Образ семьи в Господах Головлевых

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 25 25 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 31.12.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Семейно-родовая проблематика в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина 5
1.1. Произведения писателя, где показывается образ семьи 5
1.2. История создания романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» 7
Глава 2. Изображение семьи в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина 9
2.1. Быт и уклад семейной жизни героев романа «Господа Головлевы» 9
2.2. Искажение христианских семейных ценностей в романе 12
2.3. Иудушка Головлев как разрушитель семьи 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24


Фрагмент для ознакомления

Он всю жизнь был послушным, а не любящим. Мог приласкаться к доброму другу маменьке, чтобы получить кусок побольше и повкуснее; мог «посочувствовать» брату на смертном одре, мог повздыхать о гибели Любиньки и сыновей, но только потому, что это составляло часть того театрального представления, где он видел себя главным героем.
Любви он не знал и не испытывал: ни к матери, ни к сыну, ни к Богу. Услышав о Страстях, он осознал, насколько одинок и как пусто вокруг него. [5, с. 83]
Длительная жизнь вне Христа, вне Его Любви не позволила Порфирию Головлеву осознать суть таких понятий, как «раскаяние» и «всепрощение». Не в силах совладать с муками одичалой совести, и одновременно взывая о прощении ото всех, кого он обидел, и кого уже не было в живых, Порфирий к ним и отправляется. Отправляется в ту бездну, которая их уже поглотила, отправляется сразу в девятый круг ада, ледяной Коцит, если вспомнить о том, что развязка наступает мартовской метельной ночью, а Порфирий, как некогда грезилось ему самому, и как пророчила Евпраксеюшка, замерзает невдалеке от «маменькиной» могилки. [9, с. 225]
Подводя итог, отметим, что православная икона является необходимой частью христианского по своей сути романа «Господа Головлевы». Герои рассматривают Святой Образ лишь как доказательство материального благополучия и потому оказываются вне Церкви в ее истинном понимании, т.е. одиноки и непричастны к христианским ценностям: Любви, Состраданию, Прощению и Покаянию. Это приводит к неизбежной гибели сначала души, а затем и тела.























2.3. Иудушка Головлев как разрушитель семьи
В творчестве Достоевского, Толстого, Салтыкова-Щедрина, других авторов ярко отразилась историческая, культурная, этическая важность семейно-родовой проблематики. В 1870-е-1880-е гг. вопрос о семье, исполненный глубочайшего драматизма, все более выдвигается вперед в их произведениях. Художники мучительно искали ответа на вопросы, как будет преодолен кризис семьи, насколько возможно серьезное обновление этого института, от которого во многом зависит будущее страны и общества. Достоевский и Салтыков-Щедрин сумели показать самые отрицательные, темные стороны семейного союза в том его виде, в каком он существовал в России XIX в. Нарисованные ими картины разрушения кровных связей, искажения родственных отношений имеют конкретно-историческое и общечеловеческое значение.
«Господа Головлевы» публиковались с 1875-1880 гг., а «Братья Карамазовы» – с 1879-1880 гг., и образы героев-отцов Федора Карамазова и Порфирия Головлева развивались на определенном этапе параллельно. Роман-хроника «Господа Головлевы» по праву считается наиболее ярким произведением Салтыкова-Щедрина, посвященным распаду дворянско-помещичьей семьи. Иудушка-кровопивушка стал одним из самых запоминающихся и отталкивающих образов русской классической литературы. Автор показывает, до какой степени могут быть извращены природные основы в человеке под воздействием сложного комплекса социально-исторических причин, страсти стяжательства, скупости, пустословия. [8, с. 206]
Порождение «призрачной» жизни, «пакостник и пустослов» Иудушка фактически убивает своих сыновей. Он отказывается дать денег проигравшему крупную казенную сумму Петеньке, его поведение по отношению к сыну приобретает какую-то садистскую окраску. Молодой человек попадает под суд и умирает по пути в ссылку. Владимир, которого Порфирий Владимирыч не пожелал обеспечивать в случае женитьбы, покончил жизнь самоубийством. Младенца Владимира, рожденного Евпраксеюшкой, он отправил в воспитательный дом; дальнейшая участь этого ребенка наверняка была печальна. Эгоизм лишает Иудушку всяких связей с окружающей действительностью, которая устанавливается через потомство. Он становится выморочным. [8, с. 206]
То, что Иудушка совершает со своими детьми, преступление, направленное против всех общественных норм и природного порядка, маскируемое отвратительным лицемерием. Убивая свою плоть и кровь, он уничтожает себя. Осужденному на каторгу сыну Порфирий Владимирыч отправляет фарисейское письмо, каждое слово которого звучит издевательски. Завершение этого послания вполне достойно подлого, бездушного лицемера: «Затем благословляю тебя на новый путь и остаюсь негодующий, но все еще любящий тебя отец твой Порфирий Головлев». [1, с. 227]
Иудушка лишает сыновей средств к существованию, обрекая их тем самым на различные беды. При этом Порфирий Головлев обращается к Петеньке: «Преступный сын Петр!». В Иудушке закипает злоба, когда он видят в сыновьях прямых или возможных соперников: Порфирий источает ненависть, заметив вольности Петеньки в отношении его сожительницы Евпраксеюшки. [8, с. 207]
В обиталище Иудушки есть что-то жуткое. Усадебный дом помещика Головлева похож на нору, логово, в котором прячется человек-призрак. Евпраксеюшка не случайно называет Порфирия «домовым», «кикиморой». Иудушка Головлев, хотя и прижил младенца с Евпраксеюшкой, бросает нечистые взгляды на Анниньку, но выглядит не мужчиной, а существом неопределенного пола. Мужское начало в нем предстает измельчавшим, дряблым, пассивным, он как гоголевский Плюшкин скорее напоминает старуху.
В финале романа «Господа Головлевы» в Иудушке просыпается «одичалая совесть», и он отправляется на могилку к маменьке, чтобы пасть на нее «и застыть в воплях смертельной агонии». [8, с. 207]Но Порфирий не достигает кладбища, умирает по дороге, ему не дано полного прощения – он слишком долго был Иудушкой.

























Заключение
В произведениях Достоевского, Толстого, Лескова, других русских художников, в том числе и Салтыкова-Щедрина, тема семейная, родовая обязательно сплетается с темой «почвы», родины, ее истории, традиций. XVIII столетия в отечественной литературе начинает складываться и к середине следующего века вполне оформляется жанр семейной хроники и занимает в ней заметное место. Исследователь А.М. Грачева отмечала, что основное идейное содержание этих произведений «показ соотношения человека как части целого (семьи, рода) и истории». [10, с. 54]
Обычно в конце выясняется, что «истоки настоящего (судьбы «внуков») коренятся и закономерно обусловлены прошлым (делами «отцов» и «дедов»). При этом за судьбой рода, семьи видится судьба целого класса русского общества». Начиная с произведения Аксакова, ведущей темой хроник становится тема родины, не только как места рождения героев, но и как Родины-России.
Другой важный момент в них – отражение процесса родового упадка. У Аксакова он только намечен, но уже в «Захудалом роде» все внимание Лескова сосредоточено на оскудении князей Протозановых. В том же русле двигался и Салтыков-Щедрин, который внес свою лепту в разработку жанра семейной хроники: это последнее крупное создание писателя «Пошехонская старина», а также «Господа Головлевы», которые нередко называют романом-хроникой. [9, с. 224]
Важную основу художественности романа создает наличие христианской образности. Так, центральная идея «Господ Головлевых» – разрушение семьи, рода – раскрыта благодаря целой системе христианских образов, пронизывающих речевую, сюжетную, композиционную структуру повествования и составляющих своеобразный «евангельский код» в романе.
Салтыков-Щедрин большое внимание уделял проблеме разрушения семьи, рода, следствием которого явилось уже падение идей государственности и собственности. Салтыков-Щедрин никогда не ставил под сомнение ценность семьи, в которой реализуется стремление личности к прочному счастью. Социальный сатирик и моралист, он много размышлял над значением этого общественного института, над его влиянием на судьбу человека-гражданина, на будущее отечества, остро ставил вопрос об искажении родственных отношений, особенно ярко проявившемся в пред- и пореформенную эпоху.
Идеалом писателя была патерналистская семья, отношения в которой освящены любовью, основаны на долге. Поэтому особое внимание он сосредоточил на современных отцах, их моральных принципах, созидательных возможностях. Образ Порфирия Головлева свидетельствует о дегуманизации жизни, о кризисном состоянии русской дворянской семьи, разложении отцовского начала.

















Список использованной литературы
Источники

Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы. – М.: Азбука, 2015. – 368 с.
Список литературы

Виноградова Е.А. Искажение христианских семейных ценностей в романе М.Е. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы»// Православие и русская литература. Сборник научных статей. – Н. Новгород: Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, 2016. – С. 190-194.
Дунаев М.М.Православие и русская литература: В 3-х томах. Том 3. С.274-283.
Ермоленко С.И. «Головлево – это сама смерть… (Образ «дворянского гнезда» в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»// Филологический класс. – 2003. - №10. – С. 67-75.
Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Глава 6. Петрозаводск, 1995.
Знакомьтесь: М.Е. Салтыков-Щедрин/ П. Барашев, Е. Демина, Г. Прончев. – М.: Инфра-М, 2011. – 384 с.
Ларионова Н.П. Православная икона в контексте романа «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/2016/6-1/9.html
Павлова И.Б. Разрушители семьи – Иудушка Головлев и Фёдор Павлович Карамазов// Дом Бурганова. Пространство Культуры. – 2011. - №2. – С. 206-212.
Павлова И.Б. Семейно-родовая проблематика в творчестве Салтыкова-Щедрина// Дом Бурганова. Пространство Культуры. – 2011. - №3. – С. 224-237.
Тюнькин К.И. М.Е. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2012. – 96 с.
Янина П.Е. «Женский вопрос» и проблема семьи в литературной критике, публицистике и романе «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. - №1-2. – С. 323-326.
Ястребова В.К., Бушина М.Б. Семья как основа формирования личности (на примере текстов русской литературы)// Забайкальские Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». – Чита: Забайкальский государственный университет, 2014. – С. 67-71.













25

Источники

1. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы. – М.: Азбука, 2015. – 368 с.
Список литературы

2. Виноградова Е.А. Искажение христианских семейных ценностей в романе М.Е. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы»// Православие и русская литература. Сборник научных статей. – Н. Новгород: Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, 2016. – С. 190-194.
3. Дунаев М.М.Православие и русская литература: В 3-х томах. Том 3. С.274-283.
4. Ермоленко С.И. «Головлево – это сама смерть… (Образ «дворянского гнезда» в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»// Филологический класс. – 2003. - №10. – С. 67-75.
5. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Глава 6. Петрозаводск, 1995.
6. Знакомьтесь: М.Е. Салтыков-Щедрин/ П. Барашев, Е. Демина, Г. Прончев. – М.: Инфра-М, 2011. – 384 с.
7. Ларионова Н.П. Православная икона в контексте романа «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/2016/6-1/9.html
8. Павлова И.Б. Разрушители семьи – Иудушка Головлев и Фёдор Павлович Карамазов// Дом Бурганова. Пространство Культуры. – 2011. - №2. – С. 206-212.
9. Павлова И.Б. Семейно-родовая проблематика в творчестве Салтыкова-Щедрина// Дом Бурганова. Пространство Культуры. – 2011. - №3. – С. 224-237.
10. Тюнькин К.И. М.Е. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2012. – 96 с.
11. Янина П.Е. «Женский вопрос» и проблема семьи в литературной критике, публицистике и романе «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. - №1-2. – С. 323-326.
12. Ястребова В.К., Бушина М.Б. Семья как основа формирования личности (на примере текстов русской литературы)// Забайкальские Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». – Чита: Забайкальский государственный университет, 2014. – С. 67-71.

Вопрос-ответ:

Какое место занимает образ семьи в романе "Господа Головлевы"?

Образ семьи занимает центральное место в романе "Господа Головлевы" и является одной из основных тем его развития. Автор подробно исследует семейные отношения, проблемы и конфликты, что делает образ семьи важным элементом в сюжете произведения.

Каким образом М.Е. Салтыков-Щедрин изображает семейную жизнь героев романа "Господа Головлевы"?

М.Е. Салтыков-Щедрин изображает семейную жизнь героев романа "Господа Головлевы" с помощью живописных и детальных описаний их быта. Он показывает как обычные семейные ситуации и взаимоотношения могут привести к разрушению и распаду семьи, а также искажению христианских семейных ценностей.

Какую роль играет Иудушка Головлев в разрушении семьи в романе "Господа Головлевы"?

Иудушка Головлев является ключевым персонажем, влияющим на разрушение семьи в романе "Господа Головлевы". Его эгоистичность, жажда власти и деньги приводят к многочисленным конфликтам внутри семьи, которые в конечном итоге приводят к ее распаду и гибели.

Какие исторические факты легли в основу создания романа "Господа Головлевы" М.Е. Салтыковым-Щедриным?

Роман "Господа Головлевы" М.Е. Салтыковым-Щедриным был написан в середине 19 века и отображает социальные и экономические проблемы того времени. Поэтому создание романа легло в основу исторических реалий того времени, таких как проблемы крестьянства, дворянства и общественной неравенства.

Какие христианские семейные ценности искажены в романе "Господа Головлевы"?

В романе "Господа Головлевы" искажены такие христианские семейные ценности, как взаимоуважение, любовь, верность и ответственность. Герои произведения представлены в своем большинстве как эгоистичные и безответственные, которые больше заботятся о собственном благополучии, чем о семейных отношениях.

Какие произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина показывают образ семьи?

В творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина образ семьи затрагивается в романе "Господа Головлевы".

Какова история создания романа "Господа Головлевы"?

История создания романа "Господа Головлевы" М. Е. Салтыкова-Щедрина представлена во 2 главе статьи.

Каким быт и уклад семейной жизни героев романа "Господа Головлевы"?

Быт и уклад семейной жизни героев романа "Господа Головлевы" представлены в 2.1 главе статьи.

Каково искажение христианских семейных ценностей в романе "Господа Головлевы"?

Искажение христианских семейных ценностей в романе "Господа Головлевы" М. Е. Салтыкова-Щедрина раскрывается в 2.2 главе статьи.