгорсуда о ликвидации "Саентологической церкви Москвы". // Российская газета. – 2016. - №7009 (141). – С. 8-9.Елишев С. Молодёжная политика религиозных сект и новообразований в Российской Федерации. // Русская народная линия: информационно-аналитическая служба. [Электронный ресурс] URL: http://ruskline.ru/analitika/2014/01/27/molodyozhnaya_politika_religioznyh_sekt_i_novoobrazovanij_v_rossijskoj_federacii/ (дата обращения: 8.12.2017).Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия. /Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Пер. с англ. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. – 373 с.Конь Р.М. Введение в сектоведение. - Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария. 2008. – 120 с.Лири Т., Стюарт М. и др. Технология изменения сознания в деструктивных культах. – СПб.: Экслибрис, 2002. – 224 с.Лифтон Р. Технология «промывки мозгов». Психология тотализма. - М., 2005. – 280 с.Мартинович В. А. Портрет потенциального адепта секты / В. А. Мартинович [Электронный ресурс].URL:http://sobor.by/center.php/center.php?n=potencial/ (дата обращения: 8.12.2012).Международное Общество Сознания Кришны. // Сектовед. [Электронный ресурс].URL:http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=41(дата обращения: 8.12.2012).Мерзлов Ю.А. Социальная опасность тоталитарных сект. Противодействие этническому и религиозному экстремизму. - Омск: Омский государственный университет, 2007. - С.50-55.Петрина М. Г. Психологические причины вовлечения молодых людей в деструктивные неокульты («секты») // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 360-363. Преступная и деструктивная деятельность тоталитарных сект в следственной и судебной практике. // Международные Рождественские чтения, г. Москва. – 2010. – С. 76-79.Религия в современном массовом сознании. Воронцова Л. М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е., 2002.Романюк С. Тоталитарные секты в России. [Электронный ресурс] URL: http://scorcher.ru/mist/sects/2.php (дата обращения: 7.12.2017).Список сект в России. // НЛО Мир. [Электронный ресурс] URL: http://nlo-mir.ru/religia/43178-spisok-sekt-v-rossii.html (дата обращения: 8.12.2017).Тоталитарные секты в России. // Вести.ru. [Электронный ресурс] URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=117645 (дата обращения: 8.12.2017).Хассэн С. Борьба с культовым контролем сознания. / Пер. на рус. Е.Н. Волкова, под ред. Е.Н. Волкова. [Электронный ресурс] URL:http://ayur-veda.guru/wp-content/uploads/2017/01/Hassen-S.-Borba-s-kultovym-kontrolem-soznaniya.pdf(дата обращения: 8.12.2017).Церковь Объединения (движение Муна). // Сектовед. [Электронный ресурс] URL: http://sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=39(дата обращения: 8.12.2017).
1. Вайкин А.А. Тоталитарные секты в США. // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. - №5. – С. 242-246.
2. Воат А.А. Вербовка в деструктивные террористические культы. // IV Михайло-Арханельские чтения Ейской епархии. – 2016. – С. 78-79.
3. Волков Е.Н.. Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / Под науч.ред. Е.Н. Волкова. – СПб.: Речь, 2008. – 392 с.
4. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. — М.: Фолиум.1996. — №3.
5. Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. — М.: Фолиум. 1996. — №2.
6. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. – Нижний Новгород: Изд-во братства во имя св. князя Ал. Невского, 2002. – 552 с.
7. Диривянкина О. В., Смирнова А. С., Кладова Я. Г. Влияние деятельности сект на личность человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 62–66.
8. Добрускин М. Е. О социальных функциях церкви. 2004.
9. Егоров И. Что в секретных папках: Верховный суд РФ признал законным решение Мосгорсуда о ликвидации "Саентологической церкви Москвы". // Российская газета. – 2016. - №7009 (141). – С. 8-9.
10. Елишев С. Молодёжная политика религиозных сект и новообразований в Российской Федерации. // Русская народная линия: информационно-аналитическая служба. [Электронный ресурс] URL: http://ruskline.ru/analitika/2014/01/27/molodyozhnaya_politika_religioznyh_sekt_i_novoobrazovanij_v_rossijskoj_federacii/ (дата обращения: 8.12.2017).
11. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия. / Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Пер. с англ. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. – 373 с.
12. Конь Р.М. Введение в сектоведение. - Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария. 2008. – 120 с.
13. Лири Т., Стюарт М. и др. Технология изменения сознания в деструктивных культах. – СПб.: Экслибрис, 2002. – 224 с.
14. Лифтон Р. Технология «промывки мозгов». Психология тотализма. - М., 2005. – 280 с.
15. Мартинович В. А. Портрет потенциального адепта секты / В. А. Мартинович [Электронный ресурс]. URL: http://sobor.by/center.php/center.php?n=potencial/ (дата обращения: 8.12.2012).
16. Международное Общество Сознания Кришны. // Сектовед. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=41 (дата обращения: 8.12.2012).
17. Мерзлов Ю.А. Социальная опасность тоталитарных сект. Противодействие этническому и религиозному экстремизму. - Омск: Омский государственный университет, 2007. - С.50-55.
18. Петрина М. Г. Психологические причины вовлечения молодых людей в деструктивные неокульты («секты») // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 360-363.
19. Преступная и деструктивная деятельность тоталитарных сект в следственной и судебной практике. // Международные Рождественские чтения, г. Москва. – 2010. – С. 76-79.
20. Религия в современном массовом сознании. Воронцова Л. М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е., 2002.
21. Романюк С. Тоталитарные секты в России. [Электронный ресурс] URL: http://scorcher.ru/mist/sects/2.php (дата обращения: 7.12.2017).
22. Список сект в России. // НЛО Мир. [Электронный ресурс] URL: http://nlo-mir.ru/religia/43178-spisok-sekt-v-rossii.html (дата обращения: 8.12.2017).
23. Тоталитарные секты в России. // Вести.ru. [Электронный ресурс] URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=117645 (дата обращения: 8.12.2017).
24. Хассэн С. Борьба с культовым контролем сознания. / Пер. на рус. Е.Н. Волкова, под ред. Е.Н. Волкова. [Электронный ресурс] URL: http://ayur-veda.guru/wp-content/uploads/2017/01/Hassen-S.-Borba-s-kultovym-kontrolem-soznaniya.pdf (дата обращения: 8.12.2017).
25. Церковь Объединения (движение Муна). // Сектовед. [Электронный ресурс] URL: http://sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=39 (дата обращения: 8.12.2017).
Тоталитарные секты и безопасность детей и подростков
Тоталитарные секты и безопасность детей и подростков
Введение
тоталитарный секта подростков
Не раз уже говорить о последствиях воздействия тоталитарных организаций и нетрадиционных культов на человека. Часто люди превращаются в рабов, при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний вся их жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ними и остальным миром создается стена отчуждения, они отдают организации свое имущество, свои силы, здоровье... часто заканчивается с ума или покончить жизнь самоубийством (иногда преступление). Эта проблема не нова - еще в 30-е годы XIX века антисектантской работой в саратове сделали святой преподобный Иларион Оптинский. Он воспротивился активно деятельности скопцов и молокан, убеждая заблуждающихся словами Священного Писания, а в случае обнаружения преследования некоторых деяний сектантских лидеров, способствуя их пресечению со стороны правоохранительных органов.
Учение и деятельность указанных в списке нашего раздела сект пагубно влияет на духовную жизнь человека и искажает библейское учение о Боге, мире и человеке. К сожалению, нигде в наше законодательство понятие &';секта&'; не определены. Тем не менее, мы будем пользоваться этим термином, используя его в качестве оценки. Все организации, отнесены нами к разряду сект, классифицированы таким образом, исключительно на основании анализа их учения или практики поклонения сравнительно с учением и практикой Православной Церкви и/или другой культурообразующей Церкви. Все последователи данных организаций не являются и не могут считать себя членами Православной Церкви в силу разделяемого ими мира. Любые заявления организаторов и руководителей следующих организаций об их связи с Православной Церковью и соответствия их учений с Православным вероучением, а также о полученных ими благословениях на деятельность, не имеют никаких оснований. Зачастую секты используют обман или скрывают информацию о себе в контакте с людьми, которые не состоят в этой организации; практике различные методы контроля сознания своих членов, в том числе, гипнотического воздействия. Они не признаны традиционными Церквями как последователи соответствующей религии.
1.Признаки тоталитарной секты