Логопедическая работа по преодолению звуковой стороны речи у детей с дизартрией
Заказать уникальную дипломную работу- 103 103 страницы
- 52 + 52 источника
- Добавлена 05.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Развитие звуковой стороны речи у детей в онтогенезе 6
1.2. Особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 11
1.3. Анализ существующих методик по выявлению уровня сформированности и преодолению нарушений звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 22
2.1. Методы и организация исследования уровня сформированности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 22
2.2. Выявление уровня сформированности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 30
2.3. Организация логопедической работы по преодолению нарушений звуковой стороны речи у детей с дизартрией 38
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Поставленная нами цель достигнута, выделенные задачи в ходе работы реализованы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАрхипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 331 с.Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008. – 254 с.Астахова, Н.Ю. Организация работы по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.Ю. Астахова, Г.А. Андросова // Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 144 – 150Бадалян, Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. / Л. О. Бадалян – М.: Академия, 2000. – 384 с.Барсукова, Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек / Е.Л. Барсукова // Логопед – 2009. – №5 - С. 26Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак. – М.: Медицина, 1981. – 288 с.Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 287 с.Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 141 с.Винарская, Е.Н. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга / Е.Н. Винарская, А.С. Никифоров, С.А. Солдатова // Невропатология и психиатрия. – 1977. – № 9. – С. 1347 – 1351Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.// Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Просвещение, 1998. – 680 с.Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений / Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов и др. // Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 560 с.Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с. Карелина, И.Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии / И.Б. Карелина // Дефектология. – 1996. – №5. – С. 22 – 24Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / И.Б. Карелина //Дефектология. – 2000. – №1. – С. 24 – 20Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов / В. А. Киселева. – М.: Школьная пресса, 2007. – 48 с.Киселёва, В.А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушения письма и чтения у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии: дисс.канд. пед. н. / В. А. Киселева – М.: Московский педагогический государственный университет, 2001. – 187 с. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 1968. – 367 с.Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина. – СПб: Союз, 2004. – 192 с.Лопатина, Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) / Л.В. Лопатина // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 232 с.Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2000. – 192 с.Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. – М.: Просвещение, 1985. – 170 с.Мартынова, Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии / Р.И. Мартынова //Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1963. – №2 – с. 34 – 48Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский // Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ // Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной.- 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 200 с.Панченко, И.И. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия / И.И. Панченко, Л.А. Щербакова / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 119 – 130Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. – СПб.: Питер, 2005. – 224 с.Перешеина, Н. В. Особенности нарушений звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Перешеина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 50–54. – [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/770024.htm(дата обращения: 05.03.2017).Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.Рыбакова, М. А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей / М. А. Рыбакова // Молодой ученый. — 2016. – №10. – С. 1282 – 1284Семёнова, К.А. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии/ Логопедия. Методическое наследие / К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин // Под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 103 – 118Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно - методическое пособие для логопедов и дефектологов / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 320 с.Смирнова, И.А. Диагностика нарушений развития речи / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 192 с.Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. М.: Классике Стиль, 2003. 160 с.Сорочинская, Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии: автореф. дис. …..канд. пед. наук: 13.00.03. / Т.В. Сорочинская – М., 2000. – 187 с.Титова, Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией / Т.А. Титова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 126 с. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2005. – 32 с Токарева, О.А. Дизартрия / О.А. Токарева // Расстройства речи у детей и подростков. – М.: Медицина, 1969. С. 114 – 155Тумакова, Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Автореф. дис.… канд.филол. наук. / Г.А. Тумакова. – М., 1985. – 25 с. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебно-метод.пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Туманова // Под ред. Т.Б. Филичевой .— М.: Гном и Д, 2001. – 48 с. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева. – М.: Гном и Д, 2002. – 87 с.Филичёва, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. Б. Филичёва, Т. В. Туманова. – М.: Гном и Д, 2000. – 80 с.Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях спец. детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа,1994. – 103 с.Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.Филичева, Т.Б. Методическое пособие руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 1989. – 164 с.Флерова, Ж. М. Логопедия / Ж. М. Флерова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 320 с.Хватцев, М.Е. Хрестоматия по логопедии / М.Е. Хватцев – М.: ВЛАДОС, 2009. – 456 с Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Академия, 2003. – 240 с.Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Н.Х. Швачкин // Сост. К.Ф. Седова. – М., 2004. – 330 с. Шестакова, Н.А. Для чего ребенку фонематический слух? / Н.А. Шестакова //Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №9 – С. 34 – 38.Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М., 1958. – [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm(дата обращения: 23.09.2017)ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Календарно-тематическое планирование по коррекции звуковой стороны речи у дошкольников с дизартрией№п/пЦелиДидактические упражненияФорма организации1 этап. Различение слов близких по звуковому составу1Обучение детей дифференцировать слова, отличающиеся несколькими звуками, находить заданное слово, находить отличающееся слово в ряду словИгра «Незнайка заблудился»Игра «Лишнее слово»Индивидуальное или часть фронтального занятия2Обучение детей придумывать слова, близкие по звучанию, на слух определять похожие словаИгра «Мое слово»Игра «Придумай слово»Индивидуальное или часть фронтального занятия3Обучать детей на слух определять разницу в произношении слов, близких по звучанию, находить отличающееся слово в ряду словИгра «Незнайка заблудился»Игра «Лишнее слово» (второй вариант)Индивидуальное или часть фронтального занятия2 этап - Дифференциация слогов1научить детей дифференцировать слоги, различающиеся гласными и согласными акустически далекими и акустически близкими звукамиИгра «Эхо»Логопедич час, фронт занятия, индивид занятия2научить детей дифференцировать слоги, различающиеся гласными и согласными акустически далекими и акустически близкими звукамиИгра «Эхо»Игра «Какой отличается?»Часть фронт. занятия, логопедический час3научить детей дифференцировать слоги, различающиеся одним или несколькими звукамиИгра «Телефон»Часть фронтального занятия, логопедический час4научить детей дифференцировать слоги, различающиеся одним или несколькими звукамиИгра «Телефон»Игра «Какой отличается?»Часть фронтального занятия, логопедический час3 этап - Дифференциация фонем1научить детей различать фонемы родного языка; дифференциации звуков, несмешиваемых в произношенииИгра «Угадай, кто (что) это был(о).»Игры-упражнения со словами квазиомонимамиИндивидуальное, фронт. занятие2научить детей дифференцировать акустически далекие и близкие звуки; различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речиИгра «Какой звук лишний?»Игра «Как правильно сказать?»Индивидуальное и фронт. занятие3Научить детей дифференциации звуков, смешиваемых в произношении; различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речиИгры-упражнения со словами квазиомонимамиИгра «Недовольный Саша»Индивидуальное и фронт. занятие4Научить детей различать фонемы родного языка, различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речиИгра «Различай и повторяй» Игра «Будь внимателен»Индивидуальное и фронт. занятие5Научить детей различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речи, различать фонемы родного языкаИгра «Озорные звуки»Игра «Угадай, кто (что) это был(о).»Индивидуальное, фронт. занятие4 этап – Работа над темпом, дикцией, силой голоса, интонациейсм. Приложение 3Приложение 2Индивидуальные занятия постановка свистящего звука СЗАНЯТИЕ 1.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.Постановка звука С.Преобразование слоговат-та,ап-паут-ту,уп-пуит-ти,ип-пи4. Воспроизведение слоговых рядовта-то-ту-тиna-no-ny-nuто-ту-ти-таno-ny-nu-naту-ти-та-тоny-nu-na-noти-та-то-туnu-na-no-nyЗвуковой анализ — выделение последнего глухого согласного Т, П в словах лифт, бинт, бант, кот, хобот, топ, туп, хомут.Развитие внимания и памяти — игра «Запомни, повтори»утка— попугай— танк— петух (менять порядок слов)7.Изготовление игрушек (см. п. 6) из природного и бросового материала.ЗАНЯТИЕ 2.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.Постановка звука С.Развитие внимания и памяти — игра «Что изменилось?» с семью картинками на звуки П, Тпетух, попугай, танк, плита, кот, пулемет.4. Звуковой анализ прямых слогов та, па, пу, ту, ти, пи;5. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом -ия. Составление предложений по картинкам петух, попугай, утка, бант, кот по данному образцуУ Томы утка. — Это Томина утка. У Пети петух. — это Петин петух.6. Рисование «Утка».ЗАНЯТИЕ 3.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.Постановка звука С.Выделение звука С на слуха)из слогов: ас, ос, ус, ыс, ис;б)из слов: нос, квас, лес, пес.4. Воспроизведение слоговых рядовак-ок-ук-ыкка-ко-ку-киок-ук-ык-акко-ку-ки-каук-ык-ак-окку-ки-ка-коык-ак-ок-укки-ка-ко-куЗвуки К, К' и буква К.Различение К — К' — группировка картинок (мак, кот, венок, кегли, кубики, коньки, дубки, лютик, конь, индюк, книга, охотники, утки).7. Развитие внимания и памяти — игра «Запомни, повтори»мак— венок— дубки— книга (менять порядок слов).Аппликация «Мак».ЗАНЯТИЕ 4.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.Постановка звука С.Выделение на слух звука Са)из слогов са, со, су, сы;б)из слов сам, сом, суп, сын.4.Воспроизведение слоговых рядовпа-та-ка-ха та-ка-ха-па ка-ха-па-та ха-па-та-ка5. Развитие внимания и памяти — игра с 7-8 картинками на К «Что изменилось?»6. Составление предложений по картинкам на К, К' Со словом нет по данному образцу:У Кати нет венка.У Толи нет дубка (мака, кепки, книги).Аппликация «Осенний узор на блюде».ЗАНЯТИЕ 5.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.Постановка звука С.Звуковой анализ — выделение гласного после согласного в словах сом, сон, нос, сох, сок.Звук О.Воспроизведение слоговых рядовпо-то-ко-хото-ко-хо-по ко-хо-по-тохо-по-то-ко6. Употребление родительного падежа множественного числа существительных — составление предложений со словом много по предметным картинкам (конь, окно, венок, двойка, пион)по образцуВ табуне много коней.Развитие внимания и памяти — игра с шестью картинками «Отгадай указанную картинку»(венок, пион, книги, дубок, ноготок, кит).Рисование красками «Венок».Приложение 3Дифференциация фонем (материал для словарной работы)ТемаМатериалСловарная работаИгрушкиПетя-Петя-петушок, Золотой гребешок, Ранним-рано поутру Он поет... ку-ка-ре-ку!Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройди по дорожке, Топни, Катя, ножкой -топ, топК нам пришла собачка,Умная собачка,С детками играет,Очень громко лает: ав-ав-авЯ козочка, ме-ме, Я гуляю на лужке. Острые рожки, Тонкие ножки.Ходит котик серенький, Хвост пушистый, беленький. Сидит, умывается, лапкой утирается: Мяу-мяу-мяу!Воспроизводить звукоподражанияОсеньНынче всюду блещут лужи: Эта — шире. Эта — уже. Через лужи прыгать нужно С бугорка на бугорок: Прыг-скок, прыг-скок.Воспроизводить слова.Слушать текст и выполнять игровые действия в соответствии с текстом.Овощи, фруктыКиска к (имя ребенка) подошла. Молочка просила. Молочка просила. «Мяу!» —говорила.Вот наш плюшевый медведь. Мишка очень хочет естьЗайчик к (имя) подошёлУмный зайка сел за стол.Попросил морковку, Взял и прыгнул в норку.Выполнять игровые действия.Воспроизводить звукоподражания и отдельные слова.ОдеждаГромко Ванечка рыдал — Он перчатки потерял. И не может рассказать, Где же их теперь искать.Громко Ванечка рыдал –Ваня шапку потерял. И не может рассказать, Где ее теперь искатьНазвания предметов одеждыДомашние животныеУходи с дороги, кот!Наша деточка идет, (выдвигайте куклу)Топ-топ, топ-топ.Наша деточка идет,Через киску упадет, (покажите, как кукла падает)Веселая киска у (имя ребенка) живет,Веселая киска песни поет:Мяу-мяу-мяу-мяу!Вместе с киской собачка живет,Веселые песни собачка поет:Ав-ав-ав-ав!Произносить слова, выполнять действия вместе со словами. Запомнить потешку.Издавать соответствующие звуки.Новогодний праздникЕлочка, елочка, Яркие огни! Бусами, бусами, Елочка, звени!Много на елочке Шариков цветных, Звездочек блестящих, Шишек золотых!Встанем под елочкой В дружный хоровод. Весело, весело Встретим Новый год!Понимание текстаЗимаКто мяукнул у дверей? — Открывайте поскорей!Очень холодно зимой! — Киска просится домойБаю-бай, баю-бай,Ты, собачка, не лай, (погрозите собаке пальцем)Белолапа, не скули,Мою Катю не буди.Произносить отдельные слова. Понимать интонацию, воспринимать ритм.Зимняя одеждаНадеваю малышу шубку зимнюю, Шапку зимнюю, Сапожки зимние. Хороши сапожки У (имя ребенка) на ножках!А баиньки-баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет наш сынок ходить, Новы валенки носитьУзнавать и выбирать предметы зимней одежды, произносить слова.Зимние развлеченияСнежок порхает, кружится, Белая вся улица. Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок.Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись! Ты сиди, не упади,— Там канавка впереди! Надо ездить осторожно! А не то разбиться можно!Произносить слова, ощущать ритм стиха, подражать игровым действиям.Дикие животныеЗайка серый умывается.Зайка в гости собирается.Вымыл носик,Вымыл хвостик.Вымыл уши, вытер сушеИ поскакал.Вокруг сада, вокруг сада С мишкой вместе мы идем, Поиграем, похохочем, Мишке лапку пощекочемВоспринимать ритм, синхронно совершать игровые движения, произносить простые слова.Наша мамаЛадушки, ладушки! Пекла мама оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала: Оладушек — Мане,Оладушек — Ване, Оладушек — Тане, Оладушек — Дане. Хороши оладушки У нашей матушки!Наша мама идет, Молочка нам несет. Будет кашку варить. Деток кашкой кормить.Кто любимей всех на свете? Это сразу Скажут дети. Мама, мамочка моя! Крепко я люблю тебя!заинтересованно слушать чтение художественного текста, активно его воспринимать; чувствовать ритмический характер потешки; воспроизводить отдельные словаТранспортПоезд едет, колеса стучат:«Так-так, так-так».А в поезде нашемДетишки сидят.«Ту-ту-у, ту-ту-у»,—Пыхтит паровоз.Далеко, далекоДетей он увез.внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания, воспроизводить отдельные словаВеснаСолнышко-ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись!Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей! Освети, обогрей — Телят да ягнят, Еще маленьких ребят!Дождик, дождик!Кап-кап-кап,Мокрые дорожки!Не пойдем сейчас гулять,А то промочим ножки.Дождик, дождик, Дождик, лей. Нам с тобою веселей. Не боимся сырости — Только выше вырастем!воспринимать и воспроизводить ритмический характер потешки, синхронно совершать игровые движения, правильно понимать словаОбувьВот они, сапожки: Этот — с правой ножки. Этот — с левой ножки.Хороши сапожки На наших ножках. Ножками — топ-топ-топЖил сапожник? Жил, жил. Шил сапожки? Шил, шил. Для кого сапожки? Для соседской кошкиГуси-гусята на ножки Красные надели сапожки. И пошли гуськом, вереницей,. Чтоб воды в корытце напиться. Напились воды гусята, Стали в корыте купатьсявоспроизводить звуковые комплексы, произносить слова, понимать прочитанноеЛетоМы в лес пойдем,Детей позовем:Ay, ay, ay!Никто не отзывается,Лишь эхо откликается:Ay, ay, ay!внимательно слушать слова потешки, чувствовать и воспринимать ритм, выполнять игровые действия, соответствующие текстуЦветы, деревьяГром по горам раскатился — Комар с дуба свалилсяВокруг розовых кустов, Среди трав и цветов Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились!понимать юмор, показывать читаемое по картинке.внимательно слушать и понимать содержание стихотворения, воспринимать ритм, произносить словаПосудаКот на печку пошел, Горшок каши нашел. На печи калачи,Как огонь, горячи, Пряники пекутся, Коту в лапки не даютсяСорока, сорока!Где была?— Далеко!Кашу варила,Деток кормила.Этому дала на блюдечке,Этому — на тарелочке,Этому — в чашечке,Этому — в мисочке.А этому ничего не дала!Ты дров не рубил,Воды не носил,Кашу не варил.Вот тебе ложка,Свари сам себе кашуМуха-горюха, Муха-цокотуха. По полю летала, Гостей созывала. Муха-горюха, Кашу варила,Кашу положила — Мишке — в миску. Зайке — в чашку. Кошке — в плошку. Гости поели, Спать захотеливнимательно слушать потешку, понимать прочитанное, показывать детали на картинкепроизносить отдельные словаИгры с водойКап-кап, как всегда, Из крана капает вода. Моем шею, Моем уши, Вытираемся посуше — Не спеша, не спеша. Мы и зубы чистим тоже Не спеша, не спеша.Водичка, водичка. Умой мое личико. Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели. Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубокпонимать и воспринимать ритм стихотворения, произносить звукоподражания и слова, совершать игровые движенияДомашние животныеТам котик усатыйПо садику бродит,А козлик рогатыйЗа котиком ходит;И лапочкой котикПомадит свой ротик, А козлик седоюТрясет бородоюСобака на кухне Пироги печет. Кот в углу Сухари толчет Кошка на окошке Рубашку шьет. Курочка в сапожках Избушку мететвоспроизводить слова и звуки.ПтицыКурочка моя, умница моя, Вот зерно, водичка, Дай ты мне яичко, Умница моя!Наши курочки в окно:Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!А как Петя-петушок,Золотой гребешок,Ранним-рано поутруНам споет: «Ку-ка-ре-ку!»воспроизводить слова и звукиДикие животныеЛягушонок маленький прыгал по дорожке,И об острый камешек он поранил ножку, «Ой-ой-ой»,— заплакал лягушонок,ногу)Как же голосок его был тонок!Он листочек к лапке приложилИ к лягушке-маме поспешил.Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку, Кому в шапочкуВот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайки спят на травушке, Утки на муравушке,Детки все по люлечкам...Спят-поспят,Всему миру спать велятПроизносить звукоподражания.ГрибыМы в лесок пришли. Мы грибок нашли. Маленький да складный, В шапочке нарядной.Ножки, ножки,Куда вы бежите?В лесок, в борок —Грибы, ягоды сбирать,Нашу Катю угощатьНа горе-то ива. Под горой-то диво: Ходят котики-коты, Коти — серые хвосты У них шапки с пером, Кушачки с серебром. Коти по лесу идут, Грибы, ягоды берутслушать и понимать содержание стихотворения, воспринимать ритм, произносить словаПриложение 4Перспективный план коррекционной работы для ребенка с дизартрией№ п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата ( артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка и автоматизация звуков [с], [з]; [ш], [ж]. Дальнейшая их дифференциация.8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. У ребенка грубо нарушен навык звукоразличения.Приложение5Перспективный план коррекционной работы для ребенка с дизартрией№ п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата ( артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка и автоматизация звуков [ш], [ж]. Дальнейшая их дифференциация. Постановка и автоматизация звука [р]. Дифференциация звуков [к], [г].8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.У ребенка нарушен навык звукоразличения.Приложение 6Перспективный план коррекционной работы для ребенка с дизартрией№ п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата ( артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка и автоматизация звуков [с], [з], [ц]. Дальнейшая их дифференциация. Постановка и автоматизация звука [ч]. Постановка и дальнейшая автоматизация звуков [р], [л].8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. У ребенка нарушен навык звукоразличения.Приложение 7Перспективный план коррекционной работы для ребенка с дизартрией№ п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений. Развитие ритмического чувства.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата ( артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка, автоматизация звуков [с] ,[ш]. Дифференциация звуков группы свистящих.8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. У ребенка нарушен навык звукоразличения.Приложение 8№ п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата ( артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка и дальнейшая автоматизация звуков [c], [з], [ц]. Постановка звуков [ч], [р], [л]. Также их дальнейшая автоматизация. Дифференциация звуков группы свистящих и шипящих.8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. У ребенка грубо нарушен навык звукоразличения.Приложение 9№ п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата ( артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка и автоматизация звуков [с], [з]; [ш], [ж]. Дальнейшая их дифференциация.8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. У ребенка грубо нарушен навык звукоразличения.Приложение 10№ п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата ( артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка и автоматизация звуков [ш], [ж]. Дальнейшая их дифференциация. Постановка и автоматизация звука [р]. Дифференциация звуков [к], [г].8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. У ребенка нарушен навык звукоразличения.9.Развитие и совершенствование лексико- грамматической стороны речиФормирование умения понимать предложения, грамматические конструкции; развитие связной речи. Расширение, закрепление и уточнение словаря по темам « Транспорт», « Обувь», « Насекомые».Активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения.Приложение 11№ п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата (артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка и автоматизация звуков [с], [з], [ц]. Дальнейшая их дифференциация. Постановка и автоматизация звука [ч]. Постановка и дальнейшая автоматизация звуков [р], [л].8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. У ребенка нарушен навык звукоразличения.Приложение 12№ п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата ( артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка и дальнейшая автоматизация звуков [c], [з], [ц]. Постановка звуков [ч], [р], [л]. Также их дальнейшая автоматизация. Дифференциация звуков группы свистящих и шипящих.8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. У ребенка грубо нарушен навык звукоразличения.Приложение 13№п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата ( артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка и автоматизация звуков [с], [з]; [ш], [ж]. Дальнейшая их дифференциация.8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. У ребенка грубо нарушен навык звукоразличения.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 331 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008. – 254 с.
3. Астахова, Н.Ю. Организация работы по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.Ю. Астахова, Г.А. Андросова // Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 144 – 150
4. Бадалян, Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. / Л. О. Бадалян – М.: Академия, 2000. – 384 с.
5. Барсукова, Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек / Е.Л. Барсукова // Логопед – 2009. – №5 - С. 26
6. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак. – М.: Медицина, 1981. – 288 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 141 с.
9. Винарская, Е.Н. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга / Е.Н. Винарская, А.С. Никифоров, С.А. Солдатова // Невропатология и психиатрия. – 1977. – № 9. – С. 1347 – 1351
10. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.// Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Просвещение, 1998. – 680 с.
11. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений / Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов и др. // Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 560 с.
12. Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
13. Карелина, И.Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии / И.Б. Карелина // Дефектология. – 1996. – №5. – С. 22 – 24
14. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / И.Б. Карелина //Дефектология. – 2000. – №1. – С. 24 – 20
15. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов / В. А. Киселева. – М.: Школьная пресса, 2007. – 48 с.
16. Киселёва, В.А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушения письма и чтения у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии: дисс.канд. пед. н. / В. А. Киселева – М.: Московский педагогический государственный университет, 2001. – 187 с.
17. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 1968. – 367 с.
18. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина. – СПб: Союз, 2004. – 192 с.
19. Лопатина, Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) / Л.В. Лопатина // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 232 с.
20. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2000. – 192 с.
21. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. – М.: Просвещение, 1985. – 170 с.
22. Мартынова, Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии / Р.И. Мартынова //Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1963. – №2 – с. 34 – 48
23. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский // Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
24. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ // Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной.- 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
25. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 200 с.
26. Панченко, И.И. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия / И.И. Панченко, Л.А. Щербакова / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 119 – 130
27. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. – СПб.: Питер, 2005. – 224 с.
28. Перешеина, Н. В. Особенности нарушений звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Перешеина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 50–54. – [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/770024.htm (дата обращения: 05.03.2017).
29. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
30. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
31. Рыбакова, М. А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей / М. А. Рыбакова // Молодой ученый. — 2016. – №10. – С. 1282 – 1284
32. Семёнова, К.А. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / Логопедия. Методическое наследие / К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин // Под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 103 – 118
33. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно - методическое пособие для логопедов и дефектологов / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 320 с.
34. Смирнова, И.А. Диагностика нарушений развития речи / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 192 с.
35. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. М.: Классике Стиль, 2003. 160 с.
36. Сорочинская, Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии: автореф. дис. …..канд. пед. наук: 13.00.03. / Т.В. Сорочинская – М., 2000. – 187 с.
37. Титова, Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией / Т.А. Титова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 126 с.
38. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2005. – 32 с
39. Токарева, О.А. Дизартрия / О.А. Токарева // Расстройства речи у детей и подростков. – М.: Медицина, 1969. С. 114 – 155
40. Тумакова, Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Автореф. дис.… канд.филол. наук. / Г.А. Тумакова. – М., 1985. – 25 с.
41. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебно-метод.пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Туманова // Под ред. Т.Б. Филичевой .— М.: Гном и Д, 2001. – 48 с.
42. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева. – М.: Гном и Д, 2002. – 87 с.
43. Филичёва, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. Б. Филичёва, Т. В. Туманова. – М.: Гном и Д, 2000. – 80 с.
44. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях спец. детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа,1994. – 103 с.
45. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
46. Филичева, Т.Б. Методическое пособие руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 1989. – 164 с.
47. Флерова, Ж. М. Логопедия / Ж. М. Флерова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 320 с.
48. Хватцев, М.Е. Хрестоматия по логопедии / М.Е. Хватцев – М.: ВЛАДОС, 2009. – 456 с
49. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
50. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
51. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Н.Х. Швачкин // Сост. К.Ф. Седова. – М., 2004. – 330 с.
52. Шестакова, Н.А. Для чего ребенку фонематический слух? / Н.А. Шестакова //Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №9 – С. 34 – 38.
Вопрос-ответ:
Что такое дизартрия и как она проявляется у детей старшего дошкольного возраста?
Дизартрия - это нарушение артикуляционной стороны речи, которое вызвано заболеваниями или повреждениями мозга. У детей старшего дошкольного возраста дизартрия проявляется в трудностях при произношении звуков и слов, неразборчивой и нечеткой речи. Ребенок может иметь проблемы с контролем дыхания, голоса и артикуляции, что влияет на понимание и восприятие его речи окружающими.
Как развивается звуковая сторона речи у детей?
Звуковая сторона речи развивается постепенно у детей с рождения. Сначала они произносят простейшие звуки, которые затем превращаются в слоги и слова. В дальнейшем развитии ребенок учится произносить все звуки алфавита и совершенствует свою артикуляцию. Важно отметить, что процесс развития звуковой стороны речи у каждого ребенка индивидуален и может иметь отклонения в случае наличия дизартрии.
Какие особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией?
У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией отмечаются множественные нарушения в произношении звуков и слов. Они могут заменять одни звуки другими, пропускать или искажать звуки, что делает их речь неразборчивой и труднопонятной для окружающих. Эти особенности требуют особого подхода и логопедической работы для преодоления нарушений звуковой стороны речи.
Какие методики существуют для выявления уровня сформированности и преодоления нарушений звуковой стороны речи у детей с дизартрией?
Существует несколько методик для выявления уровня сформированности и преодоления нарушений звуковой стороны речи у детей с дизартрией. К ним относятся тестирование произношения звуков, анализ артикуляционных ошибок, выявление нарушений в дыхании и голосе. Логопеды используют комплексный подход, включающий специализированные упражнения, игры и коммуникативную методику для преодоления этих нарушений.
Как развивается звуковая сторона речи у детей?
Звуковая сторона речи у детей развивается в онтогенезе, то есть в процессе их развития. Вначале дети могут произносить только простейшие звуки, затем они постепенно овладевают более сложными звуками. Развитие звуковой стороны речи зависит от множества факторов, включая физиологические особенности речевого аппарата, слуховую анализаторную систему и моторику речи.
Какие особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией?
У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией могут наблюдаться различные особенности звуковой стороны речи. Они могут иметь трудности с артикуляцией звуков, заменять одни звуки другими, пропускать или искажать звуки. Могут также возникать смешанные нарушения, когда дети сочетают в себе несколько типов дизартрии.
Какие методики существуют для выявления и преодоления нарушений звуковой стороны речи у детей?
Существует множество методик для выявления и преодоления нарушений звуковой стороны речи у детей. Одна из самых распространенных методик - это аудио- и артикуляционный метод. Он включает в себя анализ слухового восприятия звуков и контроль над артикуляцией. Другие методики включают в себя работу с речевым аппаратом, игровые упражнения, а также использование компьютерных программ для тренировки звуковой стороны речи.
Какие основные подходы к изучению преодоления нарушений звуковой стороны речи у детей с дизартрией?
Один из основных подходов к изучению преодоления нарушений звуковой стороны речи у детей с дизартрией - это комплексный подход. Он включает в себя работу с различными аспектами речи, такими как фонетика, артикуляция, слух, просодия и т.д. Другой подход - это индивидуальный подход, когда логопед разрабатывает индивидуальные программы для каждого ребенка в зависимости от его особенностей и уровня развития.
Как развивается звуковая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста?
Развитие звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста происходит постепенно. В этом возрасте дети должны научиться правильно произносить все звуки и звукосочетания, а также корректно употреблять их в словах и предложениях. Успешное развитие звуковой стороны речи обеспечивает ясное и понятное высказывание ребенка.
Какие особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией?
У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией могут наблюдаться различные особенности звуковой стороны речи. Некоторые дети могут иметь проблемы с артикуляцией звуков, например, они могут заменять одни звуки другими или искажать их. Другие дети могут испытывать трудности с формированием звукосочетаний или произнесением определенных звуковых групп. Особенности звуковой стороны речи у каждого ребенка могут быть индивидуальными и требуют специального вмешательства логопеда.
Какие методики существуют для выявления уровня сформированности и преодоления нарушений звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией?
Существует ряд методик, которые позволяют выявить уровень сформированности и преодоления нарушений звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Некоторые из них включают аудио- и видеозаписи речи ребенка, чтобы изучить его артикуляцию и произношение звуков. Другие методики включают игровые и упражнения, чтобы развить у детей навыки правильной артикуляции и произношения звуков и звукосочетаний.
Какие подходы существуют для изучения преодоления нарушений звуковой стороны речи у детей с дизартрией?
Существуют различные теоретические подходы к изучению преодоления нарушений звуковой стороны речи у детей с дизартрией. Это включает в себя развитие звуковой стороны речи у детей в онтогенезе, особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, а также анализ существующих методик по выявлению уровня сформированности и преодолению нарушений звуковой стороны речи у детей.