3. Особенности сельского здравоохранения. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика здравоохранения
  • 34 34 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 16.12.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ 5
1.1. Задачи и этапыоказания медицинской помощи сельскому населению 5
1.2. Обеспеченность населения врачами в России и зарубежом 7
2. ОСОБЕННОСТИ И ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 10
2.1. Оценка уровня обеспечения сельского населения врачами 10
2.2. Дефицит и качество медицинской помощи 17
3. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Фрагмент для ознакомления

Законом Вологодской области от 6 мая 2013 года № 3035-ОЗ «О мерах социальной поддержки, направленных на кадровое обеспечение системы здравоохранения области» установлены денежные выплаты в размере 4,0 тыс. рублей в месяц студентам вузов и интернам, обучающимся в рамках целевой контрактной подготовки для учреждений здравоохранения области. В настоящее время получают стипендию 490 студентов первых, вторых, третьих курсов и интернов, заключивших с государственными учреждениями здравоохранения области договоры о трудоустройстве после окончания обучения на срок не менее 3 лет (2014 год - 342 чел.).На сегодняшний день в Вологодской области также реализуются дополнительные меры социальной поддержки медицинских работников: предоставление благоустроенного жилья, частичная компенсация расходов по договору найма жилого помещения, в том числе и в период обучения в интернатуре, оплата расходов по переезду в сельскую местность, выплата «подъемных» молодым специалистам, выплата дополнительных стипендий студентам медицинских вузов и колледжей, интернам и т. д. В 17 из 26 муниципальных образованиях области реализуются целевые программы по кадровому обеспечению отрасли. Однако итоги реализации проектов выражаются двузначными числами и не позволяют говорить об их принципиальном влиянии на сложившуюся негативную ситуацию. Так, в 2015 году за счет средств бюджетов муниципальных образований выделены лишь 25 квартир, произведена частичная компенсация расходов по договору найма жилого помещения 16 врачам. Наконец, сами администрации ЦРБ далеко не всегда заинтересованы в пополнении кадрового состава своих организаций. Во-первых, вновь пришедшие молодые специалисты не обладают необходимым практическим опытом, нуждаются в обучении. Во-вторых, приход новых специалистов, обеспечив снижение совместительств, приведет к «размыванию» фонда оплаты труда и снижению заработной платы персонала. Органы исполнительной власти ставят проблему кадрового дефицита в медицинских организациях региона в перечень приоритетных, однако действия по изменению положения дел пока не привели к заметным результатам. Последнее не говорит о неэффективности и необходимости пересмотра государственной политики по устранению кадровых диспропорций в здравоохранении, поскольку выбранная стратегия в своей основе является конструктивной, однако ощущается необходимость активизации действий в рамках данной работы. Важно помнить, что положительный опыт, заимствованный из других стран, следует совмещать со знанием собственных социокультурных особенностей и традиций, а также уроками, полученными в результате осуществления программ для работников здравоохранения среднего звена и в локальных сообществах.3. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИОхрана жизни и здоровья является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, особенно в период проведения социально-экономических реформ. Ответственность органов власти за обеспечение конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья и получение гарантированной медицинской помощи надлежащего качества является приоритетом государственной политики. Несмотря на попытки государственной власти стабилизировать экономическую ситуацию, негативные последствия экономических спадов (1998–2001 гг., 2007–2009 гг., осень–зима 2014 г.) нашли свое отражение в социальной сфере, которая испытывает трудности вследствие сложившихся экономических, демографических, территориальных, медицинских, организационных, управленческих факторов.В этой связи анализ состояния здравоохранения свидетельствует о жизненно важных проблемах, которые требуют пересмотра подходов к организации системы здравоохранения в условиях сельской местности.Как справедливо отмечал профессор Ю. Д. Сергеев еще в 2003 году, причиной того, что уровень отечественного здравоохранения существенно отстает от мирового, является несовершенство медицинской законодательной базы, почти полное отсутствие реальных (а не декларативных) правовых механизмов обеспечения охраны здоровья1. Данное утверждение вполне подходит и для сегодняшних реалий.Проблемы сельской медицины не новы, это снижение качества и доступности медицинской помощи, отсутствие или текучесть профессиональных кадров, неэффективность организационно-фунциональной системы управления здравоохранения, удаленность районных (городских) медицинских центров от населенного пункта, отсутствие хороших дорог, зачастую отсутствие технической оснащенности медицинских учреждений, отчужденность сельских жителей от системы платных услуг, что вкупе подтверждается ухудшающейся медико-демографической ситуацией, увеличением смертности именно в сельской местности, ростом числа болезней системы кровообращения и т. д.Несмотря на внедрение и реализацию важного национального проекта «Здоровье», модернизацию здравоохранения, создание эффективных программ оптимизация данной отрасли, как выразился профессор Говорин Н. В. на форуме Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину», имеет какое-то и противоположное значение, хотя «оптимизация» – это улучшение, поиск лучшего.По его мнению, это выразилось в том, что сократилось количество посещений людьми больниц и поликлиник на 7,7 миллиона такие же тенденции стали отмечаться и в сельской местности. Объединение поликлиник привело к тому, что снизилась доступность для населения приема у врачей-специалистов. Все эти факты свидетельствуют о том, что в обстоятельствах этих реформ стали возникать определенные проблемы. И конечно, население стало отмечать недостаточно высокий уровень качества медицинской помощи.В настоящее время в связи с объединением, укрупнением поликлиник (больниц) в сельской местности очереди пациентов только растут.Из-за нехватки кадров к узкому специалисту записываются за месяц полтора. Это приводит к возрастанию роли платных медицинских услуг, однако не все могут позволить подобные услуги, учитывая, что в сельской местности мало рабочих мест и низкая заработная плата. Людей беспокоит нехватка врачей-специалистов в поликлиниках, поскольку низкая заработная плата не позволяет работать им только в одном месте. И врачи вынуждены подрабатывать соответственно в платных поликлиниках, оказывая платные услуги.Таким образом, государство данной реформой само того не желая подталкивает значительную часть населения в частную платную медицину. Тут кроется и еще одна проблема – это переход квалифицированных кадров из государственного здравоохранения в частный сектор. Ведь порой уходят лучшие врачи, надо отметить, что и в частные врачебные учреждения других стран. Если сказать словами врачей, их самих «беспокоит» огромный объем бумажной работы, несмотря на повсеместное внедрение информационных технологий, несправедливая оплата труда и распределения заработной платы в медицинских учреждениях.Качество медицинской помощи в первую очередь зависит от высококвалифицированных кадров, однако в ходе реформ произошло сокращение большого количества специалистов, это почти 90 тысяч медицинских работников, что привело к дефициту кадров. Эти проблемы особенно остро стоят в сельской местности. Молодежь, только получившая дипломы, не хотят возвращаться в сельские поликлиники, поскольку сталкиваются с жилищной проблемой, с низкой заработной платой, ненормированным рабочим днем, отсутствием инфраструктуры и т. п. Поэтому представляется правильной такая программа как «земский доктор», когда сельскому доктору выделяется денежная поддержка в сумме одного миллиона рублей, при условии, что он отработает на селе 5 лет и его возраст не старше 45 лет. Вполне возможно, что доктор за это время обустроится,останется на селе, так мы сможем бороться и с текучестью кадров, и поддержим начинающих медиков на селе.Еще немаловажной проблемой следует отметить тенденцию снижения количества лиц, поступающих в медицинские вузы, преимущественнов регионах. Да, возможно это неперспективно по сравнению с нефтяной,газовой или юридической сферой, к тому же необходимо учиться намногобольше лет, чем сверстникам. Это рано или поздно приведет к глобальнойпроблеме кадрового дефицита в сфере здравоохранения.Состояние сельского здравоохранения не гарантирует права сельскихжителей на качественную медицинскую помощь. Нужно рассматриватьсельское здравоохранение не с сугубо организационной и даже не столькос медицинской точки зрения, сколько с точки зрения взаимодействия медицинских работников и пациентов в обеспечении прав последних на качественную медицинскую помощь1. Необходимо повышать эффективностьуправления здравоохранением и не потерять те достижения, которые имеетроссийское здравоохранение, разработать комплекс мероприятий, направленных на реальное улучшение качества и доступности медицинской помощи на селе.ЗАКЛЮЧЕНИЕРеформирование, оптимизация – это позитивный шаг для сферы здравоохранения, это когда не сокращение всего и вся, а взвешенная работа государства по направлению медицины в правильное русло, точечная безболезненная работа во благо жизни и здоровья населения. Таким образом, ни в коем случае нельзя сокращать государственное финансирование здравоохранения как на федеральном, так и на региональном уровне, а наоборот, даже повышать. Сокращения и оптимизации нельзя начинать с села, это первичное звено здравоохранения. Как правильно отметил президент России В. В. Путин на форуме Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину», оптимизация с точки зрения экономии средств может быть обоснована, но если только людям негде получить медицинскую помощь, кроме как в той небольшой поликлинике, работающую там десятилетиями, которую нельзя закрывать.Низкий уровень правовой культуры и медицинского образования, характерный для сельского населения, не позволяет самим пациентам стать активными защитниками прав на качественную и доступную медицинскую помощь. Должен быть общественный контроль за деятельностью медицинских органов, системы ОМС и т. п. Нужно повсеместно принять положительный опыт некоторых регионов, когда в лечебных заведениях после выписки пациента ему дают распечатку того, на что пошли средства ОМС для него. Т. е. пациент понимает, куда и сколько денег было истрачено в ходе оказания ему медицинских помощи.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБелехова, Г.В. Об оценке социальной инфраструктуры сельских территорий [Текст] / Г. В. Белехова, К. Н. Калашников, В. В. Шаров // Проблемы развития территории. - 2016. - № 1(83). - С. 72-84.Государственная программа «Земский доктор» на 2017 год [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 2247-р. - Режим доступа : http://2017god. com/programma-zemskij-doktor-na-2017-god - Дата обращения 12.11.2017.Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения [Текст] / Министерство здравоохранения РФ. - М., 2015. - 161 с.Доклад о состоянии здравоохранения в мире [Текст] / Всемирная организация здравоохранения. - Женева : ВОЗ, 2015. - 152 с.Исаева, И. В. В России нехватка врачей [Электронный ресурс] / И. В. Исаева // МРТ-эксперт. - 2013. - Режим доступа : http://www.mrtexpert.ru/articles/291 - Дата обращения 02.11.2017.Калашников, К. Н. Ресурсное обеспечение российского здравоохранения: проблемы территориальной дифференциации [Текст] / К. Н. Калашников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 1. - C. 72-87.Комментарий Минздрава России об эффективности программы «Земский доктор» [Электронный ресурс]: официальный сайт Минздрава России. - Режим доступа : https://www.rosminzdrav.ru/ news/2015/07/15/2449-kommentariy-minzdrava-rossii-ob-effektivnosti-programmy-zemskiy-doktor - Дата обращения 19.11.2017.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] : учебник / Ю. П. Лисицын, Г. Э.Улумбекова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. 544 с.Лихачева Т.Н. Демографический прогноз численности сельского населения Северо-Западного федерального округа [Текст] / Т. Н. Лихачева, А. В. Короленко, К. Н. Калашников // Проблемы развития территории. - 2016. - № 6. - C. 112-131.Министерство здравоохранения РФ [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа : https://www.rosminzdrav.ru/ru - Дата обращения 23.11.2017.Модернизация здравоохранения: новая ситуация и новые задачи [Текст] / Л. Д. Попович, Е. Г. Потапчик, С. К. Салахутдинова, Е. В. Селезнева, И. М. Шейман, С. В. Шишкин ; под ред. И. М. Шеймана, С. В. Шишкина. - М. : РАНХ, 2016. - 232 с.Никифоров С.А. Муниципальное здравоохранение в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития / С.А. Никифоров, И.Н. Денисов, Е.В. Ползик. Екатеринбург, 2017. - 138 с.Панов, М. М. Трудовые ресурсы сельских территорий: состояние и проблемы [Текст] / М. М. Панов // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 5. - 11 с.Публичный доклад о результатах деятельности департамента здравоохранения Вологодской области за 2015 год [Текст] / Департамент здравоохранения Вологодской области. - Вологда, 2016. - 26 с.Скворцова, В. И. Система здравоохранения в РФ обескровлена дефицитом кадров [Видеозапись] / В. И. Скворцова // Россия 1. - 2013. - 9 дек.Улумбекова, Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать [Текст] / Г. Э. Улумбекова. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 704 с.Шабунова, А. А. Вологодская область: перспективы демографического развития [Текст] / А. А. Шабунова, А. О. Богатырев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. -№ 3(11).- С.51-60.

1. Белехова, Г.В. Об оценке социальной инфраструктуры сельских территорий [Текст] / Г. В. Белехова, К. Н. Калашников, В. В. Шаров // Проблемы развития территории. - 2016. - № 1(83). - С. 72-84.
2. Государственная программа «Земский доктор» на 2017 год [Электронный ресурс] : утв. распоря¬жением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 2247-р. - Режим доступа : http://2017god. com/programma-zemskij-doktor-na-2017-god - Дата обращения 12.11.2017.
3. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения [Текст] / Министерство здравоохранения РФ. - М., 2015. - 161 с.
4. Доклад о состоянии здравоохранения в мире [Текст] / Всемирная организация здравоохранения. - Женева : ВОЗ, 2015. - 152 с.
5. Исаева, И. В. В России нехватка врачей [Электронный ресурс] / И. В. Исаева // МРТ-эксперт. - 2013. - Режим доступа : http://www.mrtexpert.ru/articles/291 - Дата обращения 02.11.2017.
6. Калашников, К. Н. Ресурсное обеспечение российского здравоохранения: проблемы территори¬альной дифференциации [Текст] / К. Н. Калашников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 1. - C. 72-87.
7. Комментарий Минздрава России об эффективности программы «Земский доктор» [Электронный ресурс]: официальный сайт Минздрава России. - Режим доступа : https://www.rosminzdrav.ru/ news/2015/07/15/2449-kommentariy-minzdrava-rossii-ob-effektivnosti-programmy-zemskiy-doktor - Дата обращения 19.11.2017.
8. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] : учебник / Ю. П. Лисицын, Г. Э.Улумбекова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. 544 с.
9. Лихачева Т.Н. Демографический прогноз численности сельского населения Северо-Западного федерального округа [Текст] / Т. Н. Лихачева, А. В. Короленко, К. Н. Калашников // Проблемы раз¬вития территории. - 2016. - № 6. - C. 112-131.
10. Министерство здравоохранения РФ [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа : https://www.rosminzdrav.ru/ru - Дата обращения 23.11.2017.
11. Модернизация здравоохранения: новая ситуация и новые задачи [Текст] / Л. Д. Попович, Е. Г. Потапчик, С. К. Салахутдинова, Е. В. Селезнева, И. М. Шейман, С. В. Шишкин ; под ред. И. М. Шеймана, С. В. Шишкина. - М. : РАНХ, 2016. - 232 с.
12. Никифоров С.А. Муниципальное здравоохранение в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития / С.А. Никифоров, И.Н. Денисов, Е.В. Ползик. Екатеринбург, 2017. - 138 с.
13. Панов, М. М. Трудовые ресурсы сельских территорий: состояние и проблемы [Текст] / М. М. Панов // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 5. - 11 с.
14. Публичный доклад о результатах деятельности департамента здравоохранения Вологодской обла¬сти за 2015 год [Текст] / Департамент здравоохранения Вологодской области. - Вологда, 2016. - 26 с.
15. Скворцова, В. И. Система здравоохранения в РФ обескровлена дефицитом кадров [Видеозапись] / В. И. Скворцова // Россия 1. - 2013. - 9 дек.
16. Улумбекова, Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать [Текст] / Г. Э. Улумбекова. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 704 с.
17. Шабунова, А. А. Вологодская область: перспективы демографического развития [Текст] / А. А. Шабунова, А. О. Богатырев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. -№ 3(11).- С.51-60.

Вопрос-ответ:

Каков уровень обеспеченности сельского населения врачами в России и зарубежом?

Уровень обеспеченности сельского населения врачами в России и зарубежом может существенно различаться. В России, по данным исследований, наблюдается дефицит врачей в сельских районах, особенно в отдаленных регионах. Это связано с низкой привлекательностью работы в сельской местности, нехваткой финансовых средств и инфраструктуры. В зарубежных странах ситуация может быть различной, в зависимости от развития здравоохранения и специфики каждой страны.

Какие задачи и этапы оказания медицинской помощи сельскому населению?

Задачи оказания медицинской помощи сельскому населению включают предупреждение заболеваний, раннюю диагностику и лечение, реабилитацию, создание условий для сохранения и укрепления здоровья. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению включают первичную медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь и экстренную медицинскую помощь.

Как оценивается уровень обеспечения сельского населения врачами?

Уровень обеспечения сельского населения врачами оценивается по нескольким параметрам, включая количество врачей на 1000 человек, распределение между специальностями и уровень доступности медицинской помощи. В России уровень обеспеченности сельского населения врачами ниже, чем в городских районах.

Какие проблемы существуют с реформами в сельском здравоохранении?

Проблемы с реформами в сельском здравоохранении включают дефицит врачей, низкое качество медицинской помощи, недостаточную финансовую поддержку, отсутствие современного медицинского оборудования и неразвитую систему экстренной медицинской помощи.

Как часто сельское население получает медицинскую помощь?

Сельское население имеет доступ к медицинской помощи на всех этапах: первичная медико-санитарная помощь предоставляется в поликлиниках и фельдшерско-акушерских пунктах, специализированная медицинская помощь осуществляется в больницах и сельских амбулаториях, а экстренная медицинская помощь предоставляется через пункты скорой помощи и медицинские вертолеты.

В чем разница между обеспеченностью населения врачами в России и за рубежом?

Разница между обеспеченностью населения врачами в России и за рубежом заключается в количестве врачей на 1000 человек. В России этот показатель ниже, что приводит к дефициту медицинской помощи для сельского населения. В некоторых странах за рубежом обеспеченность врачами выше и имеется лучшая доступность медицинской помощи для сельского населения.