значение невербальных средств общения у заикающихся детей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 34 34 страницы
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 20.12.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
1. Современные представления о заикании: понятие, этиология 6
1. 1Клиническая характеристика и симптоматика заикания 6
1.2 Классификация заикания у детей 8
1.3 Особенности невербальных средств общения 13
2. Значение невербальных средств общения у заикающихся детей 15
2.1Общая характеристика невербальных средств коммуникации у детей при заикании 15
2.2Психогимнастика в коррекции интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с заиканием 20
Заключение 31
Список литературы 34

Фрагмент для ознакомления

Выявляется определенная последовательность появления различных коммуникативных типов высказывания в экспрессивной речи детей. Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем - восклицательных высказываний. Заикание, является «просодическим дефектом», в котором монотонность речевой мелодии (нарушение ритма, мелодики, динамической гармонии речи) является основным симптомом заикания.
Многие рекомендуют корректировать мелодику речи заикающихся используя музыкотерапию и логопедическую ритмику. Другие авторы указывают на возможность достижения выразительной речи демонстрацией правильных ее образцов [1].
Нарушение просодической стороны речи, в свете концепции Н.П. Бехтеревой, является частью устойчивого патологического состояния, которое формируется при возникновении и развитии заикания. Поэтому нельзя рассматривать просодику отдельно от таких важнейших аспектов речевого общения, как мимика, поза, взгляд, жест. В норме названные элементы взаимосвязаны и дополняют друг друга. При заикании разрушается единство, целостность различных сторон речевой коммуникации, процесс общения оказывается, нарушен вследствие рассогласования различных элементов единой функциональной системы [1]. Заикание, прежде всего, сказывается на темпо-ритмическом рисунке фразы. Темп речи, как правило, ускоренный. Заикающегося подгоняет тревога, волнение, связанные с актом речи. Речевые судороги дезорганизуют и ритмическую сторону речи. Речевой поток может неожиданно прерваться, что в свою очередь ведет к нарушению синтагматического и психологического паузирования. Исчезает упорядоченность, стойкость речевого потока, его звучность [1].
Таким образом, деформируется темп и ритм речи (речевой плавности), что на фоне постоянного эмоционального напряжения, тревоги, страха ведет к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии и др. У заикающихся нарушены, по существу, все характеристики музыкальности речи. Они теряют способность к эмоциональной окраске. Речь заикающихся имеет значительные отклонения от нормы по интонационным характеристикам: интонационная незавершенность окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце синтагм и фраз. В целом речь заикающихся интонационно обеднена [3].
Отсутствие эмоциональности, монотонность голоса, нарушение речевого ритма и других просодических компонентов, не способствует коммуникации таких детей, затрудняет их адаптацию в обществе. Отсюда вытекает необходимость, а так же объем и содержание занятий по коррекции просодики. Эта работа так же важна, как работа, направленная на устранение речевых судорог.
Опыт работы показал, что заикающиеся дошкольники испытывают трудности в выражении основных эмоций, таких как страх, удивление, грусть, гнев, радость и поэтому, им трудно перенести данные эмоциональные состояния в речь. Заикающиеся дошкольники не различают в речи интонационную выразительность по типу высказывания: повествовательная, вопросительная, восклицательная. Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и понимать чувства других людей через мимику, жесты таким образом переносить их на интонацию.
Работа над интонационной выразительностью начинается с первых логопедических занятий и продолжается в течение всего года. Необходимо понимать, что интонировать речь – это не значит украшать речь: использование интонационных возможностей языка позволяет точно передать смысл сказанного, а если интонация не откорректирована, то речь становиться неполноценной, корни заикания сохраняются. Ведь нарушение просодики является составной частью дефекта и без ее коррекции нельзя достичь исцеления. У заикающихся детей нарушение просодической стороны речи столь значительно, что это заметно не только на уровне минимальной интонационной единицы текста – синтагмы, но и на уровне звука, слога, слова [1].
Так в начале учебного года мы обращаем внимание детей, на их поведение рассказывая о том, что «какой ты» - «такая и речь», дети должны быть спокойны, а речь неторопливой, так как при правильной интонации замедление не ведет к монотонности речи, а помогает передавать мысли и чувства. Доказательством того, что замедление и монотонное звучание прямо между собой не связанны, может служить простой эксперимент, когда мы читаем один и тот же отрывок в начале монотонно, а потом выразительно. Оказывается, что нормальный темп речи при монотонном звучании воспринимается как крайне медленный и, наоборот, замедленная, но выразительная речь воспринимается как нормальная. Этот пример позволяет преодолеть неприятие замедленной речи, что имеет большое психотерапевтическое значение.
Работа по коррекции интонации идет уже на этапе «режима молчания» в котором, дети учатся передавать основные эмоции, с помощью невербальных средств общения активно используя жесты и мимику. Но, главным образом коррекция просодической стороны речи ведется в основном курсе и опирается на синхронизацию речи с движениями пальцев ведущей руки, что позволяет с первых дней устранить речевые судороги практически у всех заикающихся. Благодаря этому приему исправляются такие компоненты просодической системы, как темп, ритм, логическое ударение, паузация. Пальцы рук становятся жесткими водителями ритма. Именно от скорости и ритма движений пальцев руки зависят темп и ритм речи заикающихся. Формируя навык речи с рукой у детей, мы постепенно налаживаем темп и ритм речи, а так же слитное произнесение слов в речевом отрезке [1].
Формируя новый речедвигательный навык, в котором рука ведет за собой речь и каждый палец извлекает звуки разной длительности и интенсивности, приводит к формированию ровнометричной, монотонной речи. Более сильное и длительное нажатие пальца соответствует длительности произнесения слогов и выделение голосом сильных позиций в синтагме. Эта работа начинается на первых занятиях, когда еще пальцы не способны быстро переключаться, и поэтому темп руки несколько замедлен. В это время эффективно ведется работа над логическим ударением.
Этот способ коррекции заикания, позволяет восстановить нормальную паузацию, так как по правилам «речи с рукой», начало первого слога в синтагмы выделяется более сильным и длительным нажатием пальцев большого пальца с одновременным более четким произнесением слога. Поэтому точное и четкое усвоение правил речи с рукой дает нам возможность успешнее работать над ритмом, темпом и паузацией [1].
Однако, моя задача как логопеда, развивать интонационную выразительность, используя разные методы и приемы, поэтому в своей работе с заикающимися детьми мы включаем в организационный момент занятия психогимнастику. Этюды и игры, которые используем, помогают детям выражать основные эмоции, учат выразительности жеста и мимики, и на невербальном уровне знакомят детей с основными эмоциональными состояниями: радость, грусть, удивление, гнев, страх. Приведем несколько примеров, какие игры и этюды мы используем в своей работе.
Этюд «Фруктовый сад».
Логопед: - Представьте себе, что мы с вами пришли в сад. Посмотрите как много яблок на ветках, какие они красивые! Но они висят высоко. Попробуем сорвать яблоко. Потянулись, встали на носочки, руки подняли – недостать, огорчились. А теперь подпрыгнем, потянемся – достали яблоко. Откусили – кислое, сморщились. Опять потянулись, подпрыгнули- достали спелое, красивое яблоко. Попробовали, сладкое, красивое – улыбнулись.
Этюд «Мы смелые».
Логопед: - Представьте себе, что детей нашей группы, позвали в медицинский кабинет на прививку. Покажите, как вы идете к медицинской сестре. Не очень хочется идти, будет немного больно. Вы увидели шприц, хотели заплакать, но вас укололи так быстро, что вы не успели испугаться. Вот какие вы смелые! А теперь покажите, как вы идете, когда ничего не боитесь. Вы смелые и веселые, улыбнитесь друг другу.
Этюд «Грибы».
Логопед: - Представьте себе, что мы пошли в лес за грибами. В руках у нас корзиночки. Будьте внимательны: грибы не всегда растут на видном месте, они прячутся под листочками, под кусточками. Ищите внимательно: разгребаем листья, заглядываем под пеньки, нагибаемся ниже, не мешаем друг, другу. Нашли грибок – обрадовались. Ищем - лица сосредоточенные, внимательные, опять нашли – обрадовались, вот сколько грибов. Пора домой. Корзинки полны грибов – тяжело. Возвращаемся медленно – мы устали. Как нам обрадовались дома! Как нам рады! И мы улыбнулись.
Вводя в организационный момент занятия этюд или игру, мы предлагаем погрузиться детям в такую проблемную ситуацию, в которой они смогли бы отработать отрицательные эмоции и испытать напряжение, однако в конце ребенок должен обязательно испытать радость и чувство расслабления. Такая игра, помогает познакомиться и испытать разные эмоции, учит детей выразительным движениям мышц лица, выразительным движениям всего тела, предполагает также тонкое понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста и движения тела другого человека. Психогимнастика, помогает детям лучше понимать себя и других детей. Она не только снимает психологическое напряжение, но и создает возможности для самовыражения [4].
В таких играх в основном используется бессловесный материал, что так важно в период полного режима молчания и в период ограничения речи. Включение психогимнастиких этюдов помогают детям обучиться азбуке выражения эмоций - выразительным движениям и уже на этапе самостоятельной речи ребенок может переносить знакомые эмоции 0








Заключение

Заикание у детей – состояние, при котором происходит нарушение речевых характеристик: ритма, темпа, плавности речи.
Специалисты выделяют следующие виды этого заболевания у детей:
Заикание, развивающееся на фоне дефекта нервной системы. Сочетается с повышенной судорожной готовностью, изменениями рефлексов и повышенным внутричерепным давлением.
Невротические или заикания, развивающееся при первоначально здоровой нервной системе. Развивается вследствие неврозов.
По механизму возникновения:
Тонические – развивается в результате тонических судорог, которые представляют собой длительные и сильные сокращения мышц.
Клонические – происходят кратковременные сокращения определенной группы мышц. Характерны такие дефекты речи, как повторение звуков или отдельных слогов.
Смешанный – сочетает оба вышеописанных механизма.
Заикание, сочетанное с судорогами мышц конечностей или лица – одновременно с дефектами речи происходят непроизвольные движения конечностей или участков кожи лица.
Причины, которые приводят к тому или иному типу, могут значительно отличаться.
К основным факторам относят:
наследственную предрасположенность;
родовую травму;
тяжелое течение беременности матери;
длительные и частые болезни ребенка в первые годы жизни.
Причины, которые провоцируют клонический тип данного нарушения речевого аппарата:
неврозы;
сильное переутомление;
частые стрессы;
испуг;
сильное эмоциональное возбуждении;
нервно-психическое напряжение.
Помимо этих причин, врачи выделяют следующие факторы, которые также могут спровоцировать дефекты в речи:
ослабление центральной нервной системы;
некоторые инфекционные заболевания;
ухудшение жизненных условий (внезапное);
формирующееся замедленно моторная сфера.
Для данного заболевания характерны вынужденные речевые остановки, повтор определенных слогов и звуков.
Клиническая картина, характерная для начала заболевания:
ребенок внезапно замолкает;
отказ говорить (может длиться до двух суток), после чего начало разговора сопровождается заиканием;
появление лишних звуков перед словами;
повтор некоторых звуков, слогов, слов (особенно в самом начале разговора или фразы);
появление вынужденных остановок при произношении слов или целых фраз;
затруднение перед тем, как начать говорить;
прерывание речи: блоки молчания, повтор определенных элементов, растягивание или глотание звуков (может становиться выражено неестественным);
тревога, напряжение;
возможно появление лицевых гримас;
нервный тик;
избегание в общении фразы типа «Я не могу этого произнести»;
напряжение мышц шеи и лица;
расстроенный вид;
возможны неожиданное увеличение громкости голоса.
























Список литературы
 
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.М.,2015
Асатиани Н.М. Данные клинико-физиологического обследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. - 2012. - №1. - С.25-30.
Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. М., 2014.
Белякова Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” -- М.: В. Секачев, 2012.
Белякова Л.И. Подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М.- 2015.
Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М.-- 2013. С. 3-20.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 2015.
Белякова Л.ИРечевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 2012. С.88-94.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и нынешняя логопедия. Под ред. Халиловой Л.Б. М.--2016.
Белякова Л.И. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Халиловой Л.Б. М.--2017. С. 156-169.
Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. - 304с.
Богомолова А.И. Отстранение заикания у детей и подростков. - М.:2014
Болдырева Т.А. Динамика развития личностизаикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.Б. М-- 2015. С. 76-87.
Вербовая Н.П., Головина О.М.,Урнова В.В. Искусстворечи. М. --2013.
Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. -2014.
Власова Н.А. Заикание детей дошкольного возраста // Педиатрия. -2012. - №7. - С.82-85.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранение заикания у дошкольников.- М.,2016.-143с.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в отстранении заикания у дошкольников. М. -- 2015.
Воспитание и учеба детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. М., Просвещение, 2013.
Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Отстранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М.--2013.
Дьякова Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Л.И.Беляковой. М.-2012. С.38-50.
Заикание у подростков. Книга логопеда. Из опыта работы. // Сост. Буянов М.И. -- М. -- 2012
Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. --2016
Зимняя И.А. Основы теории речевойдеятельности. М.--2015.
Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда // Ред. сост. В.И. Селиверстов. М., 2013.
Калачева И.О. Употребление семейнойпсихотерапии в процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающихзаиканием.// Заикание: проблемы теории и практики. М.--2014. С. 100-107.
Левина Р.Е. Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е. М., 20131975. -- С.3-22.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой - - М.: Просвещение, 2012. - 528с.
Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. С.-Пб. -- 1994.
Методы групповой психотерапевтической работы с больными, которые страдают заиканием (методические рекомендации). Сост.:
Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе учебы. // Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Левиной Р.Е. М. -- 2015. С. 23-135.
Миссуловин Л.Я. Заикание и его коррекция. - СПб.: ООО "СЛП", 2016. -144с.
Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. -- 2014. С.20-37.
Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. //М.--2015.
Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 208с.
Чевелева Н.А. К вопросу о заикании у детей // Дефектология. - 2012.
Шкловский В.М. Заикание. - М., 2012. - 248с.








15

Список литературы

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.М.,2015
2. Асатиани Н.М. Данные клинико-физиологического обследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. - 2012. - №1. - С.25-30.
3. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. М., 2014.
4. Белякова Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” -- М.: В. Секачев, 2012.
5. Белякова Л.И. Подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М.- 2015.
6. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М.-- 2013. С. 3-20.
7. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 2015.
8. Белякова Л.ИРечевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 2012. С.88-94.
9. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и нынешняя логопедия. Под ред. Халиловой Л.Б. М.--2016.
10. Белякова Л.И. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Халиловой Л.Б. М.--2017. С. 156-169.
11. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. - 304с.
12. Богомолова А.И. Отстранение заикания у детей и подростков. - М.:2014
13. Болдырева Т.А. Динамика развития личностизаикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.Б. М-- 2015. С. 76-87.
14. Вербовая Н.П., Головина О.М.,Урнова В.В. Искусстворечи. М. --2013.
15. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. -2014.
16. Власова Н.А. Заикание детей дошкольного возраста // Педиатрия. -2012. - №7. - С.82-85.
17. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранение заикания у дошкольников.- М.,2016.-143с.
18. Волкова Г.А. Игровая деятельность в отстранении заикания у дошкольников. М. -- 2015.
19. Воспитание и учеба детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. М., Просвещение, 2013.
20. Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Отстранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М.--2013.
21. Дьякова Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Л.И.Беляковой. М.-2012. С.38-50.
22. Заикание у подростков. Книга логопеда. Из опыта работы. // Сост. Буянов М.И. -- М. -- 2012
23. Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. --2016
24. Зимняя И.А. Основы теории речевойдеятельности. М.--2015.
25. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда // Ред. сост. В.И. Селиверстов. М., 2013.
26. Калачева И.О. Употребление семейнойпсихотерапии в процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающихзаиканием.// Заикание: проблемы теории и практики. М.--2014. С. 100-107.
27. Левина Р.Е. Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е. М., 20131975. -- С.3-22.
28. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой - - М.: Просвещение, 2012. - 528с.
29. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. С.-Пб. -- 1994.
30. Методы групповой психотерапевтической работы с больными, которые страдают заиканием (методические рекомендации). Сост.:
31. Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе учебы. // Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Левиной Р.Е. М. -- 2015. С. 23-135.
32. Миссуловин Л.Я. Заикание и его коррекция. - СПб.: ООО "СЛП", 2016. -144с.
33. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. -- 2014. С.20-37.
34. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. //М.--2015.
35. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 208с.
36. Чевелева Н.А. К вопросу о заикании у детей // Дефектология. - 2012.
37. Шкловский В.М. Заикание. - М., 2012. - 248с.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

Введение

Глава I. Проблема формирования средств невербальной коммуникации у детей раннего возраста с ОВЗ

1.1 Невербальные коммуникации и их роль в процессе общения в человеческой деятельности

1.2 Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

1.3 Значение невербального общения в развитии детей раннего возраста с ОВЗ

1.4 Пути формирования и развития средств невербальной коммуникации у детей раннего возраста с ОВЗ

Выводы

Глава II. Проявления невербальной коммуникации у детей раннего возраста с ОВЗ в процессе взаимодействия их с коллегами

2.1 цель, Задачи, организация эксперимента

2.2 Содержание эксперимента

2.3 Анализ результатов эксперимента

Выводы

Глава III. Коррекционно-педагогической деятельности, формирование средств невербальной коммуникации у детей раннего возраста с ОВЗ в процессе взаимодействия их с коллегами

3.1 цель, Задачи, организация коррекционно-педагогической работы,

3.2 Содержание и методика коррекционно-педагогической работы,

3.3 Анализ результатов коррекционно-педагогической работы,

Выводы

Вывод

библиография

Введение

способы невербального общения, как компонент социального поведения человека играет в жизни людей очень важную роль. Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, как ясно, собеседника, но и способность правильно понять визуальную информацию, то есть взгляд партнера, его мимику и жесты, позы, жесты, расстояние, темп и тембр голоса.

Изучение невербальных способов общения в раннем возрасте является довольно молодым направлением в науке и в настоящее время активно изучается. Интересы различных наук охватывает эту область исследований: неврологии, психологии развития, психолингвистики и др. Со стороны практиков - психологов, психотерапевтов, психоаналитиков, а также дефектологов - есть большой интерес для понимания потоков общения и речи, потому что именно они должны столкнуться с последствиями нарушений развития, которые имели место в начале пути человека [41].

Невербальные коммуникации - это целая система несловесных сигналов, внешних движений тела. Для лица, жестикуляциям, интонациям голоса, осанке, позе, вниз, человека, власти, силы, скорости движения, напряжения (или расслабления) мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять человека, или, другими словами, "читать". Такие движения называются выразительные. Можно сказать, своего рода язык, называемый языком движений. Но, в большинстве своем, люди используют, невольно и бессознательно. В связи с этим, не всегда очевидна роль средств невербального общения. Несмотря на это, она является не менее актуальной [30].