Дифференциация понятий: фонематический слух - фонематическое восприятие

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 15 15 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 14.12.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Фонематический слух и фонематическое восприятие 4
2. Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте 11
Выводы 14
Литература 15

Фрагмент для ознакомления

В этом плане чрезвычайно важным нам представляется вопрос о том, влияет ли, и если да, то как, неправильная артикуляция какого-либо звука на возможность его выделения из слова. Поскольку в том методе подчеркнутого, интонационного выделения звука в слове, который мы предложили в качестве средства проведения звукового анализа слов, основная роль принадлежит особому произношению, правильная или неправильная артикуляция отдельных звуков может оказаться решающим фактором в возможности ребенка произвести звуковой анализ слова.На протяжении дошкольного детства у ребенка постепенно формируются те фонематические различения, которые необходимы ему для нормального речевого общения и для обучения грамоте. Однако осознание языковой стороны речи - специальная задача, без решения которой невозможно полноценное овладение речью и обучение грамоте. Как показывают исследования (А. В. Воскресенская, А. Н. Гвоздев, Т. Г. Егоров, Л. Е. Журова, Ф. А.Сохин, Д. Б. Эльконин), в ходе речевого развития это осознание возникает далеко не у всех детей, что вызывает большие сложности при обучении грамоте.[5]К концу дошкольного возраста ребенок приобретает обширные навыки в звуковой действительности языка: он правильно слышит каждую фонему, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает связной речью и чистым произношением. Но, как пишет Д. Б. Эльконин, этого недостаточно для перехода к обучению грамоте. Чтобы ребенок успешно овладел письмом и чтением, он должен уметь анализировать звуковой состав слова, т.е. слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего и знать, из каких звуков состоит данное слово. Только такие умения могут явиться предпосылкой для правильного обучения грамоте.2. Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамотеПроблема развития у ребенка фонематического слуха остро стоит в период обучения ребенка грамоте. Исследователи, которые занимались вопросами психологической готовности ребенка к изучению грамоты, отметили, что деть в 6-7 лет не могут произвести звуковой анализ слова. Дошкольникам тяжело выделять отдельные звуки в слове, так как они воспринимают слово исключительно целиком, только как звукокомплекс. Логопедом перед детьми должна постоянно ставиться задача звукового анализа, должны использоваться самые эффективные средства решения этих задач, такие как дидактические игры, специальный пенал по моделированию речи. Выпускники речевой группы детского сада переступают школьный порог со следующими знаниями:- первое слово в предложении и имена пишутся с большой буквы;- в конце предложения ставится точка;- семантическое вычленение слов из фразы. Каждое слово пишется отдельно (важно для правописания приставочных глаголов (типа “написал”, “подпрыгивает”) и именных частей речи с предлогами (например: “на озере”, “под голубыми”);- умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку;- ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего;- фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “железо”, “шоссе”, “календарь” и др.[5]Учителю начальных классов при оценке знаний большую сложность представляет учёт ошибок, связанных с фонетико-фонематическими нарушениями.Стержнем большинства затруднений учащихся при письме является недостаточнаясформированность ФС. Это проявляется в акустических ошибках. Если дети на письме смешивают те звуки, которые они неправильно произносят, то на первом году обучения учитель относит их к негрубым специфическим ошибкам (за эти ошибки оценка не снижается). Однако смешение звонких-глухих в слове “дуб” – “дуп” является грубой орфографической ошибкой. Все ошибки, объясняющиеся незнанием орфографических правил, относятся к грубым.[5]ВыводыОсознание языковой стороны речи - специальная задача, без решения которой невозможно полноценное овладение речью и обучение грамоте.Как показывают многочисленные исследования педагогов и психологов (А. И. Воскресенская, А. Н. Гвоздев, В. Е. Гмурман, Т. Г. Егоров, Л. Е. Журова, А. В. Запорожец, Е. Г. Карлсен, Ф. А. Сохин, Г. А. Туманова), того уровня сформированности фонематического слуха, который воспитан в раннем возрасте недостаточно для овладения действием звукового анализа и потому встает вопрос о воспитании фонематического слуха до обучения грамоте.В ряде исследований подчеркнуто, что фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. [5]Таким образом, развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.Литература1. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003 г. – 240стр.2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 2009г.- 239 с.3. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. – (сост. Шматко Н.Д.) – М., 2007 г., с.88–89.4. Игры в логопедической работе с детьми. (Под ред. Селиверстова В./I.) – М., 2014 г., с. 15–32.5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 2008 г., с.42–63.

1. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003 г. – 240стр.
2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 2009 г.- 239 с.
3. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. – (сост. Шматко Н.Д.) – М., 2007 г., с.88–89.
4. Игры в логопедической работе с детьми. (Под ред. Селиверстова В./I.) – М., 2014 г., с. 15–32.
5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 2008 г., с.42–63.

Вопрос-ответ:

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух - это способность различать и анализировать различные звуковые единицы языка, называемые фонемами.

Какой важностью обладает фонематический слух для успешного обучения грамоте?

Фонематический слух является главным условием успешного обучения грамоте, так как он помогает различать звуковые единицы в словах, что необходимо для правильного произношения и написания.

Как формируется фонематический слух?

Фонематический слух формируется путем тренировки и развития способности различать звуки языка. Для этого можно использовать различные игры и упражнения, направленные на аудирование и анализ звуко-слов.

Как неправильная артикуляция звука влияет на возможность его выделения из слова?

Неправильная артикуляция звука может затруднять его выделение из слова, так как нечеткое произношение может затруднять распознавание конкретного звука в речи.

Какими методами можно выделить звук в слове?

Звук в слове можно выделить методом интонационного подчеркивания, громкостного выделения или с помощью специальных символов, указывающих на конкретные звуки.

Какова роль фонематического слуха и фонематического восприятия?

Роль фонематического слуха и фонематического восприятия заключается в способности различать и анализировать звуки речи, т.е. фонемы. Они являются основой для формирования навыков чтения и письма.

Каким должно быть фонематическое восприятие для успешного обучения грамоте?

Формированный фонематический слух является главным условием успешного обучения грамоте. Это означает, что ребенок должен уметь четко слышать и различать звуки речи, чтобы правильно артикулировать их при чтении и письме.

Каким образом неправильная артикуляция звука влияет на его выделение из слова?

Если звук неправильно артикулируется, то ребенок может испытывать трудности в его выделении из слова. Например, если он не может правильно произнести звук /к/, то может путать слова "кот" и "гот", что затрудняет процесс чтения и понимания текста.

Каковы выводы статьи на тему фонематического слуха и восприятия?

Основной вывод статьи заключается в том, что формированный фонематический слух является неотъемлемым компонентом успешного обучения грамоте. Фонематическое восприятие позволяет различать и анализировать звуки речи, что является основой для развития навыков чтения и письма у детей.

Какое значение имеет метод подчеркнутого интонационного выделения звука в слове?

Метод подчеркнутого интонационного выделения звука в слове представляет большое значение для развития фонематического слуха у детей. Этот метод помогает усилить внимание ребенка к звуковой структуре слова и научиться выделять и анализировать отдельные звуки в речи.