Прямые иностранные инвестиции Китая в российскую экономику
Заказать уникальный реферат- 33 33 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 04.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Позиция Китая на рынке прямых инвестиций 6
2. Россия в системе геоэкономических приоритетов Китая 13
3. Современные тенденции и проблемы прямого инвестирования Китая в экономику России 20
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Китаю как важному мировому экспортеру арктический маршрут дает возможность сэкономить время и деньги. Китайцы не скрывают, что «после полного открытия Арктического фарватера СМП будет стимулировать возрождение северо-восточногорайона Китая». И Китай заблаговременно готовится к этому. Например, он арендует несколько портов на восточном побережьеКНДР с целью подготовки транспортных узлов на пути перспективных перевозок по СМП.Важным трендом в современных планах по строительству дорог,причалов, аэропортов в Арктике является развитие инструментовгосударственно-частного партнерства. При этом значительная частьбогатой ресурсами арктической зоны РФ отличается полным отсутствием многих объектов стратегической инфраструктуры, которыенужно создавать с нуля. Это же касается и транспортного «статус-кво» Арктического региона.По своим транспортно-экономическим и техническим параметрам почти все арктические порты не соответствуют современнымтребованиям и отстают от возросших возможностей арктическогофлота, особенно в области транспортно-технологических систем,транспортной логистики и систем управления движением судов.Специфика природно-климатических зон обусловливает масштабность инвестиции в инфраструктурные проекты районов Крайнего Севера и необходимость задействования потенциала международной экономической кооперации. Так, к примеру, в настоящеевремя осуществляется крупный международный инфраструктурныйпроект «Белкомур», который включен в Транспортную стратегиюРФ до 2030 г. и Стратегию развития железнодорожного транспортаРФ до 2030 г. «Белкомур» представляет собой железнодорожную магистраль «Архангельск—Сыктывкар—Соликамск (Пермь)». Новаямагистраль напрямую свяжет Урал, Республику Коми с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы.Проект предполагает строительство новой железнодорожноймагистрали протяженностью 1161 км (712 км — новое строительство, около 450 км — реконструкция существующих участков пути).Проектная мощность создаваемой линии — около 35 млн т грузов вгод. В основном это будут уголь, минеральные удобрения, нефтяныеи лесные грузы, руды, строительные материалы, контейнеры.Начата подготовка трехстороннего Соглашения между ОАО МК«Белкомур», ОАО «РЖД» и Poly Technologies, Inc., которое будет определять принципы совместной работы по реализации проекта идальнейшей эксплуатации дороги, в том числе и вопросы вхожденияОАО «РЖД» в уставной капитал специальной проектной компаниии подготовки проекта концессионного предложения.Реализация проекта «Белкомур» юридически будет базироватьсяна концессионном соглашении, обусловливающем механизм частной концессионной инициативы между специальной проектнойкомпанией, представляющей консорциум российских и китайскихорганизаций и банков, и Российской Федерацией. Концессионноепредложение по железнодорожной магистрали «Белкомур» будетподготовлено и внесено в правительство РФ уже в 2017 г.Комплекс работ, который предстоит провести в ближайшее время, разбит на четыре основных блока: финансовый, юридический,технический, маркетинговый. Китайские партнеры планируют привлекать своих специалистов по всем направлениям работы. Это необходимо и для согласования условий концессионного предложения, и во избежание разногласий на этапе рассмотрения концессионного соглашения уполномоченным органом власти РФ.По предварительной информации по условиям концессионного соглашения, Россия в течение 25 лет будет расплачиваться с PolyTechnologiesс, полностью учитывая те затраты, которые понесеткомпания: китайской корпорации будет выплачиваться 10,8 млрд руб.ежегодно и суммарно — около 225 млрд в течение 21 года (2021-2041 гг.). После этого магистраль станет собственностью России.Многие китайские проекты в России кажутся совершенно непродуманными, и это прежде всего стоит отнести к автомобилестроению. В 2005 г. первые китайские автомобили стали официальнопродаваться в России. С 2005 по 2007 г., всего за 3 года, объемы продаж увеличились в 8,5 раз — с 6,7 тыс. до 56,9 тыс. автомобилей, нозатем, вплоть до 2013 г., тенденция стала развиваться аналогичнотренду всего российского авторынка: в 2013 г. на фоне падения рынка наметилась общая для большинства европейских регионов Россиитенденция роста покупок продукции китайского автопрома. По целому ряду марок рост составил 30—50 %, но это была лишь временная тенденция. Уже через один год (в 2015 г.) рынок показал реальное место импорта китайских автомобилей в России. Практически все крупные китайские фирмы пытались основатьпроизводство в нашей стране, поскольку в этом случае они моглирассчитывать на статус производителя готовой промышленной продукции, что позволило бы ввозить комплектующие с нулевой пошлиной.В рамкахмер по развитию двустороннего инвестиционного взаимодействия в2016 г. были получены следующие результаты:1. Достигнута договоренность о создании инвестиционной интернет-платформы в целях обновления в режиме реального временисведений о ходе реализации одобренных Комиссией инвестиционных проектов и размещения информации об условиях ведения бизнеса в России и Китае.2. Одобрены направления дальнейшего развития потенциаладвух стран в области электронной коммерции, стимулирования кооперации по созданию площадок электронной торговли, развитиюлогистики и информационных услуг.3. В целях поддержания положительного импульса, заданногоуже ведущейся реализацией совместных проектов, определены 66значимых проектов сотрудничества (49 перенесены из прежнего перечня, в котором было 58 проектов, и 17 вновь добавлены).4. В целях устранения ограничений для взаимных инвестицийратифицированы поправки к соглашению об избежании двойногоналогообложения, в соответствии с которыми выплачиваемые проценты не будут облагаться налогом у источника выплаты.5. Банком России принято решение о включении юаня в перечень валют, в которых могут быть оплачены доли уставных капиталов российских юридических лиц, и завершается работа по плануразвития сотрудничества в сфере страховой деятельности на 2016-2018 гг. между Банком России и Комиссией по регулированию страховой деятельности Китая.ЗаключениеКитай в настоящее время имеет возможности и стремление к продвижению своих инвестиций за рубеж, в том числе за счет реализации крупных проектов, главный из которых – стратегия «Один пояс – один путь». По сути, стратегия «Один пояс – один путь» представляет собой амбициозный план воссоздания исторического Шелкового пути Китая и морских торговых путей, соединяющих Азию, Европу и Африку. В последние годы главным элементом международной экономической стратегии Китая становится план по усилению влияния на развитие глобальной экономики по следующим направлениям:1) реструктуризация мировой инфраструктуры экономического развития посредством активного продвижения стратегии «Один пояс – один путь». Китай предлагает странам-участницам перспективные возможности торгово-экономического сотрудничества;2) изменение мировой валютно-финансовой системы и вхождение в нее Китая в числе главных мировых финансовых игроков. В случае успеха реализации финансовой составляющей стратегии «Один пояс – один путь» Китай сможет значительно укрепить юань в качестве третьей мировой валюты (после доллара и евро);3) стремление стать одной из движущих сил глобальной инновационной экономики;4) увеличение объемов экспорта китайского капитала за рубеж с ориентацией на развитые страны и стратегически перспективные отрасли экономики инновационной направленности, что позволит упрочить позиции страны на мировой арене;5) усиление роли частных инвесторов в экспорте китайского капитала.В условиях зависимости экономики страны от внешних поступлений правительство РФ должно учитывать особенности инициирования и многолетний успешный опыт зарубежных стран по привлечению прямых иностранных инвестиций, изучение и частичное применение которого может помочь экономике России выйти на новый уровень развития. Среди развитых стран особый интерес представляет инвестиционный опыт КНР и США, как лидеров экспорта ПИИ.Нестабильность поступления иностранных инвестиций сегодня – одна из главных проблем российской экономики в условиях платежного кризиса. Совершенствование системы привлечения иностранного капитала неразрывно связано с созданием прочных экономических отношений. И чем скорее это будет сделано, тем быстрее ПИИ в России станут фактором экономического роста.Изучение зарубежного опыта в странах-лидерах экспорта иностранного капитала, несомненно, заслуживает большого внимания. Однако, применяя опыт других стран, следует ориентироваться на национальные особенности социально-экономической и политической систем РФ, цивилизационную стратегию развития, поскольку лишь соответствие им способно обеспечить стабильную и эффективную систему привлечения иностранных капиталовложений.В последние годы регионы Сибири и Дальнего Востока выделяются высокими темпами роста китайских прямых инвестиций. Однако отраслевая структура инвестиций не создает предпосылок для изменения видовой структуры внешней торговли российских регионов с Китаем, где экспорт характеризуется сырьевой направленностью, а импорт по большей части представлен машинотехнической продукцией. В связи с чем компании этих провинций рассматривают сопредельные территории в первую очередь как источник сырья и рынок сбыта для своей растущей промышленности. В заключение необходимо сделать следующий важный вывод: инвестиционное сотрудничество с Китаем в условиях ограниченных внутренних финансовых ресурсов является одним из факторов экономического роста восточных регионов, но его нельзя расценивать в качестве панацеи от проблемы отсталости экономического развития данных субъектов.Список использованной литературыАвдокушин Е.Ф. Страны БРИКС в современной мировой экономике. М.: Магистр, 2013. 480 с.Бедность вместо глобализации // Эксперт. Электронный журнал. 2017. № 4. С. 11–13.Волков К. Осторожный оптимизм // Дыхание Китая. 2016. № 282 (7150). С. 12-13.Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики. М.: Квадрига, 2014. 644 с.Изотов Д. А. Программа регионального сотрудничества между Востоком России и Северо-Востоком Китая: настоящее и будущее // Пространственная экономика. 2014. № 2. С. 149-176.Инвестиционное сотрудничество России и Китая / под ред. Н.Н. Котлярова, А.В. Островского. М.: Русайнс, 2016. 162 с.Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи (аналитический доклад). М.: Научный эксперт, 2016. 130 с.Котляров Н.Н. БРИКС: место для Китая в системе глобального и регионального многостороннего регулирования // Экономическое сотрудничество стран БРИКС как основа многополярного мира: сборник материалов. М.: Российский институт стратегических исследований, 2015. С. 126–133Кудин А.П. Частные предприятия в Китае: политика и экономика. Ретроспективный анализ развития в 1980–2010-е годы. М.: Дашков и К°, 2017. 492 с.Новоселова Л.В., Терентьева Т.Г. Китай на мировом рынке капитала // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 3. С. 87–100Островский А.В. Экономика Китая: итоги 12-й пятилетки и планы 13-й пятилетки до 2020 года // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: сборник материалов. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2016. С. 42–46Островский А.В. Экономика КНР – прогноз до 2030 года. Основные проблемы китайской экономики // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. 2016. № 2. С. 36–45.Пивоварова Э.П. Поиск путей решения главных проблем нового этапа экономической реформы в КНР // Китай на новом этапе экономической реформы: сборник статей. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2015. С. 26–30Погребная Н. В. Инвестиционная политика Китая как направление для улучшения российского инвестиционного климата // Научный журнал КубГАУ. 2016. № 123 (09). С. 1-10.Современный Китай в системе международных отношений / отв. ред. Д.В. Буяров. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 288 c.Терентьева Т.Г. Вывоз китайских прямых инвестиций: изменение приоритетов // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: сборник материалов. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2016. С. 60–62Терентьева Т.Г. Новые факторы роста китайской инвестиционной деятельности за рубежом // Китай на новом этапе экономической реформы: сборник материалов. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2015. С. 282–290.Чэн Хунцзе. Стратегия Северного морского пути: сотрудничество и конкуренция//Символ науки. 2016. № 4—4 (16). С. 230—235Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Китайской Народной Республики в 2015 году // Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике: официальный сайт. URL: 91.206.121.217/TpApi/Upload/3459cc1a-36d4-44d0-90d6-f62a4cc03848/Economics_China_2015.pdfМордвинова А.Э. Фонд шелкового пути: результаты первого года работы // Российский институт стратегических исследований: официальный сайт. URL:riss.ru/analitycs/26095/.Объем прямых китайских инвестиций за рубеж в 2016 г. вырос на 44,1% // ИА REGNUM. URL:regnum.ru/news/economy/2227601.htmlРоссийско-китайский диалог: модель 2015 [Электронный ресурс]: доклад № 18/2015 / С.Г. Лузянин [и др.]. М.: Спецкнига, 2015. 32 с. URL: // http://russiancouncil.ru/common/upload/RIAC_Russia_China_Report.pdfСайт Единой межведомственной информационно-статистической системы [Электронный ресурс]. URL: // https://fedstat.ruСайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: // https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svsШелковый путь XXI века: мировая экспансия китайских инвесторов. Обзор китайских инвестиций на зарубежных рынках // Компания EY: официальный сайт. URL: ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-chinaoutbound-investment-report-rus/$FILE/EY-chinaoutbound-investment-report-rus.pdf.URL: http://www.rbc.ru/economics/16/06/2016/57625f2a9a7947d845c25a15URL: http://www.tgc-2.ru/cgi/prdb/rus/full.cgi?Id=1239URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/11/18/617294-tgk-2-shtrafURL: www.valve-industry.ru/pdf_site/102/102_44-53_afanasieva.pdfURL: http://rcest.ru/amur-sirius.phpURL: http://energosberejenie.org/stati/putin-ukreplyaet-rossijsko-kitajskie-svyazi-dlya-razvitiya-vozobnovlyaemykh-istochnikov-energii
2. Бедность вместо глобализации // Эксперт. Электронный журнал. 2017. № 4. С. 11–13.
3. Волков К. Осторожный оптимизм // Дыхание Китая. 2016. № 282 (7150). С. 12-13.
4. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики. М.: Квадрига, 2014. 644 с.
5. Изотов Д. А. Программа регионального сотрудничества между Востоком России и Северо-Востоком Китая: настоящее и будущее // Пространственная экономика. 2014. № 2. С. 149-176.
6. Инвестиционное сотрудничество России и Китая / под ред. Н.Н. Котлярова, А.В. Островского. М.: Русайнс, 2016. 162 с.
7. Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи (аналитический доклад). М.: Научный эксперт, 2016. 130 с.
8. Котляров Н.Н. БРИКС: место для Китая в системе глобального и регионального многостороннего регулирования // Экономическое сотрудничество стран БРИКС как основа многополярного мира: сборник материалов. М.: Российский институт стратегических исследований, 2015. С. 126–133
9. Кудин А.П. Частные предприятия в Китае: политика и экономика. Ретроспективный анализ развития в 1980–2010-е годы. М.: Дашков и К°, 2017. 492 с.
10. Новоселова Л.В., Терентьева Т.Г. Китай на мировом рынке капитала // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 3. С. 87–100
11. Островский А.В. Экономика Китая: итоги 12-й пятилетки и планы 13-й пятилетки до 2020 года // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: сборник материалов. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2016. С. 42–46
12. Островский А.В. Экономика КНР – прогноз до 2030 года. Основные проблемы китайской экономики // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. 2016. № 2. С. 36–45.
13. Пивоварова Э.П. Поиск путей решения главных проблем нового этапа экономической реформы в КНР // Китай на новом этапе экономической реформы: сборник статей. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2015. С. 26–30
14. Погребная Н. В. Инвестиционная политика Китая как направление для улучшения российского инвестиционного климата // Научный журнал КубГАУ. 2016. № 123 (09). С. 1-10.
15. Современный Китай в системе международных отношений / отв. ред. Д.В. Буяров. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 288 c.
16. Терентьева Т.Г. Вывоз китайских прямых инвестиций: изменение приоритетов // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: сборник материалов. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2016. С. 60–62
17. Терентьева Т.Г. Новые факторы роста китайской инвестиционной деятельности за рубежом // Китай на новом этапе экономической реформы: сборник материалов. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2015. С. 282–290.
18. Чэн Хунцзе. Стратегия Северного морского пути: сотрудничество и конкуренция//Символ науки. 2016. № 4—4 (16). С. 230—235
19. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Китайской Народной Республики в 2015 году // Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике: официальный сайт. URL: 91.206.121.217/TpApi/Upload/3459cc1a-36d4-44d0-90d6-f62a4cc03848/Economics_China_2015.pdf
20. Мордвинова А.Э. Фонд шелкового пути: результаты первого года работы // Российский институт стратегических исследований: официальный сайт. URL:riss.ru/analitycs/26095/.
21. Объем прямых китайских инвестиций за рубеж в 2016 г. вырос на 44,1% // ИА REGNUM. URL:regnum.ru/news/economy/2227601.html
22. Российско-китайский диалог: модель 2015 [Электронный ресурс]: доклад № 18/2015 / С.Г. Лузянин [и др.]. М.: Спецкнига, 2015. 32 с. URL: // http://russiancouncil.ru/common/upload/RIAC_Russia_China_Report.pdf
23. Сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы [Электронный ресурс]. URL: // https://fedstat.ru
24. Сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: // https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs
25. Шелковый путь XXI века: мировая экспансия китайских инвесторов. Обзор китайских инвестиций на зарубежных рынках // Компания EY: официальный сайт. URL: ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-chinaoutbound-investment-report-rus/$FILE/EY-chinaoutbound-investment-report-rus.pdf.
26. URL: http://www.rbc.ru/economics/16/06/2016/57625f2a9a7947d845c25a15
27. URL: http://www.tgc-2.ru/cgi/prdb/rus/full.cgi?Id=1239
28. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/11/18/617294-tgk-2-shtraf
29. URL: www.valve-industry.ru/pdf_site/102/102_44-53_afanasieva.pdf
30. URL: http://rcest.ru/amur-sirius.php
31. URL: http://energosberejenie.org/stati/putin-ukreplyaet-rossijsko-kitajskie-svyazi-dlya-razvitiya-vozobnovlyaemykh-istochnikov-energii
Вопрос-ответ:
Какая позиция Китая на рынке прямых инвестиций?
Китай является одним из ведущих мировых инвесторов и активно осуществляет прямые иностранные инвестиции. Однако, несмотря на это, Китай все еще занимает относительно небольшую долю на рынке прямых инвестиций в мировую экономику.
Как Россия вписывается в геоэкономические приоритеты Китая?
Россия занимает важное место в геоэкономических приоритетах Китая. Китай рассматривает Россию как стратегического партнера и активно вкладывает прямые инвестиции в российскую экономику, особенно в нефтегазовый сектор и инфраструктурные проекты.
Какие современные тенденции и проблемы существуют в прямых инвестициях Китая в экономику России?
Среди современных тенденций можно выделить рост объемов прямых инвестиций Китая в Россию, особенно в нефтегазовый сектор и энергетику. Однако, существуют и проблемы, такие как недостаточная защита прав инвесторов, сложности в процедуре получения разрешений на инвестиционные проекты, а также высокая степень риска для инвесторов в российскую экономику.
Каким образом открытие Арктического фарватера может повлиять на прямые инвестиции Китая в Россию?
Открытие Арктического фарватера может стимулировать прямые инвестиции Китая в экономику России. Китай рассматривает Арктический маршрут как возможность сэкономить время и деньги при транспортировке товаров и расширить свои торговые возможности. Это может привести к увеличению объемов прямых инвестиций Китая в российскую экономику в будущем.
Какую роль играет Арктический маршрут в экономике Китая?
Арктический маршрут играет важную роль в экономике Китая. Для Китая, который является одним из ведущих мировых экспортеров, Арктический фарватер представляет возможность сэкономить время и деньги при транспортировке товаров. Кроме того, открытие Арктического маршрута будет способствовать развитию северо-восточных районов Китая и стимулировать их экономическое возрождение.
Какую позицию занимает Китай на рынке прямых инвестиций?
Китай занимает одну из ведущих позиций на мировом рынке прямых инвестиций. В последние годы страна активно инвестирует свои средства в зарубежные рынки, включая Россию. Благодаря своему огромному экономическому потенциалу и высокому уровню экономического роста, Китай привлекает множество иностранных инвесторов.
Какую роль играет Россия в геоэкономических приоритетах Китая?
Россия занимает важное место в геоэкономических приоритетах Китая. Китай видит Россию как важного партнера в различных сферах, включая энергетику, транспортные связи и высокие технологии. Россия является одной из ключевых стран, с которыми Китай развивает прямые инвестиции и экономическое сотрудничество.
Какие современные тенденции и проблемы прямого инвестирования Китая в экономику России?
Среди современных тенденций прямого инвестирования Китая в экономику России можно выделить увеличение объемов инвестиций в различные отрасли, такие как энергетика, сельское хозяйство и высокие технологии. Однако, существуют и проблемы, связанные с правовым регулированием, коррупцией и сложной бюрократической системой в России, которые затрудняют приток инвестиций из Китая.
Каким образом арктический маршрут стимулирует прямые инвестиции Китая в Россию?
Арктический маршрут дает Китаю возможность сэкономить время и деньги при торговле с Европой и другими регионами. Китай видит в арктическом регионе потенциал для развития северо-восточного района страны, и поэтому стремится инвестировать в инфраструктуру и различные проекты в России, связанные с использованием арктического пути.