Культурное наследие и музей: сохранение и интерпретация.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 21.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты интерпретации культурного наследия и музея 5
1.1.История развития концепции культурного наследия 5
1.2. Музей как форма актуализации культурного наследия 12
Глава 2. Исследование культурного наследия Санкт-Петербурга и сохранение его через музеи 20
2.1. История сохранения и музеефикации культурного наследия Санкт-Петербурга 20
2.2. Аналитический обзор музеев Санкт-Петербурга – хранителей культурного наследия 27
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Первые социальные конфликты такого рода датируются 2003-2004 годами.В разных районах города граждане стали образовывать инициативные группы, сопротивляющиеся градостроительной политикеадминистрации Валентины Матвиенко. Активисты движения начавшейся в 2006 году четвертой волнызначительно серьезнее своих предшественников относятся к привлечению общественного внимания к проблемам сохранениянаследия.2.2. Аналитический обзор музеев Санкт-Петербурга – хранителей культурного наследияКультурное пространство Санкт-Петербурга как города-музея и города музеев - невозможно представить без его самых знаменитых и менее известных музеев, которые тем или иным образом сохраняют и отражают не только историю и культуру Санкт-Петербурга, но и России, а также явления мирового масштаба. Ведущая роль в этом процессе принадлежит крупным музеям исторического профиля, таким как Российский этнографический музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Центральный Военно-Морской музей, Государственный музей политической истории России и т.д., включающие в себя разнообразные мемориальные музеи, музейные центры и филиалы. Например, в состав Государственного музея истории Санкт-Петербурга входят Петропавловская крепость, Крепость Орешек, Монумент героическим защитникам Ленинграда, Музей С.М. Кирова, Особняк Румянцева, Музей-квартира А.А. Блока, Дом Матюшина, Музей Печати. Наряду с крупными в городе существуют так называемые «малые» музеи исторического профиля, которые посвящены специальной тематике, связанной с историей Санкт-Петербурга и его районов: Мемориальный музей «Разночинный Петербург», Музей «Нарвская застава», Музей «Невская застава», Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга.Важной частью историко-культурного пространства города являются музеи-храмы, такие как Исаакиевский собор, Сампсониевский собор, Спас-на-Крови и другие. В ведении Государственного музея городской скульптуры находятся Ростральные колонны, Нарвские и Московские триумфальные ворота, Сфинксы на пристани у Академии художеств, Конные группы на Аничковом мосту и другие памятники монументальной скульптуры. Они не столько украшают город, сколько являются его образами и символами, смыслы и ценность которых определяют содержание культурного пространства города.Особое значение в структуре культурного пространства Санкт-Петербурга принадлежит художественным музеям: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей и их многочисленным филиалам. Музеи данного профиля не только формируют восприятие классического искусства, но и фиксируют значительные явления и процессы современного искусства в форме новых музеев, выставочных залов и галерей: «Эрарта», Петербургский центр искусств, Арт-Центр«Пушкинская-10». Особый интерес для посетителя представляют дворцы, особняки и квартиры, которые показывают не только художественные достижения прошедших эпох и художественные предпочтения своих хозяев, но и отражают уже ушедший в прошлое быт, рассказывают о своих владельцах и важных исторических событиях. Подобными примерами являются Домик Петра I, Летний дворец Петра I, ДворецМеншикова, Юсуповский дворец на набережной реки Мойки, Елагино-островский дворец и т.п.Несомненно, значимой составляющей культуры является литература, а мемориального пространства Санкт-Петербурга - литературные музеи: Литературный музей института русской литературы (Пушкинский дом) РАН; Всероссийский музей А.С.Пушкина, в состав которого входят:Мемориальный музей-квартира А.С.Пушкина, Музей-усадьба Г.Р. Державина, Мемориальный музей-квартира Н.А.Некрасова; Государственный литературный музей А.Ахматовой в Фонтанном доме; Санкт-Петербургский музей В.В. Набокова; Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского и др. Большую роль в формировании культурного пространства города на Неве играют музеи, посвященные театральному и музыкальному искусствам: обладающий уникальным коллекциямиСанкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства включает в себя помимо основной экспозиции Мемориальный музей-квартиру Н.А.Римского-Корсакова, Мемориальный музей-квартиру семьи актеров Самойловых, Шереметевский дворец – Музей музыки и Дом-музей Ф.И.Шаляпина.Обширный круг мемориальных музеев дополняют Музей М.В. Ломоносова в составе Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, Квартира-музей Д.И.Менделеева, Мемориальный музей и музей-квартира А.С.Попова др.Однако роль и значение музеев в историко-культурном пространстве города, разумеется, определяет не количественный фактор, а собственно механизмы сохранения и трансляции исторической и культурной памяти. Обладая «русским культурным своеобразием» (термин введен в научный обиход П.Н. Савицким) культурное пространство Северо-Запада России, в частности Ленинградской области, необыкновенно обширно и разнообразно. На протяжении многих столетий территория современной Ленинградской области представляла собой зону контактов различных народов и языковых семей. Наряду с ильменскимисловенами здесь жили «кочевники моря» – викинги (варяги), финно-угорские народы (весь, корела, ижора) и возможно, даже жители Востока (о чем свидетельствуют археологические находки в Тихвине и Старой Ладоге – монеты арабских мореходов). Разнообразные памятники и неумирающие традиции, формировавшиеся столетиями, образуют яркое культурное наследие. Чтобы подчеркнуть историко-культурный и туристский потенциал Ленинградской области представляется важным уделить особое внимание таким объектам культурного наследия, как музеи-заповедники, музеи-усадьбы, расположенные в старинных городах региона и представляющие собой традиционные центры культурного наследия. «Усадьба – это особое явление в русской культуре XVIII-XIX столетий, не только комплекс композиционно-организованного архитектурно-природного пространства, но и уклад жизни, особый способ жизнеустройства, эмоционально насыщенная смысловая среда». На территории области среди них можно выделить такие объекты, как Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо», историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала», историко-мемориальный музей-усадьба П.Е. Щербакова, музей-усадьба «Суйда», музей-усадьба «Рождественно», Дом станционного смотрителя (г. Выра) и многие другие. Выше перечисленные объекты располагаются в Выборгском и Гатчинском районах области и это только малая их часть, в путеводителе «Музеи Ленинградской области» (2007 г.) представлены сведения по тридцати таким объектам культуры. Ресурсная база музеев-заповедников позволяет обеспечить знакомство поколений с уникальными ландшафтами, природными достопримечательностями, культурными ценностями, а так же с народной культурой (традиционным образом жизни, праздниками, фестивалями). По данным Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва на долю музеев и музеев-заповедников приходится в целом 40 % посещений (объединены данные по Москве, Московской области и Санкт-Петербургу и Ленинградской области). При этом отмечается тот факт, что именно через музеи-заповедники происходит и будет происходить культурное усвоение новых поколений. К примеру, в исторических поселениях сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, образцы исторической застройки и исторические ландшафты. Они также содержат памятники нематериальной культуры и разнообразные проявления народной традиционной культуры – фольклор, народные и художественные промыслы, бытовые традиции, ритуалы и т.п.. Тем самым объединение исторических городов, музеев-заповедников, национальных парков в различные тематические маршруты позволяет усилить восприятие историко-культурных объектов национального наследия. Роль объединяющего фактора здесь можно отвести созданию и развитию крупных культурных проектов, как например, «Серебряное кольцо», «Путь из варяг в греки», «Святыни Северо-Западной России», «Память прошедшей войны», «Путь русского наследия», «Крепостной щит России», которые можно считать не менее интересными чем «Золотое кольцо России» вокруг г. Москвы. В путеводителе по Ленинградской области внимание путешественников «не обладающих навыками не слишком комфортабельного полевого туризма» обращается на несколько маршрутов, которые могут быть и не связаны между собой. Например, туристские маршруты по крепостям Северо-Запада России, продолжительностью в 5 дней, включают в себя посещение Выборгского замка, Ивангородской крепости, крепостей Корела, Копорье и Старая Ладога. Выше представленные объекты культурного наследия располагают к проведению фестивалей, праздников, туристско-спортивных мероприятий, собирающих немалой количество зрителей. Примером может служить реконструкция народного средневекового праздника «Майское дерево», в котором принимают участие любители средневековой старины со всей территории страны, либо фестиваль «Рыцарский замок» и фестиваль джазовой музыки, проводимые в Выборгском замке, также это «Ужин в средневековом замке», где исполняется живая средневековая музыка. С 2003 г. в Выборгском замке и Ивангородской крепости выступает Мариинский театр с постановкой опер «Аида» и «Князь Игорь». Необходимо отметить проект «Рождественские встречи» (концерты в соборе Петра и Павла города Выборга), фестиваль «Дверь в лето» (актуальная музыка разных направлений). С 2004 года и фестиваль кельтской музыки, фестиваль «Вечера в Монрепо» и др. Проводимые фестивали способствуют возрождению традиции музыкальных салонных вечеров, и обогащению внутреннего мира человека. Все эти мероприятия объединяют огромные объекты наследия сконцентрированные в музеях, музеях-заповедниках, национальных парках и других объектах культуры и являются своеобразными образами культурной идентичности. Благодаря этому есть возможность рассмотреть все явления культуры не по отдельности, а как единое целое.ЗаключениеВ заключение отметим, что в контексте закономерностей функционирования исторической памяти можно прогнозировать интенсивное развитие музеефикации и возрастаниероли новых типов музеев в культурном пространстве городов, особенно мегаполисов. По мере усложняющейся дифференциации общества количество музеев, репрезентирующих прошлое с точки зрения определенной идентификационной логики, социальных позиций, вероятно, будет увеличиваться. В контексте этих же закономерностей формируются тенденции изменения состава памятников, являющихся объектами музейной деятельности, в том числе их качественных параметров. Во-первых, происходит расширение типов памятников и объектов, втом числе фрагментов городской среды, включаемых в систему музейной деятельности. Во-вторых, появляется все больше музеев, построенных, к сожалению, исключительно на копийном материале, «новоделах», реконструкциях, или на артефактах, научная, историческая, художественная ценность которых вызывает сомнение специалистов. В условиях российской действительности эта неоднозначная тенденция стала отчетливо проявляться в последние десятилетия, что связано с актуализацией дискурса коллективной памяти, обусловленного происшедшими социокультурными трансформациями.Гендерные, этнические, региональные и прочие группы претендуют на свое видение прошлого. Средством визуализации этих концепций становятся выставки, музеи и отдельные музейные экспозиции, для создания которых используются значимые для данного конкретного сообщества «социальные факты». Таким образом, расширяется типология меморируемых предметов или объектов наследия, включаемых в систему музейной деятельности и культурное пространство города. Актуальные с точки зрения какой-либо группы явления, факты прошлого не всегда, в том числе и по объективным причинам, могут быть обеспечены подлинными памятниками и тогда они предметно, материально репрезентируются посредством копий, реконструкций или воспроизведений объектов теперь уже и в виртуальном пространстве. В Санкт-Петербурге – городе с огромной историей, происходит повсеместнаямузеефикаций культурного наследия, что приводит к сохранению исторических объектов и передаче истории новым поколениям.Список использованной литературыBlake J. The International and Comparative Law Quarterly? Vol. 49. №1. 2000. - P. 67Prott L.V. Problems of Private International Law for the Protection of the Cultural Heritage, Recueil des Cours. Vol. V. 1989.-412 p.Акулич Е.М. Музей как социокультурный центр региона // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе В 3 т. Т. 1. М. –823 с.Анциферов Н.П. «Непостижимый город...»: Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. - СПб.: Лениздат, 1991.- 286 с.Васильева П.М., Захарова А.В. К вопросу о постановке курса «Культурно-туристские регионы России» // Актуальные проблемы развития туризма и подготовки кадров для предприятий туристской индустрии (35- летию туристского образования в Санкт-Петербурге посвящается): Сб. научных трудов. – СПб., 2004. – 304 с.Васильева П.М., Захарова А.В. К вопросу о постановке курса «Культурно-туристские регионы России» // Актуальные проблемы развития туризма и подготовки кадров для предприятий туристской индустрии (35-летию туристского образования в Санкт-Петербурге посвящается): Сб. научных трудов. – СПб., 2004. – 200 с. Галкова О.В. Культурное наследие: структура и содержание понятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://grani.vspu.ru/files/publics/203_st.pdf (дата 14.03.2017)Герасименко Е.Е. Музей в институализации социальной памяти. Автореф. дисс. … канд. культурологии. - СПб., 2012. – 264 с.Гладарев Б. Историко-культурное наследие Петербурга: рождение общественности из духагорода // От общественного к публичному / подред. О. Хархордина. СПб.: изд-во ЕУСПб, 2011. –324 с.Горбунова Т.Г. Современные направления актуализации культурного наследия // Обсерватория культуры. 2010. № 4. –63 с.Замятин Д.Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследия // Социологические исследования. 2010. № 2. –79 с.Кавецкая В.В. Реализация социальных функций современным российским музеем в рыночных условиях // Вологдинские чтения. 2009. № 72. –69 с.Конвенция «Об охране всемирного культурного и природного наследия» // Историко-культурное и природное наследие: хрестоматия / сост. Н.М. Маркдорф, в.В. Сенкус, И.П. Рещикова. Новокузнецк, 2006. – 88 с.Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r.pdf (дата обращения 14.03.2017)Культурное наследие и туризм. – М.: Институт Наследия, 2005. – 172 с. Литвинова Е. 100 лет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины // Портал Cogita.ru. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cogita.ru/news/100-let-obschestva-zaschity-i-sohraneniya-v-rossii-pamyatnikov-iskusstva-istariny (дата обращения 15.03.2017)Максимова Т. Е. Виртуальные музеи vs традиционные музеи: перспективы сотрудничества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013.- № 4. Ч. 2. –200 с.Максимова Т. Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика: дисс. … к. культурологии. М., 2012. – 156 с.Молчанов С.Н. Об использовании понятий «куль-турные ценности» и «культурное наследие» в международ- ном праве [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patrimony.ru/page4/page33/ page192/page105/page113 (дата 14.03.2017)Музеи Ленинградской области (Путеводитель). – СПб., 2007. – 99 с.Пирютко Ю.М. Питерский лексикон. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008 – 100 с.Туристский путеводитель по Ленинградской области / Администра-ция Ленинградской области, 2003. – 20 с.Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ.Чуйкина С.А. Имиджи Петербурга в прессе (1998-2003) // Петербург в зеркале социологии / Под ред. В.В. Козловского. - СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. –292 с.Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика - М.: Высшая школа, 2009. - 184 С.
2. Prott L.V. Problems of Private International Law for the Protection of the Cultural Heritage, Recueil des Cours. Vol. V. 1989.-412 p.
3. Акулич Е.М. Музей как социокультурный центр региона // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе В 3 т. Т. 1. М. –823 с.
4. Анциферов Н.П. «Непостижимый город...»: Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. - СПб.: Лениздат, 1991.- 286 с.
5. Васильева П.М., Захарова А.В. К вопросу о постановке курса «Культурно-туристские регионы России» // Актуальные проблемы развития туризма и подготовки кадров для предприятий туристской индустрии (35- летию туристского образования в Санкт-Петербурге посвящается): Сб. научных трудов. – СПб., 2004. – 304 с.
6. Васильева П.М., Захарова А.В. К вопросу о постановке курса «Культурно-туристские регионы России» // Актуальные проблемы развития туризма и подготовки кадров для предприятий туристской индустрии (35-летию туристского образования в Санкт-Петербурге посвящается): Сб. научных трудов. – СПб., 2004. – 200 с.
7. Галкова О.В. Культурное наследие: структура и содержание понятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://grani.vspu.ru/files/publics/203_st.pdf (дата 14.03.2017)
8. Герасименко Е.Е. Музей в институализации социальной памяти. Автореф. дисс. … канд. культурологии. - СПб., 2012. – 264 с.
9. Гладарев Б. Историко-культурное наследие Петербурга: рождение общественности из духагорода // От общественного к публичному / подред. О. Хархордина. СПб.: изд-во ЕУСПб, 2011. –324 с.
10. Горбунова Т.Г. Современные направления актуализации культурного наследия // Обсерватория культуры. 2010. № 4. –63 с.
11. Замятин Д.Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследия // Социологические исследования. 2010. № 2. –79 с.
12. Кавецкая В.В. Реализация социальных функций современным российским музеем в рыночных условиях // Вологдинские чтения. 2009. № 72. –69 с.
13. Конвенция «Об охране всемирного культурного и природного наследия» // Историко-культурное и природное наследие: хрестоматия / сост. Н.М. Маркдорф, в.В. Сенкус, И.П. Рещикова. Новокузнецк, 2006. – 88 с.
14. Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r.pdf (дата обращения 14.03.2017)
15. Культурное наследие и туризм. – М.: Институт Наследия, 2005. – 172 с.
16. Литвинова Е. 100 лет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины // Портал Cogita.ru. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cogita.ru/news/100-let-obschestva-zaschity-i-sohraneniya-v-rossii-pamyatnikov-iskusstva-istariny (дата обращения 15.03.2017)
17. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи vs традиционные музеи: перспективы сотрудничества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013.- № 4. Ч. 2. –200 с.
18. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика: дисс. … к. культурологии. М., 2012. – 156 с.
19. Молчанов С.Н. Об использовании понятий «куль-турные ценности» и «культурное наследие» в международ- ном праве [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patrimony.ru/page4/page33/ page192/page105/page113 (дата 14.03.2017)
20. Музеи Ленинградской области (Путеводитель). – СПб., 2007. – 99 с.
21. Пирютко Ю.М. Питерский лексикон. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008 – 100 с.
22. Туристский путеводитель по Ленинградской области / Администра-ция Ленинградской области, 2003. – 20 с.
23. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ.
24. Чуйкина С.А. Имиджи Петербурга в прессе (1998-2003) // Петербург в зеркале социологии / Под ред. В.В. Козловского. - СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. –292 с.
25. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика - М.: Высшая школа, 2009. - 184 С.
Вопрос-ответ:
Какая концепция развития культурного наследия представлена в статье?
В статье представлена концепция развития культурного наследия через сохранение и интерпретацию в музеях.
Что такое музей и как он связан с актуализацией культурного наследия?
Музей - это форма актуализации культурного наследия, где различные артефакты и экспонаты помогают сохранить и передать историю и культуру народов.
Какова история сохранения и музеефикации культурного наследия в Санкт-Петербурге?
В статье представлена история сохранения и музеефикации культурного наследия в Санкт-Петербурге, начиная с его основания до наших дней.
Какие музеи в Санкт-Петербурге являются хранителями культурного наследия?
Статья содержит аналитический обзор музеев Санкт-Петербурга, которые являются хранителями культурного наследия. В нем указаны различные музеи и их вклад в сохранение и интерпретацию наследия города.
Какое значение имеет сохранение культурного наследия через музеи?
Сохранение культурного наследия через музеи позволяет сохранить и передать будущим поколениям знания о истории и культуре народов, а также расширить доступ к этому наследию для широкой публики.
Что такое культурное наследие и почему оно важно?
Культурное наследие - это совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных человеком в прошлом и переданных в настоящее поколениям. Оно представляет собой уникальные исторические, культурные и художественные достижения, которые являются основой для формирования национальной идентичности и связующего звена между прошлым и будущим.
Что представляет собой музей и почему он важен для сохранения культурного наследия?
Музей - это учреждение, которое собирает, исследует, сохраняет и представляет на обозрение публике различные объекты и материалы, связанные с историческим, культурным и художественным наследием. Музеи играют важную роль в сохранении культурного наследия, так как они обеспечивают его сохранность, изучение и доступность для широкой аудитории. Благодаря музеям, мы можем узнать о прошлых эпохах, цивилизациях и традициях, и они помогают нам сохранить и передать знания будущим поколениям.
Каковы исторические корни понятия культурного наследия?
История развития концепции культурного наследия имеет свои корни в античности. Уже в Древней Греции и Риме существовали практики сохранения и передачи ценностей прошлых эпох. Однако современное понимание культурного наследия сложилось в XIX - XX веках в связи с возникновением национальных исследований, археологии и музеев. Это позволило шире осознать важность сохранения и передачи культурных ценностей следующим поколениям.
Какие музеи в Санкт-Петербурге играют роль хранителей культурного наследия?
В Санкт-Петербурге есть множество музеев, которые играют важную роль в сохранении и интерпретации культурного наследия города. Некоторые из них - Эрмитаж, Русский музей, Музей Исаакиевского собора, Музей градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга и другие. Эти музеи хранят коллекции произведений искусства, исторических артефактов, архитектурные памятники и многое другое, что позволяет нам лучше познать богатую историю и культуру Санкт-Петербурга.