Возрастные особенности развития психомоторики у школьников
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 30.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие психомоторики и уровни организации движений 3
2. Возрастные особенности развития психомоторики у школьников 10
Заключение 16
Литература 16
Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта деятельности и познаний. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для реализации и раскрытия возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.Методика психомоторной практики является одновременно диагностической, развивающей и коррекционной. Занятия — это не лечение, это спонтанный игровой процесс, целью которого стоит помочь ребенку с помощью игровых упражнений развить свои интеллектуальные способности через тактильные, слуховые и визуальные стимулы, а также через самовыражение путем своего тела. Развитие координации движений способствует развитию умственных процессов. Происходит самоидентификация, развитие собственного «я» и обучение контакту с окружающим миром.Преподаватель по психомоторике включает в себя профессиональные навыки многих специалистов — педагогов, логопедов, психологов, психотерапевтов, нейропсихологов вкупе с физиотерапевтами и воспитателями по физической культуре.Немного истории. Психомоторика как научная дисциплина зародилась во Франции. В 60-70-х гг. ХХ века появилась в Италии, Испании, Бельгии и Германии, а также в Аргентине, Мексике и Бразилии. Италия была одной из первых европейских стран, где начали использовать методику психомоторики. Открылись образовательные центры, готовящие специалистов. Изначально психомоторика была коррекционной методикой, для детей с серьезными задержками в развитии. Но постепенно занятия прелагаются и здоровым детям. Активно используется методика Бернара Окутюрье, французского педагога и методиста.Родился он в 1934 г. недалеко от г.Тур. Его родители тоже были педагогами. Начинает он как преподаватель физкультуры, но потом увлекается изучением особенностей развития двигательных функций и психомоторикой, изучает работы А.Лапьера, Монтессори и даже Макаренко. Он занимается глухими детьми, работая в Лионе и Туре, и решает посвятить себя детями с проблемами развития. Уже 35 лет он практикует в Центре г.Тур, создав «Психомотрную практику» на основе своих наблюдений за детьми. Он тесно сотрудничает с нейропсихиатрами, психологами, занимаясь с детьми, у которых серьезные проблемы с самоидентицикацией. В 1967 г. вместе с А.Лапьерром создает «Французское Общество психомоторного воспитания и переподготовки» («Société Française d’Education et de Rééducation Psychomotrice»). Занимается также образованием преподавателей психомоторной практики.В 1987 г. Бернар Окутюрье открывает в Брюсселе ASEFOP (Association Européene des Ecoles de Formation à la Pratique Psicomotrice – Европейския Ассоциация Образовательных Учреждений по Психомотрной Практике). Он и является ее президентом, параллельно продолжая заниматься научной работой.Методика. Метод Бернараe Окутюрье основывается на концепции личности, выраженной как интеллектуально, эмоционально, так и физически. Эти три составляющие неразрывно связаны. Психомоторная деятельность направлена на развитие детской личности, ее созревание и выражение возможностей на двигательном, эмоциональном, межличностном и познавательном уровне. Соотношение этих областей помогает ребенку расти в гармонии со своим «я». В психомоторике используется метод «свободного» и «спонтанного» игрового процесса, во время которого ребенок открывает и завоевывает окружающий его мир.Ребенок не играет, чтобы научиться, но учится, играя. За игрой детей наблюдает преподаватель, разделяющий с детьми их эмоции и удовольствие от игры. Педагог замечает их трудности и страхи, желания и возможности. Он не учит, а наблюдает и размышляет, «переводя» игры ребенка, его движения, перемещения в пространстве и взаимодействие с другими на язык науки.Посредством движения, действия, спонтанной игры и сенсорно-моторной деятельности ребенок познает и открывает для себя мир предметов и людей, которые его окружают. В движении и движением он выражает свои эмоции, свою аффективную составляющую и свой фантасматический мир.В России психомоторная практика успешно используется, в основном, как коррекционная для работы с детьми с задержкой речевого развития (ЗРП), аутизмом, с трудностями освоения школьной программы. Во время занятий происходит развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, которые в будущем помогут лучше подготовиться к процессу обучения.Для психомоторной практики создается специальное пространство: разноцветная комната, которую язык не поворачивается назвать спортзалом. Обычно на полу лежат мягкие маты, присутствует шведская стенка и мягкие геометрические фигуры большого размера — прямоугольники, кубы, пирамиды, из которых можно строить башни и домики. Занимаются дети без обуви, в специальных противоскользящих носочках.Как проходят занятия. Каждое занятие начинается с ритуала и заканчивается ритуалом. Затем время уделяется сенсорно-моторным занятиям, эмоциональным и символическим играм. Структура занятия не меняется. Таким образом ребенок чувствует себя уверенней в рутинной обстановке.Итак, сначала дети либо садятся в круг на пол, либо на скамеечки. Поют песню-представление, знакомясь друг с другом. Педагог объясняет, во что сегодня они будут играть, каковы правила этой игры и запреты (не делать друг другу больно, не ломать то, что построили другие). Затем приступают к сенсорно-моторным играм. Эти игры представляют собой всевозможную беготню, переставление предметов, прыжки, скачки, карабканье по лесенке. Здесь ребенок учится владеть свои телом, что особенно важно для самых маленьких: они переворачивает увлекающие их предметы, гремят шумными игрушками, катают круглые. Потом дети играют в символические игры (отождествляют себя с каким-то персонажем). Для этого используются веревочки, куски ткани, кубы.Во время заключительного ритуала педагог подытоживает, чем занимались сегодня на занятии. Детям дают деревянные кубики, из которых они должны построить то, что пережили во время занятия. Либо построить из больших мягких кубиков башню и сломать ее, таким образом произведя выброс негативной энергии или просто пошалив. Потом детям читают историю. Сказку читают два раза. Первый раз преподаватель жестами и движениями иллюстрирует происходящее. Во второй раз дети должны сами проиллюстрировать события.ЗаключениеПсихомоторика представляет собой процесс, который обобщает психику с ее выражением — мышечным движением.Закономерности психомоторных процессов особенно важны в освоении и изучении таких производственных действий, где требуются высокая точность, координация и соразмерность движений. Чем сложнее, подвижнее и мощнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и в других видах производственной деятельности она имеет существенное значение.Элементом психомоторной деятельности человека является психомоторное, или двигательное, действие, представляющее собой решение элементарной задачи (другими словами, достижение элементарной осознанной цели) одним или несколькими движениями. Двигательное действие, развивающееся в процессе учебного или бытового упражнения, называется психомоторным навыком.ЛитератураПсихология /Под ред. Ю.Л.Трофимова. - К., 2014.Немов Р.С. Психология: В 2 кн. - М., 2013.Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. - СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2013. Лопухина И. С. Ритм, речь, движение. - СПб.: Дельта, 2014. Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 2014.
2. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. - М., 2013.
3. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. - СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2013.
4. Лопухина И. С. Ритм, речь, движение. - СПб.: Дельта, 2014.
5. Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 2014.
Вопрос-ответ:
В чем заключается понятие "психомоторика"?
Психомоторика - это взаимосвязь психических и моторных процессов, которая определяет способность человека к контролю и координации движений в соответствии с поставленными целями.
Какие уровни организации движений существуют?
Уровни организации движений включают жесты, пространственные ориентации, согласование движений, регулировку темпа и силы движений, а также планирование и контроль моторных действий.
Какие возрастные особенности развития психомоторики у школьников?
У младших школьников (6-8 лет) наблюдается развитие координации движений, начинает формироваться пространственное представление. У средних школьников (9-11 лет) происходит совершенствование мелкой моторики, улучшается самоконтроль и точность движений. У старших школьников (12-14 лет) происходит дальнейшее развитие пространственных представлений, повышается скоростно-силовая выносливость.
Как взрослые влияют на развитие психомоторики у школьников?
Взрослые, включая учителя, играют важную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов. Отношение учителя к ученикам может влиять на степень успешности развития психомоторики школьников.
Какие рекомендации могут быть даны для развития психомоторики у школьников?
Для развития психомоторики у школьников полезно заниматься физическими упражнениями, активно участвовать в спорте, играх и танцах. Также важно поощрять детей к самостоятельности и стимулировать их интерес к новым задачам и достижениям.
Что такое психомоторика?
Психомоторика - это сфера психической деятельности, связанная с умение контролировать и координировать движения тела на фоне психологического процесса. Она включает в себя уровни организации движений, которые могут развиваться с возрастом.
Какие уровни организации движений существуют в психомоторике?
В психомоторике выделяются два уровня организации движений: базисный и высший. Базисный уровень связан с формированием элементарных двигательных навыков, таких как ходьба, бег, прыжки и т.д. Высший уровень связан с развитием сложных двигательных навыков, таких как плавание, танцы, спортивные игры и др.
Какие возрастные особенности развития психомоторики у школьников?
У школьников возрастные особенности развития психомоторики включают улучшение координации движений, увеличение точности движений, развитие быстроты реакции и улучшение моторной памяти. Также важной особенностью является развитие специализированных двигательных навыков в зависимости от предпочитаемых видов деятельности.