Принцип независимости судей и подчинение их только закону
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 14.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Правовое регулирование независимости судей в Российской Федерации 6
ГЛАВА 2. Основные гарантии независимости судей в России 12
ГЛАВА 3. Несменяемость судей 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Таким образом, приостановление полномочий судьи не влечет за собой снижения уровня и видов материального и социального обеспечения и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных законодательством.Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что несменяемость судей считается одной из основных гарантий их независимости. Так как судьи назначаются на свою должность бессрочно, а их полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по основаниям, которые установлены законодательством РФ, а также с обязательным участием органов судейского самоуправления. Ни один из судей не подлежит переводу на какую-то иную должность или в иной суд без его согласия.Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которой судья не должен беспокоиться за свое переизбрание, а, следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым.ЗАКЛЮЧЕНИЕМеханизм правового регулирования – это система разнообразных по своей природе и функциям юридических средств, которые дают возможность достигать поставленные цели. С одной стороны, достаточно различны по своей природе и функциям, а с иной – объединены общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает определенное звено при достижении цели, позволяет выявить главные, ключевые, опорные юридические инструменты, которые занимают установленное иерархическое положение среди всех других.Право является не беспорядочным собранием разрозненных норм — правил поведения, а представляет определенное системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Правовое регулирование общественных отношений, в особенности экономики, неразрывным образом связано с осуществлением задач государства и его главных функций по реализации развития всех отраслей народно-хозяйственного комплекса. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых, было выявлено, что судьи в уголовном судопроизводстве являются независимыми и вправе подчиняться только Конституции РФ и федеральному закону. Без данного конституционно закрепленного качества, "состояния, положения" судьи не может быть правосудия. Отметим, что судья в уголовном судопроизводстве считается носителем судебной власти, лицом, которое замещает государственную должность высшего ранга в иерархии государственных должностей, которые олицетворяют властные структуры государства Российского, лицом, лично и непосредственно действующим от имени государства при реализации своих должностных обязанностей.Стоит отметить, что права и обязанности судьи характеризуют его особенное положение в обществе как гражданина. Именно данное особое положение, бесспорно, считается гарантией обеспечения тех его прав и обязанностей, которые судья осуществляет, непосредственно реализуя правосудие.С данной точки зрения предполагается, что принцип независимости судьи - это определенное положение, состояние гражданина, облеченного судейскими полномочиями, при котором ничто не может помешать ему, осуществляя правосудие, руководствоваться лишь Конституцией РФ и законом.Заметим, что в РФ не могут издаваться законы и различные другие нормативные правовые акты, которые отменяют или умаляют самостоятельность судов и независимость судей.Во-вторых, в юридической науке всю совокупность гарантий независимости судьи подразделяют на три группы - гарантии процессуальной независимости судьи, организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти и социально-правовые гарантии судьи, о которых собственно и пойдет речь ниже.Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти - это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д. Главным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей считается участие системы органов судейского сообщества.Социально-правовые гарантии независимости судьи - это определенный порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, который имеет судейские полномочия, а также членов его семьи. Данные гарантии имеют место как в период реализации им судейских полномочий, так и при уходе в отставку. Следует также отметить, что эффективность деятельности судебной системы характеризуется ее кадрами, исходя из этого, вопрос о независимости судей в значительной степени связан с процессом их выборов или назначения, сроком их полномочий. Обратим внимание на тот факт, что в ст. 121 Конституции РФустановлен принцип несменяемости судей.В ходе выполнения работы было выявлено, что несменяемость судей считается одной из основных гарантий их независимости. Так как судьи назначаются на свою должность бессрочно, а их полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по основаниям, которые установлены законодательством РФ, а также с обязательным участием органов судейского самоуправления. Ни один из судей не подлежит переводу на какую-то иную должность или в иной суд без его согласия.Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которой судья не должен беспокоиться за свое переизбрание, а, следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативные правовые акты и нормативные документы1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017)3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017)4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 13.04.2017)Монографии, сборники, учебные пособия6. Быков А.А. Правоведение. М.: Издательство "НОРМА", 2003;7. Васильев A.M. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. - М.: Юридическая литература, 2006;8. Дмитриев А.В.Уголовное право. М.: Альфа-М, 2007;9. Захарова Н. И. Государственное управление. - ИНФРА-М, 201410. Мальцев Г. В. Правоведение: учебник / под ред. Г.В. Мальцева. - М.: РАГС, 2010;11.Резепов И.Ш. Уголовное право России. Краткий курс. - М.: Окей-книга, 2009;12. Чашин А.Н.Защита прав. - М.: Юрайт, 2015;13. Чиркин В. Е. Система управления. - Юристъ, 2012;14. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. - М., 2013;15. Шершеневич Г.Ф. Теория права. Т. 1. М.: Издательство "ПРИОР", 2006.16. Шумилов В.М. Правоведение: учебник / В.М. Шумилов. – М., 2014. – 14 – 19 с.Статьи в научных сборниках, энциклопедиях и периодической печати17. Афанасьев Р.Н. Уголовное право// Юрист. - 2015. - № 2. – С.48-51;18.Волков С.В. Актуальные правовые вопросы//Российская юстиция. – 2013. - №8. – С. 11-12;19. Воронина Н.А. Судебно – экспертное учреждение: актуальные вопросы // Гражданин и право. 2012. - №12. – С.12-13;20.Лазарев В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство// Государство и право. 2015. №5.21. Малеина М.Н. Право и закон // Законодательство и экономика. 2013. - № 24. – С. 23-25;22. Марченко С.В. Правоведение: теория и практика// Адвокатская практика – 2013. – № 6. – С. 19;23. Мозолин В.П. О системе российского права // ГиП. 2005. N 1.-С.7;24. Морозов И.А. Исполнительная и судебная ветви власти//Гражданин и право . – 2015. - №13. – С.7-8;25. Мукомель В.И. Судебно – экспертное учреждение // Юрист. - 2007.-№4. – С.13-14;26. Никоров Г.И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2014. №2.27. Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/;28. Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ .
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017)
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017)
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 13.04.2017)
Монографии, сборники, учебные пособия
6. Быков А.А. Правоведение. М.: Издательство "НОРМА", 2003;
7. Васильев A.M. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. - М.: Юридическая литература, 2006;
8. Дмитриев А.В.Уголовное право. М.: Альфа-М, 2007;
9. Захарова Н. И. Государственное управление. - ИНФРА-М, 2014
10. Мальцев Г. В. Правоведение: учебник / под ред. Г.В. Мальцева. - М.: РАГС, 2010;
11.Резепов И.Ш. Уголовное право России. Краткий курс. - М.: Окей-книга, 2009;
12. Чашин А.Н. Защита прав. - М.: Юрайт, 2015;
13. Чиркин В. Е. Система управления. - Юристъ, 2012;
14. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. - М., 2013;
15. Шершеневич Г.Ф. Теория права. Т. 1. М.: Издательство "ПРИОР", 2006.
16. Шумилов В.М. Правоведение: учебник / В.М. Шумилов. – М., 2014. – 14 – 19 с.
Статьи в научных сборниках, энциклопедиях и периодической печати
17. Афанасьев Р.Н. Уголовное право // Юрист. - 2015. - № 2. – С.48-51;
18. Волков С.В. Актуальные правовые вопросы // Российская юстиция. – 2013. - №8. – С. 11-12;
19. Воронина Н.А. Судебно – экспертное учреждение: актуальные вопросы // Гражданин и право. 2012. - №12. – С.12-13;
20.Лазарев В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство // Государство и право. 2015. №5.
21. Малеина М.Н. Право и закон // Законодательство и экономика. 2013. - № 24. – С. 23-25;
22. Марченко С.В. Правоведение: теория и практика// Адвокатская практика – 2013. – № 6. – С. 19;
23. Мозолин В.П. О системе российского права // ГиП. 2005. N 1.-С.7;
24. Морозов И.А. Исполнительная и судебная ветви власти //Гражданин и право . – 2015. - №13. – С.7-8;
25. Мукомель В.И. Судебно – экспертное учреждение // Юрист. - 2007.- №4. – С.13-14;
26. Никоров Г.И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2014. №2.
27. Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ ;
28. Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ .
Вопрос-ответ:
Что такое принцип независимости судей?
Принцип независимости судей заключается в том, что судья обладает правом принимать решения по своему усмотрению, не подчиняясь влиянию других органов государственной власти или частных лиц. Он должен руководствоваться только законом при осуществлении своей деятельности.
Каким образом обеспечивается независимость судей в Российской Федерации?
В России независимость судей обеспечивается различными гарантиями. К ним относятся: непосредственное подчинение только закону, неприкосновенность судей, запрет на преследование судей за решения, принятые в рамках их коммуникативных функций, а также запрет на изменение состава судейского состава во время рассмотрения дела.
Что происходит со судьей при приостановлении его полномочий?
При приостановлении полномочий судьи не происходит снижения уровня и видов материального и социального обеспечения, а также не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных законодательством. Судья сохраняет свои права и полномочия, но временно не занимает свой пост, пока причина приостановления не будет устранена.
Какие гарантии неприкосновенности имеют судьи в России?
Судьи в России обладают гарантиями неприкосновенности, которые закреплены законодательно. К ним относятся: запрет на увольнение или перемещение без согласия Высшего Совета Судей, возможность прекращения их полномочий только по решению судебного собрания, а также запрет на привлечение их к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности без разрешения судебного собрания.
Какие основные принципы регулируют независимость судей в России?
Основные принципы регулирования независимости судей в России включают: принципы независимости, неприкосновенности, неподотчетности и контроля за деятельностью судей, а также принцип подчинения судьи только закону при вынесении решений.
Что означает принцип независимости судей?
Принцип независимости судей подразумевает, что судьи должны рассматривать дела и выносить решения исключительно на основе закона, без вмешательства со стороны других государственных органов или частных лиц. Это гарантирует объективность и справедливость судебного процесса.
Какое законодательство регулирует независимость судей в России?
Независимость судей в России регулируется законодательством, в частности, Гражданским и Уголовным процессуальным кодексами, Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации" и другими нормативными актами.
Какие гарантии независимости имеют судьи в России?
Основные гарантии независимости судей в России включают незаменимость судей, неприкосновенность судей, невозможность преследования судей за высказывания и судебные решения, а также обеспечение материального и социального благосостояния судей.
Что происходит при приостановлении полномочий судьи?
При приостановлении полномочий судьи его уровень и виды материального и социального обеспечения не снижаются, а гарантии неприкосновенности остаются в силе. Приостановление полномочий не лишает судью прав и привилегий, предусмотренных законодательством.