Постмодернизм как литературное направление.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литературоведение
  • 22 22 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 26.12.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Характеристика постмодернизма 4
Глава 2.Особенности постмодернистской литературы на примере романов «Парфюмер» П. Зюскинда и «Любовь во время чумы» Г. Маркеса 10
Заключение 21
Список литературы 22

Фрагмент для ознакомления

Эти коды оказывают сильное воздействие на восприятие читателей: «запах трупов и вонь разлагающейся рыбы обволакивают персонажей романа, которые воняют столь же мерзостно, превращая их в некий симбиоз мертвой и живой природы». Мать Гренуя вела асоциальный образ жизни, страдала сифилисом, что особенно акцентируется в романе. Мать героя – это биологическое существо, которое не способно на более высокие проявления человеческой природы. Они может лишь равнодушно производить на свет новых детей. Исследователи романа говорят о так называемой «чревности» Гренуя, которая доминирует и определяет его сущность на протяжении всего романа, и она же участвует в образовании семантического поля натурализма, настойчиво заставляя вспомнить Чрево Парижа Э.Золя качестве универсального натуралистического кода. В традициях натурализма Зюскинд на протяжении всего романа сравнивает Гренуя с такими малопривлекательными существами, как клещ, “приспособившаяся бактерия”, огромный паук. Чревность является знаком существования сосредоточенного только на том, чтобы пожирать, уничтожать, присваивать. Гренуй является не творческим гением, а «физиологическим» гением. Он – гений ароматов, тем не менее, его нюх обладает скорее не человеческой, а животной природой. Младенчество Гренуя является также намеком на исключительность его судьбы. Здесь можно провести параллели с жизнью Квазимодо, подкинутого на паперть собора Парижской Богоматери. Гренуй и Квазимодо являются монстрами, однако Гренуй – это не только внешний, но и внутренний монстр. Черты внешнего уродства (наличие хромоты, нелепой фигуры, лица, обезображенного следами от сибирской язвы) Гренуя отсылают нас к образу Крошки Цахеса Гофмана, однако здесь можно увидеть также и черты частичного внутреннего родства – тому и другому придется обрести чудовищную власть над людьми, а также нелепо, постыдно закончить жизнь.Не случаен и тот факт, что кормилицы отказывают от кормления младенца Гренуя (ублюдок детоубийцы с улицы О-Фер, “обожрал меня”, “высосал меня до дна”, “он одержим дьяволом”) – одной из них точно удалось определить, какова будет судьба героя, какие отношения он выстроит с миром, ведь герой будет высасывать, впитывать в себя, но ничего не давать взамен. Далее Гренуй отказывается в пансионе мадам Гайар. Мадам Гайар – это воплощение рассудительности, размеренности, она совершенно беспристрастна, поскольку лишена человеческих чувств.В 8 лет монастырь прекращает выплаты за воспитание Гренуя, соответственно, мадам Гайар поспешила избавиться от юноши, отдав его кожевнику Грималю. Здесь Греную пришлось столкнуться с огромными трудностями, он работал по 16 часов в сутки, заболел сибирской язвой, тем не менее, проявил свою дисциплинированность. В возрасте тринадцати лет ему довелось изучить почти все запахи Парижа. Запахи определяли восприятие мира у Гринуя. Под влиянием своей страсти к запахам герой совершает первое убийство. До встречи с его первой жертвой Греную казалось, что все люди пахли одинаково, не так интересно. И вот в один день произошло поистине знаменательное событие для Гренуя: “Он впитал ее запах с головы до ног, до кончиков пальцев, он собрал остатки ее запаха с подбородка, пупка и со сгибов ее локтей”.В образе Гренуя мы видим подлинное сочетание гениальности и злодейства. Посредством совершения преступления, попрания всех человеческих норм героя начинает понимать свою исключительность. И этот зловещий дар приводит его к парфюмеру Бальдини, который занимается эксплуатацией гениальности Гренуя ради банальной наживы. Что касается Гренуя, то он не интересуется богатством, положением в обществе. После ухода от парфюмера БальдиниГренуйпогружается а процесс взращивания своей болезненной, извращенной, безумной гениальности, основанной на жуткой смеси абсолютной холодности, замкнутости, безжалостности, ненависти, злобы, отвращения и запахов. Гренуй приходит к убеждению в своей исключительности, он обретает желание властвовать над миром, над всем человечеством. В социум он возвращается с отчетливым желанием создать особый запах – запах людей, которых любят. Всего он совершает двадцать четыре убийства, отбирая у своих жертв аромат. Казнь героя является настоящей вакханалией. Гренуй уходит в Париж, где ему было суждено погибнуть от убийц, бандитов и насильников, которые просто разорвали его на части и съели: “Они были чрезвычайно горды. Они впервые совершили нечто из любви”.Этот шаг был своего рода самоубийством героя. Причем, Гренуй совершает его осознанно. Он завоевал любовь людей посредством запаха, однако сама по себе любовь оказывается ему чуждой. Своей смертью герой только мстит людям, опуская их до уровня животных. Зюскиндом была представлена художественная логика развития “физиологического”, биологического, чревного гения, поэтому он в такой мере прибегает к усилению семантических полей натурализма. Взращивание гения Гренуя происходит вне духовной среды, вне культуры и вне общества. Согласно терминологии постмодернизма героя романа «Парфюмер» можно назвать гением андерграунда, бунтующим, отрицающим, желающим безгранично властвовать над людьми. Гренуя взрастила безбожная культура. Этическая природа чувства, сострадание, смирение, совесть – все это оказывается чуждым гениальному парфюмеру.Герой Зюскинда является плодом глубокого антропологического кризиса, и это уже органично связано с постмодернистской ситуацией. Пародийный пастиш или пастиш - пародия на исторический и детективный роман, роман воспитания, на различные жанры романтизма и символизма свободно перетекают из одного в другой, не затрудняя читательского восприятия. «Парфюмера» можно назвать программным произведением постмодернизма.ЗаключениеТаким образом, литература постмодернизма весьма разнообразна и насыщенна. Постмодернизм отличается: избегание возможности смысла, приемом пародирования, иронии, господством метапрозы, размытостью границы между высоким и массовым искусством посредствомпастиша и комбинации тем и жанров, которые прежде считались неподходящими для литературы.Представляется, что достаточно ярким примером постмодернизма является роман «Парфюмер» П. Зюскинда.Он посвящен идее о том, что гениальной личности под силу принести людям только зло. И совершенно не случайно своего героя Зюскинд помещает в ту эпоху, когда жили знаменитые злодеи, такие как маркиз де Сад, Сен-Жюст и т.д. Трактовка Зюскиндом образа гения является весьма оригинальной, гений у Зюскинда – это фигура исключительная, но зловещая и демоническая. Гениальность и дар порабощают личность, превращая ее к бездушную машину. Гренуй обладает от природы гениальным обонянием, даром создания изысканных и диковинных духов. Мир Гренуй воспринимает в качестве знаковой системы, состоящей только из многочисленных запахов. Причем, он даже не различает прекрасные и отвратительные запахи, ведь каждый запах ему по-своему интересен. Гренуй – это гений, лишенный интеллектуальности, человеческих качеств и чувств. И это бесчеловечность приводит его к мысли о создании человеческого запаха – запаха «любви».Гренуй, совершая преступления, создает все же свой аромат. И становится любимым публикой. Однако его же создание и погубило зловещего гения. Рассказывая о судьбе гениального парфюмера, Зюскинд, вероятно, хочет показать, насколько зло может быть соблазнительным и одурманивающим. Писатель критикует то общество, в котором люди не способны отличить подлинно прекрасное от уродливого, что прекрасно вписывается в рамки постмодернистского дискурса. Список литературы Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб: "Азбука-классика", 2007. http://intoclassics.net/load/4-1-0-2419 Васильева А. В. Национальный характер немецкого постмодернизма // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 190-192Гавриляченко С.А. «Вечная современность реализма» /Каталог II Международной ассамблеи художников «Пластовская осень», 2013. — 256 с.Гайлит Г. Кому чума, кому любовь.// http://gailit.ru/literatura/50-komu-chuma-komu-lyubov-o-romane-gmarkesa-lyubov-vo-vremya-chumyЗюскинд П. Парфюмер. http://www.litlib.net/bk/124/readКакутани М. Роман Гарсия Маркеса охватывает любовь и время.// http://www.marquez-lib.ru/library/roman-markesa-ohvativaet-lubov-i-vremya.htmМанакова Н.Н. К проблеме безумного гения и власти. (философско-антропологические мотивы в романе П. Зюскинда “Парфюмер”) http://egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128275724900171985/Default.aspxМаньковская Н. Эстетика постмодернизма. http://media.ls.urfu.ru/519/1362/3095/3022/2112/Никитина М.В. Роман "Парфюмер. История одного убийцы" в контексте творчества Патрика Зюскинда. http://cheloveknauka.com/roman-parfyumer-istoriya-odnogo-ubiytsy-v-kontekste-tvorchestva-patrika-zyuskinda#ixzz46Un0M5s6Никольская Т. Авангард и окрестности. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. — 320 с.Райнеке Ю.С. Роман «Парфюмер» как программное произведение постмодернизма. http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4391Резникова О.И. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 3(34). – Новосибирск: СибАК, 2014. https://sibac.info/conf/philolog/xxxiv/37463Frizen, W. Das guteBuchftirjedermannoderVerus Prometheus / Frizen W. // Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literatur und Geistesgeschichte. -Stuttgart-Weimar: Verlag J.B. Metzler, LXVIII. Band, 1994. - S. 757 - 786.

1. Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб: "Азбука-классика", 2007. http://intoclassics.net/load/4-1-0-2419
2. Васильева А. В. Национальный характер немецкого постмодернизма // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 190-192
3. Гавриляченко С.А. «Вечная современность реализма» /Каталог II Международной ассамблеи художников «Пластовская осень», 2013. — 256 с.
4. Гайлит Г. Кому чума, кому любовь.// http://gailit.ru/literatura/50-komu-chuma-komu-lyubov-o-romane-gmarkesa-lyubov-vo-vremya-chumy
5. Зюскинд П. Парфюмер. http://www.litlib.net/bk/124/read
6. Какутани М. Роман Гарсия Маркеса охватывает любовь и время.// http://www.marquez-lib.ru/library/roman-markesa-ohvativaet-lubov-i-vremya.htm
7. Манакова Н.Н. К проблеме безумного гения и власти. (философско-антропологические мотивы в романе П. Зюскинда “Парфюмер”) http://egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128275724900171985/Default.aspx
8. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. http://media.ls.urfu.ru/519/1362/3095/3022/2112/
9. Никитина М.В. Роман "Парфюмер. История одного убийцы" в контексте творчества Патрика Зюскинда. http://cheloveknauka.com/roman-parfyumer-istoriya-odnogo-ubiytsy-v-kontekste-tvorchestva-patrika-zyuskinda#ixzz46Un0M5s6
10. Никольская Т. Авангард и окрестности. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. — 320 с.
11. Райнеке Ю.С. Роман «Парфюмер» как программное произведение постмодернизма. http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4391
12. Резникова О.И. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 3(34). – Новосибирск: СибАК, 2014. https://sibac.info/conf/philolog/xxxiv/37463
13. Frizen, W. Das gute Buch ftir jedermann oder Verus Prometheus / Frizen W. // Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literatur und Geistesgeschichte. -Stuttgart-Weimar: Verlag J.B. Metzler, LXVIII. Band, 1994. - S. 757 - 786.

Вопрос-ответ:

Какова характеристика постмодернизма?

Постмодернизм - это литературное направление, которое характеризуется отказом от привычных жанровых и художественных ограничений, игрой с текстами и интертекстуальностью, а также постоянным упоминанием и цитированием других произведений.

Какие особенности постмодернистской литературы можно наблюдать в романах "Парфюмер" и "Любовь во время чумы"?

В романе "Парфюмер" Зюскинда использует различные литературные техники, такие как метафоры, множественные точки зрения персонажей и монтажные приемы, чтобы создать многогранный и комплексный текст. В "Любови во время чумы" Габриэль Гарсия Маркес использует магический реализм и насыщенный стиль написания для создания удивительной и фантастической атмосферы.

Какие эмоции могут вызывать запахи, которые описываются в романе "Парфюмер"?

Запахи трупов и разлагающейся рыбы, описываемые в романе "Парфюмер", могут вызывать отвращение, отторжение и неприятные ощущения у читателей. Они создают атмосферу мерзости и грязи, что является характерным для постмодернистской литературы.

Какие средства художественной выразительности использует Габриэль Гарсия Маркес в романе "Любовь во время чумы"?

В романе "Любовь во время чумы" Габриэль Гарсия Маркес использует многочисленные символы, метафоры и магический реализм. Он создает насыщенный стиль написания и строит характерные для постмодернизма приемы, чтобы передать свою удивительную и фантастическую историю.

Какое влияние на восприятие читателей оказывают коды запахов, присутствующие в романе "Парфюмер"?

Коды запахов, описываемые в романе "Парфюмер", оказывают сильное воздействие на восприятие читателей. Они создают атмосферу и реалистичность произведения, позволяют читателям более ярко представлять себе сцены и переживания героев, и вносят свою уникальность в текст.

Какие основные черты постмодернизма в литературе?

Основные черты постмодернизма в литературе включают разрушение традиционных жанровых и стилистических границ, игру с метафикцией и многокодовостью, использование цитат и отсылок к другим текстам, субъективность и фрагментарность повествования, акцент на текстуальности и размышления о природе литературы и образе слова.

Какие романы можно привести примером постмодернистской литературы?

Примерами постмодернистской литературы в романах являются "Парфюмер" П. Зюскинда и "Любовь во время чумы" Г. Маркеса. В этих произведениях присутствуют основные черты постмодернизма, такие как игра с жанром, использование множества кодов и отсылок к другим текстам, разрушение традиционных форм повествования и т. д.

Какой эффект оказывают коды запахов в романе "Парфюмер"?

Коды запахов в романе "Парфюмер" оказывают сильное воздействие на восприятие читателей. Описания запахов трупов и вони разлагающейся рыбы создают атмосферу мерзости и обволакивают персонажей романа, которые воняют столь же мерзостно, превращая их в некий симбиоз мертвой и живой природы.

Какую роль играет асоциальность Мать Гренуя в романе "Парфюмер"?

Мать Гренуя в романе "Парфюмер" играет роль асоциального элемента, представляющего собой вырождение и противоположность нормам общества. Ее присутствие в романе подчеркивает отличие персонажей, привлекает внимание к их "ненормативности" и служит одной из составляющих общего постмодернистского замысла произведения.