Становление самостоятельности старшеклассников как проявления их субъектности в условиях учреждения дополнительного образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 24 24 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 15.12.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Специфика возрастно-психологических особенностей старшеклассников 5
2. Характеристика самостоятельности как качества личности 12
3. Характеристика процесса становления самостоятельности у старшеклассников в рамках дополнительного образования 17
Заключение 22
Список литературы 24


Фрагмент для ознакомления

Проблема личностной подготовки будущего специалиста той или иной области, по мнению А. Бондаренко, включает в себя четыре взаимосвязанных аспекта: 1) построение теоретической модели специалиста, которая предполагает разработку стандартов (норм инормативов), требований кличности идеятельности специалиста; 2) первичный отбор профессионально пригодных кандидатов; 3) разработку содержания обучения иразвития будущего специалиста;4) решение проблем собственного профессионального самоопределения специалистов, ведущей из которых является проблема профессиональной идентификации.Под сущностью процесса самопознания понимается удовлетворение потребностей в уважении и самоуважении, стремление к самореализации, стремление чувствовать себя в полной мере защищенным, желаниеизбавиться от страхов и неудач, осознание себя в виде субъекта учебно-познавательной деятельности. Продуктом процесса самосознания можно считать «Я-концепцию». Изначально личность обладает определенным стремлением к самоактуализации, которая является глубинной потребностью личности и определяет смысл ее жизни и значимость ее «Я». Причем степень самоактуализациичеловека определяют особенности знания им себя, своих собственных целей, стремлений, от которых в большой степени зависит восприятие мира, объектов, других людей. Для самоактуализирующейся личности характерна свобода и произвольность поведения, а также опора на свое мнение, на собственные оценки других и на происходящее вокруг;такая личность не нуждается во внешней защите.Сущность креативного компонента представляет: особенности формирования творческой активности, творческая самореализация личности, а также творческое самоопределение. Согласно мнению А. Ю. Козыревой, готовность личности к самостоятельной организации творческой деятельности часто складывается из развитой у нее мотивации к творчеству, а также из сформированности условий, наличия выстроенной системы знаний, навыков и умений, которые помогают осуществлять поиск решения в различных нестандартных ситуациях. Творческое развитие личности наиболее эффективно осуществляется в ситуации овладения творческой деятельностью, при целенаправленном формировании качеств, которые свойственны для творческой личности. Развитие творческой активности у личности как свойства и черты личности представляют собой основу саморазвития, в силу того, что предполагают развитие способности и умения действовать на окружающие системы в зависимостиот собственных потребностей, взглядов, целей и развитие в соответствии со своими собственными внутренними условиями. Так, активность может выражаться не только в проникновении в сущность явлений, сколько в попытке осуществить поиск нового способа для достижения цели. Для этого, в свою очередь, необходимо формирование особой потребности и готовности к творческой деятельности, а также интереса к ней. Творческая самореализация личности во многом выражается в формировании определенной способности по самостоятельному выстраиванию пространства своего саморазвития посредством свободной, творческой деятельности, в становлении и полной реализации «Я-концепции». Ведь творческое самоопределение субъекта труда предполагает определенное стремление к развитию, к самосовершенствованию; к овладению творческим подходом вреализации своей деятельности; к развитию устойчивых познавательных интересов, а также мотивов учения; к потребности в самообразовании и самовоспитании.ЗаключениеТаким образом, в ходе теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования, нами было выявлено, что для молодежи и юношеского возраста характерной чертой является стремление к адаптации к жизненным реалиям. На данном возрастном этапе должна быть сформирована готовность к выбору профессии и эффективному освоению трудовой деятельности. Также должны быть сформированы основные жизненные ценности и взгляды на основе развивающихся в подростничестве норм, ценностей и образцов поведения.Также мы выяснили, что самостоятельность - это одно из свойств личности, которое можно охарактеризовать двумя следующими факторами - совокупность знаний, умений и средств; а также побуждение к действию.Самостоятельность – это не абстрактная характеристика личности, а свойство соотношения с личностью.Проблема формирования самостоятельности остается в современной педагогике одной из самых значимых. Это во многом связано с тем, что волевые качества личности - это стержневая сторона характера человека, следовательно, их воспитанию должно уделяться много внимания. В деятельности и в коллективе школьника, главным образом, должны быть сформированы такие волевые черты характера, какими являются самостоятельность, уверенность в собственных силах, настойчивость и выдержка.Нами было определено, что самостоятельную познавательную деятельность старшеклассника можно увидеть в его отношении к процессу обучения, к самой познавательной деятельности, а также в направленности и устойчивости его познавательных интересов. Дополнительное образование в условиях общеобразовательного учреждения предоставляет возможность ребенку (подростку) выбрать свой индивидуальный путь. Получение такой возможности означает включение ребенка или подростка в занятия по интересам, а также создание определенных условий для достижений успехов в соответствии с собственными способностями. Вследствие того, что в рамках дополнительного образованияшкольник сам выбирает содержание и форму занятий и может не бояться неудач, данный вид образования способствует формированию ответственности за свой выбор, инициативности и самостоятельности в подготовке к данным занятиям.Список литературыАсмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М .: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 336 с.Валиуллина Е.В. Содержание и динамика кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского ВУЗа: дисс. … канд. психол. наук. – Кемерово, 2012. – 199 с.Выготский Л. С. История развития высших психических функций. - М., ПСС. Т. 3, 2010.Галуцкая М.Ю. Психологические условия становления психологической готовности к личностному саморазвитию в юношеском возрасте // Психология, социология и педагогика, 2015. № 6.Захарова Л.Н. Психология управления: учеб.пособие / Л.Н. Захарова. - М.: Логос, 2012. — 376 с.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997. – 480с.Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.Иващенко А. В., Агапов В.С., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. — 2002. — № 2 (30). — С. 17–29.Канаева Н. А. К проблеме формирования профессионального самосознания личности // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 77-80.Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1982.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 c.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.Осипов П.Н. Концепция стимулирования самовоспитания учащихся / П.Н. Осипов //Современные концепции воспитания. – Ярославль, 2000.-С. 170.Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С.20-33.Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие (под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.) Издательство: Речь, 2005.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности (Пер. с нем.). - М., 1994.Своеобразие мотивации и конфликт в учении и социализации личности подростков. Роль вузов в решении проблем непрерывного образования и воспитания личности от школьного до последипломного. Харьков, 1995. - С. 45-47.Селиванова Н.Л. Инновационные ответы на современные вызовы воспитания (читая В.А.Караковского)// Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017, № 1 (36), Т.2 . – С. 16-25.Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология образования человека. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 2011. — 384 с.Сутович Е.И. Психолого-педагогические условия формирования и профессионального самосознания будущих специалистов. – Международная интернет-конференция, 2012.Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст]/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс,2005.- С.96.Эндеберя И. В. Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 743-749.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006. — 352 с.Янченко И. В. Положительная профессиональная Я-концепция как фактор успеха в будущей карьере выпускника вуза // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 129-132.Виниченко М.А. Психологические особенности развития направленности личности старших школьников в разных социокультурных условиях [Электронный ресурс]// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 8-2. – С. 65-68. URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=5584 (дата обращения: 10.11.2017).


Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М .: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 336 с.
2. Валиуллина Е.В. Содержание и динамика кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского ВУЗа: дисс. … канд. психол. наук. – Кемерово, 2012. – 199 с.
3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. - М., ПСС. Т. 3, 2010.
4. Галуцкая М.Ю. Психологические условия становления психологической готовности к личностному саморазвитию в юношеском возрасте // Психология, социология и педагогика, 2015. № 6.
5. Захарова Л.Н. Психология управления: учеб. пособие / Л.Н. Захарова. - М.: Логос, 2012. — 376 с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
7. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.
8. Иващенко А. В., Агапов В.С., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. — 2002. — № 2 (30). — С. 17–29.
9. Канаева Н. А. К проблеме формирования профессионального самосознания личности // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 77-80.
10. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1982.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 c.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.
14. Осипов П.Н. Концепция стимулирования самовоспитания учащихся / П.Н. Осипов //Современные концепции воспитания. – Ярославль, 2000.-С. 170.
15. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.
16. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С.20-33.
17. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие (под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.) Издательство: Речь, 2005.
18. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности (Пер. с нем.). - М., 1994.
19. Своеобразие мотивации и конфликт в учении и социализации личности подростков. Роль вузов в решении проблем непрерывного образования и воспитания личности от школьного до последипломного. Харьков, 1995. - С. 45-47.
20. Селиванова Н.Л. Инновационные ответы на современные вызовы воспитания (читая В.А. Караковского)// Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017, № 1 (36), Т.2 . – С. 16-25.
21. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология образования человека. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 2011. — 384 с.
22. Сутович Е.И. Психолого-педагогические условия формирования и профессионального самосознания будущих специалистов. – Международная интернет-конференция, 2012.
23. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст]/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс,2005.- С.96.
24. Эндеберя И. В. Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 743-749.
25. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006. — 352 с.
26. Янченко И. В. Положительная профессиональная Я-концепция как фактор успеха в будущей карьере выпускника вуза // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 129-132.
27. Виниченко М.А. Психологические особенности развития направленности личности старших школьников в разных социокультурных условиях [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 8-2. – С. 65-68. URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=5584 (дата обращения: 10.11.2017).



Вопрос-ответ:

Какие специфические возрастно-психологические особенности присущи старшеклассникам?

Старшеклассники, как подростки, проходят через фазу становления самостоятельности и формирования своей личности. В этом возрасте характерны такие черты, как повышенное образовательное и профессиональное самоопределение, развитие критического мышления, формирование социально-психологической компетентности, эмоциональная неустойчивость, стремление к свободе и независимости.

Что такое самостоятельность и как она проявляется в личности старшеклассников?

Самостоятельность – это способность личности принимать решения и действовать независимо, основываясь на собственных знаниях, опыте и ценностях. В случае старшеклассников, самостоятельность может проявляться в выборе учебных предметов, планировании учебных заданий, организации своего времени, самооценке и самоконтроле, постановке целей и их достижении.

Каков процесс становления самостоятельности у старшеклассников в рамках дополнительного образования?

Дополнительное образование предоставляет старшеклассникам возможность развивать свои интересы и таланты, что способствует формированию их самостоятельности. В рамках дополнительного образования старшеклассники могут выбирать индивидуальные учебные планы, разрабатывать проекты и самостоятельно работать над ними, участвовать в конкурсах и выступать перед публикой. Это помогает им развивать навыки самоорганизации, принятия решений и ответственности за свои действия.

Что говорится в литературе о проблеме личностной подготовки будущего специалиста в условиях дополнительного образования?

В литературе отмечается, что дополнительное образование является важным компонентом личностной подготовки будущего специалиста, так как позволяет старшеклассникам расширить свой кругозор, развить творческие и профессиональные навыки, а также повысить мотивацию к учебе и профессиональной деятельности. Дополнительное образование способствует формированию у старшеклассников самостоятельности и субъектности, что является важным фактором их успешной адаптации в обществе и будущего профессионального роста.

Какие возрастно-психологические особенности характерны для старшеклассников?

Старшеклассники находятся в периоде перехода от детства к зрелости. У них происходят значительные изменения как на физическом, так и на психологическом уровне. Они начинают развивать абстрактное мышление, формирование своей идентичности, становление нравственных принципов. Также характерными особенностями являются стремление к автономии, появление новых социальных ролей и независимости от родителей.

Что такое самостоятельность и как она проявляется у старшеклассников?

Самостоятельность - это качество личности, характеризующееся способностью делать собственный выбор и принимать ответственность за свои решения и действия. У старшеклассников проявляется в их способности самостоятельно организовывать свою жизнь, принимать решения, установить свои приоритеты. Они берут на себя ответственность за свое обучение, свои отношения с окружающими, а также за свое развитие как личности.

Как происходит процесс становления самостоятельности у старшеклассников в условиях дополнительного образования?

Дополнительное образование играет важную роль в развитии самостоятельности старшеклассников. В рамках дополнительного образования они имеют возможность самостоятельно выбирать интересующие их направления и заниматься теми видами деятельности, которые им нравятся. Они развивают навыки самоорганизации, самодисциплины, самоконтроля. Также важную роль играют педагоги, которые помогают старшеклассникам осознать свои сильные стороны, поставить цели и достигать их, формируя у них уверенность в своих силах.

Почему личностная подготовка старшеклассников важна для будущего специалиста?

Личностная подготовка старшеклассников важна для будущего специалиста, так как она помогает им развить навыки самостоятельности, критического мышления, коммуникации и умения работать в коллективе. Эти навыки и качества будут полезны им в будущей профессиональной деятельности, где они столкнутся с различными вызовами и ситуациями, требующими самостоятельности и принятия решений. Кроме того, личностная подготовка помогает старшеклассникам найти свою призвание и понять, чего они хотят достичь в жизни.