Педагогическая этика в трудах А.С.Макаренко
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 11.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. Педагогическая этика как основа воспитания личности 5
РАЗДЕЛ 2. Применение принципов гуманистического и ценностно-ориентированного подхода педагогической системы А. С. Макаренко 10
в контексте современного формирования личности 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Научить человека владеть собой, разумноуправлять своими чувствами и поступками - было основой новаторской педагогическойдеятельности А.С. Макаренко. Его жизненная формула: «как можно больше требований кчеловеку и как можно больше уважения к нему»определяла все нормы взаимоотношениймежду личностями в коллективе. Требовательность к каждому члену коллектива как со стороныпедагогов, так и со стороны товарищей была нацелена исключительно на преодоление недостатков истимулирование проявлений лучших черт характера личности.Утверждая в теории и на практике тезис о единстве требовательности и уважения к человеку, А.С. Макаренко с чисто гуманистических позиций рассматривал вопрос о целесообразностинаказание, которое считал таким же естественным, простым и логично целесообразным средствомвоспитания, как и другие. Там, где нужно, педагог не имеет права не наказывать, чтобы не развиватьчувство безнаказанности и вседозволенности, которые на сегодняшний время процветают вмолодежной среде.В системе аксиологических основ, которые определяют гуманистическую сущность и направленность педагогических взглядов А.С. Макаренко, можно выделить основополагающие элементы, которыеспособствуют гармоничному развитию возможностей каждой личности. Это свобода,справедливость и ответственность. Свобода - это не всемогущество и вседозволенность, эточувство ответственности за свой свободный выбор. Опираясь на взгляды выдающихся педагогов, А.С. Макаренко развил и реализовал на практике идею труда, которая имеет воспитательное и развивающее влияние и должна статьсоставной частью в целостной воспитательной системе. Работа имеет большое значение для жизни человека, без нее он теряет свою цену и свое достоинство. Работа составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержания в ней той степени достоинства, которойона уже достигла. Именно труд, по мнению Макаренко, является основой человеческого счастья.Воспитание в труде предусматривает развитие своеобразия, неповторимости личности, ее самоактуализацию. Рассматривая вопросы трудового воспитания в школе и семье, Макаренкосчитал, что в процессе выполнения детьми трудовых задач необходимо тренировать их в приобретенииорганизационных навыков, развивать умение ориентироваться в работе, планировать ее,воспитывать бережное отношение к времени и к продуктам труда.Несмотря на значительный вклад А.С. Макаренко в теории и практике воспитания, дает значительный импульс для современного развития педагогики, его достояние нельзярассматривать в виде «идеального образца». Он неоднократно утверждал, что педагогика -«Наука диалектическая», как следствие, «подвижная, самая сложная и разнообразная наука». Это выражение стало символом его педагогической веры. Теоретико-педагогические иметодологические положения, изложенные педагогом, со временем менялись, корректировались,отражая ход развития его опыта. ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременная ориентация учебно-воспитательного процесса демонстрирует перспективное значение педагогического наследия А.С. Макаренко, среди ключевых моментов которой можновыделить следующие:1. А.С. Макаренко, как педагог-новатор, обогатил современную педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принциппараллельного действия, метод «взрыва»). Он по-новому рассмотрел ряд педагогических вопросов идетально разработал некоторые педагогические аспекты (воспитание в коллективе и через коллектив,трудовое воспитание, воспитание в семье).2. А.С. Макаренко успешно применил в теории и на практике диалектико-материалистические принципы воспитания и внес существенный вклад в решение таких общихпедагогических проблем, как объединение воспитания и обучения с производственным трудом, симбиозобщего и дифференцированного обучения.3. А.С. Макаренко развил фундаментальные положения реформаторской педагогики о воспитательную и учебную роль труда, самоуправления, коллективность, свободное развитиеличности.4. Главная роль представлений А.С. Макаренко о личности и воспитания заключается в том, что он преодолел раздвоенность индивидуального и социального в развитии личности,выдвинул и реализовал на практике идею о гармонизации развития личности иколлектива, которая является основополагающей в его социальной концепции воспитания.5. А.С. Макаренко создал модель гражданского воспитания нового типа, в своей основе является не только психолого-педагогической, но и социально-этической, этико-правовой ифилософско-педагогической. Педагог разработал и апробировал на практике не просто модельвоспитание личности, а законченную систему управления трудовым воспитательным коллективомпроцессом обучения и воспитания, которая может быть применена как в семье, так и в учебныхзаведениях.6. А.С. Макаренко впервые разработал и реализовал на практике принцип социальной обусловленности целей, задач, методов и средств формирования и воспитания личности.Конечной целью и результатом педагогической системы является воспитание свободной и счастливойличности, всесторонне развитой и образованной, владеющей системным и логическиммышлением.Перспективы дальнейших исследований по направлению. Как подтверждает история развития и становления современного педагогического мышления и опыт учебно-воспитательных учреждений ввоплощении основных принципов педагогической системы А.С. Макаренко, целостное изучение ицелостное понимание педагогической деятельности требует разработки личной методологииисследования в контексте единства четырех взаимодействующих компонентов педагогики - методологическом, теоретическом, организационно-методическом и технологическом уровне.Анализируя специальную литературу, можно отметить, что тема использования идей творческого наследия А.С. Макаренко в современных условиях освещается во многих работах 70-90-х годов. В частности, являются труды по системе трудового воспитания Макаренко(Е.Д. Варноковой, М.В. Павловой). В исследованиях последних летосвещаются вопросы личностно-социальной концепции педагогики А.С. Макаренко вконтексте современного развития науки и проблемам воспитания и развития личности впрактико-теоретической деятельности педагога (Л. Гриценко).Но большинство этих работ имеют узконаправленный и эпизодический характер, что и составляет проблему создания определенной системы тех или иных взглядов на творческое педагогическоенаследие А.С. Макаренка в новых социально-экономических и культурно-образовательных условияхразвития нашей страны.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫА. С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы / С. С. Невская // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 90–94. Взаимодействие гражданского и трудового воспитания в педагогике А. С. Макаренко / С. Невская // Нар.образование. – 2006. – № 6 – С. 172–178.Концепция воспитания А. С. Макаренко в свете современных научных знаний /Л.И. Гриценко // Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 89–96.Макаренко А. С. Сочинения: в 7‐ми т. / А. С. Макаренко; ред. кол.: И.А. Каиров [и др.]. – [2‐е изд.].– М.: Изд‐во Акад. пед. наук РСФСР, 1957–1958.–5 т. – С. 189.Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания: в 4 частях / сост. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. - Н. Новгород: Изд‐во Волго-Вятской академии государственной службы, 2007.- Ч. 1: Деловые и личные письма, статьи 1921–1928 гг.‐ 361 с.Прежде всего – «активное отношение к собственной личности»: [новое в изучении педагогических взглядов А.С. Макаренко] / А. Фролов // Воспитание школьников. – 2003 – № 3.– С.2-4.Прежде всего – «активное отношение к собственной личности»: [новое в изучении педагогических взглядов А.С. Макаренко] / А. Фролов // Воспитание школьников. – 2003 – № 3.– С.2-4.Пространство и время в воспитании и педагогике [размышления об открытых Макаренко закономерностях, о диалектическом единстве воспитания и обучения] /А. Фролов // Нар.образование.– 2003. – № 5. – С. 186–189.Философско‐антропологические идеи воспитания в педагогике А.С. Макаренко: теоретические истоки и влияния / Г.А. Гасымова // Изв. Урал.гос. ун‐та. Сер. 3, Обществ. науки. – 2007. – № 48. – С. 224–232.Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия 1939-2005 гг.: критический анализ /А. А. Фролов. Н.- Новгород: Изд‐во Волго‐Вятской Академии государственной службы, 2006 – 417 с.
1. А. С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы / С. С. Невская // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 90–94.
2. Взаимодействие гражданского и трудового воспитания в педагогике А. С. Макаренко / С. Невская // Нар. образование. – 2006. – № 6 – С. 172–178.
3. Концепция воспитания А. С. Макаренко в свете современных научных знаний /Л.И. Гриценко // Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 89–96.
4. Макаренко А. С. Сочинения: в 7‐ми т. / А. С. Макаренко; ред. кол.: И.А. Каиров [и др.]. – [2‐е изд.].– М.: Изд‐во Акад. пед. наук РСФСР, 1957–1958.–5 т. – С. 189.
5. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания: в 4 частях / сост. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. - Н. Новгород: Изд‐во Волго-Вятской академии государственной службы, 2007.- Ч. 1: Деловые и личные письма, статьи 1921–1928 гг.‐ 361 с.
6. Прежде всего – «активное отношение к собственной личности»: [новое в изучении педагогических взглядов А.С. Макаренко] / А. Фролов // Воспитание школьников. – 2003 – № 3.– С.2-4.
7. Прежде всего – «активное отношение к собственной личности»: [новое в изучении педагогических взглядов А.С. Макаренко] / А. Фролов // Воспитание школьников. – 2003 – № 3.– С.2-4.
8. Пространство и время в воспитании и педагогике [размышления об открытых Макаренко закономерностях, о диалектическом единстве воспитания и обучения] /А. Фролов // Нар. образование.– 2003. – № 5. – С. 186–189.
9. Философско‐антропологические идеи воспитания в педагогике А.С. Макаренко: теоретические истоки и влияния / Г.А. Гасымова // Изв. Урал. гос. ун‐та. Сер. 3, Обществ. науки. – 2007. – № 48. – С. 224–232.
10. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия 1939-2005 гг.: критический анализ /А. А. Фролов. Н.- Новгород: Изд‐во Волго‐Вятской Академии государственной службы, 2006 – 417 с.
Вопрос-ответ:
Какая роль играет педагогическая этика в воспитании личности?
Педагогическая этика является основой воспитания личности, она помогает научить человека владеть собой, разумно управлять своими чувствами и поступками.
Какие принципы гуманистического и ценностно-ориентированного подхода А С Макаренко применял в своей педагогической системе?
А С Макаренко применял принципы гуманистического и ценностно-ориентированного подхода, которые заключались в том, чтобы уважать личность каждого ребенка, помогать ему осознать свои ценности и делать выборы на основе этих ценностей.
Как современное формирование личности связано с принципами педагогической системы А С Макаренко?
Современное формирование личности тесно связано с принципами педагогической системы А С Макаренко, поскольку она акцентирует внимание на уважении личности и развитии ее ценностей, что также является важным аспектом в современной педагогике.
Какими идеями и принципами руководствовался А С Макаренко в своей педагогической деятельности?
А С Макаренко руководствовался идеей уважения к личности каждого ребенка, принципом гуманизма и ценностно-ориентированного подхода, а также принципом развития самостоятельности и ответственности учащихся.
Какие практические рекомендации по применению педагогической этики А С Макаренко можно использовать в современной педагогике?
В современной педагогике можно использовать практические рекомендации А С Макаренко по развитию самостоятельности и ответственности учащихся, уважению личности каждого ребенка и развитию его ценностей.
Какова основная идея педагогической этики в трудах А.С. Макаренко?
Основной идеей педагогической этики в трудах А.С. Макаренко является формирование личности через участие в коллективной деятельности и воспитание этических ценностей, таких как ответственность, доброта и честность.
Каким образом А.С. Макаренко применял принципы гуманистического и ценностно-ориентированного подхода в своей педагогической системе?
А.С. Макаренко применял принципы гуманистического и ценностно-ориентированного подхода, предоставляя детям свободу самовыражения и развития, а также ставя перед ними цели и задачи, направленные на формирование гражданских качеств и нравственных ценностей.
Какова роль педагогической этики в современном формировании личности?
Педагогическая этика играет важную роль в современном формировании личности, поскольку она помогает развивать у детей социальные и культурные навыки, формирует у них правильные ценности и установки. Она также способствует развитию ресурсов личности и ее саморегуляции, что является основой для успешной адаптации в обществе.