«Эмоциональное выгорание», его причины и следствия.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 01.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания 5
1.1. Синдром эмоционального выгорания: понятие и детерминирующие факторы 5
1.2. Особенности профессиональной деятельности менеджеров 8
Выводы по главе 1………………………………………………..……………..12
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания у менеджеров 13
2.1. Характеристика выборки 13
2.2. Описание методик исследования 14
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 15
Выводы по главе 2 26
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Приложения…………………………………………………………………….. 37
Наиболее вероятно возникновение данного феномена у людей, занятых в профессии типа «человек-человек». При этом на скорость формирования данного синдрома оказывает значительное влияние личностная значимость для сотрудника выполняемой им деятельности, а также наличие или отсутствие ролевого конфликта и степень четкости понимания им и его руководителем его функциональных обязанностей. Последствия формирования синдрома эмоционального выгорания также многообразны и касаются всех сфер жизни человека, при этом среди наиболее часто встречаемых можно выделить снижение самооценки, одиночество, эмоциональное истощение и соматизацию. Кроме того, необходимо отметить, что специфика профессиональной деятельности также оказывает значительное влияние на формирование синдрома эмоционального выгорания, определяя его специфику;
2. Профессиональная деятельность менеджера среднего звена, как правило, бывает связана с управлением определенным отделом, подразделением и т.п. Для успешного осуществления профессиональной деятельности менеджеру среднего звена необходимо обладать профессионально-важными знаниями, умениями и навыками и иметь определенный набор личностных характеристик, которые часто являются даже взаимоисключающими, но это обеспечит ему успешность деятельности, так как в разных ситуациях от него могут потребоваться различные качества, но и, конечно, важно, чтобы осуществляемая им профессиональная деятельность была для него значимой, а в коллективе, где он является руководителем был бы благоприятный социально-психологический климат;
3. Сравнительный анализ полученных в данной группе результатов указывает на то, что в группе менеджеров среднего звена, работающих в коллективе с не благоприятным социально-психологическим климатом, синдром эмоционального выгорания сформирован в большей степени, чем в группе менеджеров среднего звена, работающих в коллективе с благоприятным социально-психологическим климатом. Это проявляется и в более сильно выраженном эмоциональном истощении, изменении отношения к себе, подчиненным и клиентам в неблагоприятную сторону, а также появление соматических проявления синдром эмоционального выгорания в виде гастрита, головных болей, повышении уровня раздражительности и скудности проявлений эмоциональных реакций;
4. Сравнительный анализ полученных результатов по методике, диагностирующей эмоциональное выгорание, показал сформированность в большей степени фаз синдрома эмоционального выгорания у менеджеров среднего звена, работающих в коллективе с неблагоприятным социально психологическим климатом. Следовательно, степень благоприятности социально-психологического климата влияет на скорость формирования синдрома эмоционального выгорания. Менеджеры среднего звена, работающие в коллективе с неблагоприятным социально психологическим климатом, испытывают большее нервное напряжение, их эмоциональные проявления более скудные, более низок уровень эмпатии по отношению к сотрудникам, чем у менеджеров среднего звена работающих в коллективе с благоприятным социально-психологическим климатом.
Также они больше склонны испытывать чувство тревоги, «загнанности в клетку», им в большей степени свойственны неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения, чем менеджерам среднего звена, работающим в коллективе с благоприятным социально-психологическим климатом.
Заключение
Данная работа посвящена изучению особенностей эмоционального выгорания менеджеров среднего звена. У современных людей, занятых в профессиональной деятельности все чаще формируется синдром эмоционального выгорания. Однако, несмотря на широкую распространенность данного синдрома, он до сих пор не полностью изучен современной психологии, а, значит, его не достаточная изученность и высокая социальная значимость его изучения обуславливают актуальность исследования проблемы эмоционального выгорания.
Заметим, что, несмотря на схожесть проявлений синдрома эмоционального выгорания, он имеет специфику проявления у представителей разных профессий. Так, наиболее часто он формируется у представителей профессий типа «человек-человек». Кроме того, если у человека имеются дополнительные стрессогенные факторы на работе, например, промежуточное положение в иерархической структуре компании, то синдром у них сформируется с большей вероятностью, так как имеет место внутриличностный конфликт, обусловленный одновременным исполнением двух противоположных социальных ролей – подчиненного и руководителя. Учитывая принимающую все большую распространенность должность менеджера среднего звена (руководитель отдела, начальник смены, руководитель подразделения и т.п.), изучение особенностей формирования у них синдрома эмоционального выгорания является актуальной проблемой исследования.
В ходе проведенного исследования его цель достигнута, а задачи выполнены. Выявлено, что в группе менеджеров среднего звена, работающих в коллективе с не благоприятным социально-психологическим климатом, синдром эмоционального выгорания сформирован в большей степени, чем в группе менеджеров среднего звена, работающих в коллективе с благоприятным социально-психологическим климатом. Это проявляется и в более сильно выраженном эмоциональном истощении, изменении отношения к себе, подчиненным и клиентам в неблагоприятную сторону, а также появление соматических проявления синдром эмоционального выгорания в виде гастрита, головных болей, повышении уровня раздражительности и скудности проявлений эмоциональных реакций.
Кроме того, отмечается сформированность в большей степени фаз синдрома эмоционального выгорания у менеджеров среднего звена, работающих в коллективе с неблагоприятным социально психологическим климатом. Следовательно, степень благоприятности социально-психологического климата влияет на скорость формирования синдрома эмоционального выгорания. Менеджеры среднего звена, работающие в коллективе с неблагоприятным социально психологическим климатом, испытывают большее нервное напряжение, их эмоциональные проявления более скудные, более низок уровень эмпатии по отношению к сотрудникам, чем у менеджеров среднего звена работающих в коллективе с благоприятным социально-психологическим климатом.
Также они больше склонны испытывать чувство тревоги, «загнанности в клетку», им в большей степени свойственны неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения, чем менеджерам среднего звена, работающим в коллективе с благоприятным социально-психологическим климатом.
Таким образом, в ходе проведенного исследования гипотеза нашла свое полное подтверждение, а, значит, особенности синдрома эмоционального выгорания менеджеров среднего звена зависят от степени благоприятности социально-психологического климата в коллективе. Полученные результаты могут быть использованы как самостоятельно штатными психологами и менеджерами по работе с персоналом, так и в качестве базы для дальнейших исследований в этом направлении.
Список использованной литературы
Бабинцева Т.В. Cиндром эмоционального выгорания. – М.: Акаемия, 2011. – 327с.
Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 544 с.
Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания / Н. Водопьянова, Е. Старченкова. - 2-е изд., перераб. – М. [и др.] : Питер, 2009. - 336 с.;
Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Крокус, 2010. – 437с.
Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 437с.
Ефремов, К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / К. Ефремов // Социальная педагогика, 2007. - N 2. - С. 97-102.;
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,2014.- 480с.
Иванникова, Н. Н. Синдром менеджера, или Профилактика профессионального выгорания / Н. Н. Иванникова. – М. : Дашков и К, 2009. - 207 с. - (Серия «Стратегия успешного бизнеса»);
Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. – СПб.: Питер, 2015. – 672.
Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2014. – 584 с.
Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: Инфра-М, 2003. – 304 с.
Купер, К. Л. Организационный стресс: теории, исследования и практическое применение / Кэри Л. Купер, Филипп Дж. Дэйв, Майкл П. О'Драйсколл ; [пер. и науч. ред. к.психол.н. П.К. Власова]. - Харьков : Гуманитарный Центр, 2012. - 334 с.;
Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. Науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 254 с.;
Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2008. - N 2. - С. 3-16.;
Мамедов Р.К. Менеджмент. - М.: Академия, 2016. – 450 с.
Матвеев Ю.И. «Социальная ориентация личности». – Спб.: Питер, 2014. – 345 с.
Мескон М.Х. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Академия, 2015. – 800 с.
Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.;
Осухова Н.Г., Кожевникова В.В. Возвращение к жизни: Методические материалы для ведущих тренингов и семинаров по профилактике профессионального выгорания// Помощь помощнику: социально-психологическое сопровождение социальных работников /Под ред. Н.Г.Осуховой. – М.: Изд-во «Амиго-пресс», 2013. – С.96 – 112.;
Осухова, Н. Г. Работать без профессионального выгорания: тренинг тренеров/ Н. Г. Осухова, Ж. Г. Агеева // Социальная работа. - 2008. - N 5. - С. 33-36.
Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - Ереван, 2007 – 654 с. - С.18-19.
Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. -СПБ: Речь, 2015. – 187 с.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров; Санкт - Петербургский государственный университет. - СПб: Питер, 2014. - 152 с.
Психология профессионального здоровья : [учебное пособие / проф. Г. С. Никифоров и др.] ; под ред. Г. С. Никифорова. - СПб. : Речь, 2013. - 480 с.
Чутко, Л. С. Синдром менеджера: эмоциональное выгорание и управление стрессом / Леонид Чутко. - СПб. : Речь, 2010. - 96 c.;
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Сводный протокол результатов в группе менеджеров среднего звена, работающих в коллективе с благоприятным социально-психологическим климатом по методике «Диагностика профессионального выгорания»
№ испытуемого Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений 1 12 8 11 2 23 11 14 3 17 7 18 4 28 9 22 5 14 6 24 6 25 8 27 7 22 11 23 8 16 12 26 9 29 17 31 10 15 9 24 11 11 13 25 12 14 11 21 13 19 21 23 14 17 19 18 15 22 16 13 16 13 24 17 17 11 19 15 18 17 17 11 19 14 13 22 20 10 9 24 21 23 17 17 Х среднее 18 13 20
Приложение 2
Сводный протокол результатов в группе менеджеров среднего звена, работающих в коллективе с неблагоприятным социально-психологическим климатом, по методике «Диагностика профессионального выгорания»
№ испытуемого Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений 1 23 18 37 2 27 11 25 3 29 23 14 4 33 29 29 5 25 17 26 6 29 14 17 7 36 23 25 8 38 19 24 9 35 28 28 10 25 26 17 11 34 24 26 12 37 11 19 13 24 27 23 14 28 23 29 15 36 17 37 16 39 25 24 17 37 28 35 18 45 14 19 19 41 26 28 Х среднее 33 21 25
Приложение 3
Сводный протокол результатов в группе менеджеров среднего звена, работающих в коллективе с благоприятным социально-психологическим климатом, по методике «Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко)»
№ испытуемого Напряжение Резистенция Истощение 1 29 39 31 2 26 37 34 3 24 35 36 4 28 39 38 5 37 36 33 6 35 41 32 7 29 44 37 8 24 39 38 9 38 45 41 10 36 47 34 11 32 42 32 12 21 39 37 13 25 38 35 14 34 44 33 15 37 47 42 16 41 43 41 17 38 46 46 18 36 42 44 19 29 41 37 20 37 49 31 21 29 43 39 Х среднее 32 42 37
Приложение 4
Сводный протокол результатов в группе менеджеров среднего звена, работающих в коллективе с не благоприятным социально-психологическим климатом, по методике «Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко)»
№ испытуемого Напряжение Резистенция Истощение 1 34 31 43 2 37 33 48 3 39 38 52 4 43 27 34 5 47 39 57 6 45 36 43 7 38 34 41 8 41 38 44 9 34 42 48 10 39 31 42 11 56 37 49 12 43 44 46 13 48 46 53 14 44 39 42 15 37 37 41 16 39 35 36 17 31 32 35 18 49 29 44 19 42 32 49 Х среднее 41 36 45
2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 544 с.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания / Н. Водопьянова, Е. Старченкова. - 2-е изд., перераб. – М. [и др.] : Питер, 2009. - 336 с.;
4. Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Крокус, 2010. – 437с.
5. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 437с.
6. Ефремов, К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / К. Ефремов // Социальная педагогика, 2007. - N 2. - С. 97-102.;
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,2014.- 480с.
8. Иванникова, Н. Н. Синдром менеджера, или Профилактика профессионального выгорания / Н. Н. Иванникова. – М. : Дашков и К, 2009. - 207 с. - (Серия «Стратегия успешного бизнеса»);
9. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. – СПб.: Питер, 2015. – 672.
10. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2014. – 584 с.
11. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: Инфра-М, 2003. – 304 с.
12. Купер, К. Л. Организационный стресс: теории, исследования и практическое применение / Кэри Л. Купер, Филипп Дж. Дэйв, Майкл П. О'Драйсколл ; [пер. и науч. ред. к.психол.н. П.К. Власова]. - Харьков : Гуманитарный Центр, 2012. - 334 с.;
13. Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. Науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 254 с.;
14. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2008. - N 2. - С. 3-16.;
15. Мамедов Р.К. Менеджмент. - М.: Академия, 2016. – 450 с.
16. Матвеев Ю.И. «Социальная ориентация личности». – Спб.: Питер, 2014. – 345 с.
17. Мескон М.Х. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Академия, 2015. – 800 с.
18. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.;
19. Осухова Н.Г., Кожевникова В.В. Возвращение к жизни: Методические материалы для ведущих тренингов и семинаров по профилактике профессионального выгорания// Помощь помощнику: социально-психологическое сопровождение социальных работников /Под ред. Н.Г.Осуховой. – М.: Изд-во «Амиго-пресс», 2013. – С.96 – 112.;
20. Осухова, Н. Г. Работать без профессионального выгорания: тренинг тренеров/ Н. Г. Осухова, Ж. Г. Агеева // Социальная работа. - 2008. - N 5. - С. 33-36.
21. Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - Ереван, 2007 – 654 с. - С.18-19.
22. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. -СПБ: Речь, 2015. – 187 с.
23. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров; Санкт - Петербургский государственный университет. - СПб: Питер, 2014. - 152 с.
24. Психология профессионального здоровья : [учебное пособие / проф. Г. С. Никифоров и др.] ; под ред. Г. С. Никифорова. - СПб. : Речь, 2013. - 480 с.
25. Чутко, Л. С. Синдром менеджера: эмоциональное выгорание и управление стрессом / Леонид Чутко. - СПб. : Речь, 2010. - 96 c.;
Вопрос-ответ:
Какие причины и следствия эмоционального выгорания у менеджеров?
Причинами эмоционального выгорания у менеджеров могут быть перегрузка работой, высокие требования к результатам, отсутствие поддержки со стороны руководства, конфликты в коллективе и другие факторы. Следствиями эмоционального выгорания могут быть снижение качества работы, ухудшение физического и психического здоровья, развитие депрессии и других психологических проблем.
Какие факторы определяют синдром эмоционального выгорания?
Синдром эмоционального выгорания может быть определен такими факторами, как двойная нагрузка на работе и в личной жизни, недостаток вознаграждения за труд, ощущение бесполезности и неполноценности, несоответствие ожиданиям и реальности работы, отсутствие поддержки в коллективе и низкий уровень удовлетворенности от работы.
Что особенно в работе менеджеров влияет на формирование эмоционального выгорания?
В работе менеджеров особенно влияют высокие требования к результатам, несправедливое распределение ресурсов, перегрузка работой, наличие неконструктивных конфликтов, отсутствие автономности и контроля над процессом работы, неопределенность и конкуренция в рабочей среде.
Какие выводы можно сделать по главе 1 статьи?
По главе 1 статьи можно сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания является серьезной проблемой в профессиональной деятельности менеджеров. Его формирование зависит от различных факторов, таких как перегрузка работой, отсутствие поддержки и справедливого вознаграждения, наличие конфликтов и низкий уровень удовлетворенности от работы.
Какие особенности формирования синдрома эмоционального выгорания у менеджеров были изучены в эмпирическом исследовании?
В эмпирическом исследовании были изучены особенности формирования синдрома эмоционального выгорания у менеджеров. Основными характеристиками выборки были определены уровень образования, должностной статус и стаж работы менеджеров. Были использованы методы описания и анализа данных для выявления особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания у данной группы специалистов.
Какие факторы определяют синдром эмоционального выгорания?
Синдром эмоционального выгорания определяется различными факторами, такими как чрезмерная нагрузка на работе, психологическое напряжение, конфликты в коллективе, недостаток поддержки со стороны руководства, монотонность и однообразие задач, отсутствие возможностей для профессионального роста, неприятные эмоциональные ситуации, требующие высокой эмоциональной затраты. Все эти факторы могут привести к развитию синдрома эмоционального выгорания у менеджеров.
Какие особенности профессиональной деятельности могут способствовать развитию синдрома эмоционального выгорания у менеджеров?
У менеджеров существуют определенные особенности профессиональной деятельности, которые могут способствовать развитию синдрома эмоционального выгорания. К ним относятся постоянное общение с людьми, высокие требования к результатам работы, принятие решений под давлением, управление конфликтами, высокая ответственность за принятые решения, нестабильность и неопределенность в работе, необходимость постоянно быть на связи. Все эти особенности могут стать источником стресса и привести к развитию синдрома эмоционального выгорания.
Какой процент менеджеров страдает от синдрома эмоционального выгорания?
Согласно исследованиям, до 50% менеджеров испытывают признаки синдрома эмоционального выгорания. Это довольно высокий процент, который свидетельствует о том, что данная проблема является распространенной среди менеджеров. Синдром эмоционального выгорания может оказывать негативное влияние как на психическое, так и на физическое здоровье менеджеров, а также на их профессиональную эффективность.
Какие причины и следствия эмоционального выгорания у менеджеров изучаются в главе 1?
В главе 1 изучаются причины и следствия синдрома эмоционального выгорания у менеджеров. Рассматривается понятие и детерминирующие факторы этого синдрома, также анализируются особенности профессиональной деятельности менеджеров.