Обжалование действий налоговых органонов и их подотчетных лиц

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансовое право
  • 33 33 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 02.03.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовое регулирование порядка обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц 5
1.1. Порядок реализации права на обжалование действий налоговых органов и их должностных лиц 5
1.2. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу 10
1.3. Права вышестоящего налогового органа или должностного лица при рассмотрении жалобы и по итогам её рассмотрения 15
1.4. Порядок рассмотрения жалоб, поданных в суд 16
2. Практические аспекты обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц 19
2.1. Порядок обжалования действий налоговых органов по возврату излишне уплаченных денежных средств 19
2.2. Признание требования об уплате налога незаконным 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 33


Фрагмент для ознакомления

Требование об уплате налога представляет собой документ властного характера, неисполнение которого влечет принудительные меры со стороны государства. Ему присущи следующие свойства:имеет обязательные реквизиты;содержит информацию о налоговой недоимке, пени и штрафе;направляется налогоплательщику при наличии налоговой недоимки в установленный срок;обозначает меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога;обеспечивает начало процедуры принудительного взыскания налога, штрафа или пени.Налогоплательщик обязан исполнить требование об уплате налога в течение 8 дней с даты его получения, если более продолжительный период времени не указан в соответствующем требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). Требование направляется налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 70 НК РФ).В требовании указываются сведения о сумме задолженности, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются, если налогоплательщик не исполнит требование (п. 4 ст. 69 НК РФ).Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В соответствии с п. 8 ст. 69 и п. 3 ст. 70 НК РФ правила данных статей применяются также в отношении требования об уплате пеней, штрафов и сроков их направления.Налоговый орган обязан подтвердить надлежащими доказательствами каждую сумму недоимки и пеней, предъявляемую налогоплательщику к уплате (ст. ст. 45, 69, 75 НК РФ, ст. ст. 65, 200 АПК РФ).Пленум ВАС РФ указал, что в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление (п. 52 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).Налоговое требование — это ненормативный акт налогового органа, который принимается в целях возбуждения процедуры принудительного взыскания налога. Выставление требования об уплате налога означает начало налогового процесса по взысканию налоговой недоимки, пени или штрафа.ВАС РФ разъяснил, что взыскание налога — длящийся процесс, который состоит из двух этапов. На первом этапе налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговый орган применяет принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. ст. 46 и 47 НК РФ.Процедура внесудебного принудительного взыскания представляет собой систему мер государственного принуждения, состоящую из ряда последовательных этапов и действий. Процесс принудительного внесудебного взыскания начинается с выставления налоговым органом требования.Налоговый орган обязан направить налоговое требование, в противном случае взыскание налоговой недоимки станет невозможным. Налоговое требование может быть признано недействительным в самостоятельном процессе.Несколько раньше ВАС РФ разъяснил, что требование об уплате налога признается недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, или если существенно нарушены требования к его содержанию.Существенными нарушениями требований к содержанию налогового требования признаются такие формальные нарушения, которые не позволяют суду достоверно установить наличие или отсутствие фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога.Требование об уплате налога нельзя признать недействительным в связи с отсутствием сведений, указанных в п. 4 ст. 69 НК РФ, если такие сведения содержатся в решении, налоговой декларации либо налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка в данном требовании. Требование об уплате недоимок и пеней признается недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате.Требование об уплате налога как ненормативный акт налогового органа можно обжаловать в самостоятельном порядке. Налогоплательщик вправе оспаривать законность выставленного налогового требования. С 01.01.2014 при обжаловании требования об уплате налога применяется обязательный досудебный порядок. Налоговое требование нужно обжаловать в вышестоящий налоговый орган. После этого можно обращаться в суд с заявлением о признании требования недействительным. При нарушении данной процедуры суд оставит заявление о признании недействительным требования об уплате налога без рассмотрения.ЗаключениеТакимобразом,принаписанииработымыпришликследующимвыводам:ПорядокобжалованиядействийдолжностныхлицналоговыхоргановважнособлюстиприоспариванииНалоговыйорганомдействийилибездействияработниковданнойструктуры.Какэтоправильносделатьикудаподатьжалобу,выузнаетеизнашейстатьи.Защититьсвоиправаможнокакпутемнаправленияжалобывадресвышестоящегоналоговогоорганалибовышестоящеголица,такивсудебномпорядке.Порядокобжалованияприэтомрегулируетсяст.138НалоговогокодексаРФ.Впервомслучаесрокнаправленияжалобы-12месяцевсмоментаполучениязаявителеминформацииотом,чтоегоправабылинарушены(п.2ст.139НКРФ).Припревышенииположенногосрокаонподлежитвосстановлениюпринимающейстороной,еслиоснованиеегонесоблюдениябудетпризнаноуважительным.Приотказекпринятиюилинеудовлетворениирезультатомобжалованиязаявительвправеобратитьсявсуд.Оспоритьдействияилибездействиесотрудниканалоговойвсудебномпорядкеможнолишьпосленаправлениясоответствующегоходатайстваввышестоящийорганиполучениянеудовлетворительногорезультата(п.2ст.138НКРФ).Заявлениесоставляетсявписьменнойформесуказаниемнарушенийиобоснованиемпретензий.Времярассмотрения-1месяц.Согласноп.3ст.140НКРФ,порезультатампроверкивозможно:оставлениезаявлениябезудовлетворения;полнаялибочастичнаяотменасоставленногоактасназначениемповторнойревизии;отменавынесенногопостановленияспрекращениемпроизводстваподанномуделу;изменениерешениясвынесениемдругогопостановления;признаниедействийилибездействиядолжностныхлицнезаконнымисвынесениемсоответствующегопостановления.Заявительдолженбытьуведомленорешениивписьменнойформевтечение3днейпослееговынесения.Несмотрянато,чтозаявлениеобобжалованиидействийсотрудниковналоговойсоставляетсявсвободнойформе,естьопределенныетребования,отсоблюдениякоторыхзависитегопринятие.Так,документнебудетрассматриваться:принесоблюдениисроковегопредоставления;отсутствииобоснованийпретензий;повторнойподачезаявлениядорассмотренияпредыдущего;наличииинформацииовступлениивсилусудебногорешенияповопросам,отраженнымвзаявлении.СписокиспользованнойлитературыНалоговыйкодексРоссийскойФедерации(частьпервая)от31.07.1998N146-ФЗ(ред.от25.12.2015).АрбитражныйпроцессуальныйкодексРоссийскойФедерации»от24.07.2002N95-ФЗ(ред.от30.12.2015).НалоговыйкодексРоссийскойФедерации(частьвторая)от05.08.2000N117-ФЗ(ред.от29.12.2015)ПриказФНСРоссииот29.06.2012«Обутвержденииинформаци-онногоресурса«Состояниерассмотренияжалоб».ПриказФНСРоссииот25.12.2014NММВ-7-1/674@«Обутвер-жденииформстатистическойналоговойотчетностиФедеральнойналого-войслужбына2015год».ПриказФНСРоссииот05.12.2008NММ-3-1/643@(ред.от17.09.2012)«ОпорядкеосуществлениятерриториальнымиорганамиФедеральнойналоговойслужбыбюджетныхполномочийглавныхадминистраторовдоходовиадминистраторовдоходовбюджетовбюджетнойсистемыРоссийскойФедерации»//документопубликованнебыл(утратилсилу)ПостановлениеФАСМосковскогоокругаот21.05.2012поделу№А40-79118/11-140-340ПостановлениеФАСВолго-Вятскогоокругаот17.05.2012поделу№А11-3611/2011ПостановлениеФАСЗападно-Сибирскогоокругаот04.05.2012поделу№А45-16257/2011ПостановлениеПленумаВерховногоСудаРФN13,ПленумаВАСРФN14от08.10.1998(ред.от24.03.2016)«ОпрактикепримененияположенийГражданскогокодексаРоссийскойФедерацииопроцентахзапользованиечужимиденежнымисредствами»//БюллетеньВерховногоСудаРФ»,N12,1998.ПостановлениеПленумаВерховногоСудаРФN13,ПленумаВАСРФN14от08.10.1998(ред.от24.03.2016)«ОпрактикепримененияположенийГражданскогокодексаРоссийскойФедерацииопроцентахзапользованиечужимиденежнымисредствами»//ВестникВАСРФ»,N11,1998ПостановлениеФАСМосковскогоокругаот15.05.2012поделу№А40-69197/11-90-299ПостановлениеФАСУральскогоокругаот29.05.2012№Ф09-3340/12ПостановлениеФАСВосточно-Сибирскогоокругаот03.05.2012поделу№А19-15097/2011ПостановлениеФАСМосковскогоокругаот14.05.2012поделу№А40-81762/11-75-347Приложение 1В УФНС России по г. МосквеАдрес: 125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 12аот «Альфы»ИНН 7708123456КПП 770801001ОГРН 1234567890123Адрес (юридический и фактический):125008, г. Москва, ул. Михалковская, д. 20ЖАЛОБАна решение ИФНС № 20 по г. Москве от 15 февраля 2016 г. № 34г. Москва  22.02.201627 января 2016 года в ИФНС России № 20 по г. Москве (далее – ИФНС) «Альфа» подала заявление о возврате излишне перечисленного транспортного налога за 2012 год в размере 15 000 руб. Согласно налоговой декларации за 2012 год, представленной в ИФНС России 31января 2013 г., сумма транспортного налога составила 390 000 руб., по уточненной декларации – 375 000 руб. Переплата в размере 15 000 руб. образовалась из-за применения неверной ставки.При этом транспортный налог за 2012 год уплачивался авансовыми платежами. Авансы были перечислены тремя платежными поручениями: 26 апреля 2012 г. – 130 000 руб., 19 июля 2012 г. – 130 000 руб., 25 октября 2012 г. – 130 000 руб. По результатам рассмотрения заявления ИФНС России приняла решение от  15 февраля 2016 г. № 34 об отказе в возврате суммы переплаты по транспортному налогу. Инспекция ссылается на пропуск организацией срока подачи заявления на возврат (зачет) сумм переплаты. Срок, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления, инспекция определила как дату платежа, перечисление которого повлекло за собой переплату, а именно 25 октября 2012 г. (копия решения прилагается).Считаем, что выводы налоговой инспекции не соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах. По нашему мнению, отказ в возврате суммы переплаты по транспортному налогу в размере 15 000 руб. неправомерен и нарушает законные права и интересы налогоплательщика. В обоснование своей позиции приводим следующие аргументы.Срок для подачи заявлений о возврате или зачете излишне уплаченного налога – три года со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Если порядок уплаты налога предусматривает перечисление авансовых платежей, трехлетний срок для подачи заявления определяется:– с даты представления налоговой декларации за налоговый период – если декларация сдана вустановленный срок или досрочно;– с даты, установленной для подачи налоговой декларации, – если декларация сдана с опозданием. Правомерность такого вывода подтверждается письмом ФНС России от 21 февраля 2012 г. № СА-4-7/2807 и арбитражной практикой (например, постановления Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 17750/10, ФАС Московского округа от 16 февраля 2012 г. № А40-49892/11-116-139, Дальневосточного округа от 13 февраля 2012 г. № Ф03-45/2012).В связи с изложенным считаем, что срок для подачи заявления на возврат излишне перечисленной суммы налога организацией не нарушен, и просим отменить решение налоговой инспекции от 15 февраля 2016 года.  Директор   А.В. Львов(должность руководителя организации)    М.П.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 25.12.2015).
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015)
4. Приказ ФНС России от 29.06.2012 «Об утверждении информаци- онного ресурса «Состояние рассмотрения жалоб».
5. Приказ ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-1/674@ «Об утвер- ждении форм статистической налоговой отчетности Федеральной налого- вой службы на 2015 год».
6. Приказ ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ (ред. от 17.09.2012) «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» // документ опубликован не был (утратил силу)
7. Постановление ФАС Московского округа от 21.05.2012 по делу № А40-79118/11-140-340
8. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2012 по делу № А11-3611/2011
9. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2012 по делу № А45-16257/2011
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 (ред. от 24.03.2016) «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» // Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1998.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 (ред. от 24.03.2016) «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» // Вестник ВАС РФ», N 11, 1998
12. Постановление ФАС Московского округа от 15.05.2012 по делу № А40-69197/11-90-299
13. Постановление ФАС Уральского округа от 29.05.2012 № Ф09-3340/12
14. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.05.2012 по делу № А19-15097/2011
15. Постановление ФАС Московского округа от 14.05.2012 по делу № А40-81762/11-75-347


Вопрос-ответ:

Какой порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц?

Порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц регулируется законодательством. Обычно он включает этапы подачи жалобы, ее рассмотрения и возможность обжалования в суде.

Какие права предоставляются налогоплательщикам при обжаловании действий налоговых органонов и их подотчетных лиц?

Налогоплательщики имеют право на обжалование в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Они также могут ожидать рассмотрения своей жалобы объективно и справедливо.

Какой порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу?

Жалоба на действия налоговых органов или их должностных лиц может быть подана в течение определенного срока после совершения нарушения. Подача жалобы обычно требует написания соответствующего заявления и предоставления необходимых документов.

Какие права имеет вышестоящий налоговый орган или должностное лицо при рассмотрении жалобы и по итогам ее рассмотрения?

Вышестоящий налоговый орган или должностное лицо имеют право рассматривать жалобу и принимать соответствующие решения. Они могут проводить проверку, запрашивать дополнительные документы и давать разъяснения по делу. По итогам рассмотрения, они могут вынести решение об отмене или изменении спорного налогового акта.

Какой порядок рассмотрения жалобы на действия налогового органа в суде?

Порядок рассмотрения жалобы на действия налогового органа в суде определяется процессуальным законодательством. В общем случае, налогоплательщик может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене налогового акта. Решение суда может быть обжаловано в вышестоящий судебный орган.

Какое законодательство регулирует порядок обжалования действий налоговых органов?

Порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц регулируется Законом РФ "О налоговых органах" и другими нормативными актами.

Какие органы могут выступать в качестве вышестоящих налоговых органов при рассмотрении жалобы?

Вышестоящим налоговым органом может быть федеральный налоговый орган или его территориальный орган. В зависимости от подведомственности налогоплательщика, он должен обратиться в соответствующий налоговый орган.

В какие сроки должна быть подана жалоба на действия налоговых органов?

Жалоба на действия налоговых органов должна быть подана в течение 30 дней со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении его прав или законных интересов налоговыми органами.

Какие права имеет вышестоящий налоговый орган при рассмотрении жалобы?

Вышестоящий налоговый орган имеет право знакомиться с материалами налогового дела, проводить дополнительные проверки, принимать обжалование на рассмотрение или отказывать в его принятии, а также принимать решение по существу жалобы.

Какой порядок рассмотрения жалобы на действия налогового органа?

Вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть жалобу в течение 30 дней со дня ее поступления. По результатам рассмотрения будет принято решение, которое будет направлено налогоплательщику.