Греческая живопись и вазопись эпохи эллинизма.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусство
  • 24 24 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 21.06.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Греческая живопись эпохи эллинизма
1.1.Преемственность традиций
1.2.Портрет
1.3.Пейзаж, натюрморт и бытовая живопись
1.4.Мифологические и исторические сюжеты
Глава 2. Греческая вазопись эллинистического периода
2.1. Истоки и традиции древнегреческой вазописи
2.2. Вазопись эпохи эллинизма
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

И в литературе, и в скульптуре, и в живописи, и в вазописи мы можем наблюдать схожие явления и тенденции.
Немаловажным фактором для развития эллинистической вазописи стали социально-политические перемены, возникшие в античном обществе. Демократия сменилась не просто монархией, но империей. Завоевания Александра Великого существенно изменили в античном сознании пределы ойкумены — обитаемой вселенной.
Важность и заметное влияние завоеваний Александра Македонского на изменение картины мира в древнегреческой цивилизации отмечают многие исследователи. Для живописи эти перемены также имели определяющее значение. Г.И. Сколов отмечает, что «круг интересов художника эпохи эллинизма значительно расширился. Для грека, вернувшегося домой из завоевательных походов Александра Македонского, мир изменился. Эллин увидел далекие берега Инда и Ганга, он проплыл по Нилу, перед ним открылись невиданные дотоле горизонты».
Отчасти по этой причине говорить именно о греческой вазописи кажется несколько необоснованным — процессы интеграции и взаимовлияния культур в этот период были довольно глубоки. Однако, главной причиной был введенный Деметрием Фалерским в 317 году до н.э. запрет на предметы роскоши. Для греческой керамики тогда наступили черные времена. Некоторые исследователи даже полагают, что после этого времени греческая керамика перестала существовать как произведение искусства.
Таким образом, говорить именно о греческой вазописи эпохи эллинизма довольно сложно, однако нельзя не упоминать о ней вообще. Греческая культура, оказавшая значительное влияние на развитие искусства всего средиземноморского региона, продолжала активно развиваться вне зависимости от наличия или отсутствия запретов. Однако, это привело к возникновению новых центров керамики.
Одним из таких центров стала Александрия, где, по оценке Г.И. Соколова, в период раннего эллинизма преобладали греческие традиции. Он пишет: «В годы раннего эллинизма (конец IV — середина III в. до н. э.) в искусстве Александрии преобладали черты, присущие греческому искусству».
В этот период, по его мнению, формирование художественных школ, каждая из которых обладает собственными характерными особенностями. Керамика, по его мнению, стала одной из наиболее ярких особенностей александрийской школы. Исследователь подчеркивает разнообразие и широкую область распространения александрийской керамики, ее значение для культуры античной цивилизации. Г.И. Соколов отмечает также значительное влияние греческих образцов на искусство александрийских керамистов. Он пишет: «художественная керамика Александрии получила широкое распространение за ее пределами. Александрийские расписные вазы находят в различных эллинистических городах, в том числе в античных поселениях Ольвии, Боспоре, Херсонесе. Создавалось много изделий из цветного стекла, украшенных рисунками, выполненными эмалевой краской, поражающими яркостью тонов, смелостью красочных сочетаний, орнаментальностью узоров. Памятники александрийского искусства наряду с пергамскими, родосскими, афинскими дают представление о характере сложного и противоречивого художественного процесса эпохи эллинизма, основанного на тесном слиянии греческих и местных форм, на новых, отличавшихся от классических эстетических принципах».
Во всем греческом искусстве происходят сложные процессы перестройки, для вазописи, как и для живописи, они проявились в первую очередь в большей конкретизации рисунка. Новые эстетические принципы выражались в первую очередь в меньшей обобщенности образа, его конкретизации и приобретении им индивидуальных черт. Как пишет Е. Ротенберг, «характерное для эллинизма ослабление идеальной обобщенности образа, повышенный интерес к правдивой передаче натуры, обращение к внутреннему миру человека предопределили новые принципы … искусства». Это внутренняя напряженность образов, эффектность поз и, что немаловажно, появляется предметный фон — выше, говоря о живописи, мы уже отмечали это явление, которое особенно ярко проявляется в изображении пейзажа и бытовых сценках, рельефность изображения.
Однако, период сближения живописи и вазописи между собой был довольно коротким. С развитием эллинистического эстетического идеала, все чаще начинают встречаться цветные вазы, чье украшение сводится только к рельефу, однако это направление развивается параллельно расписной керамике, не вытесняя ее.
Основной темой росписей остаются мифологические и исторические сюжеты, сказания о богах и героях и другие аллегорические мотивы, ставшие уже традиционными. Однако, меняется их внутреннее наполнение.
Образы богов и герое более не являются единым целым с сознанием древнего грека, боги становятся частью бытовой реальности, аллегории, ранее имевшие религиоизно-мистическое значение становятся неодушевленным предметом эстетической реальности. Соколов, комментируя это явление, отмечает, что «возвышенные мифологические образы трактовались теперь порой в шутливом плане».
Сюжеты вазовой росписи этого периода характеризуются жизнерадостностью и легкостью. Вместо изображения значимых исторических событий или героев древности появляются фривольные сюжеты на мифологические темы — в основном связанные с дионисийским культом.
Помимо вазописи на мотивы греческой мифологии, которая, как стоит отметить, была характерна для всей эллинистической культуры, независимо от местных реалий, мы также можем видеть большое количество бытовых сюжетов.
Среди них нередки бытовые сцены, изображающие различные празднества и пиры, а также символические изображения богатства, удачи и процветания. Часто встречаются сцены из жизни атлетов, а также изображения свадеб и эротические картины.
Вероятно, более древние мотивы вазовой росписи, отображавшие культ плодородия, под воздействием нового художественно-эстетического идеала эллинизма, стали восприниматься в более конкретном значении, что изменило их функцию, выведя на первый план идеалы материального мира.
Заключение
Греческая живопись и вазопись эпохи эллинизма оказала значительное влияние на становление и развитие художественно-эстетического идеала европейского искусства. Именно в эллинистический период были заложены основы реалистической живописи, точного изображения реальности.
Греческое искусство в эллинистический период достигло кульминации своего расцвета, достигло совершенство в передаче визуального образа. В этом смысле, говоря о греческой живописи и вазописи эпохи эллинизма, важно понимать, что они, как и греческая скульптура, литература и архитектура были частью единого гармоничного процесса.
Аллегоричность мифологических образов, будучи перенесенной из области религии и культа в область человеческих взаимоотношений и реалий материального мира детерминировала традиции передачи смыслового поля изображения как в античной, так и в европейской культуре.
Большая внутренняя пластичность греческого искусства позволило греческой живописи и вазописи не застыть в канонических формах и классических образцах, развивая и оттачивая изобразительно-выразительные средства, совершенствуя их для выражения нового художественно-эстетического идеала.
Взаимодействие традиции и новаторства, а также широкое поле распространения греческой культуры и искусства, проникновение его в чуждую культурную среду во многом определило формы развития греческой живописи и вазописи, а также детерминировало сохранение культурно-эстетической традиции после завоевания Греции Римской Империей.
Библиография
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994.
Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 8 тт. Т 5. М., 1979.
Овидий. Письма с Понта// Овидий. Собр. Соч. в 2 тт. Спб., 1994.
Овидий. Наука любви// Овидий. Собр. Соч. в 2 тт. Спб. 1994.
Гомбрих Э. История искусства М., 1998.
Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
Борухович В. Г. Пластический идеал в классическом греческом искусстве: (к вопросу о "греческом чуде") // АМА. Вып. 10. 1999 .
Ротенберг Е. Эллинистическое искусство // Всеобщая история искусств: В 6 тт. М., 1956.

Ротенберг Е. Эллинистическое искусство // Всеобщая история искусств: В 6 тт. Т. 1. М., 1956. С. 418.
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994. С. 81.
Ротенберг Е. Эллинистическое искусство // Всеобщая история искусств: В 6 тт. Т. 1. М., 1956. С. 419.
Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996. С. 115.
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994. С. 445.
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994. С. 94.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 8 тт. Т 5. М., 1979. С. 312.
Овидий. Письма с Понта// Овидий. Собр. Соч. в 2 тт. Т.1. Спб., 1994. С. 410.
Овидий. Наука любви// Овидий. Собр. Соч. в 2 тт. Т.1. Спб., 1994. С. 192
Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 8 тт. Т 5. М., 1979. С. 312.
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994. С. 96.
Там же. С. 96.
Ротенберг Е. Эллинистическое искусство // Всеобщая история искусств: В 6 тт. Т.1. М., 1956. С. 410.
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994. С. 98.
Там же. С. 66.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 8 тт. Т 5. М., 1979. С. 163.
Гомбрих Э. История искусства М., 1998. С. 215.
Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. С. 148.
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994. С. 101.
Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М. 1996. С. 131.
Гомбрих Э. История искусства М., 1998. С. 222.
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994. С. 98.
Борухович В. Г. Пластический идеал в классическом греческом искусстве: (к вопросу о "греческом чуде") // АМА. Вып. 10. 1999 . С. 5.
Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. С. 121.
Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. С. 122.
Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М. 1996. С. 86.
Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М. 1996. С. 88.
Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. С. 132.
Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. С. 146.
Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М. 1996. С. 129.
Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М. 1996. С. 119.
Там же. С. 143.
Ротенберг Е. Эллинистическое искусство // Всеобщая история искусств: В 6 тт. Т. 1. М., 1956. С. 412.
Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М. 1996. С. 133.









2

Библиография
1.Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994.
2.Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996.
3.Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 8 тт. Т 5. М., 1979.
4.Овидий. Письма с Понта// Овидий. Собр. Соч. в 2 тт. Спб., 1994.
5.Овидий. Наука любви// Овидий. Собр. Соч. в 2 тт. Спб. 1994.
6.Гомбрих Э. История искусства М., 1998.
7.Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
8.Борухович В. Г. Пластический идеал в классическом греческом искусстве: (к вопросу о "греческом чуде") // АМА. Вып. 10. 1999 .
9.Ротенберг Е. Эллинистическое искусство // Всеобщая история искусств: В 6 тт. М., 1956.

Вопрос-ответ:

Что изображали на греческих вазописях эпохи эллинизма?

На греческих вазописях эпохи эллинизма изображали различные сюжеты - мифологические, исторические, бытовые. Главные темы вазописи включали богов, героев, сцены из повседневной жизни, а также военные и спортивные события.

Каковы истоки и традиции греческой вазописи эллинистического периода?

Истоки греческой вазописи эллинистического периода находятся в античной греческой вазописи искусства. Традиции вазописи эллинизма были унаследованы от предыдущих эпох, включая фрагментарную подробность и иллюзорный рисунок. Однако в эллинистическом периоде наблюдалось большее влияние восточных культур на стиль и композицию вазописи.

Какие темы были популярны в греческой живописи эпохи эллинизма?

В греческой живописи эпохи эллинизма популярными темами были мифологические и исторические сюжеты, портреты, пейзажи, натюрморты и сцены из повседневной жизни. Художники часто изображали богов и героев, а также сцены с битвами и спортивными событиями.

В чем заключается преемственность традиций в греческой живописи эпохи эллинизма?

Преемственность традиций в греческой живописи эпохи эллинизма заключается в использовании классических стилей и техник, которые были характерны для предыдущих эпох. Художники продолжали развивать идеи и темы, которые были популярны в античной Греции, добавляя новые элементы и влияния восточных культур.

Какие характерные особенности можно наблюдать в греческой вазописи эпохи эллинизма?

В греческой вазописи эпохи эллинизма можно наблюдать использование более сложных композиций, детализацию и реализм в изображениях, а также большее влияние восточных культур. Художники акцентировали внимание на деталях, создавая эффект реальности и глубины в изображении.

Какие особенности имеет греческая живопись эпохи эллинизма?

Греческая живопись эпохи эллинизма характеризуется такими особенностями, как преемственность традиций, использование портрета, развитие пейзажа, натюрморта и бытовой живописи, а также предпочтение мифологических и исторических сюжетов.

Какие сюжеты чаще всего изображались на полотнах греческой живописи эпохи эллинизма?

Греческая живопись эпохи эллинизма часто изображала мифологические и исторические сюжеты. Это было связано с желанием художников передать культурные и религиозные ценности общества. Однако необходимо отметить, что в этот период также развивалась пейзажная живопись, натюрморт и бытовая живопись, которые также находили свое отражение в творчестве художников.

В чем заключается преемственность традиций в греческой живописи эпохи эллинизма?

Преемственность традиций в греческой живописи эпохи эллинизма проявляется в использовании техник и стилей, унаследованных от предыдущих эпох. Художники стремились сохранить и развивать древнегреческие техники, такие как фреска и мозаика, создавая уникальные произведения искусства.

Какие особенности характеризуют греческую вазопись эллинистического периода?

Греческая вазопись эллинистического периода имеет свои особенности, которые включают истоки и традиции древнегреческой вазописи, а также новые элементы, характерные для эпохи эллинизма. Вазопись этого периода характеризуется изысканным исполнением и разнообразием сюжетов.

Какие параллели можно провести между греческой живописью и вазописью эпохи эллинизма?

В литературе и в скульптуре и в живописи и в вазописи можно наблюдать схожие явления и тенденции. Греческая живопись и вазопись эпохи эллинизма имеют общие особенности, такие как использование мифологических сюжетов, придания важности портретам и развитие различных стилей и техник.

Какие основные направления представлены в греческой живописи эпохи эллинизма?

В греческой живописи эпохи эллинизма представлены такие основные направления, как портрет, пейзаж натюрморт и бытовая живопись, а также мифологические и исторические сюжеты.

Какие тенденции можно наблюдать в греческой вазописи эллинистического периода?

В греческой вазописи эллинистического периода можно наблюдать тенденцию сохранения истоков и традиций древнегреческой вазописи, а также развитие новых форм и стилей, характерных для эллинистической эпохи.