Социокультурная среда как средство развития культуры личности учащегося

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 25 25 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 17.12.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА 5
1.1 Понятие социокультурной среды 5
1.2 Развитие личности как педагогическая проблема 7
1.3 Роль социокультурной среды в развитии личности 9
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ 12
2.1 Принципы проектирования социокультурной среды 12
2.2 Повышение межкультурной компетентности учащихся в рамках дополнительного образования иностранному языку посредством социокультурной среды образовательного учреждения 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25


Фрагмент для ознакомления

Приэтомучащиесяведут обращениенетолькокпечатнымпервоисточникам,ноикэлектронным ресурсам.Потворствует созданию условий длясовместнойучебнойдеятельностиучащихся технологияобучениявсотрудничестве.Взаимодействие интерактивного характера учащихсяв группахсоздаетпрактическоеиспользованиеязыкав ситуациях,которые отражаютреальнуюдействительность. Эта технологиясоздаетуучениковпотребностьсовершенствоватьсвоитворческие и речевыеспособности.Методролевогообщения обычно используют дляуспешного взаимодействиявразличныхситуациях, также продуктивенметод сравнения,который позволяетсопоставитьфактысвоей культуры и культуры изучаемого языка, а также проложить параллель сравненияобычаев,традиций,манер,и праздников. В ситуациях речевогообщения происходит сопоставлениеи оценивание.Дабыдиалог,какконтакт представителейразных культур состоялся и воплотился в реальность,необходимособлюдатьвсе шагиследующего алгоритма: установить контакт;начать, поддержать и закончить разговор;выразить свое отношение к вопросу обсуждения;узнать мнение и отношение собеседника;ориентироватьсявфактахиностранной культуры;точным образом интерпретировать факты иноязычнойкультуры, проявляячувстватакта. Наиболееэффективными для развития социокультурнойнаправленности,каккомпонентакоммуникативной компетенции, считаютсязанятия,имитирующие какие-либовидыработ: защита туристическихпроектов,путешествие,экскурсия,и др.Учащиеся расширяютсвоилингвострановедческиеистрановедческие познания овладеваясоциокультурнымиумениями,засчетновой тематики о стране изучаемого языка, ее культуре, науке, реалиях, известных людяхвразличныхвидахречевойдеятельности: говорении, аудировании,чтении и письме.Дляобученияаудированиювыступают материаломаутентичныетексты информационно-справочногохарактера:путеводителидлятуристов,аудиоинформациявгалереяхи музеях,объявленияваэропорту,в транспорте.Кромеэтогоученикам даютсятексты,способные встретиться имвреальнойжизниприпосещениистраны изучаемогоязыка.Знакомство с текстамилингвострановедческогосодержаниявносит определеннуюновизну,таккаквнихвсегдаотражаютсяреалии страныизучаемогоязыка.Грамотно поставленное обучение чтению общественно-политической литературы является одним из мощных средств идейно-политического воспитания, они потворствует интересу школьников к языку иностранному и способствует становлению речевых навыков.Ученикна старшем этапе обучения должен уметь читать газеты на иностранном языке, извлекать из них интересующую информацию, и быть способным передавать содержание прочитанного, высказывать мнение о нем. Методика компаративного анализа является действенным приемом работы по семантизации страноведческой лексики. Лексика вводится через ее социально – страноведческое отражение. Ученики знакомятся с текстом, содержащим информацию о реалиях иностранной культуры, а затем составляют текст, описывающий схожиереалии и явления отечественной действительности.Таким образом, знакомство с культурой страны идет через сравнения и оценки уже имеющихся знаний с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своем государстве. К наиболее действенным методам формирования социокультурной компетенции можно также отнести:–метод критических инцидентов, нацеленный на выявление различий в вербальном и невербальном общении;–сравнительно-сопоставительный метод, включающий различного рода дискуссии; – метод культурных капсул, акцентирующий одно из различий в культурах, например, различие между покупателями в Англии и России;метод аудио-мотора, построенный по типу игры “Simon says”. Материал краеведческий притягивает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, дает им возможность оперировать в учебной беседе фактами и сведениями, с которыми они имеют дело в своей повседневной жизни. На основе такого материала возможно моделировать реальные коммуникативные ситуации: беседа о родной стране, о родном городе с гостем из-за рубежа, проведение экскурсии для туристов на английском языке и т.п. Переживания, которые возникают у учащихся по ходу реализации всех форм учебной работы с использованием данных материалов,не только потенцируют эффективность всех аспектов воспитания, но и в существенной мере повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.Взаимодействие речевое представителей различных культур реализуется с большей полнотой и эффективностью тогда, когдав процессе преподавания языка находится место родной национальной культуре. В нынешних отечественных учебно-методических комплексах по английскому языку имеется достаточно материалов страноведческого характера, в том числе, сведений из культуры, истории, и географии стран изучаемого языка. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы научить школьника говорить на английском языке о том, с чем он имеет дело в жизни, что ему дорого, чем он горд и готов поделиться со своим партнером по межкультурной коммуникации. Именно регионоведческий материал о природе,культуре, и географии родных мест, об истории малой родины может существенно дополнить содержательную сторону речи.Подведем итоги. Основополагающими принципами проектирования являются: принцип персонифицированности процесса и результатов проектирования; принцип критического порога модификации; принцип оптимизации зоны ближайшего развития; принцип ориентации на сохранение и изменение; принципы соразмерности проектируемых перемен, социальной и личностной целесообразности, реалистичности и комплексности.Принципы социокультурного проектирования выполняют двоякую функцию: – детерминируют воззрения проектировщика, а также стиль и нравственную интонацию создаваемых им проектов, концепций, программ, то есть обеспечивают уровень проектирования ценностно-ориентационный;– определяют теоретическую базу технологии социокультурного проектирования.При формировании межкультурной компетенции значимым моментом является использование информационно-коммуникационных технологий, таких как технология критического мышления, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, и развивающее обучение. Они повышают интерес к иноязычному общению, расширяют его предметное содержание.ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциокультурная среда – конкретное, данное каждому ребенку, социальное пространство, с помощью которого он включается в существующие культурные связи. Это – общность различных условий его жизнедеятельности и социального поведения, к которому относятся его случайные контакты и тесные взаимодействия с другими индивидами, это – предметное, природное, и вещное окружение, представленное как доступная к взаимодействию часть социума.Социокультурная среда накладывает на ребенка отпечаток своеобразия, который впоследствии способствует появлению у него индивидуальности. Она оказывает действие в форме совокупности природных и социальных условий.Основные механизмы средового влияния заключаются в следующем:1. Среда определяет пространство возможностей для различных видов деятельности, для самореализации и самопредъявления;2. Среда создает комплекс шаблонов подражания, дает возможность выбора того, который оказывается наиболее близок растущему человеку;3. Среда выдвигает определенные санкции за соответствие или несоответствие ее требованиям; их особенностью в средовом контексте является то, что они обычно бессубъектны, а требования среды содержат высокую степень неопределенности, что влияет на выработку внутренней регуляции деятельности растущего человека.Основополагающими принципами проектирования являются: принцип персонифицированности процесса и результатов проектирования; принцип критического порога модификации; принцип оптимизации зоны ближайшего развития; принцип ориентации на сохранение и изменение; принципы соразмерности проектируемых перемен, социальной и личностной целесообразности, реалистичности и комплексности.Принципы социокультурного проектирования выполняют двоякую функцию: – детерминируют воззрения проектировщика, а также стиль и нравственную интонацию создаваемых им проектов, концепций, программ, то есть обеспечивают уровень проектирования ценностно-ориентационный;– определяют теоретическую базу технологии социокультурного проектирования.При формировании межкультурной компетенции значимым моментом является использование информационно-коммуникационных технологий, таких как технология критического мышления, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, и развивающее обучение. Они повышают интерес к иноязычному общению, расширяют его предметное содержание.Поставленная в начале работы цель, и сопутствующие ей задачи были успешно выполнены. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАберкомби Н. Социологический словарь. / Н. Аберкомби. – М.: Экономика, 2014. – 620 с.Абишева А.К. Философия / А.К. Абишева.–Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. – 521 с.Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2011. – 192 с.Волков Ю.ГСоциология. / Ю.Г. Волков – М.: Гардарики, 2012. – 400 с.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С, Выготский. –М.: Юрайт, 2017. – 199с.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012. – 536 с.Зуев С. Э. Социально-культурное проектирование. /С.Э. Зуев. – М.: ТЦ Альтернатива, 2009. – 512 с.Краевский В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.Лавриненко В.Н. Социология. Учебник. / В.Н. Лаврененко,– М.: Проспект, 2014. – 480с.Макеева О.В. Основы социокультурного проектирования: учеб.-метод. пособие / О.В. Мукашева – Новосибирск: НГПУ, 2015. – 111с.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 583с.Марков А.П., Основы социокультурного проектирования. / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб.: ГУП, 2007. – 272 с.Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– М.: АСТ, прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 816 с.Смирнов В.И. Общая педагогика. Учебное пособие. – / В.И. Смирнов. М.: Логос, 2012. – 304 с. Торосян В. История образования и педагогической мысли. Учебник для вузов. / В. Торосян. –М.: Владос-Пресс, 2012. – 351с.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Аберкомби Н. Социологический словарь. / Н. Аберкомби. – М.: Экономика, 2014. – 620 с.
2. Абишева А.К. Философия / А.К. Абишева. – Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. – 521 с.
3. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2011. – 192 с.
4. Волков Ю.Г Социология. / Ю.Г. Волков – М.: Гардарики, 2012. – 400 с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С, Выгот-ский. –М.: Юрайт, 2017. – 199с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Да-выдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012. – 536 с.
7. Зуев С. Э. Социально-культурное проектирование. /С.Э. Зуев. – М.: ТЦ Альтернатива, 2009. – 512 с.
8. Краевский В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
9. Лавриненко В.Н. Социология. Учебник. / В.Н. Лаврененко, – М.: Проспект, 2014. – 480с.
10. Макеева О.В. Основы социокультурного проектирования: учеб.-метод. пособие / О.В. Мукашева – Новосибирск: НГПУ, 2015. – 111с.
11. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 583с.
12. Марков А.П., Основы социокультурного проектирования. / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб.: ГУП, 2007. – 272 с.
13. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– М.: АСТ, прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 816 с.
14. Смирнов В.И. Общая педагогика. Учебное пособие. – / В.И. Смирнов. М.: Логос, 2012. – 304 с.
15. Торосян В. История образования и педагогической мысли. Учебник для вузов. / В. Торосян. –М.: Владос-Пресс, 2012. – 351с.

Вопрос-ответ:

Что такое социокультурная среда?

Социокультурная среда - это совокупность факторов, которые окружают учащегося и влияют на его развитие и формирование культуры личности.

Как социокультурная среда влияет на развитие личности учащегося?

Социокультурная среда играет важную роль в развитии личности учащегося. Взаимодействие с различными социокультурными факторами, такими как семья, школа, общество, помогает формировать ценности, навыки и умения, а также развивать межкультурную компетентность.

Какие принципы проектирования социокультурной среды существуют?

Существует несколько принципов проектирования социокультурной среды. Один из них - интегративный принцип, который предполагает объединение различных социокультурных факторов для создания благоприятной образовательной среды. Еще один принцип - гуманистический, который подразумевает учет потребностей и интересов учащихся при создании социокультурной среды.

Что такое межкультурная компетентность и почему она важна?

Межкультурная компетентность - это способность учащихся эффективно взаимодействовать с представителями разных культур и справляться с межкультурными ситуациями. Она важна сегодня, когда мир становится все более глобализированным, и взаимодействие с другими культурами становится неотъемлемой частью нашей жизни.

Как можно повысить межкультурную компетентность учащихся?

Повышение межкультурной компетентности учащихся может осуществляться через дополнительное образование, например, изучение иностранного языка. Также важным является создание разнообразных ситуаций в социокультурной среде, которые помогут учащимся практиковать свои межкультурные навыки и развивать их.

Что такое социокультурная среда?

Социокультурная среда - это совокупность материальных и духовных ценностей, норм и правил общества, которые оказывают влияние на развитие и формирование личности учащегося.

Почему развитие личности является педагогической проблемой?

Развитие личности является педагогической проблемой, так как каждая личность уникальна и требует индивидуального подхода в образовании и воспитании. Педагоги должны создавать условия, в которых учащиеся смогут развивать свои потенциалы и стать самостоятельными и гармонично развитыми личностями.

Какую роль играет социокультурная среда в развитии личности учащегося?

Социокультурная среда играет важную роль в развитии личности учащегося. Она предоставляет учащимся возможность овладеть социокультурными навыками, получить знания о культуре своего народа и других народов, осознать свою роль в обществе и развить чувство патриотизма. Кроме того, социокультурная среда предоставляет возможности для развития межкультурной компетентности и поиск своего места в обществе.

Какие принципы проектирования социокультурной среды важны для развития культуры личности учащегося?

Для развития культуры личности учащегося важно учитывать следующие принципы проектирования социокультурной среды: доступность и доступность культурных ценностей, создание условий для самостоятельного творческого самовыражения и саморазвития, учет потребностей и интересов учащихся, привлечение культурного многообразия и охрана исторического и культурного наследия.

Каким образом дополнительное образование по иностранному языку способствует повышению межкультурной компетентности учащихся?

Дополнительное образование по иностранному языку способствует повышению межкультурной компетентности учащихся, так как оно предоставляет возможности для изучения и понимания других культур, развития коммуникативных навыков и способности к взаимодействию с представителями других культур. Кроме того, такое образование расширяет горизонты учащихся и способствует их интеграции в мировое культурное пространство.

Какое значение имеет социокультурная среда для развития личности учащегося?

Социокультурная среда играет важную роль в развитии культуры личности учащегося. Она формирует ценности, нормы и образцы поведения, влияет на формирование личностных качеств, развитие коммуникативных навыков и межкультурной компетентности. Кроме того, социокультурная среда предоставляет разнообразные возможности для саморазвития и самореализации учащегося, способствует формированию его культурного кругозора.

Какие принципы проектирования социокультурной среды могут быть применены в образовательном процессе?

В проектировании социокультурной среды важно учитывать принципы социальной активности, разнообразия и динамичности. Социальная активность предполагает создание условий для активного участия учащихся в различных социокультурных событиях и проектах. Разнообразие подразумевает предоставление различных возможностей для проявления и развития творческого потенциала учащихся. Динамичность включает постоянное обновление и модернизацию социокультурной среды в соответствии с изменяющимися требованиями и потребностями учащихся.