Православные монастыри в России в XVII – начале XX веков.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 42 42 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 30.12.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
Глава I. Православные монастыри в XVII - XVIII вв. 7
1.1Православные монастыри России в XVII в. 7
1.2. Православные монастыри России в XVIII в. (до 1762 г.) 14
Глава II. Православные монастыри в XIX – начале XX веков. 22
2.1 Православные монастыри в начале XIX – 1867 г. 22
2.2. Православные монастыри 1867 – 1917 гг. 27
Заключение 35
Список источников и литературы 41

Фрагмент для ознакомления

Тогда по просьбе Иркутского архиепископа и генерал-губернатора монастырю было выделено 500 дес. земли и 7 рыболовных участков, которые давали в год 6 тыс. руб дохода.
Реликвиями обители были мощи (кистьруки) СимеонаВерхотурского, память которого всегдапраздновалась 12 сентября, иконы св. Николая Угодника и Знамения ПресвятойБогородицы.
Монахи в 1890-х гг. нашли средство, чтобы получать доходы от расположения монастыря на берегу бурного озера:
«Отправляясь в путь по Байкалу на своем утлом суденышке, судохозяева монастырю доставляют доход молебнами, которые тут же, около берега, и служат монахи в часовне, преднамеренно для этого ими устроенной и имеющей снаружи утешающую надпись «Обуреваемым тихое пристанище».
Но после переезда епископа в Читу положениемонастыря начало ухудшаться. В 1894г. в нем жили 11 монахов и послушников. В 1902г. решено было реорганизовать данныймонастырь в женский.
Подворья Преображенского монастыря представляли собой женские общины.
Такие общины, которые образовались в большом количестве в XIX в., «...представляют из себя, и по внешнему устройству, и по внутреннему образу жизни , тот же монастырь, но с тою лишь разницей, что женщины, которые вступили в число их членов, не принимают на себя монашеский обет, навсегда отдаляющий человека от света, но выполняют все правила и условия, наложенные на послушниц и белиц настоящих монастырей» . Мысовская Успенская женская община была построена в 1911г. и существовала до 1930-х гг.
По данным за 1928г., в ней был один молитвенный дом и четыре деревянных здания.
В конце 1912г. было создано подворье монастыря в Заудинской станице, около Верхнеудинска.
Кроме небольшой деревянной церкви, подворье располагало тремя домами, амбаром, мастерской, в которых изготовляли восковые свечи. В 1931г., перед закрытиемподворья, в нем жило 25монахинь возраст которых колебалось от 31 до 71 года .
В 1886г. появляется Богородицкая женскаяобщина в г. Чите, «...с таким числом сестер, какое община содержала может по своим средствам и с тем условием, чтобы сестры сей общинызанимались воспитанием девочек — сирот, главным образом духовного звания, и призрением бедных и увечных, которые находились на попечении местной миссии».
По данным В.И. Косых, в 1893г. община получиластатус монастыря; в 1894г. в ней были 25 послушниц; в дальнейшем монастырь был переименован в Покровский.
В Забайкалье продолжала существовать Нилова пустынь, которая была приписана к ИркутскомуАрхиерейскому дому. Оно было превращено в миссионерский пункт.
Якутский Спасский в монастыре было небольшое количество насельников: в начале ХХ в. они там насчитывали 16 человек. Епископ в отчете за 1908г. писал: «скудностьбратских доходов и суровый климат не привлекают монашествующих из иныхепархий, из местных склонных к иноческой жизни не находится» .
Тем не менее, в 1860-х гг. было окончено стройка новой колокольни. Духовное училище, которое находилось при монастыре, в 1884г. Было переименовано в миссионерское училище, а в 1891г. его переводят под управление епархиального училищногоСовета.
В монастыре была резиденция архиерея. Там было построено здание духовной консистории (1886г.); в 1913г. началось сооружение каменного домаепископа. В 1904г. произошло союз этих учреждений, которое получилонаименование «Якутскийархиерейский дом и объединенный с ним Спасский монастырь».

















Заключение

Таким образом, проанализируя работу вяснется, что монастыри на Руси исстари играли роль не только больших религиозных, но и культурных центров.
В их стенах концентрировались летописание и иконописание, обучение грамоте. Монастыри играли значительную роль в хозяйственном развитии страны, особо се северных и восточных окраин.
Целю работы было исследование православных монастырех в России в XVII – начале XX веков нами было раскрыто что они выполняли важную функцию миссионерства и христианизации: в конце XIX в. эти функции выполняли до 20 монастырей в Заволжье, Приуралье, Западной и ВосточнойСибири, а также русские монастыри за границей, каковых насчитывалось примерно50 (в Китае, США, Греции, Палестине).
Некоторые монастыри (например, Соловецкий, Кирилле-Белозерский, Спасо-Евфимиевский в Суздале) служили местомотбывания наказаний за "преступления против веры". Во второй половине XIX в. функции монастырских тюремвыполняли до 20 мужских и 10 женских монастырей.
Число православных монастырей в России особо возросло во второй половине XIX — начале XX в.
В начале XIX в. было 447 православныхмонастырей (353 мужских и 94 женских), в которых числилось примерно 5 тыс. монахов и 6 тыс. послушников.
В 1860 г. монастырейнасчитывалось 583 (447 мужских и 136 женских), монашествующих — 8579 и послушников — 13 233. В 1900 г. воздействовало уже 828 монастырей (503 мужских и 325 женских), насчитывавшихмонахов — 18 660, послушников — 39 623, а к 1917 г. число монастырей достигло 1257 с 33 572 монахами и 73 465 послушниками.
Особо быстро повышалось количество монахинь и послушниц. Если в 1850 г. насчитывалось 2,3 тыс. монахинь и 6,2 тыс. послушниц, то к началу XX в. — свыше 10 тыс. монахинь и 31,5 тыс. послушниц.
Настоятели (игумены) главных монастырей носили титул архимандрита. Обыкновенно в подчинении у этих монастырей находились более мелкие обители, именувшиеся "приписнымимонастырями" (т.е. приписанные к данномумонастырю). Много больших монастырей появились скиты — поселения монахов-отшельников (как правило, выходцев из тех же монастырей).
Со времени Екатерины II православные монастыри разделились на штатные и заштатные.
Первые разделялись на три группы ("класса") в соответствии с их смыслом и количеством находившихся в них монахов.
Сверх личных доходов они, в зависимости от "класса", получали пособие от казны. Заштатные (обычномелкие) монастырибыли излишены такого пособия.
К "первоклассным" монастырям относились лавры — самые большие из монастырей (Троице-Сергиева, Александро-Невская в Петербурге, Киево-Печерская и Почаевская в ЗападнойУкраине) и 7 ставропигиальных (от греческихслов "ставро" — крест и "пигиос" — воздвигаю, когда на месте основания монастыря митрополит или патриарх в знак того воздвигали крест, что монастырь берется под непосредственное его покровительство) — Соловецкий, Спасо-Яковлевский в Ростове, Симонов, Донской, Новоссиасский, Заиконоспасский в Москве и Новоиерусалимский в Подмосковье. Лавры и ставропигиальные монастыри непосредственно подчинялись ранее патриарху, а со времениПетра I — Синоду и пользовались разного рода привилегиями.
Кроме того, еще с момента происхождения на Руси монастырей они разделялись на общежительные и необщежительные.
В общежительных монастырях не имели своего: они от монастыря получали бесплатно кров (келью) и нужнуювещь, а также одежду, обувь, питание. За это они были должны исполнять всякуюработу в монастыре, а также получали заказную платную работу (шитьеоблачений, писание икон, роспись храмов, изготовление церковнойутвари и пр.) со стороны, деньги за которую шли в всеобщую монастырскую казну.
Настоятель в данных монастырях не назначался, а ыбирался самой монашеской братией, но при этом послушники не имели права голоса. Общежительные монастыри различались болеежесткими уставами, нежели необщежительные. К началу XX в. общежительные монастыри составляли примерно 60%.
К ним относились главным образом женские монастыри. В необщежительных монастырях монахи пользовались бесплатно только жилищем и питанием.
Все остальное они получали сами за счет своего "трудоделания" и могли иметь личные сбережения, которые не шли в монастырскую казну.
Настоятели больших необщежительных монастырей предназначались императором, остальные — Синодом.
Особенным видом монастырского общежительства считалась пустынь — в начале маленькиймонастырь или даже уединенная келья в отдаленных, безлюдных степях или лесах.
В результате некоторые пустыни превращались в разнолюдные монастыри, которые насчитывали по нескольку сот монашествующих.
Пустыни придерживались уставов, отмеченных особенной строгостью монастырского общежития. Во второй половине XIX в. в России имелось 74 мужских и 12 женских обителей, которые были отнесены к категории пустыней.
Особенную знаменитость приобрели калужская Введенская Оптина пустынь и нижегородская Саровская, которые стали значимыми центрамиправославной духовности в XIX -начале XX в.
Большую знамениость в Онтиной пустыни пробрел ее иеромонах Амвросий (в миру АлександрМихайлович Гренков, канонизирован в 1988 г.), автор и переводчик ряда сочинений о правилах аскетической жизни, тонкий психолог, славившийся "особенной опытностью, широтою мнения, кротостью и незлобием", по отзывам современников. К нему приходили со всей России людилюбого звания и положения: крестьяне, купцы, военные, представители аристократическихкругов. С ним вели беседы известные русские писатели — Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский (увековечивший сто в образе старцаЗосимы в романе "БратьяКарамазовы"). Саровскую пустыньпрославил ее иеромонахСерафим (в миру ПрохорСидорович Мошнин, канонизирован в 1903 г.).
В итоге секуляризации монастырей, которое проведенов 1764 г. Екатериной II, не только резко сократилось их число, но и было подорвано их материальноемогущество: монастырилишились до 2 млн. крестьян обоего пола и до 8,5 млн десятин земли. Но в XIX в. с помощью царских пожалований и покупки земель монастыри опять стали превращаться в земельных собственников. Значимо выросли и капиталымонастырей. В 1874 г. из 540 монастырей-землевладельцев примерно 200 имели в среднем по 1232 десятины различных угодий каждый.
В начале XX в. насчитывалось 16 монастырей и пустыней с земельными владениями свыше 10 тыс. десятин: среди них Соловецкий (66 тыс.), Кожсозерский (25 тыс.), Троицко-Зеленецкий (19 тыс.), Саровскаяпустынь (20 тыс.), Григорьевско-Бирюковскаяпустынь (26 тыс.), ТемниковскаяУспенская пустынь (24 тыс.), Александро-Певскаялавра (13 тыс.). Хотя и меньшими по сопоставлению с ними, но более пеннымиугодьями владелиТроице-Сергиева лавра (2 тыс.), Киево-Псчерскаялавра (6,5 тыс.), Ниловапустынь (4,7 тыс.), монастыри Антониево-Сийский (2,7 тыс.), Валаамский (3 тыс.), Кирилло-Белозерский (2,2 тыс.). После 1917 г. у 1257 монастырейбыло отобрано в всеобщей сложности 1160 тыс. десятин земли.
Монастыри вели эффективное хлебопашество, огородничество, садоводство, скотоводство, птицеводство, пчеловодство. Так, Валаамский монастырь имел огромное садоводческо-огородноехозяйство. В суровых условиях севера здесь выращивалимногообразные сорта яблок, за которые монастырь получал премии на выставках.
В монастыре было заведено молочное животноводство, основана система ирригации, были столярная, бочарная, гончарная и живописные мастерские, свечной, кирпичный, лесопильный и камнетесный заводы. Расположенный в живописной местности Валаамский монастырьжписателей и художников. В нем бывали Н. С. Лесков, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, И. И. Шишкин.
Обширное и многообразное хозяйство велось в Соловецком монастыре. Каждый год в монастырь, принявобет, на год приезжали от 600 до 800 молодых мужчин трудиться на пользу обители. По данным 1888 г., в 476 монастырях применялся труд 26 тыс. наемныхработников. Значимая часть монастырских земель, а также мельницы, торговые лавки, пристани и иные "оброчные статьи" сдавались в аренду. Монастыри занимались и торгово-промышленной деятельностью, ссужалиденьги под проценты, имели вложения в банках. Наиболее знаменитыемонастыри каждый год к себе привлекали сотни тысяч богомольцев.
В конце XIX в. монастыри стали вложить свои капиталы в городские доходные дома. В 1903 г. в Петербургемонастырям принадлежало 266 доходных домов и 40 лабазов, которые сдавались в наем. В Москве монастыри облдали 146 жилымидомами, кроме того, имели 32 подворья, постоялые дворы, торговые склады, просторные огороды как в черте города, так и в его окрестностях.
По неполным данным, каждогодние доходы монастырей составляли: в 1861 г. — 650 тыс. руб., в 1881 г. — 1,8 млнруб., в 1891 г. — 3,6 млн руб., а к 1913 г. они возросли до 20 млн руб.
Современники поражались богатству некоторых монастырей, роскошной жизни их настоятелей. В синодскомуказе от 28 мая 1892 г., коое было нацелено против роскоши в некоторых монастырях, несовместимой с иноческим званием, говорилось: "До Св. синода неодноократно доходили сведения о хранении настоятелями и настоятельницами монастырских сумм в своих келиях вместе с личными деньгами и бесконтрольном затрате их на нужды, удовлетворение которых решительно не соответствует иноческой простоте, каковы, например, украшение настоятельских келий дорогой мебелью, коврами и картинами, временамисветского содержания, покупка для настоятелей и настоятельниц дорогих экипажей и лошадей, устройство в храмовые праздники роскошныхобедов с дорогими заграничными винами, получение ценных вещей для поднесения их почетным благотворителям монастыря и иным постороннимлицам".
Конечно, богатством и роскошной жизнью монашествующих различались крупныеобители, которые составляли не более десятой части монастырей. Маленькие монастыри, которые были расположены в отдаленных глухихместах, имели незначимые земельные владения и пробавлявшиесямелкими "рукоделиями", а то и подаянием, жили скудно.












Список источников и литературы

Верховский П.В. Очерки по истории РусскойЦеркви 18-19 вв. Варшава, 2015.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российскойимперии. М.,2012
Еремина Т.С. Мир русскихикон и монастырей: история, предания. – М.: Маик «Наука», 2014. – 602 с.: илл.;
Знаменский П.В. История русскойцеркви. М.,2011
Зырянов П.Н. Русскиемонастыри и монашество в XIX - начале XX в. М.,2012.
Историяпервоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб.,2013
Камкин А.В. Православнаяцерковь на Севере России. Вологда, 2015.
Карташев А.В. Очерки по Истории Русской Церкви, Т.1-2, М., 2013.
Корольков Н.Ф. Соловецкаяобитель. СПб.,2012
Лаушкин А.В. Преподобный Савватий и 500-летняятрадиция Соловецкого отшельничества // Соловецкоеморе: историко-литературный альманах Вып.8 СПб.,2012
Лаушкин А.В., Столяров В.П. Несколькослов об истории этой книги и о соловецкойистории XX века // История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкагомонастыря. М., 2014.
Никодим (Канонов),еп.Белгородский. Соловецкиеподвижники благочестия ХVIII - XIX веков. Очерки. СПб.,2015
Римский С.В. Российская церковь в эпохувеликих реформ. Церковная перестройка в России 1860-х - 1870-х гг.М.,2016
Римский С.В. Русская православная церковь в XIX веке. Ростов-на - Дону, 2013.
Русская православная церковь. Монастыри / Под общ. ред. архиепископа Бронницкого Тихона. – М.: Изд-во Московской Патриархии, изд-во «Республика», 2015. – 462 с.;
Русские монастыри: искусство и традиции / Под ред. А. Лакс.- СПб.: Государственный Русский Музей, 2013. – 612 с.;
Самсонова Т.Ю Соловецкий монастырь: хозяйственная деятельность, социальный состав и управление ( вторая половина XIX - начало XX в.) (Авт. на соиск. учен. степ канд. наук.) М.,2015
Скопин В.В. На Соловецкихостровах. М.,2014
Скопин В.В. Соловки. М.,2012
Смолич И. Русскоемонашество. М.,2013.
Федоров В.А. Русская православнаяцерковь и государство. Синодальный период. 1700 - 1917. М., 2013.
Фирсов С.Л. Русская церковь наканунеперемен (конец 1880-х - 1918 г.). М.,2012
Фруменкова Т.Г. Путешествияпетербуржцев в Соловецкий монастырь в XVIII - начале XX века ( по запискамсовременников). В кн. Петербуржец путешествует. СПб.,2015 с.86-95.
Цыпин.В, протоиерей. История Русской православной церкви: Синодальный и новейшийпериоды. / 2- изд., перераб. М., 2016
Чудинова И.А. День Соловецкого клирошанина ("клиросское житие" и "житие монашеское" по архивнымдокументам и рукописям Соловецкогомонастыря 17-18 вв.)// Наследие монастырскойкультуры: Ремесло, художество, искусство. Вып.3, Спб., 2014
Шавельский Г.И. Русская церковь перереволюцией. М.,2014


Скопин В.В. На Соловецких островах. М.,2014
Знаменский П.В. История русскойцеркви. М.,2011
Римский С.В. Русская православная церковь в XIX веке. Ростов-на - Дону, 2013.
Верховский П.В. Очерки по истории РусскойЦеркви 18-19 вв. Варшава, 2015.
Карташев А.В. Очерки по Истории Русской Церкви, Т.1-2, М., 2013.
Фирсов С.Л. Русская церковь наканунеперемен (конец 1880-х - 1918 г.). М.,2012, стр.122

Верховский П.В. Очерки по истории РусскойЦеркви 18-19 вв. Варшава, 2015.стр.123

Фирсов С.Л. Русская церковь наканунеперемен (конец 1880-х - 1918 г.). М.,2012, стр.122
Верховский П.В. Очерки по истории РусскойЦеркви 18-19 вв. Варшава, 2015.стр.123
Шавельский Г.И. Русская церковь перереволюцией. М.,2014, стр.98

Фирсов С.Л. Русская церковь наканунеперемен (конец 1880-х - 1918 г.). М.,2012, стр.122
Цыпин.В, протоиерей. История Русской православной церкви: Синодальный и новейшийпериоды. / 2- изд., перераб. М., 2016, стр.123

Цыпин.В, протоиерей. История Русской православной церкви: Синодальный и новейшийпериоды. / 2- изд., перераб. М., 2016, стр.123

Цыпин.В, протоиерей. История Русской православной церкви: Синодальный и новейшийпериоды. / 2- изд., перераб. М., 2016, стр.123

Карташев А.В. Очерки по Истории Русской Церкви, Т.1-2, М., 2013, стр.76
Цыпин.В, протоиерей. История Русской православной церкви: Синодальный и новейшийпериоды. / 2- изд., перераб. М., 2016, стр.123
Шавельский Г.И. Русская церковь перереволюцией. М.,2014, стр.98
Еремина Т.С. Мир русскихикон и монастырей: история, предания. – М.: Маик «Наука», 2014. – 602 с.:
Цыпин.В, протоиерей. История Русской православной церкви: Синодальный и новейшийпериоды. / 2- изд., перераб. М., 2016, стр.123

Еремина Т.С. Мир русскихикон и монастырей: история, предания. – М.: Маик «Наука», 2014. – 602 с.:
Знаменский П.В. История русской церкви. М.,2011, стр.122
Еремина Т.С. Мир русскихикон и монастырей: история, предания. – М.: Маик «Наука», 2014. – 602 с.:
Шавельский Г.И. Русская церковь перереволюцией. М.,2014, стр.98
Римский С.В. Российская церковь в эпоху великих реформ. Церковная перестройка в России 1860-х - 1870-х гг.М.,2016, стр.49-52

Карташев А.В. Очерки по Истории Русской Церкви, Т.1-2, М., 2013. стр.99
Цыпин.В, протоиерей. История Русской православной церкви: Синодальный и новейшийпериоды. / 2- изд., перераб. М., 2016, стр.123

Знаменский П.В. История русской церкви. М.,2011, стр.122
Римский С.В. Российская церковь в эпохувеликих реформ. Церковная перестройка в России 1860-х - 1870-х гг.М.,2016, стр.68


Цыпин.В, протоиерей. История Русской православной церкви: Синодальный и новейшийпериоды. / 2- изд., перераб. М., 2016, стр.123
Карташев А.В. Очерки по Истории Русской Церкви, Т.1-2, М., 2013. стр.99
Лаушкин А.В., Столяров В.П. Несколькослов об истории этой книги и о соловецкойистории XX века // История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкагомонастыря. М., 2014. стр.103
Знаменский П.В. История русской церкви. М.,2011, стр.122

Еремина Т.С. Мир русскихикон и монастырей: история, предания. – М.: Маик «Наука», 2014. – 602 с.:
Римский С.В. Российская церковь в эпохувеликих реформ. Церковная перестройка в России 1860-х - 1870-х гг.М.,2016, стр.68
Карташев А.В. Очерки по Истории Русской Церкви, Т.1-2, М., 2013. стр.99
Цыпин.В, протоиерей. История Русской православной церкви: Синодальный и новейшийпериоды. / 2- изд., перераб. М., 2016, стр.123

Лаушкин А.В., Столяров В.П. Несколькослов об истории этой книги и о соловецкойистории XX века // История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкагомонастыря. М., 2014. стр.103
Еремина Т.С. Мир русскихикон и монастырей: история, предания. – М.: Маик «Наука», 2014. – 602 с.:

Лаушкин А.В., Столяров В.П. Несколькослов об истории этой книги и о соловецкойистории XX века // История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкагомонастыря. М., 2014. стр.103
Верховский П.В. Очерки по истории РусскойЦеркви 18-19 вв. Варшава, 2015.стр.123









11

Список источников и литературы

1. Верховский П.В. Очерки по истории РусскойЦеркви 18-19 вв. Варшава, 2015.
2. Денисов Л.И. Православные монастыри Российскойимперии. М.,2012
3. Еремина Т.С. Мир русскихикон и монастырей: история, предания. – М.: Маик «Наука», 2014. – 602 с.: илл.;
4. Знаменский П.В. История русскойцеркви. М.,2011
5. Зырянов П.Н. Русскиемонастыри и монашество в XIX - начале XX в. М.,2012.
6. Историяпервоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб.,2013
7. Камкин А.В. Православнаяцерковь на Севере России. Вологда, 2015.
8. Карташев А.В. Очерки по Истории Русской Церкви, Т.1-2, М., 2013.
9. Корольков Н.Ф. Соловецкаяобитель. СПб.,2012
10. Лаушкин А.В. Преподобный Савватий и 500-летняятрадиция Соловецкого отшельничества // Соловецкоеморе: историко-литературный альманах Вып.8 СПб.,2012
11. Лаушкин А.В., Столяров В.П. Несколькослов об истории этой книги и о соловецкойистории XX века // История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкагомонастыря. М., 2014.
12. Никодим (Канонов),еп.Белгородский. Соловецкиеподвижники благочестия ХVIII - XIX веков. Очерки. СПб.,2015
13. Римский С.В. Российская церковь в эпохувеликих реформ. Церковная перестройка в России 1860-х - 1870-х гг.М.,2016
14. Римский С.В. Русская православная церковь в XIX веке. Ростов-на - Дону, 2013.
15. Русская православная церковь. Монастыри / Под общ. ред. архиепископа Бронницкого Тихона. – М.: Изд-во Московской Патриархии, изд-во «Республика», 2015. – 462 с.;
16. Русские монастыри: искусство и традиции / Под ред. А. Лакс.- СПб.: Государственный Русский Музей, 2013. – 612 с.;
17. Самсонова Т.Ю Соловецкий монастырь: хозяйственная деятельность, социальный состав и управление ( вторая половина XIX - начало XX в.) (Авт. на соиск. учен. степ канд. наук.) М.,2015
18. Скопин В.В. На Соловецкихостровах. М.,2014
19. Скопин В.В. Соловки. М.,2012
20. Смолич И. Русскоемонашество. М.,2013.
21. Федоров В.А. Русская православнаяцерковь и государство. Синодальный период. 1700 - 1917. М., 2013.
22. Фирсов С.Л. Русская церковь наканунеперемен (конец 1880-х - 1918 г.). М.,2012
23. Фруменкова Т.Г. Путешествияпетербуржцев в Соловецкий монастырь в XVIII - начале XX века ( по запискамсовременников). В кн. Петербуржец путешествует. СПб.,2015 с.86-95.
24. Цыпин.В, протоиерей. История Русской православной церкви: Синодальный и новейшийпериоды. / 2- изд., перераб. М., 2016
25. Чудинова И.А. День Соловецкого клирошанина ("клиросское житие" и "житие монашеское" по архивнымдокументам и рукописям Соловецкогомонастыря 17-18 вв.)// Наследие монастырскойкультуры: Ремесло, художество, искусство. Вып.3, Спб., 2014
26. Шавельский Г.И. Русская церковь перереволюцией. М.,2014


Вопрос-ответ:

Какие монастыри существовали в России в XVII веке?

В XVII веке в России существовали такие монастыри, как Соловецкий, Псково-Печерский, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Валаамский и многие другие.

Какие монастыри были основаны в XVIII веке до 1762 года?

В XVIII веке до 1762 года были основаны такие монастыри, как Александро-Невский, Александро-Свирский, Владимиро-Андреевский, Казанский, Манежный и другие.

Какими монастырями были Православные монастыри в начале XIX века?

В начале XIX века Православными монастырями были, например, Спасо-Елеазаров, Прилуцкий, Свято-Димитриевский, Соловьевский, Георгиевский и другие.

Какие монастыри существовали в России в период с 1867 по 1917 годы?

В период с 1867 по 1917 годы в России существовали такие монастыри, как Горицкий, Вифлеемский, Православный монастырь в Ярославле, Казанская пустынь и другие.

Почему монастырь был создан по просьбе Иркутского архиепископа?

Монастырь был создан по просьбе Иркутского архиепископа и генерал-губернатора в связи с потребностью в развитии монашеского поселения и распространении православной веры в данном регионе.

Какие православные монастыри существовали в России в XVII веке?

В XVII веке в России существовало множество православных монастырей. Одним из наиболее известных был монастырь Вознесенской Горы в Москве, основанный в 1360 году. Также известны Псково-Печерский монастырь, Киево-Печерский монастырь и др.

Какие православные монастыри существовали в России в XVIII веке до 1762 года?

В XVIII веке до 1762 года в России существовало множество православных монастырей. Некоторые из них: Андреевский монастырь в Москве, а также Троицкий монастырь, Саввино-Сторожевский монастырь и Троице-Сергиева Лавра.

Какие православные монастыри существовали в России в XIX веке до 1867 года?

В XIX веке до 1867 года в России существовало множество православных монастырей. Некоторые из них: Александро-Невский Лавра, Новодевичий монастырь в Москве, Соловецкий монастырь и Почаевская Лавра.

Какие православные монастыри существовали в России в XIX веке от 1867 до 1917 года?

В XIX веке от 1867 до 1917 года в России существовало множество православных монастырей. Некоторые из них: Троице-Сергиева Лавра, Псково-Печерский монастырь, Валаамский монастырь и Псково-Казанская Лавра.

Какое значение имели православные монастыри в России в XVII-XIX веках?

Православные монастыри в России в XVII-XIX веках играли важную роль в религиозной и культурной жизни. Они были центрами образования и культуры, занимались социальными и благотворительными делами, а также сохраняли и передавали духовные и культурные традиции.