РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 15 15 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 12.01.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Лекция 1. Русский язык и культура речи в системе подготовки выпускника с присвоением квалификации «бакалавр».
1.1 Понятие о языке как средстве человеческого общения
Язык – важнейшее средство коммуникации в обществе, он тесно связан с мышлением и сознанием.
Общение – специфическая форма взаимодействия людей. Потребность в общении имеет биологическую природу.
Основные функции общения:
1) коммуникативная: обмен необходимой информацией;
2) интерактивная: определение вида деятельности, распределение обязанностей и контроль за их выполнением, убеждения, поведение партнера, влияние на настроение;
3) персептивная: установление взаимопонимания в процессе деятельности.
Компоненты общения:
1) его участники (коммуниканты): их количество не ограничено;
2) предмет общения: то, что нуждается в рассмотрении, решении, обсуждении;
3) его средства (словесные и несловесные).
Цели коммуникаций:
1) обеспечение эффективного обмена информацией;
2) совершенствование межличностных отношений;
3) создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;
4) регулирование и рационализация информационных потоков.


1.2. Происхождение русского языка
Язык – главный объединяющий признак нации.
Единый национальный язык обеспечивает обществу удобство общения в различных сферах деятельности. Он имеет единые нормы для всех говорящих на нем, создает удобство для официально-деловой переписки, обеспечивает четкость взаимодействия органов власти. Единый национальный язык необходим для развития производства, экономической целостности страны и быстрого распространения технических достижений,
Славянские ветви вырастают из индоевропейской языковой семьи, в которая также входят индийская (или индоарийская), иранская, италийская, греческая, романская, германская, кельтская, балтийская группы языков, албанский, армянский и другие языки. Распад индоевропейского языкового единства – конец III – начало II тысячелетия до н. э. В это время проходили процессы, которые привели к возникновению праславянского языка, его выделению из индоевропейского.
Праславянский язык – язык-предок всех славянских языков, не имевший письменности и не зафиксированный на письме. Он восстанавливается в результате сравнения славянских языков, а также в результате их последующего сравнения с другими родственными индоевропейскими языками.
На протяжении развития праславянского языка были созданы условия для возникновения древнерусского литературного языка. Распад древнерусского языка в XIV веке привел к возникновению русского, украинского, белорусского языков. В основу современного русского языка легли северные и северо-восточные диалекты Древней Руси.
1.3. Основные функции языка
Основные функции языка:
1) коммуникативная: язык служит средством общения, включает единицы, необходимые для построения сообщений, правила их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения;
2) мыслеформирующая: язык служит средством оформления и выражения мысли, связан с мышлением; слово выделяет и оформляет понятие;
3) экспрессивная: служит средством выражения внутреннего состояния говорящего. Он выражает отношение говорящего к содержанию сообщения, собеседнику, ситуации общения. Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках этикета;
4) эстетическая: заключается в установке на то, чтобы сообщение удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Данная функция характерна для поэтической речи. Публицистическая, научная и обыденная разговорная речь также могут быть эстетически совершенными. Эта функция предполагает богатство и выразительность речи, соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.
1.4 Формы существования языка.
Формы национального языка: 1) территориальные диалекты; 2) просторечие (речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев городского населения); 3) жаргоны (речь отдельных профессиональных, социальных групп); 4) литературный язык.
Территориальные диалекты – наиболее архаичные и естественные формы языкового существования. Существуют только в устной форме и служат для обиходно-бытового общения. Отличительная черта – наличие характерного для каждого диалекта набора фонетических, лексических и грамматических различий.
Изучение диалектов представляет интерес:
– с точки зрения истории языка: в диалектах имеются архаические черты, которые отсутствуют в современном литературном языке;
– с точки зрения формирования литературного языка: на их основе можно определить диалект, на основе которого складывался литературный язык, выявить заимствованные черты других диалектов, обнаружить взаимовлияние литературного языка и диалектов.
Просторечие – форма национального русского языка. Отличительная черта – отсутствие собственных признаков системной организации и наличие набора языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Такое нарушение носители просторечия не осознают, не понимают различия между литературными и нелитературными формами.
Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, которые объединены общностью занятий, интересов, социального положения и т.д. Отличительная черта – наличие специфической лексики и фразеологии и отсутствие свойственных только ему фонетических и грамматических особенностей. Существуют жаргоны актеров, студентов, охотников, спортсменов и др.
Формы литературного языка:
– устная форма: она изначальна, предполагает наличие собеседника, слушателя, поэтому она часто зависит от того, как ее воспринимают;
– письменная форма: обычно обращена к отсутствующему человеку. На нее не влияет реакция тех, кто ее воспринимает.
1.5. Литературный язык – высшая форма национального языка.
Литературный язык – высшая форма национального языка и основа культуры речи. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности: законодательство, культуру, межнациональное и бытовое общение, словесное искусство и др.
Особенности литературного языка: 1) устойчивость (стабильность); 2) обязательность для всех носителей языка; 3) обработанность; 4) наличие устной и письменной формы; 5) наличие функциональных стилей; 6) нормированность.
1.6. Диалог и монолог как основные формы речи
Монолог и диалог – две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Основная единица диалога – диалогическое единство (тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего).
Основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.
Структура диалога: зачин – основная часть – концовка.
Фрагмент для ознакомления

Уровни социальной коммуникации:– общение людей как представителей групп (возрастных, национальных, статусных, профессиональных и т.д.). Определяющий фактор речевого поведения– групповая принадлежность или ролевая позиция участников коммуникации;– передача информации множеству лиц: прямая (публичная речь) или опосредованная (средства массовой информации).Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении:– носит обслуживающий характер;– направлено на организацию совместной деятельности людей;– характеризуется соблюдением норм речевого поведения.В социальном взаимодействии особое значение имеют речевые тактики и стратегии собеседников.Стратегия речевого общения– процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов.Включает планирование речевого взаимодействия (в зависимости от условий общения и личностей собеседников) и реализацию плана беседы.Цели стратегии:– завоевание авторитета;– воздействие на мировоззрение собеседников;– призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действияТактика речевого взаимодействия – совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора.Включает приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него и т.д. Тактика может меняться в зависимости от условий общения.Лекция 3.Язык и речь. Разновидности речи.3.1. Точность и логичность – необходимые качества речиТочность речи – коммуникативное качество, формируемое на основе связи речи с действительностью и мышлением и осознаваемое через соотнесение семантики речи с выражаемой и формируемой речью.Виды точности: – предметная: опирается на связь речи с действительностью и состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются.– понятийная: задается связью речи и мышления и существует как соответствие семантики компонентов речи содержанию и объема выражаемых ими понятий.Точность понятийная и предметная связаны так же, как связаны предмет и понятие о нем.Условияточности: знание предмета речи, знание языковой системы и прочные речевые навыки. В конкретном коммуникативном акте говорящий соотносит знание предмета со знанием языковой системы и ее возможностей.Трудности чаще всего возникают при употреблении заимствований, терминов, многозначных слов, омонимов, синонимов; объемов понятий; сфер употребления; экспрессивных окрасок.В зависимости от разных функциональных стилей различаются требования, предъявляемые к точности речи:– к деловой, научной и публицистической речи предъявляются повышенные требования;– в художественной речи точность возникает как следствие стремления автора к адекватности слова предмету, соответствие слова идейно-эстетической оценке предметов, реализация в слове конкретной стилевой установки художника. Художественная речь не всегда отвечает требованиям точности: неточности могут служить средством создания художественной образности. В литературном произведении точность речи – это верность образу;– для разговорной речи характерен особый род выразительной и образной точности – меткость, которая проявляется при точной характеристике отдельных признаков предмета, явления, процесса.Логичность речи – это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления.Виды логичности:– предметная: состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности;–понятийная:является отражением структуры логичной мысли.Два вида логичности взаимосвязаны и в конкретной речи выступают в единстве.Условия логичности:овладение логикой рассуждения, знание языковых средств, которые организуют правильную и логичную речь.Условия логичности на уровне высказывания:1) сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым(в результате объединения несоотносимых понятий могут возникать логические ошибки – алогизмы); 2) правильный порядок слов.3.2. Речевая избыточность и речевая недостаточностьРечевая недостаточность –пропуск в предложении необходимого слова. Пропуск нужного слова может вызывать логические ошибки, которые приводят к алогизму.Речевая избыточность, или многословие, – повторная передача одной и той же мысли. Виды речевой избыточности:1)плеоназм (употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов);2) тавтология(повторение однокоренных слов или одинаковых морфем);3) использование лишних слов;4)расщепление сказуемого(замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием);5)слова-паразиты (разнообразные частицы, не оправданные содержанием и структурой высказывания, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы).3.3. Чистота речи. Актуальность вопросаЧистая речь – речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов, нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.Средства, разрушающие чистоту речи: 1) диалектизмы; 2) варваризмы;3) жаргонизмы; 4) вульгаризмы;5) слова-паразиты.Богатство речи–коммуникативное качество речи.Обеспечивается активным запасом языковых средств каждого человека.Уместность –организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей. Виды уместности: 1) стилевая;2) контекстуальная;3) ситуативная;4) личностно-психологическая.3.4. Правильность – важнейший признак культуры речиПравильность –основное, главное коммуникативное качество хорошей речи.Отсутствие правильности может затруднять понимание и вызывать у адресата незапланированное впечатлениеПравильность речи обусловлено соблюдением общепринятых правил, определенных принципов использования в речи всего набора языковых средств.В основе правильности речи лежит критерий соблюдения норм.В широком смысле норма– традиционно и стихийно сложившиеся способы говорения.В узком смысле норма – это результат целенаправленной кодификации языка. Норма – явление национальное и социально-историческое, характеризующее литературный язык. Норма имеет двустороннюю природу:– в ней заключены объективные свойства развивающегося языка (норма –реализованная возможность языка), – в ней заключены общественные вкусовые оценки (норма – закрепленный в лучших образцах литературы устойчивый способ выражения, предпочитаемый образованной частью общества).Общеобязательность и единство нормы заключаются в том, что представители разных социальных групп должны придерживаться традиционных способов языкового выражения, а также правил и предписаний, которые содержатся в грамматиках и словарях и являются результатом кодификации.3.5. Яркость, выразительность речи. Средства выразительностиВыразительность речи – это яркость, образность, убедительность отражения мысли, такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.Типы речевой выразительности:1) информационная; (предметно-логическая, логико-понятийная):заключается в подборе фактов, умелом использовании понятий, точностисловоупотребления, логичности, доказательности, ясности и доходчивости изложения и т. д.;2) чувственно-воздействующая:создается интонационными, звуковыми, графическими, лексическими средствами, тропами, фразеологическими, графическими средствами, фигурами речи.Логико-понятийные средства выразительности, создающими информационную (предметно-логическую выразительность, или «интеллектуальную экспрессивность»):1) подбора фактов,2) точность словоупотребления,3) умелое использование понятий,4) логичность,5) доказательность,6) ясность, 7) доходчивость изложения.Чувственно-воздействующие средства (средства выражения личностного начала):1) интонационные средства,2) фонетические средства,3) графические средства,4) лексические средства,5) фразеологические средства,6) словообразовательные средства,7) морфологические средства, 8) стилистические фигуры .3.6. Особенности работы над речевым дыханием и голосом в условиях самостоятельной тренировки (речевое дыхание и голос, речевой аппарат, дикция, интонация, пауза)Дыхание – основа звучания голоса. Постановка голоса начинается с развития правильного вдоха и правильного выдоха.Правильный вдох – бесшумный, короткий и быстрый. Правильный выдох – длительный, экономный и плавный.Цель упражнений – укрепить диафрагму и развить правильный вдох для длительного голосоведения на выдохе.Повторение звуковых и дыхательных упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводит к образованию условных рефлексов..Речевой аппарат–совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Звенья речевого аппарата: дыхательные органы; органы речи пассивные (зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань);органы речи активные (язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки). Дикция–степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.Исправлением таких недостатков дикции, как шепелявость, картавость, гнусавость занимается логопедия.Последовательность отработкикаждого гласного и согласного звука:– определить особенности артикуляции звука;– проверить перед зеркалом положение органов речи при произнесении данного звука;– отработать верное произношение звука: сначала мысленно, затем шепотом, потом громко;– отработать произнесение отдельных слов с этим звуком, а затем – текстов;– при возможности надо обратиться к записи своего голоса, чтобы со стороны проанализировать возможные недочеты.

.

Вопрос-ответ:

Зачем нужен язык в общении людей?

Язык является основным средством коммуникации в обществе. Он позволяет передавать информацию, выражать свои мысли и чувства, общаться и понимать других людей.

Какими функциями обладает общение?

Основные функции общения включают коммуникативную функцию - обмен необходимой информацией, и интерактивную функцию - определение вида и характера взаимодействия между людьми.

Какое влияние оказывает язык на мышление и сознание человека?

Язык тесно связан с мышлением и сознанием. Он формирует нашу способность к абстрактному мышлению, позволяет структурировать и выражать наши мысли и восприятие мира.

Почему потребность в общении имеет биологическую природу?

Потребность в общении является врожденной у человека, так как мы являемся социальными существами. Общение позволяет нам удовлетворить потребности в коммуникации, обмене информацией, социальной принадлежности и взаимодействии с другими людьми.

Каким образом язык влияет на формирование культуры речи?

Язык играет важную роль в формировании культуры речи. Он определяет правила и нормы общения, правила выражения мыслей и чувств, и способы передачи информации. Уровень владения языком и умение использовать его соответствуют культуре и статусу в обществе.

Что такое русский язык?

Русский язык - это один из славянских языков, который используется в России и ряде других стран. Он является государственным языком Российской Федерации и является одним из шести официальных языков ООН. Русский язык также включает в себя культуру речи - набор правил и норм, определяющих правильное использование языка в общении.

Какое значение имеет язык в обществе?

Язык является важнейшим средством коммуникации в обществе. Он позволяет людям обмениваться информацией, передавать мысли и чувства друг другу. Язык также тесно связан с мышлением и сознанием, он помогает людям структурировать свои мысли и выражать свои идеи. Без языка общение и взаимодействие между людьми было бы невозможным.

Что такое культура речи?

Культура речи - это набор правил и норм, определяющих правильное использование языка в общении. Она включает в себя знание грамматики, лексики, фонетики и синтаксиса языка. Культура речи также включает в себя умение выбирать правильные выражения и формулировки в соответствии с ситуацией общения. Культура речи помогает обеспечить ясность, эффективность и взаимопонимание в коммуникации.

Какие основные функции общения?

Основные функции общения включают коммуникативную функцию и интерактивную функцию. Коммуникативная функция связана с обменом необходимой информацией между людьми. Она позволяет передавать знания, сообщать факты и выражать идеи. Интерактивная функция общения связана с определением вида взаимодействия между людьми, установлением контакта и поддержкой социальных отношений. Обе функции являются важными для успешного общения и взаимопонимания.

Почему у людей есть потребность в общении?

Потребность в общении имеет биологическую природу. Люди являются социальными существами и нуждаются в контакте с другими людьми для удовлетворения своих потребностей. Общение позволяет людям устанавливать и поддерживать социальные связи, выражать свои мысли и чувства, обмениваться информацией и получать поддержку. Без общения человек ощущает ощущение изоляции и неспособен полноценно функционировать в обществе.