Правовая культура и правовая система.
Заказать уникальное эссе- 13 13 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 11.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Напротив, происходит развитие, совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений.Третий аспект права. Развитие юридической доктрины, то есть развитие фундаментальных учений и положений о праве.1. На данный момент времени ощущается дефицит новых юридических идей. Наше право все более вырождается в наукообразное законодательство – замкнутое и непонятное обществу. Необходимо искать нетрадиционные, самостоятельные решения развития нашей правовой системы в новом веке. Действующая система тянет назад, она становится все более тяжелым бременем для экономики, политической системы, негативно влияет на нравственную атмосферу в стране.Сейчас речь должна идти о выработке фундаментальной стратегии правового развития, что, в свою очередь, предполагает значительное обновление методологии изучения отечественного права.При характеристике источников позитивного права (публичного и частного, корпоративного и личного) важной с практической точки зрения представляется проблема их типичности либо нетипичности применительно к национальной правовой системе. Нормативный правовой акт можно признать типичным источником российского публичного и частного права. Однако ушло в прошлое категоричное утверждение, что это, по сути, не только основной, но и единственный источник. Также к типичным источникам для российского права можно отнести правовой обычай и нормативные договоры.Следовательно, необходимо подробное изучение и внедрение в российскую правовую систему так называемых нетипичных источников права. К таким источникам можно отнести общепризнанные принципы и нормы международного права, выраженные в официальных международно-правовых документах (посредством имплементации в российскую правовую систему они приобретут характер источников права), правовые позиции Конституционного Суда РФ, правоположения юридической, прежде всего – судебной, практики и правовые акты муниципальных и других негосударственных образований.2. Принципиально новой для российской правовой системы является доктрина «позитивных юридических средств» как специфической технологии правового воздействия. В современной сложнейшей системе общественных отношений стали недостаточно эффективны традиционные методы и формы социального управления. И поэтому наряду с традиционными ограничивающими средствами (запретами, обязанностями, наказаниями, мерами принуждения и т.п.) необходимо активнее использовать позитивные юридические средства в целях управления общественными процессами. За правовыми поощрениями следует признавать санкционирующий эффект. Гарантированность права может быть достигнута не только при помощи принуждения (пусть даже и правового), важнее поддержать, развить, поощрить на основе согласия, равновесия социально-правовую активность личности. Расширение сферы применения поощрительных норм способствует активизации творческой активности, инициативы и предприимчивости личности. В результате – обеспечение благоприятного режима для развития общества и государства, заинтересованность в качественном и эффективном исполнении юридических обязанностей, повышение активности субъектов.Придерживаясь трехзвенной структуры правовой нормы, можно выделить следующие позитивные юридические средства, характерные для каждого из трех уровней: позитивно-правовой инструментарий на уровне юридической гипотезы; льготы, привилегии и иммунитеты на уровне диспозиции; правовые поощрения на уровне санкции.К особой разновидности средств позитивного воздействия на общественные отношения следует отнести «позитивные обязывания» и «позитивную ответственность».3. Российское право (в том числе основные подходы к праву, юридическое мировоззрение) сложилось по римскому прообразу права (в традициях романо-германского права, в целом) и поэтому что-то новое добавить уже трудно. Вместе с тем и в этом случае не исключаются возможности для новаций, которые должны соответствовать духу современности, отвечать потребностям времени. Очень важно при этом отметить, что правоведение должно тесно сотрудничать с социологией. Изучение права необходимо начинать с анализа социальной жизни.При помощи социологического подхода можно посмотреть на право с позиций его первооснов, первопричин.Выводы: Таким образом, возможно, сказать о том, что на данный момент времени довольно неблагополучно как международное, так и внутреннее положение Российской Федерации. Для того чтобы Россия не только выстояла в условиях глобализации, но и обладала достойным местом в современном мире, нежна солидарность различных слоев общества, осознание неразрывных связей судьбы народа и самой страны с преодолением негативного процесса, обязательно возникающего в условиях резкого изменения привычного ориентира и реформирования различных сфер жизни общества. Создание, а кроме этого функционирование действенной российской правовой системы в условиях глобализации, это наиболее важный фактор, способный оказывать влияние на нормализацию жизнедеятельности граждан, на создание социально ориентированного, нравственного общества, а также процветание государства в целом. Инновации в праве нужны не для самих инноваций, а для приведения права в соответствие с развивающейся экономикой страны. Россия – это правовое государство. Для развитого правового государства будет характерным развитое гражданское общество, рыночная экономика. В Российской Федерации такие институты на данный момент на стадии развития. Инновационный процесс в праве, а также в экономике должен выступить в качестве стимула для завершения процесса становления развитого правового, а кроме этого социального государства.ЛИТЕРАТУРАПетров А.В., Лесникова А.М. Правовая система и правовая культура // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 256-259.Правовая система общества: преемственность и модернизация // материалы Всероссийской научно-практической конференции / 2013. – 173 с.Рассказов Л.П. Основные подходы к отнесению современной правовой системы России к соответствующей правовой семье // Юристъ-Правоведъ. – 2013. – № 6. – С. 13.Толдиев А.Б., Кумышева М.К. Понятие содержания права / Теория и практика общественного развития. - №7. - 2014. - С. 42-44Шабалина Ю.Н. Теоретико-методологические аспекты изучения понятия правовой системы общества // Сибирский юридический вестник. 2013. № 3. С. 14-19.
1. Петров А.В., Лесникова А.М. Правовая система и правовая культура // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 256-259.
2. Правовая система общества: преемственность и модернизация // материалы Всероссийской научно-практической конференции / 2013. – 173 с.
3. Рассказов Л.П. Основные подходы к отнесению современной правовой системы России к соответствующей правовой семье // Юристъ-Правоведъ. – 2013. – № 6. – С. 13.
4. Толдиев А.Б., Кумышева М.К. Понятие содержания права / Теория и практика общественного развития. - №7. - 2014. - С. 42-44
5. Шабалина Ю.Н. Теоретико-методологические аспекты изучения понятия правовой системы общества // Сибирский юридический вестник. 2013. № 3. С. 14-19.
Вопрос-ответ:
Зачем нужна правовая культура?
Правовая культура является основой функционирования правовой системы общества. Она влияет на поведение граждан, формирует их правовое сознание и этические нормы. Благодаря развитой правовой культуре люди более осознанно соблюдают законы и правила общества.
Что такое юридическая доктрина?
Юридическая доктрина представляет собой совокупность фундаментальных учений и положений о праве, которые разрабатываются и развиваются юристами. Она помогает анализировать и оценивать правовые нормы, а также предлагать новые подходы к их интерпретации и применению.
Почему настоящее законодательство кажется непонятным обществу?
Одной из причин того, что настоящее законодательство может показаться непонятным обществу, является его чрезмерная сложность и запутанность. Законы и нормативные акты могут быть написаны на сложном и техническом языке, что делает их доступность для граждан очень низкой.
Какие есть способы развития правовых механизмов регулирования общественных отношений?
Существует несколько способов развития правовых механизмов регулирования общественных отношений. Один из них - это разработка новых законов и нормативных актов, которые учитывали бы современные вызовы и потребности общества. Другим способом может быть усовершенствование и совершенствование судебной системы для более эффективного рассмотрения правовых споров.
В чем состоит третий аспект права?
Третий аспект права заключается в развитии юридической доктрины, то есть углубленном изучении и анализе основных учений и положений о праве. Этот аспект важен для построения справедливой и эффективной правовой системы, так как он позволяет выявлять недостатки и предлагать новые подходы к правовому регулированию.
Что такое правовая культура?
Правовая культура представляет собой систему норм и ценностей, которые отражаются в поведении граждан и органов власти в соответствии с правом. Это основа гражданского общества и правового государства.
Какие правовые механизмы регулируют общественные отношения?
Правовые механизмы включают в себя законы, нормативные акты, суды, арбитражи, органы правоприменения и другие институты, которые обеспечивают права и свободы граждан, урегулирование споров и разрешение конфликтов в обществе.
Чему способствует развитие юридической доктрины?
Развитие юридической доктрины способствует развитию и улучшению правовой системы. Она помогает уточнить понятия и принципы права, а также формулировать новые правовые положения в соответствии с изменяющимися условиями жизни общества.
Почему ощущается дефицит новых юридических идей?
Дефицит новых юридических идей объясняется тем, что наше право все больше становится наукообразным законодательством, которое закрыто и непонятно для общества. Это ограничивает возможности поискать новые и нетрадиционные решения для развития правовой системы.
Как можно разрешить дефицит новых юридических идей?
Для разрешения дефицита новых юридических идей необходимо искать нетрадиционные и самостоятельные подходы к развитию правовой системы. Это может включать проведение научных исследований, обмен опытом с другими странами, привлечение общественности к созданию новых правовых норм и др.