Учение В.И.Ленина о государстве и праве
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 17.01.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Учение В.И. Ленина о государстве
Глава 2. Учение В.И. Ленина о праве
Заключение
Список использованной литературы и источников
В январе 1918 г. он писал: «Тысячи форм и способов практического учета и контроля богатых, жуликов и тунеядцев должны быть выработаны и испытаны на практике самими коммунами, мелкими ячейками в деревне и в городе. Разнообразие здесь есть ручательство жизненности, порука успеха в достижении общей единой цели: очистки земли российской от всяких вредных насекомых, от блох-жуликов, от клопов-богатых и прочее и прочее. В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы (так же хулигански, как отлынивают от работы многие наборщики в Питере, особенно в партийных типографиях). В другом – поставят их чистить сортиры. В третьем – снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами, чтобы весь народ, до их исправления, надзирал за ними, как за вредными людьми. В четвертом – расстреляют на месте одного из десяти, виновны» в тунеядстве. В пятом – придумают комбинации разных средств и путем, например, условного освобождения добьются быстрого исправления исправимых элементов из богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов. Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт, тем вернее и быстрее будет успех социализма, тем легче практика выработает – ибо только практика может выработать – наилучшие приемы и средства борьбы» [14, С. 375].
Когда Советское государство применяет наказание, то в нем принуждение тесно связано с воспитанием, а воспитание – с принуждением. В. И. Ленин говорил: «Диктатура пролетариата была успешна, потому что умела соединять принуждение и убеждение» [12, С. 389].
Неправильно в мерах принуждения, применяемых к преступникам из среды трудящихся, видеть только воспитание. Самые острые формы принуждения вплоть до расстрела необходимо иногда применять к особо опасным преступникам и из среды трудящихся. Достаточно сослаться хотя бы на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1954 г. «Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство» [1, ст. 221]. В.И. Ленин неоднократно указывал на необходимость подавления спекулянтов, хулиганов, бандитов, рвачей, авантюристов, взяточников, воров, жуликов и тому подобных мерзавцев.
Чтобы наказание было эффективно, оно должно быть реальным и применяться к тем лицам, которые в действительности совершили преступление. Однако какое бы суровое наказание ни было установлено законом, его эффективность будет весьма незначительна, если фактически оно будет распространяться лишь на небольшой процент лиц, совершивших преступления. В.И. Ленин указывал, что «предупредительное значение наказания обусловливается ... его неотвратимостью». Важно, «чтобы ни один случай преступления не проходил нераскрытым» [17, С. 373]. Напротив, «жестокость уничтожает всякую положительную сторону наказания, ибо она уничтожает наказание как следствие права» [18, С. 211].
Эффективность репрессии определяется не ее жестокостью и суровостью, а ее неизбежностью и воспитательным характером воздействия. Реальность же применения репрессий необходима как для воздействия на окружающих, так и для воздействия на самого преступника. В.И. Ленин писал: «Не сажать таких мерзавцев под арест, значит поощрять. . ,» [12, С. 4-35].
В целом же марксизм, и особенно ленинизм и сталинизм, отрицают общечеловеческую природу права, подменяют общечеловеческие ценности моралью, основанной на классовой, партийной целесообразности. Это учение исходит из заведомой непротиворечивости, гармоничности отношений общества и личности в коммунистической формации, из отмирания государства и права, а значит и ненужности института прав человека. Несмотря на слабую совместимость с самой идеей прав человека марксизм и претендующие на его реализацию социалистические страны внесли немалый вклад в обоснование и утверждение социальных прав личности.
Заключение
Подводя итог, следует отметить роль ленинской теории государства в истории общественно-политической мысли. В.И. Ленин раскрыл сущность капиталистического государства, дал четкую типологию государств, творчески развил теорию Маркса-Энгельса, связанную с диктатурой пролетариата, претворил в жизнь многие идеи революции. Отличительной особенностью В.И. Ленина являлось то, что он реализовывал свою теорию на практике и тем самым его теория отличается своей живостью, диалектичностью, гибкостью, революционностью. Ленинизм закончился смертью И.В. Сталина, который развивал марксистско-ленинскую теорию, адаптируя ее к особенностям России. После смерти И.В. Сталина ленинизм частью канонизировался и перестал развиваться, а частью подвергся правооппортунистической ревизии, а ведь вся сила ленинизма и заключается в его диалектичности и революционности. Сам В.И. Ленин говорил, что марксизм не догма, а руководство к действию. Таким образом, утеряв диалектичность и революционность – главные черты ленинизма, советское руководство 70-80 годов довело страну до кризиса, который послужил одной из причин последующего развала Советского Союза. Любой общественно-политический строй нуждается в постоянном обновлении. Если его не обновлять, то даже самая хорошая система рухнет.
Раскрыв в работе «Государство и революция» причины образования, сущность и социальное назначение государства в классово-антагонистическом обществе, В.И. Ленин убедительно показал, что в эпоху империализма процесс отчуждения государства от общества достиг своего апогея. Перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический не только не устранило противоречий между классами, между государством и большинством общества, но, напротив, довело их до предела. Следствием этого явились поворот от демократии к политической реакции по всему фронту, углубление эксплуататорской сущности и усиление репрессивной роли буржуазного государства, рост военно-бюрократического аппарата подавления трудящихся, превращение всей государственной машины буржуазии в настоящего паразита на теле общества.
Список использованной литературы и источников
«Ведомости Верховного Совета СССР», 1954, № 11, ст. 221.
СЗ СССР, 1935, № 19, ст. 155
Вся политика. Хрестоматия / сост.: В.Д. Нечаев, A В Филиппов. – М.: Издательство «Европа», 2006 _ 440 с.
Ленин, В.И. О социалистическом государстве и праве //Правоведение. – 1960. – № 2. – С. 3 – 14.
Кареева, М.П., Кечекьян, С.Ф., Федосеев, А.С., Федькин, Г.И. Теория государства и права. – М., 1955. – С. 5.
Керимов, Д.А. Общая теория государства и права. Предмет. Структура. Функции. – М., 1977. – С. 53.
Ленин, В.И. Государство и революция: Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции / В.И. Ленин. – М.: Политиздат, 1974. – 160 с.
Ленинский сборник XIII.
Ленинский сборник XXXVI.
Ленинский сборник XXIV.
Ленин, В.И. Соч., т. 25.
Ленинский сборник XXXVI.
Ленин, В.И. Соч., т. 27.
Ленин, В.И. Соч., т. 26.
Ленин, В.И. Соч., т. 31, стр. 465-466;
Ленинский сборник XXXVI.
Ленин, В.И. Соч., т. 4.
Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч., т. I, (изд. 1938 г.).
Огнева, В.В. Политическая мысль в России: истоки, традиции, историческая динамика / В.В. Огнева // Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. – № 4. – С. 195-207.
Попова, А.В. А.А. Богданов и В.И. Ленин в политической и философской полемике / А.В. Попова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. - № 7. – С. 63-68.
Теория государства и права. Матузов Н.И., Малько А.В. М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
Теория государства и права. Мелехин А.В. М.: Маркет ДС, 2007. – 640 с.
2
1.«Ведомости Верховного Совета СССР», 1954, № 11, ст. 221.
2.СЗ СССР, 1935, № 19, ст. 155
3.Вся политика. Хрестоматия / сост.: В.Д. Нечаев, A В Филиппов. – М.: Издательство «Европа», 2006 _ 440 с.
4.Ленин, В.И. О социалистическом государстве и праве //Правоведение. – 1960. – № 2. – С. 3 – 14.
5.Кареева, М.П., Кечекьян, С.Ф., Федосеев, А.С., Федькин, Г.И. Теория государства и права. – М., 1955. – С. 5.
6.Керимов, Д.А. Общая теория государства и права. Предмет. Структура. Функции. – М., 1977. – С. 53.
7.Ленин, В.И. Государство и революция: Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции / В.И. Ленин. – М.: Политиздат, 1974. – 160 с.
8.Ленинский сборник XIII.
9.Ленинский сборник XXXVI.
10.Ленинский сборник XXIV.
11.Ленин, В.И. Соч., т. 25.
12.Ленинский сборник XXXVI.
13.Ленин, В.И. Соч., т. 27.
14.Ленин, В.И. Соч., т. 26.
15.Ленин, В.И. Соч., т. 31, стр. 465-466;
16.Ленинский сборник XXXVI.
17.Ленин, В.И. Соч., т. 4.
18.Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч., т. I, (изд. 1938 г.).
19.Огнева, В.В. Политическая мысль в России: истоки, традиции, историческая динамика / В.В. Огнева // Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. – № 4. – С. 195-207.
20.Попова, А.В. А.А. Богданов и В.И. Ленин в политической и философской полемике / А.В. Попова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. - № 7. – С. 63-68.
21.Теория государства и права. Матузов Н.И., Малько А.В. М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
22.Теория государства и права. Мелехин А.В. М.: Маркет ДС, 2007. – 640 с.
Вопрос-ответ:
Какие идеи высказывал В. И. Ленин о государстве и праве?
В. И. Ленин высказывал идеи о необходимости уничтожения классового государства и создании диктатуры пролетариата, а также о том, что право является инструментом классовой борьбы.
Какие формы и способы контроля богатых Ленин предлагал использовать?
Ленин предлагал разработать и испытать на практике тысячи форм и способов практического учета и контроля богатых жуликов и тунеядцев. Он считал, что это должно осуществляться коммунами и быть разнообразным, чтобы обеспечить успех в достижении общей цели очистки земли российской от всяких вредных насекомых.
Какие источники права В. И. Ленин признавал?
В. И. Ленин признавал, что источниками права являются экономические условия, классовая борьба и четкий регулятор в виде государства. Он считал, что право является отражением отношений собственности и экономической борьбы.
Какую цель преследует Ленин в своих учениях о государстве и праве?
Главная цель Ленина в его учениях о государстве и праве - это достижение коммунистического общества, уничтожение классового государства и создание диктатуры пролетариата. Он стремится к перемещению власти и средств производства из рук буржуазии в руки рабочего класса.
Как Ленин относится к праву?
Ленин относится к праву как к инструменту классовой борьбы. Он считает, что право является отражением экономических отношений и отношений собственности. Ленин выделяет роль государства, которое должно служить регулятором и средством классовой борьбы в интересах пролетариата.
Какие были основные принципы учения В.И. Ленина о государстве?
Основными принципами учения В.И. Ленина о государстве являлись: классовая природа государства, роль государства как инструмента подавления одного класса другим, необходимость диктатуры пролетариата и уничтожение классового государства в перспективе.
Какие взгляды Высоцкого на государство можно выделить?
В.И. Ленин считал, что государство является продуктом противоречий классового общества и инструментом подавления одного класса другим. Он придерживался марксистской концепции классовой борьбы и диктатуры пролетариата.
Какими методами государство должно контролировать и управлять экономикой?
В.И. Ленин признавал необходимость государственного контроля и управления экономикой. Он предлагал создание государственных монополий, национализацию средств производства и регулирование цен. Также он подчеркивал важность учета и контроля за богатыми жуликами и тунеядцами.
Какие примеры можно привести в подтверждение учения В.И. Ленина о государстве и праве?
В качестве примеров можно привести реализацию его идей в СССР после Октябрьской революции. Государство стало контролировать экономику, проводить коллективизацию и индустриализацию. Также были приняты законы, устанавливающие равенство перед законом и гарантии социальной защиты.
Какие последствия принесло учение В.И. Ленина о государстве и праве?
Учение В.И. Ленина о государстве и праве привело к созданию социалистического государства в СССР. Был проведен процесс национализации средств производства, регулирования экономики и установления социальных гарантий для работников. Однако, также были ограничены политические свободы и гражданские права.
Какие основные идеи лежат в основе учения В.И. Ленина о государстве?
В основе учения В.И. Ленина о государстве лежат идеи о неизбежности классовой борьбы, о необходимости диктатуры пролетариата и о переходе от капитализма к социализму. Ленин считал, что государство является инструментом эксплуатации одних классов другими, и в условиях капитализма оно невозможно устранить. Однако, необходимо преобразовать государство так, чтобы оно стало органом диктатуры пролетариата, представляющим интересы рабочего класса и направленным на установление социализма.
Как В.И. Ленин предлагал бороться с "жуликами и тунеядцами"?
В.И. Ленин предлагал разработать и испытать тысячи форм и способов практического учета и контроля богатых жуликов и тунеядцев. Он считал, что эти меры должны быть проведены самими коммунами - мелкими ячейками в деревне и в городе. Разнообразие форм и способов контроля позволит добиться успеха в достижении общей цели - очистки земли российской от вредных элементов.