Принцип системности в научном познании.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методология
  • 20 20 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 20.12.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Понятие системности и системного подхода 5
2. Развитие системного подхода в науке 8
3. Системность как основополагающий методологический принцип социального познания 12
Заключение 19
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Это логическое воспроизведение объекта производится по законам объективного процесса развития самих вещей. Построение логически адекватной системы есть процесс отражения законов развития мира. Система категорий, объективные законы развития вещей, последовательное воспроизведение и углубление наших знаний есть методология научного познания. Теоретическое познание возможно только на основе этой методологии и представляет высшую форму знания. Переход от одной категории к другой воспроизводит усложняющийся процесс развития объекта. Объект развивается от простого к сложному, от зародышевого состояния до развитого. Развитие определенного объекта завершается тогда, когда целостный объект воспроизводится во всех своих внутренних взаимосвязях. Объект воспроизводит условия собственного существования, самопорождает самого себя. Это и есть завершение процесса развития, определенного исходным понятием. Мир многообразен и существует в качественно многообразных формах. Все в мире может стать объектом познания, но объектом развития может стать только конечное бытие, характеризующееся качественно определенным конечным свойством. Философия многопредметна, изучает множество аспектов мироздания. Одним из направлений философии, разрабатывающим методологию научного познания, является диалектика в ее современной трактовке. Диалектика – теория развития, это системный подход к анализу бытия, поэтому системность выступает как важнейший диалектический принцип, лежащий в основе научного анализа. Системный метод предполагает целостность системы общественных отношений. Взаимосвязь и взаимодействие общественных явлений определяет сущность каждого из них. В ходе логического анализа это выражается в том, что одно предполагает другое и одно следует за другим. Логическая последовательность категорий воспроизводит целостный объект – данную систему общественных отношений. Каждая категория занимает определенное место в системе категорий соответственно своей роли в познавательном процессе и структуре объекта исследования. Отношения, выражаемые в категории, обусловлены не логикой анализа, а структурой целостного объекта. Поэтому целостный объект исследования должен «витать в голове». Системное познание объекта является высшей теоретической формой знания. Теоретическая форма познания не совпадает с эмпирическим уровнем знания. Эмпирическое знание не совпадает с природной формой бытия и не раскрывает сущности объекта. Досущностная, бытийная форма знания ограничена. Поэтому оно может обходиться без особого метода познания. Теоретическое же познание требует особых логических манипуляций, позволяющих раскрыть сущность объекта, являющуюся условием его самосуществования. В бытийных формах знания объект чем-то обусловлен, в сущностных формах объект сам воспроизводит условия своего бытия. Развитое состояние объекта заключается в этом самовоспроизводстве объекта. Системное знание идет от абстрактного к конкретному. Лишь абстрагирование создает возможность для познания внутренней сущности. Система абстрактных категорий воспроизводит объект в его конкретности. Абстрагирование и систематизация абстракций является необходимым условием становления любой формы теоретического знания, особенно системного. Любая форма научного знания приобретает характер научного знания только на основе создания системы абстрактных понятий. Даже экспериментальная наука была создана с возникновением системы абстрактных понятий. С возникновением и развитием дифференцированных наук формируется и соответствующая методология. Методологические заблуждения обусловили теоретическую несостоятельность отдельных наук. В науке того времени господствовала идея абсолютно неизменной субстанции. Эта идея породила неправильные представления о пространстве и времени, теорию «невесомых» и т. д. Эти методологические идеи способствовали господству научных заблуждений. Новые методологические идеи, объективное существование предмета науки, обоснование специфики каждой науки, проблема взаимосвязи разных наук составили основу новой науки. Методологическая обработка новых научных достижений сама по себе дала колоссальный эффект и стала ускорителем науки. Роль философии сводится к методологии. Философия призвана создать истинную научную методологию. Методология определяет проблематику в философии и способы ее решения. Предмет философии не может определяться вне самой философии. Такое определение предмета философии может быть только эмпирическим. Содержание предмета философии должно раскрываться последовательно с развитием всей системы категорий. Предмет философии раскрывается во всей совокупности философских категорий как развивающееся понятие. Каждая из этой системы категорий является ступенькой в определении предмета философии. Понятие философии не может раскрываться в начале анализа системы. Обосновать теоретически объект исследования можно только всей системой категорий. Каждая категория занимает определенную нишу и соответствует ей. Анализ категорий заключается в том, чтобы найти эту нишу во всей системе. Категории расположены как углубляющаяся и развивающаяся система знаний об объекте. Философия тоже должна обосновываться как развивающееся понятие. Как теоретическое знание философия должна быть самообоснованным объектом исследования. Вне системы категорий все понятия в философии сводятся только к эмпирическим и авторитарным утверждениям. Эти так называемые исходные понятия опираются не на разум, не на доказательства, а только на авторитет автора их утверждения. Содержание предмета философии разворачивается как целостная система, и богатство философии представлено всей системой законов и категорий. С другой стороны, без всестороннего анализа общественной жизни не удалось бы раскрыть те связи и отношения, которые составляют основу философско-социологического познания общества. Таким образом, процесс развития как философии, так и любой конкретной науки достаточно сложен и противоречив. Противоречивость науки как системы обусловлена взаимодействием методологических принципов, определяющих целостность и устойчивость системы, и тех изменений, которые отражают изменяющиеся исторические условия. Это взаимодействие способствует развитию науки и переходу ее на качественно новый уровень. Нарушение целостности системы указывает на необходимость переосмысления как методологических принципов, так и категориального аппарата науки. Решение этих проблем невозможно без всестороннего анализа взаимоотношения объекта познания и его теоретической модели. Таким образом, важнейшим диалектическим принципом познания, лежащим в основе анализа исследуемого объекта и его адекватного отражения в теоретической системе, является принцип системности.ЗаключениеОпределение понятия «система» есть в работах многих исследователей. Многообразие содержательных и формальных определений и употреблений понятия «система» отражает очевидный процесс создания и развития новых принципов методологии научного познания, ориентированного на изучение и конструирование сложных объектов, и многообразие самих этих объектов, а также возможных задач их изучения.Системный подход, как одно из направлений современной науки, ориентируется на необходимость изучения и конструирования объекта исследования как системы с определенной структурой и закономерностями развития.Мир, будучи системой систем, сложнейшим материальным образованием, находится в процессе непрерывного движения, возникновения и уничтожения, взаимоперехода одних систем в другие, причем одни системы изменяются медленно и длительное время кажутся неизменными, другие же изменяются настолько стремительно, что в рамках обыденных человеческих представлений фактически не существуют. Чем обширнее система, тем медленнее она изменяется, а чем меньше, тем быстрее она проходит этапы своего существования. В этом простом соответствии скрыт глубокий смысл еще не до конца понятой связи пространства и времени. И здесь можно увидеть одну из закономерностей развития материи: от меньшего к большему и от большего к меньшему, осознание которой привело к пониманию развития и качественного изменения систем слагающих мир, и мира как системы.Список литературыАверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 2000.Блауберг И.В., Юдин В.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1999.Кириллова Т.В., Кириллова О.В. Сущность системы и системного подхода /Системное понимание педагогической действительности: история, теория, практика. Сборник научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2000. С. 24-28.Кузьмин В. П. Системный подход в современном научном познании // Вопросы философии. 1980. № 1.Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под ред. В. В. Миронова. М.: Гардарики, 2006.Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей. 1993. - 200 с.Степин В. С. Философия науки. М.: Гардарики, 2006.Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М., 1978.

Список литературы

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 2000.
2. Блауберг И.В., Юдин В.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1999.
3. Кириллова Т.В., Кириллова О.В. Сущность системы и системного подхода /Системное понимание педагогической действительности: история, теория, практика. Сборник научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2000. С. 24-28.
4. Кузьмин В. П. Системный подход в современном научном познании // Вопросы философии. 1980. № 1.
5. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под ред. В. В. Миронова. М.: Гардарики, 2006.
6. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей. 1993. - 200 с.
7. Степин В. С. Философия науки. М.: Гардарики, 2006.
8. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М., 1978.

Вопрос-ответ:

Что такое понятие системности и системного подхода?

Понятие системности включает в себя идею о том, что все объекты и явления реального мира являются системами, состоящими из элементов, которые взаимодействуют между собой. Системный подход, в свою очередь, представляет собой методологию, которая позволяет анализировать и изучать объекты исследования, рассматривая их как системы.

Как развивался системный подход в науке?

Системный подход начал развиваться в XIX веке благодаря работам ученых, таких как Эйлер, Кантор и Лежандр. В XX веке системный подход активно использовался в различных научных дисциплинах, включая физику, биологию, психологию и социологию. В настоящее время системный подход является важной составной частью многих научных исследований.

Что такое системность как основополагающий методологический принцип социального познания?

Системность как методологический принцип социального познания означает признание того, что социальные явления и процессы не могут быть полностью поняты и объяснены только через изолированное рассмотрение их составляющих элементов. Системность подразумевает рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и влиянии друг на друга.

Как происходит логическое воспроизведение объекта с помощью принципа системности?

Логическое воспроизведение объекта с помощью принципа системности происходит путем построения логически адекватной системы, которая отражает законы развития объекта. Это означает, что система категорий, используемых для анализа объекта, должна соответствовать объективным законам развития этого объекта в реальном мире.

Какие научные дисциплины активно используют системный подход?

Системный подход активно применяется в различных научных дисциплинах, таких как физика, биология, психология, социология, экономика и т.д. Применение системного подхода позволяет исследователям более глубоко и комплексно изучать объекты и явления в этих областях науки.

Какое значение имеет системность и системный подход в научном познании?

Системность и системный подход играют важную роль в научном познании, позволяя увидеть и изучить объект исследования в его связи со всей системой, в которую он входит. Системность помогает понять взаимосвязь элементов системы и их влияние на друг друга, что позволяет более глубоко понять и объяснить явления и процессы. Системный подход также помогает строить прогнозы и разрабатывать рациональные подходы к решению сложных проблем.

Как развивался системный подход в науке?

Системный подход развивался в науке на протяжении всей её истории. Вначале системность применялась в биологии, где изучались организмы как целостные системы, состоящие из различных органов и систем. Позднее системность начали использовать и в других областях науки, таких как физика, химия, экономика и т.д. В настоящее время системный подход широко применяется во многих научных дисциплинах, позволяя рассматривать объекты исследования в их целостности и взаимосвязи с другими элементами системы.

Чем системность отличается от других методологических принципов социального познания?

Системность является основополагающим методологическим принципом социального познания, который выделяется по своей универсальности и целостности. В отличие от других принципов, таких как детерминизм, объектность, историзм и т.д., системность позволяет рассматривать объект исследования в его связи с другими элементами системы, учитывая их взаимодействие и влияние друг на друга. Системность также помогает объединять различные методы и подходы, позволяя получить более полное и глубокое понимание изучаемого явления.

Почему системность является логическим воспроизведением объекта исследования?

Системность является логическим воспроизведением объекта исследования, потому что она позволяет отражать законы развития объекта в логической структуре исследования. Построение системы понятий и категорий, отражающих объект и его связи с другими элементами системы, позволяет логически адекватно представить объект и его развитие. Таким образом, системность является способом логического отображения законов развития мира.

Что такое системность и системный подход в научном познании?

Системность - это основополагающий методологический принцип научного познания, который заключается в том, что объекты и явления рассматриваются как системы, состоящие из взаимосвязанных элементов. Системный подход включает в себя построение и анализ моделей, описание взаимодействия и свойств систем, а также выявление и изучение закономерностей и принципов, лежащих в основе их функционирования.

Как развивался системный подход в науке?

Системный подход в науке начал активно развиваться в середине 20 века и стал широко применяться в различных областях знания, таких как физика, биология, экология, социология и многие другие. Он позволяет лучше понять сложные системы и явления, а также предсказывать и контролировать их поведение. Системный подход стал основой для создания новых научных дисциплин, таких как системная биология и системная социология.