Тема: Общая характеристика методов анализа

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Анализ хозяйственной деятельности
  • 37 37 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 25.12.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 4
Основная часть 6
1 Комплексная оценка хозяйственной деятельности предприятия 6
1.1 Рейтинговая оценка хозяйственной деятельности 6
1.2 Индексный и балансовый метод оценки 8
1.3 Графики и диаграммы и аналитические таблицы 9
1.4 Сетевой график как модель планирования производственного процесса 12
2 Методика выявления подсчета резервов в анализе хозяйственной деятельности предприятия 14
2.1 Понятие, экономическая сущность и классификация хозяйственных резервов предприятия 14
2.2 Принципы организации поиска и подсчета резервов 18
2.3 Методика подсчета и обоснования величины резервов 19
3 Анализ выпуска и реализации продукции 23
3.1 Основные задачи исследования и источники информации 23
3.2 Анализ динамики выпуска и реализации продукции 24
3.3 Оценка влияния факторов на изменение объема продукции 26
3.4 Анализ реализации продукции 27
3.5 Анализ выполнения договоров поставок продукции по объему и ассортименту 29
3.6 Анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции. Анализ ритмичности работы предприятия 31
Заключение 34
Глоссарий 36
Список использованных источников 37
Приложения 40

Фрагмент для ознакомления

(20)

Первая формула характеризует зависимость выхода от числа персонала и производительности труда, вторая - влияние основных производственных и производственных фондов и их доходность на активы в товарной продукции, а третье зависит от количества потребляемых материалов в производстве и производстве на 1 руб. предметов труда [25, c. 57].
Если подставить в формулу (18), то qpсп максимизирует его значение, тогда выход можно разложить на три составляющих элемента, как в четвертой формуле. Это позволяет определить влияние трех факторов на объем коммерческих продуктов: безопасность работников хозяйствующего субъекта, изменение капитальных затрат и капиталовложения промышленных основных фондов. Мы получаем формулу (21):

или Qт = Lсп*fр*F, (21)

Влияние этих факторов на объем товарной продукции можно определить, например, с помощью метода цепных подстановок, интегрального или других методов.

Анализ реализации продукции

Продажа продуктов - важный и заключительный этап обращения денег. Объем продаж зависит от показателей оборота оборотного капитала, а самое главное - итога финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, т. е. прибыли. Отсроченная реализация наносит ущерб национальной экономике и потребителям, поскольку она нарушает нормальную деятельность.
Источниками информации являются: форма №1 - «Баланс», форма №2 «Отчет о финансовых результатах», выписка № 16, заказ журнала и т. д. Анализ реализации продукции осуществляется в следующих областях:
1. Учитывается общая оценка реализации в соответствии с объемом продаж и определяет причины отклонений.
Превышение объемов продаж по нескольким причинам:
а) диапазон, структура продуктов;
б) своевременная поставка продукции;
в) производство на основе спроса.
В процессе исследования выяснится причина увеличения (или уменьшения) объема продаж.
2. Изучается торговый баланс. Формула торгового баланса:

РП = ТП + (Пнг – Пкг) + (Онг – Окг), (22)

где РП – реализованная продукция в действующих ценах,
ТП – товарная продукция,
Пнг, Пкг – остатки готовой продукции на складе на начало и конец года,
Онг, Окг – остатки товаров отгруженных, но не оплаченных на начало и конец года [13, c. 87].
Следует отметить, что хозяйствующего субъекта могут определять выручку от реализации продукции по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции и поэтому используются два варианта методики исследования объема реализованной продукции.
В связи с этим, если выручка определяется по отгрузке, то баланс будет иметь вид:

РП = ТП + (Пн2 – Пк2), (23)

если по оплате, то

РП = ТП + (Он2 – Ок2) (24)

Данные о товарном балансе представлены в таблицах.
Как правило, снижение запасов готовой продукции и отгруженных товаров увеличивает объем продаж и увеличивает их сокращение. Если в процессе исследования объем продаж будет меньше объема товарной продукции, это может повлиять на: стоимость доставки, возмещаемая от поставщика в цене на продукцию, скидки от продаж по прямой связи и т. д.
Затем анализировали реализованные продукты для соответствия диапазону. В терминах автоматизированного учета источником информации для периодического и оперативного исследования реализованной продукции является следующая машинная игра:
- отгрузка продукции за день и общая сумма;
- продаж за день и общую сумму;
- реализованные продукты в месяц в расширенном ассортименте;
- планирование выпуска и т. д.
Основным источником информации для всей компании для оперативного исследования реализации продукта являются: «Журнал операционного счета, завершенный, отгруженный и проданный товар».

Анализ выполнения договоров поставок продукции по объему и ассортименту

Оценка уровня выполнения договора (контракта) поставки товаров, достаточно однородных, узкоассортиментных, измеряемых в натуральных величинах, характеризуется следующими формулами:
а) уровень (степень) выполнения договорных обязательств:

Nd = Qif/Qid, (25)

б) абсолютный размер отклонения поставки от условий договора (недопоставки или лишней поставки):

∆N = Qid - Qif , (26)

где Qid и Qif - количество поставленного 1-го товара соответственно по договору и фактически [19, c. 109].
Если расчет этого показателя выполняется в физических единицах, автоматически обеспечивается сопоставимость числителя и знаменателя показателя выполнения договорных условий.
Когда расчет выполняется в денежных единицах (широкоформатной и гетерогенной продукции), следует строго соблюдать принцип сопоставимости цен в числителе и знаменателе индикатора стандартного отклонения.
Если условия поставки контракта были учтены в текущих, измененных ценах, показатели показателей относительного уровня (индекс Iдог) и абсолютный размер (приращение, Δдог) поставки с контрактными условиями будут иметь следующий вид:

Iдог = ∑piф*qiф/∑piд*qiд, (27)

где рid и рif - цены г-го товара соответственно по договору и фактические; m - число i-х товаров.

Δдог = ∑piф*qiф-∑piд*qiд, (28)

Отклонение суммы предложения по контракту может быть обусловлено как количественным, так и стоимостным фактором. Чтобы определить реальное соответствие условий поставки (количественного фактора) соглашения, вы должны пересчитать фактические тарифы доставки в период заключения контракта.

3.6 Анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции. Анализ ритмичности работы предприятия

Влияние структурных изменений на объем производства товаров определяется как разница между обычным производством товаров при фактическом производстве, фактической и планируемой структурой цены (V2) и условным производством товаров в фактическом производстве, планируемой структурой и плановая цена (V1):
ΔVстр = V2-V1, (28)
V1 = (29)
V2 = (30)
или
ΔVстр = (31)

где ∆Vстр– изменения объема производства товаров за счет изменения структуры;
Qф – общий объем выпуска всех товаров в текущем периоде, шт.;
Уiпл , Уiф– удельный вес i-ого вида товара в общем объеме выпуска в плановом и текущем периодах ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно;
Рiпл– цена i-ого вида товара в плановом периоде [11, c. 87].
Ритмическая работа является важным условием своевременной выдачи и продажи продуктов. Неравномерность влияет на многие экономические показатели: снижение качества продукции, увеличение незавершенного производства и излишков остатков готовой продукции на складах и, как следствие, замедление оборота капитала, не выполняются поставки по контрактам, а компания платит штрафы за позднюю отгрузку товаров; поздно приходит спасение; происходит чрезмерное потребление фонда заработной платы в связи с тем, что в начале месяца работникам выплачивается время простоя и в конце сверхурочной работы. Все это приводит к увеличению себестоимости продукции, снижению прибыли, ухудшению финансового состояния компании. Спазматические малые и средние предприятия могут привести к банкротству и могут отрицать преимущества крупного предприятия из-за эффекта масштаба.
Оценить ритмичность - это прямые и косвенные показатели. Среди прямых индикаторов коэффициент ритма (Cricm), сводная мера, равная отношению фактического выпуска (Qтф) к значению плана выпуска (Qтп):

Критм = Qтф/Qтп, (32)


Определяют конкретные показатели: доля производства за каждое десятилетие (один день) до ежемесячного выпуска, доля производства за каждый месяц до квартального выпуска, доля производства за каждый квартал до годового объема производства, доля продуктов, произведенных в первом десятилетии месяца, к третьей неделе предыдущего месяца и другим [4, c. 105].
Косвенные индикаторы ритмичности включают наличие дополнительных платежей за сверхурочную работу, оплату простоев по вине бизнеса, потерю брака и возврат продукции, штрафы за провал и несвоевременную отгрузку продуктов, наличие чрезмерных остатков незавершенного производства и готовые изделия на складах.


Заключение
Существует несколько методологических подходов к анализу финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов на основе структурирования и идентификации основного уровня, установления причинно-следственных связей и взаимозависимостей, синтеза (синтеза) результатов. Методология исследования финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта включает набор конкретных методов (методик), как выполнить анализ осуществимости.
Статистический анализ является основой диагностики финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта:
- анализ средних и относительных значений, который используется для определения средних значений показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта, и расчета относительных значений коэффициентов, отражающих взаимосвязи между различными показателями;
- группировка, т. е. группировка отдельных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта. Группа по основаниям, которая может быть продуктивным фактором и;
- графический анализ, позволяющий графически отображать изменения результатов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта во времени;
- индексный метод обработки временных рядов, который используется для определения изменений во времени корреляций между различными показателями финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;
- корреляционный анализ, позволяющий количественно оценить взаимосвязь между двумя или более взаимодействующими явлениями, определить тип и плотность зависимости;
- регрессионный анализ, который устанавливает изменение характеристики эффективности (показатели финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта) под влиянием одного или нескольких факторов. Функция, которая отображает связь между переменными, называется уравнениями парной или множественной регрессией (в зависимости от количества контролируемых признаков);
- дисперсионный анализ, который отличается от корреляции и регрессии тем фактом, что изучение факторов влияния на продуктивные критерии зависит от значений дисперсионных факторов, характеризующих их абсолютные изменения (изменчивость или вариативность). Относительная изменчивость (ковариация) показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта, изучается в ковариационном исследовании;
- экстраполяционный анализ, основанный на характерном изменении состояния системы в прошлом и экстраполировании (продлении) полученного результата на будущее. Он включает следующие этапы: предварительная обработка и трансформация исходной серии; выбор типа эмпирических функций; определение параметров эмпирических функций; экстраполяция; оценка точности исследования.

Глоссарий
№ п/п Понятие Определение 1 Анализ Метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования 2 Метод Путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности 3 Продукция Результат деятельности предприятия, представленный совокупностью готовых к реализации материальных продуктов и услуг 4 Производство Процесс создания материальных жизненных благ – продуктов, необходимых для существования и развития человеческого общества 5 Реализация Продажа товаров и имущества Список использованных источников
1 Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 288 c. 2 Артеменко, В.Г. Экономический анализ: Учебное пособие / В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. - М.: КноРус, 2013. - 288 c. 3 Бобошко, Н.М. Финансово-экономический анализ: Учебное пособие / Н.М. Бобошко и др. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 383 c. 4 Гарнова, В.Ю. Экономический анализ: Учебное пособие / Н.Б. Акуленко, В.Ю. Гарнова, В.А. Колоколов; Под ред. Н.Б. Акуленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 157 c. 5 Гурышев А.П. Оценка эффективности деятельности предприятий/ А.П. Гурышев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – №3. – С. 15-17. 6 Казакова, Н.А. Экономический анализ: Учебник / Н.А. Казакова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 343 c. 7 Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2014. - 421 с. 8 Киреева, Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 293 c. 9 Когденко, В.Г. Экономический анализ: Учебное пособие / В.Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 392 c. 10 Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: Дашков и К, 2016. - 248 c. 11 Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 320 c. 12 Любушин, Н.П. Экономический анализ: Учеб. Пособие / Н.П. Любушин. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 575 c. 13 Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. - М.: КноРус, 2013. - 536 c. 14 Парахина, В.Н. Экономический анализ: Учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. - М.: КноРус, 2013. - 288 c. 15 Плотникова, А.М. Экономический анализ (курс для бакалавров) / А.М. Плотникова, М.В. Слаутина. - М.: КноРус, 2013. - 304 c. 16 Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для бакалавров / Л.В. Прыкина. - М.: Дашков и К, 2016. - 256 c. 17 Румянцева, Е.Е. Экономический анализ. учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Е. Румянцева. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 381 c. 18 Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2015. – 649 с. 19 Скамай, Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 378 c. 20 Стуканова, Н.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности / Н.П. Стуканова. - М.: КноРус, 2013. - 536 c. 21 Толпегина, О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. - М.: Юрайт, 2013. - 672 c. 22 Тысячникова, Н.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Н.А. Тысячникова, Ю.Н. Юденков. - М.: КноРус, 2013. - 720 c. 23 Фролов, Н.К. Оценка эффективности хозяйствующего субъекта/ Н.К. Фролов // Финансовый менеджмент. – 2013. – № 4. – С. 12-14. 24 Чуев, И.Н. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / И.Н. Чуев. - М.: Дашков и К, 2013. - 384 c. 25 Шадрина, Г.В. Экономический анализ: Учебник для бакалавров / Г.В. Шадрина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 515 c.
Приложения
А
Пример сетевого графика















35

1 Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 288 c.
2 Артеменко, В.Г. Экономический анализ: Учебное пособие / В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. - М.: КноРус, 2013. - 288 c.
3 Бобошко, Н.М. Финансово-экономический анализ: Учебное пособие / Н.М. Бобошко и др. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 383 c.
4 Гарнова, В.Ю. Экономический анализ: Учебное пособие / Н.Б. Акуленко, В.Ю. Гарнова, В.А. Колоколов; Под ред. Н.Б. Акуленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 157 c.
5 Гурышев А.П. Оценка эффективности деятельности предприятий/ А.П. Гурышев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – №3. – С. 15-17.
6 Казакова, Н.А. Экономический анализ: Учебник / Н.А. Казакова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 343 c.
7 Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2014. - 421 с.
8 Киреева, Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 293 c.
9 Когденко, В.Г. Экономический анализ: Учебное пособие / В.Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 392 c.
10 Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: Дашков и К, 2016. - 248 c.
11 Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
12 Любушин, Н.П. Экономический анализ: Учеб. Пособие / Н.П. Любушин. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 575 c.
13 Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. - М.: КноРус, 2013. - 536 c.
14 Парахина, В.Н. Экономический анализ: Учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. - М.: КноРус, 2013. - 288 c.
15 Плотникова, А.М. Экономический анализ (курс для бакалавров) / А.М. Плотникова, М.В. Слаутина. - М.: КноРус, 2013. - 304 c.
16 Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для бакалавров / Л.В. Прыкина. - М.: Дашков и К, 2016. - 256 c.
17 Румянцева, Е.Е. Экономический анализ. учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Е. Румянцева. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 381 c.
18 Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2015. – 649 с.
19 Скамай, Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 378 c.
20 Стуканова, Н.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности / Н.П. Стуканова. - М.: КноРус, 2013. - 536 c.
21 Толпегина, О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. - М.: Юрайт, 2013. - 672 c.
22 Тысячникова, Н.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Н.А. Тысячникова, Ю.Н. Юденков. - М.: КноРус, 2013. - 720 c.
23 Фролов, Н.К. Оценка эффективности хозяйствующего субъекта/ Н.К. Фролов // Финансовый менеджмент. – 2013. – № 4. – С. 12-14.
24 Чуев, И.Н. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / И.Н. Чуев. - М.: Дашков и К, 2013. - 384 c.
25 Шадрина, Г.В. Экономический анализ: Учебник для бакалавров / Г.В. Шадрина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 515 c.

Вопрос-ответ:

Какие методы анализа используются для оценки хозяйственной деятельности предприятия?

Для оценки хозяйственной деятельности предприятия применяются три основных метода: рейтинговая оценка, индексный и балансовый методы, графики и диаграммы, а также аналитические таблицы.

Что такое рейтинговая оценка хозяйственной деятельности предприятия?

Рейтинговая оценка хозяйственной деятельности предприятия - это метод, который позволяет сравнить предприятия между собой и оценить их эффективность. Результаты оценки записываются в рейтинговую таблицу, в которой предприятия ранжируются по определенным критериям.

В чем заключается индексный и балансовый методы оценки хозяйственной деятельности предприятия?

Индексный метод оценки предполагает расчет показателей изменения и темпов развития предприятия по сравнению с базовым периодом. Балансовый метод основывается на анализе баланса предприятия и его структуры, позволяет выявить финансовые и организационные резервы.

Какую информацию предоставляют графики, диаграммы и аналитические таблицы при анализе хозяйственной деятельности предприятия?

Графики, диаграммы и аналитические таблицы предоставляют информацию о динамике показателей хозяйственной деятельности предприятия, позволяют наглядно отобразить изменения и тренды. Они помогают выявить причины успеха или неудачи и принять соответствующие меры.

В чем заключается сетевой график как модель планирования производственного процесса?

Сетевой график представляет собой модель, которая визуально отображает логическую последовательность и зависимость работ или операций в производственном процессе. Он позволяет оптимизировать и планировать производственные процессы, определить критические пути и выявить возможности сокращения сроков выполнения работ.

Какие методы анализа хозяйственной деятельности предприятия используются?

Общая характеристика методов анализа включает рейтинговую оценку, индексный и балансовый методы, графики и диаграммы, а также сетевой график в качестве модели планирования производственного процесса.

Что такое рейтинговая оценка хозяйственной деятельности?

Рейтинговая оценка хозяйственной деятельности предприятия - это метод, который позволяет сравнить предприятия между собой на основе определенных критериев и дать каждому из них определенное место в рейтинге.

Что представляет собой индексный и балансовый методы оценки хозяйственной деятельности?

Индексный метод оценки хозяйственной деятельности - это метод, при котором с помощью различных индексов производится анализ и сравнение динамики различных показателей предприятия. Балансовый метод - это метод, при котором анализируются бухгалтерская отчетность и финансовые показатели предприятия.

Какие инструменты анализа используются в методике выявления резервов в хозяйственной деятельности предприятия?

В методике выявления резервов используются такие инструменты, как экономическая сущность и классификация хозяйственных резервов, аналитические таблицы и графики.