Качество рабочей силы и пути его повышения
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 24.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5
1.1 Понятие качества рабочей силы 5
1.2 Элементы, формирующие качество рабочей силы 7
ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 11
2.1 Факторы повышения качества рабочей силы 11
2.2 Примеры региональных программ по улучшению трудового потенциала 12
ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 17
3.1 Статистический анализ качества рабочей силы на примере Самарской области по уровню образования 17
3.2 Статистический анализ качества рабочей силы на примере Самарской области по квалификационным характеристикам 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Данные свидетельствуют, что за период с 2015 по 2016 год число занятых, имеющих высшее образование возросло с 35,8 до 36,9 тыс. чел. Эта тенденция коснулась как мужчин, так и женщин. Таблица 5. Распределение численности занятых в экономике по уровню образования (в процентах к итогу)Всегов том числе имеют образованиевысшеесреднее профессиональноесред.общ.осн. общ.не имеют осн. общ.по программе подготовки специалистов среднего звенапо программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)Занятые в экономике - всего201510035,831,516,612,93,10,1201610036,929,216,614,42,70,1Мужчины201510034,127,620,913,53,70,1201610034,526,020,515,73,10,2Женщины201510037,535,312,212,32,50,1201610039,432,512,813,12,3-Таким образом, население Самарской области характеризуется положительными тенденциями в уровне получаемого образования,в численности специалистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями региона, а также ростом числа специалистовв сфере научных исследований и разработок.3.2 Статистический анализ качества рабочей силы на примере Самарской области по квалификационным характеристикамНа основе данных Самарского статистического ежегодника проведем анализ рабочей силы данного региона по квалификационным характеристикам.Рисунок 2. Динамика численности занятых Самарской области в тысячах человек, сгруппированных по уровню квалификации, виду занятийНа рисунке 2 отражена динамика численности занятых Самарской области в тысячах человек, сгруппированных по уровню квалификации, виду занятий и полу за 2 года.Анализ приведенных на рисунке 2 и в таблице 5 данных позволяет сделать вывод, что наблюдается положительная динамика у категорий:специалисты среднего уровня квалификации (+7,7%)служащие сферы подготовки информации, оформления документации, учета и обслуживания (+14,9%)работники сферы сервиса,ЖКХ, торговли (+5,5%)квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства (+27,7%)квалифицированные рабочие предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (+9,8%)Таблица 5. Динамика численности занятых Самарской области в тысячах человек, сгруппированных по уровню квалификации, виду занятий (тыс. чел.)20152016Темп роста, %Темп прироста, %Занятые в экономике - всего1704,8169899,6-0,4Руководители органов власти и управления всех уровней227,7200,488,0-12,0Высококвалифицированные специалисты451,8436,696,6-3,4Специалисты среднего уровня квалификации242,6261,3107,77,7Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием35,540,8114,914,9Работники сферы сервиса, ЖКХ, торговли 196,9207,7105,55,5Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства25,632,7127,727,7Квалифицированные рабочие промышленности, связи,строительства, транспорта, геологии и разведки недр194,6213,6109,89,8Операторы, аппаратчики и машинисты установок и машин210,4205,597,7-2,3Неквалифицированные рабочие119,799,683,2-16,8В таблице 6 приведен анализ численности занятых Самарской области в тысячах человек, сгруппированных по уровню квалификации, виду занятий и полу на начало 2015 и 2016 гг. Данные данной таблицы позволяют сделать выводы, что в 2015 году среди занятого населения Самарской области преобладали мужчины, а в 2016 году их количество сравнялось. Руководящие должности в основном заняты мужчинами, причем в 2016 году наблюдается снижение числа данной категории работников как среди мужчин, так и среди женщин.Таблица 6. Численность занятых в экономике Самарской области по уровню квалификации, виду занятий и полу, на начало года (тыс. чел.)Показатели20152016Всегов том числеВсегов том числемуж.жен.муж.жен.Занятые в экономике - всего1704,8855,5849,31698,0849,0849,0Руководители органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций, предприятий и их служб227,7145,282,5200,4124,076,3Специалисты высшего уровня квалификации451,8174,0277,9436,6176,9259,7Специалисты среднего уровня квалификации242,681,8160,8261,384,1177,2Служащие сферы подготовки информации, оформления документации, учета и обслуживания35,53,731,840,86,134,6Работники сферы сервиса, жилищно-коммунального хозяйства, торговли 196,965,0131,8207,770,3137,4Квалифицированные работники отрасли сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства25,69,416,132,715,017,7Квалифицированные рабочие промышленности, связи, строительства, транспорта, геологии и разведки недр194,6155,439,3213,6162,051,5Операторы, аппаратчики и машинисты установок и машин210,4165,445,0205,5168,237,3Неквалифицированная рабочая сила119,755,564,299,642,357,3Специалистов высшего уровня квалификации среди мужчин меньше по сравнению с женщинами, как в 2015, так и в 2016 году (174,0 и 277,9 тыс. чел. в 2015 году, 176,9 и 259,7 тыс. чел. в 2016 году соответственно).Специалистов среднего и низкого уровня квалификациив Самарской области также больше среди женщин, чем среди мужчин, как в 2015, так и в 2016 году. А вот операторы, аппаратчики и машинисты установок и машин – это преимущественно мужская профессия. Неквалифицированные рабочие профессии приблизительно равно распределены между мужчинами и женщинами. Таким образом, население Самарской области характеризуется положительными тенденциями в уровне получаемого образования,в численности специалистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями региона, а также ростом числа специалистовв сфере научных исследований и разработок. Однако, для данного региона характерна ситуация, когда руководящие должности занимаются во всех сферах экономике преимущественно мужчинами, и кроме того, анализ приведенных данных позволил сделать вывод, что наблюдается положительная динамика у менее квалифицированных специалистов.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе была исследована проблема качества рабочей силы и направлений его повышения на примере Самарской области. По итогам проведенного исследования, были достигнуты следующие результаты:1. Раскрыто понятие качества рабочей силы. Качество рабочей силы — это совокупность свойств человека, проявляющих себя в трудовом процессе и включающих в себя квалификацию и личностные характеристики работника, а также его способность к адаптации в процессе труда.2. Исследованы элементы, формирующие качество рабочей силы.К их числу относятся способности человека к получению образования и повышению квалификации, его мобильность и возможности адаптации, уровень экономической культуры и развития компетенций, профессиональных знаний и навыков.3. Систематизированы факторы повышения рабочей силы.К ним относятся природно- климатические условия, социокультурные особенности, демографические и миграционные, технологические, социально- экономические, организационные, мотивационные, институциональные и геополитические факторы.4. Проанализирован ряд примеров региональных программ по улучшению трудового потенциала.В качестве успешной реализации данных программ был рассмотрен опыт Тамбовской области и Республики Татарстан, среди результатов - включение работодателей в процесс управления профессиональным образованием; увеличение приема по программам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов; сокращение доли нетрудоустроенных выпускников системы СПО, ознакомление с лучшими отечественными и зарубежными практиками, формирование навыков и потребности в непрерывном самообразовании и повышение их управленческого мастерства.5. Проведен статистический анализ качества рабочей силы на примере Самарской области по уровню образования и по квалификационным характеристикам.В частности, население Самарской области характеризуется положительными тенденциями в уровне получаемого образования, в численности специалистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями региона, а также ростом числа специалистов в сфере научных исследований и разработок.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБавыкина Е.Н. Качество рабочей силы // Исследования молодых учёных: экономическая теория, социология, отраслевая и региональная экономика. Сборник статей по итогам X Осенней конференции молодых учёных в новосибирском Академгородке. Под редакцией О.В. Тарасовой, А.А. Горюшкина. 2014. – Н.: Издательство: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (Новосибирск). 2014. С. 273-279.Беккер, Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. [Текст]: Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ. / Сост., науч. ред., послесл. Капелюшников Р.И. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 672 с. Бобкова Н. Г.Существующие подходы к определению понятия «качество рабочей силы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://buk.irk.ru/library/sbornik_13/bobkova.pdfВолкова, Е. А. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования качества рабочей силы / Е. А. Волкова, Е. В. Калинникова. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 229 с. – с.51Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/ru/statistics/sphere/Ерохина Е.В. Анализ качества образования и трудовых ресурсов регионов на примере Центрального федерального округа // Экономический анализ: теория и практика. 2015. №43 (442). С.2-15Калманбетова Г.Т Основные тенденции в развитии качества рабочей силы // Вестник КРСУ. 2014. Том 14. № 3. С. 151-154Касатеев П. А., Мраморнова О. В. Факторы и критерии повышения качества рабочей силы в процессе внутрифирменного обучения персонала // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. №4 (28). С.247-253Кулебакина О. И. Современные подходы к исследованию качества рабочей силы // Вестник КемГУ. 2013. №3 (55). С.256-260Меньшикова М. А., Аббас А. Б. Анализ стратегий повышения качества рабочей силы // Auditorium. 2014. №2 (2). С.89-97Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.samregion.ru/activity/ekonomika/values_so/#peopleПлатонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 255 с.Полынский Р. В. Идентификация качественных характеристик рабочей силы // Основы ЭУП. 2014. №5 (17). С.79-84Рачев С.В. Качественные характеристики работника и их влияние на уровень его компетентности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3214Сборник лучших практик по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asi.ru/upload/0b6/Best_practices_NSPK.pdfТулупов С.В., Глинских В.В., Трубецкая О.В. Рынок труда и его особенности в Самарской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/22532.pdfФедеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/Main.htm
2. Беккер, Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. [Текст]: Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ. / Сост., науч. ред., послесл. Капелюшников Р.И. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 672 с.
3. Бобкова Н. Г. Существующие подходы к определению понятия «качество рабочей силы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://buk.irk.ru/library/sbornik_13/bobkova.pdf
4. Волкова, Е. А. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования качества рабочей силы / Е. А. Волкова, Е. В. Калинникова. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 229 с. – с.51
5. Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/ru/statistics/sphere/
6. Ерохина Е.В. Анализ качества образования и трудовых ресурсов регионов на примере Центрального федерального округа // Экономический анализ: теория и практика. 2015. №43 (442). С.2-15
7. Калманбетова Г.Т Основные тенденции в развитии качества рабочей силы // Вестник КРСУ. 2014. Том 14. № 3. С. 151-154
8. Касатеев П. А., Мраморнова О. В. Факторы и критерии повышения качества рабочей силы в процессе внутрифирменного обучения персонала // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. №4 (28). С.247-253
9. Кулебакина О. И. Современные подходы к исследованию качества рабочей силы // Вестник КемГУ. 2013. №3 (55). С.256-260
10. Меньшикова М. А., Аббас А. Б. Анализ стратегий повышения качества рабочей силы // Auditorium. 2014. №2 (2). С.89-97
11. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.samregion.ru/activity/ekonomika/values_so/#people
12. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 255 с.
13. Полынский Р. В. Идентификация качественных характеристик рабочей силы // Основы ЭУП. 2014. №5 (17). С.79-84
14. Рачев С.В. Качественные характеристики работника и их влияние на уровень его компетентности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3214
15. Сборник лучших практик по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asi.ru/upload/0b6/Best_practices_NSPK.pdf
16. Тулупов С.В., Глинских В.В., Трубецкая О.В. Рынок труда и его особенности в Самарской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/22532.pdf
17. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/Main.htm
Вопрос-ответ:
Что такое качество рабочей силы?
Качество рабочей силы - это характеристика уровня знаний, навыков и компетенций работников, которая влияет на их способность выполнять рабочие задачи и достигать целей организации.
Какие элементы формируют качество рабочей силы?
Качество рабочей силы формируется на основе следующих элементов: образование, профессиональная подготовка, опыт работы, мотивация и трудовая мораль работника.
Какие факторы способствуют повышению качества рабочей силы?
Факторы, способствующие повышению качества рабочей силы, включают профессиональное обучение и развитие, обеспечение мотивации и стимулирования работников, создание условий для карьерного роста и улучшение условий труда.
Можете привести примеры региональных программ по улучшению трудового потенциала?
Один из примеров региональной программы по улучшению трудового потенциала - это программы поддержки предпринимательства и развития малого бизнеса, которые предоставляют финансовую и консультационную поддержку малым и средним предприятиям для развития и повышения качества рабочей силы.
Как проводится статистический анализ качества рабочей силы?
Статистический анализ качества рабочей силы может проводиться на основе различных показателей, таких как уровень образования, профессиональные навыки, зарплата и безработица. Например, на примере Самарской области можно провести статистический анализ качества рабочей силы по уровню образования - определить процент работников с высшим образованием, средним специальным образованием и т.д.
Что такое качество рабочей силы?
Качество рабочей силы определяется как совокупность уровня знаний, навыков, компетенций и профессионализма работников, а также их физической и психологической готовности к выполнению трудовых функций.
Какие элементы формируют качество рабочей силы?
Качество рабочей силы формируется на основе следующих элементов: уровень образования работников, профессиональные навыки, опыт работы, мотивация и трудовая дисциплина.
Какие факторы способствуют повышению качества рабочей силы?
Факторы, способствующие повышению качества рабочей силы, включают образовательные программы, профессиональное обучение, стимулирование мотивации работников, улучшение условий труда и развитие системы поддержки трудового потенциала.