Культура речи и риторика

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Риторика
  • 29 29 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 15.12.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План

Введение 3
Глава 1. О понятии культуры речи и ее аспектах 5
1.1.Культура речи 5
1.2.Аспекты культуры речи 11
Глава 2.О понятии риторики 20
2.1.Зарождение риторики 20
2.2. Принципы современной риторики 23
Заключение 27
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Здесь важно заметить, что прирождённые данные и талант ещё не являлись залогом успеха в данном виде деятельности, поскольку к ним необходимо было прибавить огромный и тяжёлый труд, годы напряжённого самосовершенствования. Социальная обусловленность публичной речи характеризовалась следующим образом: например, в Древнем Риме ритор рассматривался по большей части как чиновник, который состоял на службе у государства и выражал его интересы.«Риторическая ветвь» имела еще одну характеристику, которая в дальнейшем станет общей и для искусства устного, и для искусства письменного слова: индивидуальность автора. Публично выступавший человек, как правило, являлся очень яркой личностью, имел незаурядный жизненный опыт. Как справедливо отмечает С.М. Виноградова, такому человеку были присущи слабости, но одновременно он оказывался способным и на гражданский подвиг; он мог «претендовать на признание, почет, славу, но вместе с тем был обязан достойно встретить поражение в благородном состязании с сильнейшим. Обусловленный историческим временем, географическими и социокультурными обстоятельствами идеал оратора (ритора), однако, не предполагал жестко одинаковой модели мастера слова, унифицированности творческого почерка». В качестве примера можно вспомнить деятельность выдающегося политика Древней Греции, который возглавил одну из политических партий, – Демосфена (384–322 гг. до н.э.). Демосфен начал самостоятельную карьеру с произнесения судебных речей. Путь к ораторской славе для Демосфена был очень не лёгок, много трудностей пришлось преодолеть: ему не могли простить скифское происхождение, он вынужден был исправлять врожденные недостатки внешности и дефекты произношения. Постоянное стремление к самосовершенствованию сочеталось с обучением у известного мастера Исея, с упорной работой над содержанием и формой публичных выступлений. Демосфен создал стройную систему подготовки выступления, подбора доказательств, способов придания речи выразительности и завершенности. Недоброжелатели относились к Демосфену и его деятельности с иронией, отмечали, что от речей Демосфена «пахло лампадным маслом», так как он готовил их долго и засиживался дотемна, когда приходилось зажигать лампаду. Тем не менее, потрясающая сила убедительности речей Демосфена признавалась даже его недоброжелателями. Конечно же, риторическое мастерство для Демосфена являлось в первую очередь средством политической борьбы, а не источником дохода. Однако оно отличалось редкостным профессионализмом.2.2. Принципы современной риторики Риторика дает возможности и способы достижения эффективной и убедительной речи, это искусство говорить логично и хорошо, способы украшения речи, искусство речевого воздействия. Важнейшей проблемой современной риторики становятся сама форма речи, те риторические приемы и фигуры, позволяющие сделать речь логичной, этичной, сильно воздействующей на слушателей. Согласно принципам современной риторики, тема речи определяет и выбор языковых средств. Большим достоинством риторики как искусства красноречия являются практические рекомендации по тому, каким образом возможно использовать языковые средства для достижения экспрессивности и логичности выступления в суде. Для успешного овладения навыками риторического выступления необходимыми являются накопления знаний, чтение литературы, посвященной теории ораторского искусства, изучение принципов построения речи, последовательное овладение различными приемами воздействия, как риторическими, так и логическими. Важно сделать вывод о необходимости чтения речей известных людей разных эпох, проводить анализ их языковых характеристик. Как отмечает И. Ивакина, «очень полезно как можно чаще выступать с публичной речью: на семинарах, в группе товарищей, на конференциях и т.д., ставя перед собой задачу убедить слушателей. Это поможет выработать уверенность в себе. Обязательно развивать речевые навыки: добиваться правильности, чистоты, богатства, индивидуальности речи; отрабатывать технику речи. Культура речи начинается там, где знание переходит в навык. Большую помощь в обучении окажет обязательный анализ каждого своего выступления, в котором следует отмечать успехи и причины неудач». Также современная риторика уделяет повышенное внимание аргументации речи. Аргументация речи по сути представляет собой риторическую аргументацию, а именно ту аргументацию, которая имеет ценностно-познавательное содержание и осуществляется с опорой на ценностный подход, убеждение достигается благодаря этическим, рациональным и эмоциональным аргументам в составе коммуникативно-риторических стратегий и коммуникативно-риторических и инструментальных тактик. А риторическая модель аргументации речи является двухуровневой трехкомпонентной структурой. Основой ораторского мастерства выступает хорошая теоретическая подготовка. Одной практики недостаточно, более того, без теоретической она может быть вредной и неэффективной. Работа над культурой речи требует усиленного внимания и постоянной работы.«Истинное красноречие пренебрегает красноречием» - эти слова принадлежат известному математику, физику, философу, литератору Б. Паскалю. Данное высказывание удивительно точно выражает саму суть красноречия. Если мы обратимся к толкованию слова «красноречие», то увидим, что красноречие в первую очередь предполагает ораторский дар, искусство слова, природную способность убедительно говорить, писать.Таким образом, мы не видим, что красноречие связано с тем, что человек много и непонятно говорит, хотя и красиво. Красноречие предполагает одновременно красивое и точное изложение собственных мыслей. В этой связи можно вспомнить ещё одно высказывание, касающееся красноречия, оно принадлежит Ф. Ларошфуко: «Истинное красноречие – это умение сказать все, что следует, и только то, что следует». Думаю, что каждый из нас сталкивался с людьми, которые достаточно хорошо владеют языком, употребляют различного типа речевые обороты, однако при этом не могут точно выразить свою мысль, выстроить логическую структуру своего высказывания. В таком случае страдает смысловая составляющая, главную суть высказывания становится практически невозможно уловить.Кстати, многие замечательные писатели также ценили краткость в высказывании и считали её необходимым признаком истинного красноречия, того красноречия, которое основывается на умении четко и ясно формулировать мысли. В частности, широко известно высказывание А.П. Чехова: «Краткость – сестра таланта». В целом, творчество А.П. Чехова показывает нам пример истинного красноречия, виртуозного владения искусством слова, которое заключается в потрясающем умении в нескольких словах выразить богатую палитру эмоций, чувств, действий и переживаний героев. Краткость высказывания к тому же заставляет человека мыслить самостоятельно. Также стоит заметить, что в русской риторике принято делать качественное различие между истинным и ложным красноречием. Ложное красноречие предполагает использование в большом количестве риторических украшений, однако при этом высказывание оказывается лишенным глубокомысленности, смысла, а подчас и логической структуры. Несомненно, такие высказывания имеют малую ценность и вряд ли смогут быть полезными в коммуникативном процессе. И наоборот, истинное красноречие предполагает соединение искусства владения словом с искусством правильно выстраивать высказывание, наполненное глубоким смыслом. Причем, смысл высказывания имеет здесь ключевое значение, поскольку ещё с античных времен красноречие рассматривали как способ познания и толкования сложных явлений, как то, что должно нести людям знания. Древние философы полагали, что истинное красноречие, которое не увлекается чрезмерным количеством речевых фигур и основано на передаче глубокого смысла, представляет собой истинный путь к воздействию на людей. То слово, которое насыщено смыслом, дается человеку для осуществления своего истинного предназначения в этом мире – проникать в тайны мироздания, описывать его устройство с помощью слов, понятий, обозначать те или иные элементы мира. Также необходимо заметить, что красноречие немыслимо без творческой составляющей. Как справедливо отмечал Цицерон, «истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие – возвышенно, а средние – с умеренностью». То есть, используемые речевые фигуры должны быть уместными, соответствовать предмету, о котором говорится в высказывании. Таким образом, истинное красноречие исключает неискренность, манерность, оно проникнуто глубоким смыслом. Истинное красноречие – это искусство говорить таким образом, чтобы смысл нашего высказывания был максимально понятным, чтобы у людей возникало желание слушать нас. Красноречие предполагает умение завладеть умами и сердцами людей, способность внушения, убеждения. И совершенно необязательно применять большое количество речевых фигур, говорить витиевато, чтобы быть понятым и услышанным собеседниками. Совсем наоборот, чрезмерная перегруженность речи оборотами снижает коммуникативность текста, затрудняет понимание и восприятие.ЗаключениеИтак, культура речи и риторика помогают сделать речь выразительной, правильной. Эти знания и навыки являются залогом успешной профессиональной и личностной коммуникации.Основой речевого поведения и общения для человека должны быть вежливость и корректность. Вежливость предполагает прежде всего приветствие, которое представляет собой особую форму взаимного уважения. Первичное правило приветствия состоит в том, что в любой ситуации оно должно показывать вашу расположенность и доброжелательность. На характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку. Речь должна основываться на соблюдении языковых норм, знании этикетных формул. Она не должна быть перегруженной средствами языковой выразительности, речевыми оборотами и т.п., поскольку это снижает ее коммуникативные качества Важнейшей задачей культуры речи является формирование речевого этикета.Мы выделили следующие изменения в русском речевом этикете последних лет:Появление новых обращений-номинацийПостепенный переход на обращение только по имени, без отчества (данная тенденция связана с унификацией этикета, является следствием воздействия западных культурных норм).Появление новых форм приветствия, например, «Доброй ночи», прощания «Пока-пока», последнее представляет собой кальку с английского прощания. Это связано с активными процессами заимствования, которые протекают не только в русском языке на сегодняшний день. В целом же, данные процессы являются следствием культурной глобализации.Распространение дореволюционных обращений, которые не использовались в советское время: господа, госпожа, сударыня и т.п.Нельзя не сказать также об активных процессах заимствования, которые протекают в русском языке, а также оказывают влияние на речевой этикет.Основой речевого этикета являются определенные формулы вежливости – знакомства, приветствия, прощания и т.п. В процессе общения очень важно сделать корректный комплимент, поинтересоваться состоянием дел собеседника, вести себя учтиво, не позволять использования жаргонных слов, арготизмов, устаревших речевых формул.Специалистами вполне обоснованно выделяются такие коммуникативные качества речи: 1. Правильность. 2. Разнообразие (богатство). 3. Чистота. 4. Точность. 5. Логичность. 6. Выразительность. 7. Уместность. 8. Доступность (понятность). 9. Действенность. Выразительность (красота) речи является многоплановым понятием, здесь речь идет о совокупности особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей.Список литературыВведенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М.: КноРус, 2014.Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2007.Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. [Ресурс локального доступа]Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М., 2007.Колесников Н.П. Культура речи. Web: http://sbiblio.com/biblio/archive/kulturologia/7.aspxКронгауз М.А. Новое в речевом этикете.// http://rus.1september.ru/article.php?ID=200100301Крысин Л. Современная литературная норма и её кодификация./Л Крысин//Гуманитарное образование в школе: теория, практика. № 6, 2004.Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000//http://evartist.narod.ru/Риторика: учебник для бакалавров / В. А. Ефремов [и др.] ; под общ.ред. В. Д. Черняк. М. : Издательство Юрайт, 2013. https://studfiles.net/preview/2038023/Скребнев Ю.С. Исследования русской разговорной речи // Вопросы языкознания. 2007. №4.Стернин И.А. Русский речевой этикет. http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Formirovanie_rechevoj_kultury/Russkij_rechevoj_jetiket.pdf

Список литературы

1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М.: КноРус, 2014.
2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2007.
3. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. [Ресурс локального доступа]
4. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М., 2007.
5. Колесников Н.П. Культура речи. Web: http://sbiblio.com/biblio/archive/kulturologia/7.aspx
6. Кронгауз М.А. Новое в речевом этикете.// http://rus.1september.ru/article.php?ID=200100301
7. Крысин Л. Современная литературная норма и её кодификация./Л Крысин//Гуманитарное образование в школе: теория, практика. № 6, 2004.
8. Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000//http://evartist.narod.ru/
9. Риторика: учебник для бакалавров / В. А. Ефремов [и др.] ; под общ.ред. В. Д. Черняк. М. : Издательство Юрайт, 2013. https://studfiles.net/preview/2038023/
10. Скребнев Ю.С. Исследования русской разговорной речи // Вопросы языкознания. 2007. №4.
11. Стернин И.А. Русский речевой этикет. http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Formirovanie_rechevoj_kultury/Russkij_rechevoj_jetiket.pdf





Вопрос-ответ:

Что такое культура речи?

Культура речи - это система установок, норм и правил, которые регулируют процесс общения и формирование высокого качества речевых высказываний.

Какие аспекты включает в себя культура речи?

Культура речи включает в себя владение лексикой, грамматикой и фонетикой, а также умение подбирать подходящий стиль общения в различных ситуациях.

Какие принципы лежат в основе современной риторики?

Основные принципы современной риторики включают точность выражения, ясность мысли, логичность аргументации и убеждение слушателя.

Какое значение имеет талант в риторике?

Талант в риторике имеет второстепенное значение. Важнее всего - это годы напряженного самосовершенствования и труд.

Что подразумевается под социальной обусловленностью в речевой культуре?

Социальная обусловленность в речевой культуре означает, что нормы и правила общения формируются и изменяются в соответствии с социальными условиями и требованиями общества.

Что такое культура речи?

Культура речи - это совокупность особенностей и навыков использования языка, которые позволяют говорить разборчиво, выразительно и грамотно.

Каковы аспекты культуры речи?

Аспекты культуры речи включают правильное произношение звуков, грамотное использование грамматических правил, умение организовывать свою речь, а также знание и умение использовать различные речевые жанры.

Как риторика зародилась?

Риторика зародилась в древней Греции, где она была важным инструментом политической и общественной деятельности. Ее основными задачами были убеждение слушателей и формирование имиджа оратора.

Какие принципы лежат в основе современной риторики?

Основными принципами современной риторики являются логос, этика, патос и эмпатия. Логос относится к аргументации и логическому строю речи, этика - к соблюдению этических норм в общении, патос - к воздействию на эмоциональную сферу слушателей, а эмпатия - к способности понимать и учитывать позицию другого человека.

Можно ли развить культуру речи без труда?

Нет, чтобы развить культуру речи, необходима огромная работа и самосовершенствование. Прирожденные данные и талант не достаточны, нужны годы напряженного обучения и тренировок.