Нравственно-воспитательный аспект авторской песни.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 31 31 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 11.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Параграф 1. Понятие авторской песни и ее педагогический потенциал 5
1.1. Авторская песня. Понятие и семантика термина в отечественной культуре 5
1.2. Воспитательный потенциал авторской песни в музыкальной школе 9
Параграф 2. Работа над авторской песней в музыкальной школе 12
2.1. Анализ программы по изучению авторской песни 12
2.2. Особенности работы с авторской песней в музыкальной школе 14
Заключение 24
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Одну и ту же песню можно исполнить по-разному. От манеры исполнения, от аккомпанемента, от мимики, жестов, интонации и т.д. зависит смысловая нагрузка произведения. Придавая песне «свой» смысл, ребенок становится соавтором. 5. Включать в программу обучения разделы, которые позволяли бы детям демонстрировать их творческие способности. В программу обязательно включены концерты различных уровней, начиная от «домашних концертов», в которых могут принимать участие все дети, до региональных фестивалей, в которых участвуют те, кто достиг более высокого уровня исполнительского мастерства. 6. Предоставлять время для творческого мышления. В зависимости от характера выполняемой работы, время может предоставляться разное – от нескольких минут (при составлении экспромтов) до нескольких месяцев (при подготовке программ). 7. Стимулировать дальнейшее развитие ребенка. Необходимо закрепить идею, что творчество не имеет конца. Лучшим образцом здесь служит педагог, который постоянно продолжает развиваться сам, совершенствуя свое мастерство. 8. Найти соответствие между творческой личностью и средой. Необходимо поощрять применение на практике творческих способностей за пределами клуба – в школе, дома, в общении со сверстниками. 9. Поощрять желание ребенка передать свое умение другому. Дети часто и с удовольствием обучают новичков тому, что прошли сами. Это не только сплачивает коллектив, но и дает детям видеть свои ошибки, избегать их и помогать избегать другим, а также повышать свою компетенцию в конкретном вопросе. 10. Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности.Формы работы над авторской песней: 1. Коллективно-творческое дело. Оно представляет собой совместный поиск лучших решений, где деятельность творится сообща. Это основная форма работы при составлении сценариев и оформления к концерту, при организации и проведении концерта. 2. Мероприятия: образовательные (тематические вечера, поездки на фестивали, выходы на концерты); релаксирующие (праздники, дни рождения, выезды на природу). 3. Игра. Как форма обучения игра обладает несомненными достоинствами: это путь к самопознанию; это важное средство самовоспитания. В игре ребенок закрепляет нужные привычки и умения; играя, ребенок выражает свое отношение к жизни; игра развивает познавательную деятельность и творческие способности ребенка; игра несет огромный эмоциональный заряд и радость от общения.При работе над авторской песней в музыкальной школе должны решаться следующие задачи: Обучающие:- расширить и углубить теоретические знания по музыке;- формировать вокальные навыки исполнения бардовской песни;- дать знания и умения, необходимые для социальной адаптации к жизни в современном обществе.Развивающие:- способствовать развитию инициативы и самоуправления;- формировать у подростков положительный социальный опыт взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе.Воспитательные:- воспитать у подростков уважения к культурно-историческому наследию, любви к отечеству, готовность встать на его защиту;- формировать нравственно-этические нормы межличностных- способствовать развитию инициативы и самоуправления;- формировать у подростков положительный социальный опыт взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе.Форма проведения учебных аудиторных занятий: Реализация учебного плана по предмету «Авторская песня» проводиться в форме групповых занятий (по 3 человека).При работе над авторской песней репертуар может состоять из: произведений классиков жанра авторской песни (Ю. Визбора, С. Никитина, Б. Окуджавы, В. Берковского и др.); произведений современных авторов (О. Митяева, В. Попова, В. Третьякова, Н.Кучер, Е. Решетняк и др.); произведений, написанных самими участниками коллектива; классических академических произведений (романсы и песни); театральные постановки. Произведения классиков жанра авторской песни Б. Окуджава: 1. «Песня об Арбате» 2. «Грузинская песня» 3. «Нам нужна одна победа» 4. «Счастливый жребий» 5. «Надя-Наденька» 6. «Поле чудес» 7. «Песенка об открытой двери» Ю. Визбор: 1. «Многоголосье» 2. «Подмосковная» 3. «Охотный ряд» 4. «Подмосковная зима» 5. «А будет это так» 6. «Вересковый куст» 7. «Синий перекресток» 8. «Домбайский вальс» 9. «Мама, я хочу домой» 10.«Три минуты тишины» 11.«Излишний вес» 12.«Вот это для мужчин» 13.«Три звезды» 14.«Милая моя» 15.«Ты у меня одна» 16.«Мне твердят» 17.«Здравствуй, здравствуй, я вернулся» 18.«Спокойно, дружище, спокойно» 19.«Серега Санин» 20.«Рассказ ветерана» 21.«Наполним музыкой сердца» 22.«Ночная дорога» 23.«До свиданья, дорогие» (совм. с Ю. Визбором и В. Берковским) 24.«Ломоносов» 25.«Диалог о соотношении возвышенного и земного» 26.«Ботик» 27.«Песня о подводниках» 28.«Перевал» В. Берковский: 1. «Песня – шагом, шагом» (ст. Н. Матвеевой) 2. «Песенка о собачке Тябе» (ст. Д. Сухарева) 3. «Альма-матер» (ст. Д. Сухарева) 4. «Снегопад» (ст. Ю. Мориц) 5. «Гренада» (ст. М. Светлова) 6. «Контрабандисты» (ст. Э. Багрицкого) 7. «Вспомните, ребята» (ст. Д. Сухарева) 8. «Спляшем, Пегги» (шотл. песенка, пер. И. Токмаковой) 9. «Под музыку Вивальди (совм. с С. Никитиным, ст. А. Величанского) 10.«Морская трава» (ст. Д. Сухарева) 11.«До свиданья, дорогие» (совм. с Ю. Визбором и С. Никитиным) 12.«На далекой Амазонке» 13.«Трубачи» (ст. Д. Сухарева) С. Никитин 1. «Пирог» (ст. Д. Хармса) 2. «Резиновый ежик» (ст. Ю. Мориц) 3. «Пони» (ст. Ю. Мориц) 4. «Маленький трубач» (ст. С. Крылова) 5. «Старая песня» (ст. Ю. Мориц) 6. «Песенка друзей» (ст. Ю. Мориц) 7. «Диалог у новогодней елки» (ст. Ю. Левитанского) 8. «Александра» (ст. Ю. Визбора, Д. Сухарева) 9. «Пароходик» (cт. Д. Сухарева) 10.«Меняют люди адреса» 11.«Снег идет» (ст. Б. Пастернака) 12.«Птицелов (ст. Э. Багрицкого) 13.«Военные фотографии» (ст. Ю. Визбора) 14.«Рио-рита» (ст. Г. Шпаликова) 15.«Друзей теряют только раз» (ст. Г. Шпаликова) 16.«Прощай, Садовое кольцо» (ст. Г. Шпаликова) 17.«Брич-Мулла» (ст. Д. Сухарева) 18.«На пристани» (ст. Э. Рязанова) 19.«Не греет любовь и не светит» (ст. Ю. Визбора и М. Светлова) 20.«Здравствуй» (ст. А. Якушевой) 21.«Я к вам травою прорасту» (ст. Г. Шпаликова) 22.«Сонет № 90» (ст. У. Шекспира, пер. С. Маршака) 23.«Каждый выбирает для себя» (ст. Ю. Левитанского) 24.«Ночная дорога» (ст. Ю. Визбора, Д. Сухарева) 25.«Последняя просьба старого лирника» (ст. В. Коротич, пер. Ю. Мориц) 26.«Слониха, слоненок и слон» (ст. Ю. Мориц) В. Высоцкий 1. «Вершина» 2. «Лирическая» 3. «По Волге-матушке» 4. «Спасите наши души» 5. «Беда» 6. «Песня Алисы» 7. «Случай в ресторане» 8. «Звезды» 9. «Так случилось – мужчины ушли» 10.«На братских могилах» 11.«Баллада о борьбе» 12.«Марьюшка» 13.«Натянутый канат» 14.«Любовь в каменном веке» 15.«Песня о друге» 16.«Утренняя гимнастика» 17.«Что случилось в Африке» 18.«Купола»19.«Аисты» 20.«Песня об обиженном времени» 21.«Мы вращаем землю» 22.«Зодиак» 23.«Так дымно» 24.«Прерванный полет» Ю. Ким 1. «Начинается день» 2. «Объяснение в любви» 3. «Хорошо идти фрегату»4. «Пляска пиратов» 5. «Рыба-кит» 6. «Старый пират» 7. «Не покидай меня, весна» 8. «Фантастика» 9. «Бабушка пирата» 10.«Улетай» 11.«Губы окаянные» А. Якушева 1. «Ты – мое дыхание» 2. «Вечер бродит» 3. «Синие сугробы» А. Дольский 1. «Аленушка» 2. «Как женился Джон» 3. «Все в порядке» 4. «Кто-то уйдет» 5. «Удивительный вальс» 6. «Маленький принц» 7. «Мне звезда упала на ладошку» В. Ланцберг 1. «Пора в дорогу» 2. «А что там» 3. «Художник» 4. «Маленький фонарщик» 5. «Сверим наши песни» А. Городницкий1. «Над Канадой» 2. «В городе Понта-Дельгада» 3. «Снег» 4. «Пиратская» 5. «Перекаты» 6. «Атланты» 7. «Царское село» 8. «Предательство» Г. Шангин-Березовский 1. «Царевна-несмеяна» 2. «Этот двор» 3. «Листопад» Ю. Кукин 1. «За туманом» 2. «Париж» 3. «Солдат Киплинга» 4. «Говоришь, чтоб остался я»ЗаключениеСовременный этап в жизни российского общества характеризуется изменениями не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Проблемы нравственно-эстетического характера оказываются в фокусе всеобщего внимания. Наше общество сегодня, как никогда, нуждается в людях, способных принять ответственное решение, обладающих широким кругозором, творческим потенциалом, толерантностью, коммуникативностью. Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. Сегодня детям, как никогда, надо учиться адекватно оценивать себя, свои возможности, добиваться поставленных целей, учиться общаться со сверстниками. Этому они учатся на примере авторской песни.Авторская песня носит не развлекательный характер, а призвана влиять на чувства человека, затрагивать струны его души, формируя его лучшие душевные качества: чуткость, доброту, отзывчивость.Задачами дополнительного образования являются развитие личностных качеств ребенка, подготовка его к жизни в новых условиях, формирование в нем человека, способного к социальному творчеству. В связи с этим особую актуальность приобретает приобщение ребенка к миру художественной культуры, в частности, к авторской песне. Авторская песня является прекрасным средством для развития личностных качеств ребенка. Она приобщает его к хорошей поэзии, тем самым развивая его мыслительные и интеллектуальные способности, формирует его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом. В процессе обучения авторской песне происходит выбор тех или иных культурных образцов, нравственных идеалов, помогающих определить собственное поведение в социальной среде. В этом контексте авторская песня выступает как основа для выстраивания отношений к людям, к обществу, к самому себе. Ребенок приобретает навыки игры на гитаре, возможность исполнить песню под собственный аккомпанемент, а это способствует его самореализации, самоутверждению в кругу сверстников, приобретению лидерских качеств. Таким образом, авторская песня помогает подростку адаптироваться к современному динамичному обществу.Авторская песня нужна всем нам, а подросткам особенно, как способосмысления жизни, как средство общения, а главное - она помогает развитиюличностных качеств ребенка, способствует его творческой самореализации,помогает формированию активной жизненной позиции.Список литературыАзбука нравственного воспитания. Под ред. И.А.Каирова и О.С Богдановой. - М. "Просвещение", 2010.Алиев, С. В. Подросток – Музыка – школа (текст): сб.статей/ С.В Алиев. - М.: Музыка, 1975.Беленький, Л.П. Авторская песня и творческий метод ее создания. // Обсерватория культуры. 2012. № 4.Беленький, Л. П. Авторская песня — явление отечественной культуры // Воспитательный потенциал авторской песни. — М.: Учреждение РАО «Институт семьи и воспитания», 2010. — С. 5—19.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. - 572с.Горина, Ю. Н. Психолого-педагогические аспекты формирования ценностных ориентаций у подростков средствами авторской песни // Воспитательный потенциал авторской песни. — М.: Учреждение РАО «Институт семьи и воспитания», 2010. — С. 19—25.Каманкина, М. В. Самодеятельная авторская песня 1950–1970-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра): канд. дисс. М.: ВНИИ искусствознания, 1989.Кленов, А. Там, где музыка живет [Текст] / А. Кленов. – М. : Педагогика, 1985. – 152 с.О «Никитинских встречах» // Воспитательный потенциал авторской песни.  М.: Учреждение РАО «Институт семьи и воспитания», 2010. — С. 4.Песни Булата Окуджавы. Сост. Л.Шилов. - М.: "Музыка", 2003 Песня единая и многоликая: (Беседа за круглым столом с А. Галичем, М. Анчаровым, Ю. Визбором и др.) / Репортаж вели А. Асаркан и Ан. Макаров // Неделя. 1966. Янв. (№1).Соколова, И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии / ГКЦМ В.С. Высоцкого. М.: Благотворит.фонд Владимира Высоцкого, 2002.Степанов, Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2006.Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики //Под ред. М.Д. Таборидзе. М.: Педагогика. - 2012. -104 с.Янковская, О.А. Генезис авторской песни. – М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2012. – 200 с.

1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И.А.Каирова и О.С Богдановой. - М. "Просвещение", 2010.
2. Алиев, С. В. Подросток – Музыка – школа (текст): сб.статей/ С.В Алиев. - М.: Музыка, 1975.
3. Беленький, Л.П. Авторская песня и творческий метод ее создания. // Обсерватория культуры. 2012. № 4.
4. Беленький, Л. П. Авторская песня — явление отечественной культуры // Воспитательный потенциал авторской песни. — М.: Учреждение РАО «Институт семьи и воспитания», 2010. — С. 5—19.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. - 572с.
6. Горина, Ю. Н. Психолого-педагогические аспекты формирования ценностных ориентаций у подростков средствами авторской песни // Воспитательный потенциал авторской песни. — М.: Учреждение РАО «Институт семьи и воспитания», 2010. — С. 19—25.
7. Каманкина, М. В. Самодеятельная авторская песня 1950–1970-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра): канд. дисс. М.: ВНИИ искусствознания, 1989.
8. Кленов, А. Там, где музыка живет [Текст] / А. Кленов. – М. : Педагогика, 1985. – 152 с.
9. О «Никитинских встречах» // Воспитательный потенциал авторской песни. М.: Учреждение РАО «Институт семьи и воспитания», 2010. — С. 4.
10. Песни Булата Окуджавы. Сост. Л.Шилов. - М.: "Музыка", 2003
11. Песня единая и многоликая: (Беседа за круглым столом с А. Галичем, М. Анчаровым, Ю. Визбором и др.) / Репортаж вели А. Асаркан и Ан. Макаров // Неделя. 1966. Янв. (№1).
12. Соколова, И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии / ГКЦМ В.С. Высоцкого. М.: Благотворит. фонд Владимира Высоцкого, 2002.
13. Степанов, Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2006.
14. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики //Под ред. М.Д. Таборидзе. М.: Педагогика. - 2012. - 104 с.
15. Янковская, О.А. Генезис авторской песни. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.

Вопрос-ответ:

Что такое авторская песня и какой педагогический потенциал она имеет?

Авторская песня - это музыкальное произведение, созданное одним конкретным автором, который является автором и музыки, и текста. Она имеет большой педагогический потенциал, так как способствует развитию творческих способностей, эмоциональной сферы и нравственного воспитания учащихся. Авторская песня помогает выразить свои мысли, чувства и мнения, развивает музыкальный слух и ритмическое восприятие, а также способствует формированию эстетического вкуса.

Какое значение имеет авторская песня в отечественной культуре?

Авторская песня имеет большое значение в отечественной культуре. Она является одной из форм самовыражения и самовыражения широких слоев населения. Авторская песня помогает сохранить и передать наследие народа, его историю и культуру. Она является важным источником информации о времени, в котором была создана, а также отражает настроения и мысли общества. Таким образом, авторская песня является важной частью национальной культуры и способствует ее сохранению и развитию.

Какие особенности работы с авторской песней существуют в музыкальной школе?

Работа с авторской песней в музыкальной школе имеет свои особенности. Одна из них заключается в том, что учащиеся могут изучать не только существующие авторские песни, но и создавать свои собственные произведения. Это позволяет развивать творческие способности учащихся и формировать их собственный музыкальный стиль. Кроме того, в музыкальной школе учащиеся работают над интерпретацией авторских песен, развивая при этом музыкальную манеру и художественное исполнение. При этом важно учитывать семантику и эмоциональную нагрузку песни, чтобы передать ее идею и настроение.

Что такое авторская песня?

Авторская песня - это музыкальное произведение, созданное автором в собственном стиле и собственными словами. Она отличается индивидуальностью и оригинальностью исполнения, а также глубоким содержанием.

Каков педагогический потенциал авторской песни?

Авторская песня имеет большой воспитательный потенциал, так как через нее можно передать ценности, эмоции и моральные установки автора. Она способствует развитию эмоциональной сферы и творческого мышления у детей, а также формирует их музыкальный вкус и эстетические предпочтения.

Какие особенности работы с авторской песней в музыкальной школе?

Работа с авторской песней в музыкальной школе предполагает анализ и интерпретацию текста и мелодии, изучение стиля и характера произведения, а также его исполнение. Важно развивать чувство ритма, музыкальное слуховое восприятие, артистическое мастерство и музыкальную память у учащихся.

Какой воспитательный потенциал авторской песни в музыкальной школе?

Авторская песня в музыкальной школе может быть использована для формирования эстетических ценностей, нравственных принципов и культуры поведения у детей. Она помогает развивать эмоциональность, воображение, самовыражение и самоанализ учащихся, а также способствует формированию творческой и музыкальной личности.

Какую программу следует проводить по изучению авторской песни в музыкальной школе?

Программа по изучению авторской песни в музыкальной школе должна включать анализ и интерпретацию произведений разных авторов, изучение истории и контекста создания песен, развитие навыков исполнительства и композиторского мастерства, а также ознакомление с разными жанрами и стилями авторской песни.

Что такое авторская песня?

Авторская песня - это музыкальное произведение, написанное и исполненное одним автором. Она отличается индивидуальным стилем и особой семантикой, передающей эмоции и мысли автора.

Какой педагогический потенциал имеет авторская песня?

Авторская песня имеет большой воспитательный потенциал, так как она передает личный опыт и чувства автора, а также может затрагивать актуальные социальные и моральные проблемы. Она способствует развитию эмоциональной сферы учащихся, формированию их музыкального вкуса и креативности.

Каковы особенности работы с авторской песней в музыкальной школе?

Работа с авторской песней в музыкальной школе предполагает анализ и интерпретацию произведений, понимание и передачу семантики и эмоционального содержания песни. Учащиеся изучают музыкальные и поэтические особенности произведения, а также могут сами создавать свои авторские песни под руководством педагога.

Какие программы существуют по изучению авторской песни в музыкальной школе?

Существуют различные программы и методические указания для работы над авторской песней в музыкальной школе. Одна из них - это разработанная Министерством образования Российской Федерации программа "Изучение авторской песни в музыкальной школе". Она включает в себя систему заданий и рекомендаций для работы с авторской песней, как на уроках, так и во внеурочное время.