Архитипы и их роль в культуре по Юнгу.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 15.09.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЮНГА
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ АРХЕТИПА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«В «Архетипе и символе» Юнг показывает, что «для точности необходимо различать «архетип» и «архетипическое представление», Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, тогда как «архетипические представления» явились источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они «предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках», они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Этот процесс происходит по мере развития сознания и все большего его разрыва с бессознательным и по мере становления и все большего развития культуры. В работе «Об образах коллективного бессознательного» Юнг все изложенные процессы иллюстрирует богатейшим культурно-историческим материалом, что делает работу не только хорошо обоснованной философской концепцией, но и увлекательнейшим чтением, ненавязчивым объяснением — через процесс развития архетипа в архетипические представления и далее в символы-природы фундаментальных образов и идей нашей современной культуры».
С помощью концепции архетипа и символа Юнг объяснил не только происхождение культуры, но и антикультуры, появление которой он связывает с вторжением архетипов. Расовая мифология фашистов и коммунистический миф — очень примитивны с точки зрения разума, но они захватили миллионы европейских сознаний. Массовый экстаз и поиски обезумевшими толпами врагов народа, факельные шествия — все эти проявления антикультуры, по мнению Юнга, свидетельствовали в свое время о вторжении сил, намного превосходивших человеческий разум.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать общий вывод о вкладе Юнга в культурологию. Одна из наиболее ярких идей Юнга отражена в понятии «архетип». Архетипом является, например, такие образы, как образ матери, мудрого старца, демона. Юнг доказывал их существование тем, что эти образы могут быть обнаружены в любой культуре. Естественно, он не отрицал специфичность таких образов в конкретных культурах, он просто призывал обратить внимание на то, что является для них общим. Это общее всегда реализуется в деятельности человека, а конкретные воплощения архетипов задаются особенностями культуры, по которым мы можем судить о том, когда и кем архетип был воплощен в словах, изображении или как-то иначе. Основной сферой, в которой реализуются архетипы, Юнг считал религию мифологию, алхимию, — словом, все то, что так или иначе связано с сакральным (священным) знанием. Однако архетипы могут реализовываться и в других сферах.
Архетипы формируют коллективное бессознательное. По мнению Юнга, оно представляет собой набор программ, образцов поведения, которые передаются от человека к человеку посредством наследственности, практически на генетическом уровне.
Роль архетипов в культуре состоит в определении формы, направления и цели её функционирования и развития. Понимание человека как творца культуры связывается с проблемой гения, ибо не человек как таковой, как абстрактная идея творит культуру; её творят индивиды, которые, тем не менее, выступают в культуре не со своей индивидуальностью, хотя бы и делая её достоянием многих, но, напротив, изначально погружены в коллективное, оказываясь в большей степени, нежели, чем другие, способными к восприятию первообразов, а также их переработке и приданию им общезначимой формы.
Современная наука о культуре невозможна без учета достижений аналитической психологии. Так, нравственные установки западных стран и России, несмотря на идентичность развития культурного процесса, существенно различаются. Ярко выраженный индивидуализм западноевропейского героя противостоит коллективизму русского, который под словом «Русская земля» понимает гораздо больше, чем просто бескрайние просторы. Это и теплый очаг, и милая сердцу семья, и весь народ, и князь Игорь, хоть и неразумно поступивший, но и пострадавший за свою самонадеянность, а потому достойный сострадания и помощи.
Подобные отличия в нравственной ориентации обусловлены архаичными мыслеобразами (архетипами), которыми оперирует наше сознание.
Именно эти образы, сформированные под влиянием природных и политических факторов, делают каждую цивилизацию, каждую культуру самобытной и неповторимой. Исходя из этого, можно утверждать, что, несмотря на общие тенденции развития культурного процесса всего человечества, каждая народность, каждый социум должен прийти к решению этой проблемы самостоятельно, учитывая опыт других стран, но моделируя его согласно своей ментальности. Поэтому глубокое изучение культурных архетипов, которыми оперирует наше сознание и которые передаются на генетическом уровне, есть одна из важнейших задач современной культурологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вер Г. Карл Густав Юнг сам свидетельствующий о себе и о своей жизни: (С прил. фотодокументов и ил.) / Герхард Вер; Пер. с нем. [Елены Азначеевой]. - Челябинск: Урал, 1998. - 211 с.
Гайар К. Карл Густав Юнг. - М.: АСТ: Астрель, 2004. – 157 с.
Мирская Л.А. Карл Густав Юнг / Л.А. Мирская. – М.: МарТ, 2006. – 109 с.
Шарп Д. Типы личности: юнговская типологическая модель / Дарэл Шарп; [пер. с англ. В. Зеленского] - СПб: Азбука-классика, 2008. – 284 с.
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Астрель, 1994.
Шарп Д. Типы личности: юнговская типологическая модель / Дарэл Шарп; [пер. с англ. В. Зеленского] - СПб: Азбука-классика, 2008.
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
Вер Г. Карл Густав Юнг сам свидетельствующий о себе и о своей жизни: (С прил. фотодокументов и ил.) / Герхард Вер; Пер. с нем. [Елены Азначеевой]. - Челябинск: Урал, 1998.
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
Вер Г. Карл Густав Юнг сам свидетельствующий о себе и о своей жизни: (С прил. фотодокументов и ил.) / Герхард Вер; Пер. с нем. [Елены Азначеевой]. - Челябинск: Урал, 1998.
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
Мирская Л.А. Карл Густав Юнг / Л.А. Мирская. – М.: МарТ, 2006.
Гайар К. Карл Густав Юнг. - М.: АСТ: Астрель, 2004.
Шарп Д. Типы личности: юнговская типологическая модель / Дарэл Шарп; [пер. с англ. В. Зеленского] - СПб: Азбука-классика, 2008.
Мирская Л.А. Карл Густав Юнг / Л.А. Мирская. – М.: МарТ, 2006.
2
1.Вер Г. Карл Густав Юнг сам свидетельствующий о себе и о своей жизни: (С прил. фотодокументов и ил.) / Герхард Вер; Пер. с нем. [Елены Азначеевой]. - Челябинск: Урал, 1998. - 211 с.
2.Гайар К. Карл Густав Юнг. - М.: АСТ: Астрель, 2004. – 157 с.
3.Мирская Л.А. Карл Густав Юнг / Л.А. Мирская. – М.: МарТ, 2006. – 109 с.
4.Шарп Д. Типы личности: юнговская типологическая модель / Дарэл Шарп; [пер. с англ. В. Зеленского] - СПб: Азбука-классика, 2008. – 284 с.
5.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Астрель, 1994.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеют архитипы в культуре по теории Юнга?
Архетипы, по Юнгу, имеют важное значение в культуре, так как являются универсальными образами и символами, которые пронизывают все аспекты человеческой жизни.
Что такое архетип по Юнгу?
Архетип, по Юнгу, представляет собой гипотетический образ, который недоступен непосредственному созерцанию. Он служит основной единицей коллективного бессознательного и выражает базовые человеческие потребности, желания, страхи и идеалы.
В чем разница между архетипом и архетипическим представлением?
Разница между архетипом и архетипическим представлением заключается в том, что архетип сам по себе является абстрактным и недоступным образом, в то время как архетипическое представление - это конкретный образ или символ, который выражает архетип и используется в мифологии, религии или искусстве.
Каким образом архетипы влияют на культурные образования, такие как мифология, религия и искусство?
Архетипы являются источником для развития мифологии, религии и искусства. Они представляют универсальные образы и символы, которые помогают людям лучше понимать и интерпретировать мир вокруг них. Культурные образования постепенно шлифуют и развивают архетипические представления, делая их более понятными и значимыми для людей.
Для чего необходимо различать архетипы и архетипические представления?
Различие между архетипами и архетипическими представлениями важно для точности и понимания. Архетипы являются абстрактными и недоступными созерцанию образами, в то время как архетипические представления конкретизируют и выражают эти архетипы в виде образов и символов, которые могут быть легче интерпретированы и поняты.
Что представляют собой архетипы по теории Юнга?
Архетипы по теории Юнга представляют собой универсальные образы и символы, которые существуют в коллективном бессознательном каждого человека. Они являются основными элементами культуры и играют важную роль в нашем мышлении, поведении и восприятии мира.
Какую роль играют архетипы в культуре?
Архетипы играют важную роль в культуре. Они являются основой для создания мифов, религиозных верований, литературы, искусства и других культурных выражений. Архетипические образы и символы помогают нам понять и интерпретировать мир и самих себя. Они связывают нас с нашими предками и помогают нам осознать свою собственную историю и идентичность.
Чем отличаются архетип и архетипическое представление?
Архетип сам по себе является гипотетическим и недоступным созерцанию образом. Он представляет собой базовый образ или сущность, которая присутствует в коллективном бессознательном каждого человека. Архетипическое представление, с другой стороны, является конкретным выражением архетипа в культуре: мифом, символом, литературным персонажем и т.д. Они служат средством передачи архетипических образов и идей от поколения к поколению.