экологическая политика в Арктике
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 21.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические аспекты экологической политики 6
1.1. Экологическая политика в мировом и российском политических дискурсах 6
1.2.Политическая экология как исследовательское направление 12
2. Основные подходы к экологической политике 26
2.2 Экономический подход к экологической политике России в Арктике 29
2.2 Организационно-правовые основы экологической политики российского государства в Арктике 45
2.3 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в Арктике 47
Заключение 61
Список используемых источников 63
На рисунке 16 приведена политическая карта Арктической зоны.Рисунок 16 – Политическая карта Арктической зоны.На современном этапе развития социального общества, правовой режим Арктики регулируется нормами и правилами международного законодательного права, а также законодательством государств, имеющих соседние границы с Российской Федерацией в Арктической зоне и двусторонними межгосударственными соглашениями. В таблице 5 приведены сведения о документах, подтверждающих международный правовой режим освоения ресурсов Арктики.Таблица 5 Сведения о документах, подтверждающих международный правовой режим освоения ресурсов Арктики№№ п/пДокументГод принятияПримечаниеОсновные законодательные документыСпециальный закон, закрепивший право на арктический сектор1909Приняла Канада Специальный закон, закрепившее право на территорию Арктики1926 г. СССРПериод международного раздела территории Арктики1920-30 ггОсвоены территории Арктики США, Канадой, СССРНорвегией, Данией, ФинляндиейО границах территории государства на морском шельфе1982принята конвенция ООН по морскому правуО границах территории государства на морском шельфе1997Ратификация конвенции РоссиейНаучные организации, комиссииСоздание Арктического совета1996 г.Создан для решения проблем окружающей среды в арктическом регионеАрктический плавучий университет2012 г.Создандля организации научных экспедиций международного масштабаПодписаны документы2011 и 2013 гг.о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике и о борьбе с загрязнением нефтьюприняли Нуукскую декларацию1993Создан для решения проблем окружающей среды в арктическом регионеПриняли Илулиссатскую декларацию2008о готовности сотрудничать в Арктике на основе международного правасостоялись встречи Арктической пятерки2008 и 2010ггглавы МИД РФ, Канады, США, Дании и Норвегиипервая встреча министров обороны и начальников генштабов2012Канады, США, России, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и ИсландииТем не менее, Российская Федерация в связи с особенностью территориальных границ формирует на международном уровне экологическую политику распространяемую не только на своих территориях, но на территории соседних государств, основанную на факторах, представленных на схеме 17.Рисунок 17 – Факторы, влияющие на формирование международной экологической политики России в Арктической зоне.В 2017 годув Арктике предполагается международное сотрудничество в следующих направлениях.«Норвегия стремится поддерживать конструктивный диалог с Россией,особенно в высоких широтах. Арктика должна оставаться региономстабильности, примером приоритета международного права и успешнофункционирующих международных организаций», в 2010 году Россия и Норвегия пришли к соглашению, тем самым разрешили 40-летний территориальный спор, поровну разделив«серую зону» Баренцева моря, рисунок 18..Рисунок 18 – Разделение «серой зоны» Баренцева моря [23]Норвегия и Россия успешнопользуются совместными ресурсами рыбы в Баренцевом и Норвежском морях,сотрудничают в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности,охраны окружающей среды, спасательных операций на море.В свою очередь Германия договорились о сотрудничестве с Ямало – Ненецким автономным округом, возможно взаимовыгодное сотрудничество в экономическом потенциале и стратегии развитиярегиона, о новых инвестпроектах и развитии арктического туризма в округе. Возможен запуск новых крупныхмагистральных объектов ТЭК «Газпрома» и «Транснефти» в ЯНАО совместно с Германией, рисунок 19.Рисунок 19 - Совместный проект руководства ЯНАОи компании WintershallHoldingGmbH (Германия)Помимо экономических аспектов в Арктической зоне развивается тесное международное сотрудничество в рамках проведения совместных арктических экспедиций и инновационных проектов [34].Так, например, Якутское отделение РГО планирует экспедицию на одну из самыхотдаленных арктических территорий. В 2017 году отделение Русского географического общества в Якутии планируеторганизовать масштабную экспедицию на архипелаг Новосибирские острова, рисунок 20.Рисунок 20 - АрхипелагНовосибирскиеострова(был открыт казаком Я. Пермяковым в 1712 году)Кампания продлится до 2019 года. Проведение этой экспедиции стало возможным при проведении в Российской Федерации стратегических мероприятий, направленных на популяризацию экологической политики. Поэтому до сегодняшнего времени уякутских ученых не было возможности проведения комплексной экспедиции настоль отдаленной территории. Поэтому этот проект, безусловно, являетсяприоритетным для регионального отделения РГО.Новосибирские острова считаются одной из самых малоизученных территорийна Земле. В рамках регионального географического общества планируется изучение теплового состояния верхних слоев криолитозоны, различных арктическихландшафтов. Это позволит следить за изменениями, происходящими в вечноймерзлоте ].Большой интерес для участников экспедиции представляет поиск пропавшей в1902 году экспедиции знаменитого полярного исследователя, геолога ипутешественника, барона Эдуарда Толля. Ученые надеются найти останки илиместа захоронения команды Толля, потому что никто из ученых не вернулся изэтой экспедиции.В научном плане, в Арктической зоне проводятся исследования следующего направления.Ученые исследуют влияние глобального потепления намикроорганизмы в почвах Крайнего Севера. Этиисследования позволят получить новые данные о микроорганизмах в диапазонетемператур 30-60 градусов мороза.Присутствие термофильной микрофлоры в верхних слоях грунтов северныхрайонов систематически до сих пор не оценивалось. Исследование сталовозможным благодаря поддержке проекта Министерством образования и науки РФ. Повышенный интерес к микробиологии вечно-мерзлотных почв Арктикивызван повышением среднегодовых температур в регионе и на планете в целом.Дело в том, что образование углекислого газа может ускориться, так какзамороженное ранее органическое вещество ускорит свой процесс разложения.В результате повышения температуры в исторически холодных регионах почвыпрогреваются, и разнообразные микробиологические процессы ускоряются. Проведение исследований позволит внести значительный вклад впонимание биоразнообразия микроорганизмов, обитающих на земле, ипрогнозирование изменений в разнообразии микрофлоры нашей планеты в XXIвеке.Другими важными научными международными проектами являются совместные проекты, проводимые в рамках «Национального Арктического научно-образовательного консорциума», на рисунке 21 приведена «Дорожная карта» международных проектов.Рисунок 21 - Дорожная картаРисунок 21 - Дорожная картаСреди ученых и общественных деятелей, входящих в ассоциации Арктического совета и клуба Полярников, ключевой темой в 2017 году станет совершенствование арктического законодательства. Учитывая масштаб северных проектов, на уровне федеральной исполнительной и законодательной власти признано, что макрорегион Арктическая зона нуждается в системном нормативно - правовом обеспечении. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике реализуются поэтапно:а) на первом этапе (2008 - 2010 годы) должно быть обеспечено:проведение геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации;расширение возможностей международного сотрудничества, в том числе для эффективного освоения природных ресурсов Арктической зоны Российской Федерации;реализация целевых программ, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, включая формирование государственной программы развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года, в рамках которой в качестве базовых создаются высокотехнологичные производственно-энергетические и производственно-рыбохозяйственные кластеры, особые экономические зоны;реализация перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, связанных со стратегическим развитием Арктической зоны Российской Федерации;б) на втором этапе (2011 - 2015 годы) должно быть обеспечено:международно-правовое оформление внешней границы Арктической зоны Российской Федерации и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке энергетических ресурсов;решение задач структурной перестройки экономики в Арктической зоне Российской Федерации на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона;создание и развитие инфраструктуры и системы управления коммуникациями Северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита;завершение создания единого информационного пространства Арктической зоны Российской Федерации;в) на третьем этапе (2016 - 2020 годы) должно быть обеспечено превращение Арктической зоны Российской Федерации в ведущую стратегическую ресурсную базу Российской Федерации.В целом в среднесрочной перспективе реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике позволит России сохранить роль ведущей арктической державы..В дальнейшем необходимо осуществить комплексное наращивание конкурентных преимуществ Арктической зоны Российской Федерации в целях укрепления позиций России в Арктике, упрочения международной безопасности, поддержания мира и стабильности в Арктическом регионе.ЗаключениеВ результате проведённого исследования, можно сделать следующие выводы.Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной политики обусловлено особыми национальными интересами России в этом регионе и его спецификой. Особые национальные интересы России в Арктике охватывают, прежде всего, сферы экономики, экологии, обороны, науки и геополитики. Тем самым обеспечивая мультидисциплинарность в проведении государственной экологической политики. Это в первую очередь связано с тем, что многокомпонентные и многоотраслевые проблемы Арктической зоны не могут быть решены одной отдельно взятой наукой.Проведение экологической политики среди государственных и негосударственных субъектов Российской Федерации на территории Арктической зоны осуществляется хозяйственными и экономическими подходами и является необходимой мерой для регулирования природопользования, ресурсосбережения и сохранения богатств полярного и заполярного края. Примером проведения исследований в экологической политике Арктики может являться изучение влияния техногенеза в Мурманской области, а также создание безотходных технологий, позволяющих в будущем сократить производство опасных отходов до минимума. Частным примером может служить создание в Арктике, а именно в Мурманской области Центра по управлению техногенными отходами. Для рассмотрения данного вопроса, Мурманская область взята не случайно, т.к. на территории данного региона находятся крупные горно-добывающие и перерабатывающие предприятия, наносящие непоправимый вред экосистеме Арктической зоне. Изучение задач по международному сотрудничеству и постановке политики государства РФ в отношении долгосрочности данных проектов, позволило определить первозначимость проектов в области сотрудничества ученых России, а также Норвегии, Канады, Германии и др. государств, входящих в «Арктический союз». Реализация государственной политики в Арктической зоне позволила наметить дальнейшие путиосуществления комплексного наращивания конкурентных преимуществ Арктической зоны Российской Федерации в целях укрепления позиций России в Арктике, упрочения международной безопасности, поддержания мира и стабильности в Арктическом регионе.Список используемых источниковПостановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе «Мировой океан и Север» от 10.08.1998 № 919 // СЗ РФ. 17.08.1998 г. № 33. Ст. 4024- 25 с..Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, 2-дополн. № 7-ФЗ //СЗ РФ. 14.01.2002 г. № 2. Ст. 133. – 126 с.Указ Президента Российской Федерации «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 30.04.2012. Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс». – 48 с.Студёнова Е. Г. Дискурс как механизм формирования теоретических моделей социальной политики и социальной работы / Е. Г. Студёнова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. — № 2 (44) Часть 1 . - С. 80—84. doi: 10.18454/IRJ.2016.44.045Хлуденева Н.И. Проблемы правового регулирования охраны окружающей среды: монография. М.: ИНФРА М, 2015. С. 31.Указ Президента Российской Федерации «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации» от 08.09.2015 № 612 // СЗ РФ. 15.09.2014 г. № 37. Ст. 4934. – 14 с.Arctic info. URL: http://www.arctic-info.ruВинокуров А.Ю. Общественный экологический контроль: современное состояние и перспективы //Экологическое право. 2016. № 3. С. 17-22.Гиззатуллин Р.Х. Роль законотворческой деятельности в реализации экологической функции государства: теория и практика // Экологическое право. 2014. № 2. С. 7-14.Указ Президента Российской Федерации «Основы государственной политики Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» от 18.09.2008 № Пр-1969. Документ опубликован не был //СПС «КонсультантПлюс».Дементьева О.А. Целевые программы как инструмент экономического развития отдельных территорий (на примере Арктической зоны Российской Федерации) // Законодательство и экономика. 2015. № 12.Игнатьева И.А. Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации: проблемы правового обеспечения // Экологическое право. 2013. № 3. С. 20-26.Указ Президента Российской Федерации «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» от 20.02.2013. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».Проект Федерального закона (подготовлен Минрегионом России) «Об Арктической зоне Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».Боголюбов С.А. Проблемы и задачи Экологического кодекса // Экологическое право. 2011. № 6. С. 15-21.Хлуднева Н.И. Дефекты в экологическом праве: понятие и виды // Журнал российского права. 2014. № 11.С. 85-95.http://mpr.govmurman.ru/activities/00.condition/Инструкция по геологическому обеспечению горных работ при добыче полезных ископаемых на Ковдорском ГОКе. А.Н. Быховец, ОАО «Ковдорский ГОК»; А.А. Краснов, ФГУП «ГИГХС». Ковдор, 2003. 65 с.. Краснова И.О. Оценка воздействия на окружающую среду и порядок вынесения государственных решений:опыт США // Экологическое право России: сб. материалов науч.-практ. конф. / сост. А.К. Голиченков,И.А. Игнатьева, А.О. Минаева; под ред. А.К. Голиченкова. М., 2002. Вып. 3. С. 159-163.Власенко В. Н. Перспективы становления и развития "арктического" права // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26.11.2014 г. / под общ.ред. Э. Н. Чижикова, А. В. Малько, С. Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н. И. Уткин. СПб. : С.-Петерб. ун-ет ГПС МЧС России, 2015.Одинокова Е. Ю. О проблеме модернизации "арктического" права // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26.11.2016 г. / под общ.ред. Э. Н. Чижикова, А. В. Малько, С. Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н. И. Уткин. СПб. : С.-Петерб. ун-ет ГПС МЧС России, 2015.Баев С. М. Правовой режим арктических территорий Российской Федерации. Всероссийская научная конференция (с международным участием) "Управленческие аспекты развития северных территорий России" (20–23 октября 2015 г., г. Сыктывкар) – секция 6 "Вопросы совершенствования законодательства для устойчивого развития российского севера и Арктики".Лукин В. Н., Кожухов Ю. В., Мусиенко Т. В. Таможенные учреждения Севера СССР в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война и проблемы советского общества, образования и науки : мат. Междунар. науч. конф. / отв. ред. А. С. Скаридов. СПб., 2015.Зокоев В. А., Иванов К. М. О некоторых особенностях взаимодействия норм международного права и российских национальных норм при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 4 (61). C. 95–99.Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 466–475. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-466-475 475Автономов А. С., Малько А. В., Немченко С. Б. Правовая политика современной России в Арктическом регионе // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 1 (62). C. 7–17.Малько А. В., Немченко С. Б., Смирнова А. А. Правовая политика в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий: обзор материалов "круглого стола" // Государство и право. 2015. № 5. С. 118–125. Материалы Международного арктического форума «Арктика - территория диалога». Москва, сентябрь 2010 г.О Федеральной целевой программе «Мировой океан»: Указ Президента Российской Федерации от 17.01.1997 № 11. 3. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 919: постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 619. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.Проблемы Севера: науч. -аналитич. Доклад Рос.акад. наук, Научный совет по вопросам регион. развития. Кольский научный центр РАН, Институт экономических проблем; научные рук. А. Г. Гранберг, В. Н. Лаженцев. М.: Сыктывкар, Апатиты: КНЦ РАН, 2005.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537. Север и Арктика в пространственном развитии России: современная ситуация и стратегические приоритеты: науч. -анал. доклад / науч. рук. А. Г. Гранберг, В. Н. Лаженцев. М.: Сыктывкар, Апатиты: КНЦ РАН, 2011.Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1039-р. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года / АНО «Научно-координационный центр исследований Арктики». М., 2009.Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета РФ по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. Москва, 27.05.2010.Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р.
1. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе «Мировой океан и Север» от 10.08.1998 № 919 // СЗ РФ. 17.08.1998 г. № 33. Ст. 4024- 25 с..
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, 2-дополн. № 7-ФЗ //СЗ РФ. 14.01.2002 г. № 2. Ст. 133. – 126 с.
3. Указ Президента Российской Федерации «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 30.04.2012. Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс». – 48 с.
4. Студёнова Е. Г. Дискурс как механизм формирования теоретических моделей социальной политики и социальной работы / Е. Г. Студёнова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. — № 2 (44) Часть 1 . - С. 80—84. doi: 10.18454/IRJ.2016.44.045
5. Хлуденева Н.И. Проблемы правового регулирования охраны окружающей среды: монография. М.: ИНФРА М, 2015. С. 31.
6. Указ Президента Российской Федерации «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации» от 08.09.2015 № 612 // СЗ РФ. 15.09.2014 г. № 37. Ст. 4934. – 14 с.
7. Arctic info. URL: http://www.arctic-info.ru
8. Винокуров А.Ю. Общественный экологический контроль: современное состояние и перспективы //Экологическое право. 2016. № 3. С. 17-22.
9. Гиззатуллин Р.Х. Роль законотворческой деятельности в реализации экологической функции государства: теория и практика // Экологическое право. 2014. № 2. С. 7-14.
10. Указ Президента Российской Федерации «Основы государственной политики Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» от 18.09.2008 № Пр-1969. Документ опубликован не был //СПС «КонсультантПлюс».
11. Дементьева О.А. Целевые программы как инструмент экономического развития отдельных территорий (на примере Арктической зоны Российской Федерации) // Законодательство и экономика. 2015. № 12.
12. Игнатьева И.А. Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации: проблемы правового обеспечения // Экологическое право. 2013. № 3. С. 20-26.
13. Указ Президента Российской Федерации «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» от 20.02.2013. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
14. Проект Федерального закона (подготовлен Минрегионом России) «Об Арктической зоне Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
15. Боголюбов С.А. Проблемы и задачи Экологического кодекса // Экологическое право. 2011. № 6. С. 15-21.
16. Хлуднева Н.И. Дефекты в экологическом праве: понятие и виды // Журнал российского права. 2014. № 11.С. 85-95.
17. http://mpr.govmurman.ru/activities/00.condition/
18. Инструкция по геологическому обеспечению горных работ при добыче полезных ископаемых на Ковдорском ГОКе. А.Н. Быховец, ОАО «Ковдорский ГОК»; А.А. Краснов, ФГУП «ГИГХС». Ковдор, 2003. 65 с.
19. . Краснова И.О. Оценка воздействия на окружающую среду и порядок вынесения государственных решений:опыт США // Экологическое право России: сб. материалов науч.-практ. конф. / сост. А.К. Голиченков,И.А. Игнатьева, А.О. Минаева; под ред. А.К. Голиченкова. М., 2002. Вып. 3. С. 159-163.
20. Власенко В. Н. Перспективы становления и развития "арктического" права // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26.11.2014 г. / под общ.ред. Э. Н. Чижикова, А. В. Малько, С. Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н. И. Уткин. СПб. : С.-Петерб. ун-ет ГПС МЧС России, 2015.
21. Одинокова Е. Ю. О проблеме модернизации "арктического" права // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26.11.2016 г. / под общ.ред. Э. Н. Чижикова, А. В. Малько, С. Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н. И. Уткин. СПб. : С.-Петерб. ун-ет ГПС МЧС России, 2015.
22. Баев С. М. Правовой режим арктических территорий Российской Федерации. Всероссийская научная конференция (с международным участием) "Управленческие аспекты развития северных территорий России" (20–23 октября 2015 г., г. Сыктывкар) – секция 6 "Вопросы совершенствования законодательства для устойчивого развития российского севера и Арктики".
23. Лукин В. Н., Кожухов Ю. В., Мусиенко Т. В. Таможенные учреждения Севера СССР в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война и проблемы советского общества, образования и науки : мат. Междунар. науч. конф. / отв. ред. А. С. Скаридов. СПб., 2015.
24. Зокоев В. А., Иванов К. М. О некоторых особенностях взаимодействия норм международного права и российских национальных норм при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 4 (61). C. 95–99.
25. Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 466–475. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-466-475 475
26. Автономов А. С., Малько А. В., Немченко С. Б. Правовая политика современной России в Арктическом регионе // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 1 (62). C. 7–17.
27. Малько А. В., Немченко С. Б., Смирнова А. А. Правовая политика в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий: обзор материалов "круглого стола" // Государство и право. 2015. № 5. С. 118–125. Материалы Международного арктического форума «Арктика - территория диалога». Москва, сентябрь 2010 г.
28. О Федеральной целевой программе «Мировой океан»: Указ Президента Российской Федерации от 17.01.1997 № 11. 3. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 919: постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 619.
29. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
30. Проблемы Севера: науч. -аналитич. Доклад Рос.акад. наук, Научный совет по вопросам регион. развития. Кольский научный центр РАН, Институт экономических проблем; научные рук. А. Г. Гранберг, В. Н. Лаженцев. М.: Сыктывкар, Апатиты: КНЦ РАН, 2005.
31. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.
32. Север и Арктика в пространственном развитии России: современная ситуация и стратегические приоритеты: науч. -анал. доклад / науч. рук. А. Г. Гранберг, В. Н. Лаженцев. М.: Сыктывкар, Апатиты: КНЦ РАН, 2011.
33. Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1039-р.
34. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года / АНО «Научно-координационный центр исследований Арктики». М., 2009.
35. Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета РФ по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. Москва, 27.05.2010.
36. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р.
Экологические аспекты геохимических исследований и добычи полезных ископаемых в Арктике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имя Франциска Скорины»
В-географический факультет
Кафедра геологии и разведки полезных ископаемых
Реферат
Экологические аспекты геохимических исследований и добычи полезных ископаемых в Арктике
Художник
студент группы ПК - 11 I. A. Малахов
Профессор
когда. биол. наук, доцент А. А. Саварин
Гомель 2015
Введение
Arctic области, в целом, представляет собой огромный резерв сырья и относится к числу немногих регионов мира, где имеются практически не тронутые запасы углеводородного и минерального. Относительно небольших территориях здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
Например, около 90% всей площади шельфа России, составляющего 5,2 - 6,2 миллионов квадратных километров, приходится на перспективные нефтегазоносные области. В том числе 2 миллионов квадратных километров - Западном, северном ледовитом океане на шельфе Баренцева и Карского морей, где потенциальные ресурсы углеводородов составляют 50 - 60 млрд евро и 1 миллион квадратных километров - от шельфа моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей в Восточной части Арктики. Огромные прогнозные запасы нефти и газа содержат Тимано-Печорская, Енисейско-Лаптевская, Баренцево-Карская, Индигиро-Чукотская нефтегазоносные провинции, а также Южно-Ямальская, Лено-Анабарская и Анадырская нефтегазоносные области.
На шельфе Баренцева моря открыто 11 месторождений, в том числе 4 нефтяных (Приразломное, Долгинское, Варандейское, Медынское), 3 газовых (мурманское, Лудловское, Северо-Кильдинское), 3 газоконденсатных (Штокмановское, Поморское, Лед) и 1 нефтегазоконденсатное (Северо-Гуляевское). Одно только Штокмановское депозит - самая большая в мире, содержит около 4 000 млрд. кубометров природного газа. В водах Карского моря открыты не менее огромный объем газоконденсатные месторождения - Ленинградское и Русановское. Более 180 месторождений в Тимано-Печорской провинции. Среди fountain депозиты, обеспечивая до 1000 тонн нефти в сутки, что сопоставимо с лучших месторождений Ирака.