Философия виртуальной реальности и киберпространства
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 05.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Виртуальная реальность и киберпространство 4
2. Искусственный интеллект 11
Заключение 22
Список использованных источников 23
Однако весь вопрос в том, будут ли соответствующие стандарты «человекоцентричны», позволят ли они человеку вкладывать его смыслы в интерфейсы [1]. Ведь, пожалуй, только способность к смыслопорождению, способность выходить за рамки системы и занимать рефлексивную метапозицию в интеллектуальной деятельности и не поддается машинной алгоритмизации. Вынесите эту способность за скобки – и вы получите функцию в человеческой оболочке, существо послушное, погруженное в среду политтехнологических и идеологических мифов, прекрасно адаптировавшееся под искусственные информационные системы. Именно таковы многие наши современники, что и дает П. Н. Барышникову основания прийти к парадоксальному выводу: «Искусственный интеллект уже создан, но на материале человека(!)» [1, 2, 10].Возможна и необходима мобилизация колоссального потенциала классической и современной гносеологии в целях практической оптимизации взаимодействия живого рассудка и логических машин (шире – овнешненной, опредмеченной рациональности). Вопрос в том, каким образом трансцендентальная структура человеческого рассудка может эффективно и безболезненно вписаться в сумму окружающих человека технологий. Ключевой проблемой в этом смысле является интерпретация категориальной структуры рассудка («таблицы категорий») как своеобразного табличного процессора, осуществляющего фундаментальный синтез эмпирии. В свете такого подхода категории могут быть истолкованы в качестве ячеек, система которых оказывается достаточной для упорядочивания всего материала опыта. Обнаружение фундаментальной категориальной системы может быть мощным оружием для научной критики существующих подходов к проблеме универсальных баз знаний и искусственного интеллекта. Практическая значимость таких исследований определяется реализуемым в них принципом соответствия когнитивных и информационных технологий: трансцендентальнологическая структура рассудка может ассимилировать жестко рационализированную среду обитания современного человека. В таком случае жизненный мир человека предстанет как комбинация смысловых полей, медиапроводников и экранов. Сумма феноменов такого рода подлежит выявлению и описанию. Особое внимание при этом следует уделить чистой смысловой реальности, представленной в Сети. Здесь обнаруживаются принципиально новые формы рациональности – явления интертекста и нелинейного письма. Вполне возможно, что затакого рода явлениями лежит новый тип нелинейного мышления и нелинейного интеллекта в целом.Получающие все большее значение когнитивные науки развиваются на стыке виртуальной техники логических машин и одной из самых развитых, сложных и разветвленных философских дисциплин – теории познания. Между этими полюсами расположена пестрая масса дисциплин, так или иначе касающихся мышления и его логики. Суть проблемы состоит в том, чтобы найти направляющий стержень современного когнитивного знания, обратившись к фундаментальным гносеологическим концептам прошлого и настоящего. Мы исходим из того, что эпистема человеческого рассудка является управляющей структурой для всех разновидностей когнитивных процессов от элементарных сознательных актов до информационных потоков в компьютерной сети.Конкретно речь может идти о междисциплинарном (конвергентном) блоке когнитивных наук. Для этой отрасли знания характерна известная методологическая неопределенность и эклектичность. Мобилизация классической теории познания (и ее неклассических аналогов, прежде всего феноменологии) для решения глобальной проблемы смены типа человеческой рациональности позволит придать когнитивному знанию необходимую фундаментальность. С нашей точки зрения проблема категоризации знаний («слабая» версия искусственного интеллекта) не может иметь удовлетворительного решения без обращения к философской теории рассудка, описывающей его объективную трансцендентальноаприорную структуру. Философские концепты, выражающие саморефлексию человеческого интеллекта (от Декарта до Канта и от Канта до Гуссерля), чрезвычайно сложны и часто оказываются просто недоступными прикладным дисциплинам, опирающимся в основном на логикоматематическое знание. Речь, таким образом, идет о качественном расширении методологической базы когнитивных наук.С другой стороны, теоретическая гносеология, погружаясь в недра собственной истории, теряет актуальность, востребованность, упускает из виду стремительно идущие процессы изменения типа человеческого «ratio»: в практике мышления, в алгоритмизации деятельности, в сумме технологий, в виртуальносмысловом пространстве знаковой и значащей действительности, в росте интертекстовых феноменов в языке и культуре, в объективной потере человеческим «cogito» его центрирующих функций. Представленный подход позволяет преодолеть эту замкнутость и актуализировать мощные эвристические источники когнитивного знания.Конкретизируя представленные подходы, можно сформулировать программу насущных философских исследований:1.Выяснить способы взаимодействия интеллекта с логизированной, технологической средой; существенно обновить подход к проблеме баз знаний за счет разработки концепции виртуальносмысловых полей; трансформировать классическое учение о категориях в концепцию «мыслящих ячеек» (делающих возможной свободно развивающуюся интертекстовую сеть в виде ризомы).2.Дать диагностическое описание смены типа рациональности, объективно идущей в современной культурной ситуации, включая становление новой визуальности (в результате возвращения от спекулятивного умозрения к физическому зрению и его прямым аналогам); культуру медиаэкранов и медиапроводников, порождающую специфический «цифровой образ жизни» – повторяющиеся смысловые движения в системе медиапроводников (разнообразных знаковосимволических средств, в том числе созданных на базе компьютерной техники).3.Разработать новый подход к проблеме искусственного интеллекта, отделив ее от проблемы создания искусственного мозга или его элементов (ибо логикограмматическая структура рассудка не тождественна физиологии мозга). Под «искусственным интеллектом» в данном проекте будет пониматься овнешненный и овеществленный рассудок, представляющий собой новую объективную форму рациональности. Будет показано, что современная эпистема мышления (в отличие отклассической) определяет дискурсивную конфигурацию смысловых полей, локализованных в интерфейсной организации информационных баз; в этом случае мыслить – значит создавать интертекст и непрерывно воспроизводить его в перезаписи (особого рода нелинейном «чтении»).4.Создать теорию интер и гипертекста и стоящего за этими феноменами нелинейного, интерсубъективного интеллекта; при этом будет показано, как изменяется человеческая субъективность, теряющая центрирующие функции «Я».5.Наконец, разработать имеющие практическое значение технологические схемы, повышающие эффективность когнитивной деятельности во внешней интеллектуализированной среде (в том числе и прежде всего – компьютерной).По-видимому, человечество находится в своеобразной «точке бифуркации», в которой выбор того или иного аттрактора развития NBICS-технологий – экономико-технологического или антропологического – еще не предопределен. Станет ли человек, как мечтал Иммануил Кант, самоцелью для самого себя или же окончательно будет низведен до состояния средства? Новые технологии, искусственный интеллект могут, с одной стороны, дать второе дыхание проекту модерна и завершить постиндустриальную трансформацию, помочь человеку решить глобальные проблемы современности, «доразвить» живую и неживую природу как вовне, так и внутри себя. С другой стороны, капитализм, по Карлу Марксу (особенно современный глобальный капитализм), – это «великий уравнитель», который с помощью конвергентных технологий вполне способен редуцировать человека до машиноподобного состояния, подобно тому как он редуцирует до животноподобного состояния современного потребителя. «Hihume» при соответствующем«прочтении» вполне могут использовать – и уже используют! – в качестве ресурса не материю и информацию, а самого человека. Что делать? Наверное, «мы должны освободить мир машин от своей алчности, от проекций худших сторон человеческой природы, высвободив их… истинный креативный потенциал» [1-3]. Получится ли это – покажет время. Которого, правда, остается все меньше…ЗаключениеТаким образом, в условиях информационного общества утверждаются новые ценности современной личности, к числу которых следует отнести: ценность интеллектуального труда и умения обрабатывать большие массивы информации (т. е. технологическая информационная компетентность), а также способность к виртуальному мировоззренческому творчеству (созданию виртуальных реальностей и субъектов). Можно констатировать, что в условиях информационного общества трансформируется структура ценностей и изменяется характервзаимодействия между людьми, что создает в целом благоприятные условия для творчества и определяет востребованность креативной личности. Вместе с тем, в рамках информационного общества действуют и негативные факторы, затрудняющие живое межличностное общение и развитие процессов личностного творчества. В настоящее время обществом востребован особый тип личности, способный не только адаптироваться к постоянно меняющемуся миру – реальному и виртуальному, но и творчески его преобразовывать, учитывая интересы реальных других на основе принципов диалога и сотрудничества. И решающее значение в стимулировании этих процессов имеет внедрение философскомировоззренческого диалога в практику современного образования.Список использованных источниковЛазаревич А.А. Становление информационного общества: коммуникационно-эпистемологические и культурно-цивилизационные основания / науч. ред. и. Я. Левяш. – Минск: Беларускаянавука, 2015. – 537 с.Сергеев С. Ф. Наука и технология XXI века. Коммуникации и НБИКС-конвергенция // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. М.: Изд-во МБА, 2013. С. 168.Тарасенко В.В. Антропология интернет: самоорганизация “человека кликающего” // Общественные науки и современность. – 2000. – № 5. – С. 111–120.Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / Маркс К. и Энгельс Ф. из ранних произведений. – Москва: Государственное издательство политической литературы, 1956. – 690 с. – С. 517–642.Вишневский, М. И. Актуальные проблемы современной философии образования: курс лекций. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. – 162 с. Балабанов В. И. Нанотехнологи. Наука будущего. М.: Эксмо, 2009. С. 19–27.Орлов В. В., Васильева Т. С. Философия экономики. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005. С. 240–242.Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М.: Праксис, 2007. С. 103, 134.Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. М.: Эдиториал УРСС, 2003. С. 25.Барышников П. Н. Философия IT, HIGH-HUME и… мифология // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства: сб. науч. ст. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. Вып. 3. С. 21.
2. Сергеев С. Ф. Наука и технология XXI века. Коммуникации и НБИКС-конвергенция // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. М.: Изд-во МБА, 2013. С. 168.
3. Тарасенко В.В. Антропология интернет: самоорганизация “человека кликающего” // Общественные науки и современность. – 2000. – № 5. – С. 111–120.
4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / Маркс К. и Энгельс Ф. из ранних произведений. – Москва: Государственное издательство политической литературы, 1956. – 690 с. – С. 517–642.
5. Вишневский, М. И. Актуальные проблемы современной философии образования: курс лекций. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. – 162 с.
6. Балабанов В. И. Нанотехнологи. Наука будущего. М.: Эксмо, 2009. С. 19–27.
7. Орлов В. В., Васильева Т. С. Философия экономики. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005. С. 240–242.
8. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М.: Праксис, 2007. С. 103, 134.
9. Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. М.: Эдиториал УРСС, 2003. С. 25.
10. Барышников П. Н. Философия IT, HIGH-HUME и… мифология // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства: сб. науч. ст. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. Вып. 3. С. 21.
Вопрос-ответ:
Что такое виртуальная реальность и киберпространство?
Виртуальная реальность - это компьютерная среда, созданная с помощью специального оборудования, которая позволяет пользователям взаимодействовать с виртуальными объектами и симулированными ситуациями. Киберпространство - это общий термин, описывающий взаимосвязанную сеть информационных ресурсов и виртуальных сообществ.
Что такое искусственный интеллект?
Искусственный интеллект - это область компьютерных наук, которая занимается созданием программ и систем, способных моделировать интеллектуальное поведение, принятие решений и выполнение задач, которые обычно требуют участия человека.
Какие стандарты виртуальной реальности будут человекоцентричными?
Некоторые стандарты виртуальной реальности могут быть человекоцентричными, если они учитывают потребности и предпочтения пользователей, обеспечивают комфортное взаимодействие и позволяют пользователю вкладывать свои смыслы и ценности в интерфейсы.
Что такое способность к смыслопорождению и рефлексивная метапозиция в интеллектуальной деятельности?
Способность к смыслопорождению - это способность человека создавать и придавать значение различным символам, знакам и объектам. Рефлексивная метапозиция - это способность человека выходить за рамки системы и анализировать и оценивать свои мысли, знания и действия.
Машины способны выходить за рамки системы и занимать рефлексивную метапозицию в интеллектуальной деятельности?
Нет, машины не способны выходить за рамки системы и занимать рефлексивную метапозицию в интеллектуальной деятельности. Это способности, характерные только для человека, которые связаны с его сознанием и способностью к рефлексии.
Что такое философия виртуальной реальности и киберпространства?
Философия виртуальной реальности и киберпространства – это область философии, которая исследует философские аспекты взаимодействия человека и виртуального мира. Она занимается вопросами о природе реальности, истинности, сознания и этики в контексте виртуальной реальности и киберпространства.
Чем отличается виртуальная реальность от киберпространства?
Виртуальная реальность - это специально созданная среда, в которой пользователь может взаимодействовать с виртуальным миром. Киберпространство - это общий термин, который описывает всю совокупность информации и коммуникационных сетей, доступных через компьютеры и интернет.
Как связан искусственный интеллект с виртуальной реальностью и киберпространством?
Искусственный интеллект играет важную роль в развитии виртуальной реальности и киберпространства. Он позволяет создавать умные алгоритмы, которые улучшают виртуальный опыт пользователей и способствуют развитию новых технологий.
Существуют ли стандарты, которые учитывают человеческий фактор в виртуальной реальности и киберпространстве?
На данный момент существуют стандарты, которые учитывают человеческий фактор в виртуальной реальности и киберпространстве. Однако, вопрос о том, насколько эти стандарты человекоцентричны и позволяют ли они человеку вкладывать его смыслы в интерфейсы, остается открытым.
Какая роль у человеческого смысла в виртуальной реальности и киберпространстве?
Человеческий смысл играет важную роль в виртуальной реальности и киберпространстве. Пожалуй, только способность к смыслопорождению, способность выходить за рамки системы и занимать рефлексивную метапозицию в интеллектуальной деятельности не поддается машинам, что делает человеческий смысл важным и ценным в контексте виртуальной реальности и киберпространства.
Что такое философия виртуальной реальности и киберпространства?
Философия виртуальной реальности и киберпространства - это область философии, которая исследует философские вопросы, связанные с виртуальной реальностью и киберпространством. Она изучает вопросы о природе реальности в виртуальном мире, о взаимодействии человека с технологическими системами и об их влиянии на жизнь и мышление людей.
Что такое виртуальная реальность и киберпространство?
Виртуальная реальность - это технология, позволяющая создавать компьютерные симуляции реального мира, в которых пользователь может взаимодействовать с окружающей средой и другими виртуальными объектами. Киберпространство - это сеть взаимосвязанных компьютеров, в которой пользователи могут общаться, творить, делиться информацией и взаимодействовать друг с другом.