Виды социального развития территорий и регионов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная география
  • 34 34 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 31.12.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ И РЕГИОНОВ 5
1.1. Государственная социальная регионализация 5
1.2. Проблемы регионального развития 9
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ 12
2.1. Проблемы реализации государственных программ 12
2.2. Социальное развитие ядра региона 16
ГЛАВА 3. КРИТЕРИИ, ФОРМИРУЮЩИХ УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО, ПОТРЕБЛЯЕМЫХ РЕГИОНАМИ, СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 27



Фрагмент для ознакомления

Реалии таковы, что современное общество неоднородно, как по экономическому статусу (разнородность в получаемых доходах), так и социальному (положение в обществе, статус человека, должность или звание). Каждое из этих делений накладывает свой отпечаток на социальную сферу. В частности, люди с меньшим уровнем дохода, как правило, выбирают более дешевые услуги, предоставляемые отраслями социальной сферы, например, государственные поликлинические учреждения. Напротив, граждане с высоким уровнем жизни могут позволить себе обратиться в платные учреждения с дополнительным сервисом и более высоким качеством. Таким образом, объективна ситуация, в которой люди с более высоким положением в обществе, или с большим уровнем дохода могут позволить себе ассортимент услуг социальной сферы шире, нежели те, которые живут за чертой бедности, или близко к ней. Дифференциация доходов населения, возникающая в результате экономического спада, снижения производства и уменьшения создаваемого национального продукта и других последствий, неоднозначна. Причины такого различия в уровне доходов могут быть вариативными. К ним, в частности, можно отнести численность семей, оплату труда, здоровье человека и т.д. Вследствие этого ряда объективных и субъективных причин на периферии российской экономики появляются бедные и малоимущие слои населения, обладающие ограниченными возможностями к нормальному существованию в обществе. Невозможность тотальной социальной защиты населения в исследуемой области диктует необходимость выделить отдельные слои и группы населения, которые наиболее нуждаются в социальной поддержке. Мировой опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о применении избирательного подхода к определению лиц, действительно нуждающихся в помощи. Данные категории населения, как правило, относятся к социально уязвимым слоям общества. Среди критериев такого подхода – уровень доходов, размеры домашнего хозяйства, состояние здоровья, семейное положение и т.д. Отметим, что здесь важно учитывать и так называемый имущественный ценз: денежные сбережения, накопленное богатство, а не только официальные денежные доходы. На социальную сферу большое значение в изучаемом аспекте оказывают и склонности индивидуумов к накоплению и сбережениям. Не на все материальные и нематериальные блага у человека появляются возможности для реализации в одночасье. Это порождает необходимость накопления вышеупомянутых средств, с целью последующего приобретения желаемого блага. При этом такое возможно только посредством перераспределения совокупных затрат индивидуума и выделения на его основе определенной части, формирующей в конечном итоге всю сумму необходимых средств. Вышеупомянутые действия могут привести к уменьшению спроса на услуги социальной сферы, и пренебрегать ими нельзя. Добавим, специфичность изучаемого аспекта применительно к социальной сфере, ещё более ярко выражена, исходя уже из названия последнего. Вся совокупность отраслей и ассортимент услуг, соответствующих цен на них и качества, определяет жизнедеятельность человека, удовлетворяя его потребности, от низших – в еде, жилье и т.п., до самых высших – в самовыражении, искусстве и др. Не последнюю роль в социальном аспекте социальной сфере оказывают потребительские предпочтения. Их исследования весьма значимы. Во-первых, это определит перечень социальных услуг, которые необходимо предоставлять в конкретном районе города, в городе, области, или регионе, наконец, в целом по стране. На основе таких исследований и анализа планируемых показателей с существующими, возможно определять масштабы и направления реформ. Во-вторых, помимо количественных значений, возможно получить объективное общественное мнение о конкретном предприятии, оказывающем определенную социальную услугу, или об отдельном работнике. Такое актуально для всех отраслей социальной сферы. Действительно, если о парикмахерской, или о каком-либо враче уже сложилось негативное общественное мнение, то ни квалификация, ни качественный сервис не смогут заставить людей пересмотреть своё отношение и спрос на услуги и первого, и второго будет невелик. Социальный аспект, рассматриваемой в настоящей курсовой работе, сферы не может оцениваться исключительно с точки зрения качественной и количественной характеристики последней. Здесь так же важны и параметры качества жизни населения конкретной страны: образованность, долголетие, доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования и др. Люди не одинаковы по своим внутренним и внешним характеристикам. Даже внутри каждой семьи очевидны ясно выраженные различия в физических и умственных способностях, несмотря на их возможное генетическое наследование. Как от своих родителей, так и от своего окружения человек что-то воспринимает, наследует. При благоприятных условиях это становится импульсом в стремлении к высокому экономическому статусу и успеху. Особенно это заметно при создании равных возможностей в образовании и обучении. Однако и в этом случае можно заметить, что врожденные способности обладают большим потенциалом для их развития. Поэтому, признавая важное значение способностей, общество рассматривает образование и обучение, по крайней мере, не менее важными факторами и условием развития экономики. Анализируя социальные составляющие социальной сферы, нельзя не уделить внимание различным формам государственной и негосударственной поддержке различных слоев населения, особенно обремененных сложной финансовой ситуацией. Такая помощь может быть значительно дифференцирована: от различного вида денежных пособий, предоставления материальных благ, до не денежных форм помощи – бесплатного питания, приюта, крова, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Проблема социальной защиты наиболее остро проявляется в условиях инфляции, безработицы. Для смягчения падения потребления и жизненного уровня частично применяется индексация доходов, т.е. их увеличение по мере роста розничных цен. Однако возможности индексации доходов ограничиваются опасениями наводнения рынка денежной массой, ведущей, как следствие, к новому росту цен и возникновению инфляционной спирали. Следует отметить, что государственная поддержка в социальной сфере, например, через выплату пенсий по своим размерам тем значительнее, чем выше количество пенсионеров в стране. Применительно к России, на сегодняшний день данная категория граждан одна из наиболее крупных, следовательно, увеличивается и бремя налогоплательщиков из числа работающего населения. Сказанное порождает всеобщую зависимость от любых изменений в социальной политике государства, и как следствие, последние должны проводиться весьма взвешенным образом. Таким образом, социальное, являясь по своей сути объективным и субъективным, характерным для социальной сферы раскрывает многогранность исследуемой области. С одной стороны, она сама оказывает влияние на жизнедеятельность людей, с другой – потребительские предпочтения, уровень их доходов и др. влияют на ассортимент предоставляемых услуг. Т.е. наблюдается всесторонняя взаимосвязь и взаимозависимость. В связи с этим важно учитывать любые изменения, как в социальной сфере экономики, так и в повседневной жизни людей, что позволит смягчать негативные воздействия и усиливать положительные изменения, как в одном, так в другом. ЗАКЛЮЧЕНИЕПо итогам проведённого исследования на тему: «Виды социального развития территорий и регионов», можно констатировать, что в симбиозе эффективная экономика и широкомасштабная социально-культурная политика создают для населения регионов благоприятные условия существования. Социальная политика предусматривает широкий диапазон мероприятий: от общих структурных мер по улучшению социальных условий по месту жительства до так называемым «ориентировочных мер», адресованных отдельным группам и лицам. Одна из целей – сокращение разрыва в доходах между низшими и высшими категориями; системой социального страхования охвачено все население регионов; наблюдается высокий удельный вес социальных расходов государства в ВВП и госбюджете на поддержку социального развития регионов; социально-культурная политика пронизана идеей равенства, философией солидарности – целенаправленное регулирование социальных и культурных процессов преимущественно на государственном уровне путем перераспределения национального дохода вреди регионов. Социальные фонды регионов складываются не только из средств государства. Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, взносов наемных работников и предпринимателей. Соотношение этих источников в различных регионах неодинаково. Оно определяется характером и спецификой системы социального страхования. Что касается комплекса мер социального развития по поддержанию занятости, то основной упор делается на изменение инвестиционной политики, изыскание новых источников капиталовложений, создание дополнительных рабочих мест, в том числе и в госсекторе. Таким образом, система управления социальным развитием регионов постоянно развивается адекватно политическим и социально-экономическим условиям в стране - глобализация общественного процесса сближает процесс потребления благ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИАндреев А.Б., Борисова Л.М., Плучевская З.В. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2016. – 334 с. Арбузова М. В. Теоретический аспект качества услуг в сфере гостеприимства // Актуальные проблемы экономики и права. – 2008. – №1 (5). – С. 45-50. Бадараев Д.Д. Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе // Вестник БГУ. – 2009. – №5. – С. 224-228. Бочко В.С. Экономическая самостоятельность регионов в условиях новой реальности / Экономика региона. – 2016. – Т. 12. – Вып. 2. – С. 342-348. Глазьев С. Критические Замечания по фундаментальным вопросам денежной политики // Вопросы экономики. – 2016. – №2. – С. 40-52.Головина Т.А. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы – последовательное решение проблем для людей с особыми потребностями // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – Т. 3. – №4 (44). – С. 84-86. Горбунов А.А. финансовая устойчивость социально-экономической системы. – СПб: ДЕКА, 2014. – 259 с. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 86-87. Декларация о регионализации в Европе [электронный ресурс]: Режим доступа: http/www.epp.ed.europa.eu. Добриян Е. И., Самаруха В. И., Жигас М. Г. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика. Иркутск: Издательство БГУЭП, 2015. Дудко К.Ю. Проблемные вопросы пенсионной реформы, проводимой в РФ на современном этапе // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2015. – №4-1. – С. 141-150.Евдокимова Ю.В. Специфика формирования государственных программ РФ // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25972 Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. URL: http://ek-lit.narod.ru/eroh/1-1.html. Киреева Н.А., Сухорукова А.М. Проблемы финансового обеспечения государственных программ развития агропромышленного комплекса // Островские чтения. – 2016. - №1. – С. 106-112. Конченкова Т.Н., Шанин С.А. Проблемы реализации государственных программ: оценка и практика применения // Проблемы и механизмы оценки эффективности системы государственного и муниципального управления: теория и практика. – 2016. – С. 138-140. Лаппо, Г.М. Городские агломерации России в XXI веке / Г.М. Лаппо, П.М. Полян, Т.И. Селиванова / Проблемы территориальной организации пространства и расселения в урбанизированных районах. – 2015. №1. – С. 45-52. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 1. Общая характеристика мира. – М.: Дрофа, 2003. – 496 с. Максимов, С.Н. Особенности и проблемы развития современных мегаполисов / С.Н. Максимов, В.В. Семененко // Проблемы современной экономики. – 2016. – №2. – С. 352-355. Машенцева Н.Г. Интересы региона в различных отраслях социальной сферы // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – №3 (049). – С. 106-109. Михайлова, М.А. Городская агломерация как новая форма межмуниципального сотрудничества // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – №6 (74). – С. 114-117.О Фонде социального страхования Российской Федерации: постановление Правительства РФ ред. от 10.08.2016 г. № 101. Пахомов А.П. Применять или не применять принцип Парето на практике? // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2010. №1. Регионы России: социально-экономические показатели. 2015. –992 с. Семенюк Е.В. Актуальность оценки управления результативностью в социально-экономических системах // Региональная школа: перспектива развития. – 2016. – №1-2 (25-26). – С. 88-90. Управление социально-экономической системой: монография / Под ред. А.П. Егоршина, В.А. Кожина. – Н. Новгород: НИМБ, 2009. – 288 с. Францева-Костенко Е.Е., Озина О.М. Парадигма управления развития региона в условиях нестабильности // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №1. (Ч. 1). – С. 185-192.Характеристика итогов реализации отдельных государственных программ Российской Федерации в 2015 году. Справка по государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Андреев А.Б., Борисова Л.М., Плучевская З.В. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2016. – 334 с.
2. Арбузова М. В. Теоретический аспект качества услуг в сфере гостеприимства // Актуальные проблемы экономики и права. – 2008. – №1 (5). – С. 45-50.
3. Бадараев Д.Д. Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе // Вестник БГУ. – 2009. – №5. – С. 224-228.
4. Бочко В.С. Экономическая самостоятельность регионов в условиях новой реальности / Экономика региона. – 2016. – Т. 12. – Вып. 2. – С. 342-348.
5. Глазьев С. Критические Замечания по фундаментальным вопросам денежной политики // Вопросы экономики. – 2016. – №2. – С. 40-52.
6. Головина Т.А. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы – последовательное решение проблем для людей с особыми потребностями // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – Т. 3. – №4 (44). – С. 84-86.
7. Горбунов А.А. финансовая устойчивость социально-экономической системы. – СПб: ДЕКА, 2014. – 259 с.
8. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 86-87.
9. Декларация о регионализации в Европе [электронный ресурс]: Режим доступа: http/www.epp.ed.europa.eu.
10. Добриян Е. И., Самаруха В. И., Жигас М. Г. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика. Иркутск: Издательство БГУЭП, 2015.
11. Дудко К.Ю. Проблемные вопросы пенсионной реформы, проводимой в РФ на современном этапе // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2015. – №4-1. – С. 141-150.
12. Евдокимова Ю.В. Специфика формирования государственных программ РФ // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25972
13. Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. URL: http://ek-lit.narod.ru/eroh/1-1.html.
14. Киреева Н.А., Сухорукова А.М. Проблемы финансового обеспечения государственных программ развития агропромышленного комплекса // Островские чтения. – 2016. - №1. – С. 106-112.
15. Конченкова Т.Н., Шанин С.А. Проблемы реализации государственных программ: оценка и практика применения // Проблемы и механизмы оценки эффективности системы государственного и муниципального управления: теория и практика. – 2016. – С. 138-140.
16. Лаппо, Г.М. Городские агломерации России в XXI веке / Г.М. Лаппо, П.М. Полян, Т.И. Селиванова / Проблемы территориальной организации пространства и расселения в урбанизированных районах. – 2015. №1. – С. 45-52.
17. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 1. Общая характеристика мира. – М.: Дрофа, 2003. – 496 с.
18. Максимов, С.Н. Особенности и проблемы развития современных мегаполисов / С.Н. Максимов, В.В. Семененко // Проблемы современной экономики. – 2016. – №2. – С. 352-355.
19. Машенцева Н.Г. Интересы региона в различных отраслях социальной сферы // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – №3 (049). – С. 106-109.
20. Михайлова, М.А. Городская агломерация как новая форма межмуниципального сотрудничества // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – №6 (74). – С. 114-117.
21. О Фонде социального страхования Российской Федерации: постановление Правительства РФ ред. от 10.08.2016 г. № 101.
22. Пахомов А.П. Применять или не применять принцип Парето на практике? // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2010. №1.
23. Регионы России: социально-экономические показатели. 2015. –992 с.
24. Семенюк Е.В. Актуальность оценки управления результативностью в социально-экономических системах // Региональная школа: перспектива развития. – 2016. – №1-2 (25-26). – С. 88-90.
25. Управление социально-экономической системой: монография / Под ред. А.П. Егоршина, В.А. Кожина. – Н. Новгород: НИМБ, 2009. – 288 с.
26. Францева-Костенко Е.Е., Озина О.М. Парадигма управления развития региона в условиях нестабильности // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №1. (Ч. 1). – С. 185-192.
27. Характеристика итогов реализации отдельных государственных программ Российской Федерации в 2015 году. Справка по государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files

Вопрос-ответ:

Какие виды социального развития территорий и регионов могут быть выделены?

Виды социального развития территорий и регионов могут быть выделены следующие: государственная социальная регионализация, проблемы регионального развития, проблемы реализации государственных программ, социальное развитие ядра региона. Каждый из этих видов имеет свои особенности и вызывает различные вызовы и задачи.

Что подразумевается под государственной социальной регионализацией?

Государственная социальная регионализация - это процесс, проводимый государством, направленный на установление и реализацию различных социальных политик в разных регионах страны с учетом их особенностей и потребностей. Целью государственной социальной регионализации является достижение социального равновесия и справедливости на всей территории государства.

Какие проблемы могут возникать в региональном развитии?

В региональном развитии могут возникать различные проблемы. Например, неравномерное распределение ресурсов и возможностей между разными регионами, отсутствие инфраструктуры и социальных услуг, высокая безработица, низкий уровень жизни и т.д. Решение данных проблем требует принятия эффективных мер и разработки соответствующих программ развития.

Какие проблемы возникают при реализации государственных программ в регионах?

При реализации государственных программ в регионах могут возникать различные проблемы. Например, недостаточное финансирование программ, неэффективное использование выделенных средств, сложности в координации действий между различными органами исполнительной власти, недостаточная информированность населения о целях и механизмах программ и т.д. Решение этих проблем требует тщательного анализа и разработки соответствующих региональных стратегий и планов действий.

Какие виды социального развития территорий и регионов существуют?

Существует несколько видов социального развития территорий и регионов, включая государственную социальную регионализацию, проблемы регионального развития, социальное развитие ядра региона и другие.

Что означает государственная социальная регионализация?

Государственная социальная регионализация это процесс, при котором государство разделяет регионы на социальные зоны с различными уровнями социального развития, а также разрабатывает и реализует программы социальной поддержки и развития для каждой зоны.

Какие проблемы возникают в региональном развитии?

В региональном развитии возникают различные проблемы, такие как неравномерность развития различных территорий, недостаточное финансирование социальных программ, отсутствие квалифицированных кадров и другие факторы, которые могут замедлять или препятствовать развитию регионов.

Какие проблемы возникают при реализации государственных программ в регионах?

При реализации государственных программ в регионах могут возникать различные проблемы, такие как неэффективное использование бюджетных средств, недостаточное вовлечение местных жителей в разработку и реализацию программ, несогласованность целей и задач программы с реальными потребностями региона и другие проблемы.

Что означает социальное развитие ядра региона?

Социальное развитие ядра региона означает развитие центральной части региона, где находятся ключевые социальные и экономические объекты. Это включает развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры и других сфер, которые формируют уровень и качество жизни жителей региона.

Что такое социальное развитие территорий и регионов?

Социальное развитие территорий и регионов - это процесс улучшения качества жизни людей в определенных географических областях. Оно включает в себя решение социальных, экономических, экологических и культурных проблем, создание благоприятных условий для жизни, образования, здравоохранения, развития бизнеса и других сфер деятельности.

Какие виды социального развития территорий существуют?

Виды социального развития территорий включают государственную социальную регионализацию, проблемы регионального развития, проблемы реализации государственных программ, социальное развитие ядра региона и формирование уровня и качества потребляемых регионами социальных услуг. Каждый вид социального развития имеет свои особенности и задачи, направленные на обеспечение благополучия и развития населения и территорий.