Правовые особенности стадии рассмотрения и утверждения проекта бюджета
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 05.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ 5
1.1. Сущность понятия и задачи бюджетного процесса в Российской Федерации 5
1.2. Правовые основы составления, рассмотрения и утверждения бюджетов 8
2. ОСОБЕННОСТИ СТАДИЙ РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА РАЗНОГО УРОВНЯ 14
2.1. Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета 14
2.2. Рассмотрение и утверждение проектов бюджетов субъектов Российской Федерации 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Притом в некоторых законах субъектов России определяется порядок подготовки рассмотрения в первом чтении проекта бюджета (вместе с тем, направление проекта бюджета на рассмотрение определенных подразделов и разделов проекта бюджета субъекта России в комиссии (комитеты) представительного (законодательного) учреждения, в контрольные органы представительных (законодательных) учреждений).
Одним из фрагментов подготовки рассмотрения проекта бюджета субъектов России, муниципальных образований выступает формирование на период рассмотрения и принятия проекта бюджета субъекта России, муниципальных образований согласительной комиссии с целью решения разногласий, которые появляются в момент рассмотрения проекта бюджета. Помимо этого, согласительная комиссия призвана рассматривать предложения, поправки и замечания к проекту бюджета субъекта России, муниципального образования, которые представляются в комиссию (комитет) по бюджету правовыми субъектами законодательной инициативы.
В некоторых законах субъектов Федерации о бюджетном процессе предусмотрена также процедура публичных слушаний относительно проекта бюджета, как до стадии рассмотрения данного проекта в первом чтении, так и по утверждении в первом чтении проекта закона о бюджете. По итогам публичных слушаний необходимо принять рекомендации, которые должны учитываться на рассмотрении проекта бюджета субъекта России в первом чтении.
При отклонении проекта бюджета субъекта России в первом чтении представительное (законодательное) учреждение субъекта России может передавать данный законопроект в согласительную комиссию или возвращать на доработку в учреждения исполнительной власти субъекта России.
При рассмотрении представительным (законодательным) учреждением субъекта России проекта бюджета на очередной финансовый год во втором чтении осуществляется детализация показателей бюджета, которые утверждены в первом чтении.
Третье чтение, которое предусматривается в бюджетных процессах некоторых субъектов, как правило, состоит в утверждении проекта закона о бюджете субъекта России в целом. БК РФ в своей ст. 190, а кроме того законы субъектов России о бюджетном процессе предполагают возможность появления такой ситуации, когда закон о бюджете не будет вступать в силу с самого начала финансового года.
В данных ситуациях руководство бюджетом субъектов России должно осуществляться в порядке, который устанавливается БК РФ.
Подводя итоги данной главы, отметим следующее. Процедуры рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета и проекта бюджета регионального уровня имеют свои особенности. В БК РФ достаточно тщательно регламентируется процесс рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета. А вот утверждение местных и региональных бюджетов и актов о данных бюджетах регламентируется БК РФ только в самых общих чертах. Более детальные положения включаются в законодательство субъектов России и местного самоуправления. Отличительной особенностью данной процедуры является то, что на этапе рассмотрения и утверждения проекта бюджета субъекта России и актов о бюджете учреждений местного самоуправления осуществляется реализация исключительных прав публично-правовых образований на утверждение бюджета.
Вместе с тем, требуется обратить внимание на то, что в законах субъектов России, учреждений местного самоуправления учитываются вводимые БК РФ общие для всех бюджетов России требования к составам принимаемых решением (законом) о бюджете показателей, а кроме того - требования к представляемым в одно время с проектом бюджета материалам и документам.
Притом представительными (законодательными) учреждениями власти, а вместе с тем учреждениями местного самоуправления, как правило, реализуется имеющееся у них право конкретизировать указанные предписания относительно соответствующих бюджетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет является важнейшим финансовым документом государства. Он является совокупностью финансовых смет всех государственных служб, ведомств, правительственных программ и пр. В нём определены нужды, которые подлежат удовлетворению посредством государственной казны, а также указываются размеры и источники планируемых поступлений в казну государства. Собственно бюджет и предоставляет политической власти действительные возможности реализации властных полномочий, предоставляет государству реальную политическую и экономическую власть.
С одной стороны, бюджет, будучи всего только совокупностью документов, которые разрабатываются одной ветвью власти и утверждаются другой, реализует достаточно утилитарную функцию - закрепляет выбранный государством стиль реализации управления страной.
Бюджет относительно реализуемой властью экономической политике выступает продуктом производным, он в полной мере зависит от выбранного варианта развития социума, и самостоятельного места не занимает. Посредством бюджетного процесса осуществляется перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода. Бюджет является инструментом стимулирования и регулирования экономики, инвестиционной активности, увеличения эффективности производства, как раз посредством бюджетного процесса осуществляется социальная политика.
Бюджетный кодекс России подробно регламентирует сроки и порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета, а кроме того последствия в случае его отклонения.
А вот утверждение местных и региональных бюджетов и актов о данных бюджетах регламентируется БК РФ только в самых общих чертах. Более детальные положения включаются в законодательство субъектов России и местного самоуправления.
Отличительной особенностью данной процедуры является то, что на этапе рассмотрения и утверждения проекта бюджета субъекта России и актов о бюджете учреждений местного самоуправления осуществляется реализация исключительных прав публично-правовых образований на утверждение бюджета.
В этой ситуации данная стадия бюджетного процесса по собственному характеру является законотворческим процессом.
Подводя итоги, отметим, что бюджетный процесс включает в себя ряд стадий. Составление проекта бюджета реализуется учреждениями исполнительной власти, которые на данной стадии должны определить объём бюджета, с принятием во внимание параметров денежно-кредитной и налоговой политики, важнейшие направления расходования бюджетных средств.
Следующей стадией бюджетного процесса выступает процедура его рассмотрения и принятия решения (закона) о бюджете, что и являлось объектом рассмотрения в данной курсовой работе.
Окончательной стадией является исполнение решения (закона) о бюджете, включающей контроль исполнения бюджетов, осуществление бюджетного учёта и бюджетной отчётности. На всех уровнях бюджетной системы России бюджетный процесс реализуется самостоятельно с принятием во внимание действующего законодательства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 30.09.2017) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
Закон Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» от 20.07.2007 № 371-77 (с изм. на 25.04.2017) [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/8453909
Закон Новосибирской области от 07.10.2011 № 112-ОЗ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области» (с изм. на 03.10.2017) [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/465702042
Закон Челябинской области от 16.10.2007 № 205-ЗО «О бюджетном процессе в Челябинской области» (с изм на 07.09.2017) [Электронный ресурс] // Справочная система Гарант
Болтинова О. В. Бюджетный процесс – институт бюджетного права / О.В. Болтинова // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2010. - № 2. – С. 314-316
Болтинова, О. В. Бюджетный процесс в Российской Федерации:Теоретические основы и проблемы развития: Автореф.дисс. /О. В. Болтинова. -М.,2011. - 43 с.
Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2011. – 703 с.
Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.
Горегляд, В. Об особенностях современного бюджетного процесса / В. Горегляд // Финансы. - 2011. - № 10. - С.14-18
Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 794 с. Дополнительный
Землин А.И. Бюджетное право: Схемы и комментарии / Под ред. д.ю.н. Е.Ю. Грачевой. М.: Юриспруденция, 2012. С. 6.
Избакаров И.Г., Ниналалова Ф.И. Бюджетная система Российской Феде- рации: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. – 272 с. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – М.: КНОРУС, 2015. – 232 с.
Мелихова Л.В. Финансовое право: Учебник. Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. С. 79.
Мельников С.И. Бюджетная система Российской Федерации: финансово-правовой механизм обеспечения эффективного функционирования: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. – 200 с.
Нешитой, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. - 510 с.
Осадчий, Г.Н. Задачи государства по повышению эффективности реформирования бюджетного процесса / Г.Н. Осадчий // Налоги. - 2011.- № 6. – С.6-7.
Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. М.: Изд-во «Эксмо», 2012. С. 188.
Пауль А.Г. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета по доходам // Финансовое право. 2012. N 12.
Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. – М.: Юристъ, 2011. – 456 с.
Публичные финансы и финансовое право: Сборник научных трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики / Р.Е. Артюхин, Ю.В. Гинзбург, Ю.В. Гинзбург и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012.
Салдусова Б.В. Особенности формирования бюджетной отчетности // Бюджетный учет. 2012. № 10.
Сенчагов В. Губин Б. Федеральный бюджет 2014−2016 годов - бюджет торможения экономического развития//Вестник института экономики РАН.-№1.-2014
Черпицкая Л.Т. Отношения в сфере бюджетного процесса как объект правовой охраны // Финансовое право. 2013. N 1.
Щербинина, В.И. Проблемы развития бюджетного процесса в России / В.И. Щербинина // Финансы и кредит. – 2014. - № 1. – С. 45 – 47
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // СПС Консультант Плюс
Мельников С.И. Бюджетная система Российской Федерации: финансово-правовой механизм обеспечения эффективного функционирования: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. – С. 67
Мелихова Л.В. Финансовое право: Учебник. Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. С. 79.
Черпицкая Л.Т. Отношения в сфере бюджетного процесса как объект правовой охраны // Финансовое право. 2013. № 1. – С. 17
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 30.09.2017) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
Осадчий, Г.Н. Задачи государства по повышению эффективности реформирования бюджетного процесса / Г.Н. Осадчий // Налоги. - 2011.- № 6. – С.7
Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. М.: Изд-во «Эксмо», 2012. С. 97
Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. – М.: Юристъ, 2011. – С. 233
Закон Новосибирской области от 07.10.2011 № 112-ОЗ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области» (с изм. на 03.10.2017) [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/465702042
Закон Челябинской области от 16.10.2007 № 205-ЗО «О бюджетном процессе в Челябинской области» (с изм на 07.09.2017) [Электронный ресурс] // Справочная система Гарант
Закон Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» от 20.07.2007 № 371-77 (с изм. на 25.04.2017) [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/8453909
Публичные финансы и финансовое право: Сборник научных трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики / Р.Е. Артюхин, Ю.В. Гинзбург, Ю.В. Гинзбург и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012. – С. 401
7
2. Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 30.09.2017) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
3. Закон Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» от 20.07.2007 № 371-77 (с изм. на 25.04.2017) [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/8453909
4. Закон Новосибирской области от 07.10.2011 № 112-ОЗ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области» (с изм. на 03.10.2017) [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/465702042
5. Закон Челябинской области от 16.10.2007 № 205-ЗО «О бюджетном процессе в Челябинской области» (с изм на 07.09.2017) [Электронный ресурс] // Справочная система Гарант
6. Болтинова О. В. Бюджетный процесс – институт бюджетного права / О.В. Болтинова // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2010. - № 2. – С. 314-316
7. Болтинова, О. В. Бюджетный процесс в Российской Федерации:Теоретические основы и проблемы развития: Автореф.дисс. /О. В. Болтинова. -М.,2011. - 43 с.
8. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2011. – 703 с.
9. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.
10. Горегляд, В. Об особенностях современного бюджетного процесса / В. Горегляд // Финансы. - 2011. - № 10. - С.14-18
11. Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 794 с. Дополнительный
12. Землин А.И. Бюджетное право: Схемы и комментарии / Под ред. д.ю.н. Е.Ю. Грачевой. М.: Юриспруденция, 2012. С. 6.
13. Избакаров И.Г., Ниналалова Ф.И. Бюджетная система Российской Феде- рации: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. – 272 с. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – М.: КНОРУС, 2015. – 232 с.
14. Мелихова Л.В. Финансовое право: Учебник. Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. С. 79.
15. Мельников С.И. Бюджетная система Российской Федерации: финансово-правовой механизм обеспечения эффективного функционирования: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. – 200 с.
16. Нешитой, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. - 510 с.
17. Осадчий, Г.Н. Задачи государства по повышению эффективности реформирования бюджетного процесса / Г.Н. Осадчий // Налоги. - 2011.- № 6. – С.6-7.
18. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. М.: Изд-во «Эксмо», 2012. С. 188.
19. Пауль А.Г. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета по доходам // Финансовое право. 2012. N 12.
20. Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. – М.: Юристъ, 2011. – 456 с.
21. Публичные финансы и финансовое право: Сборник научных трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики / Р.Е. Артюхин, Ю.В. Гинзбург, Ю.В. Гинзбург и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012.
22. Салдусова Б.В. Особенности формирования бюджетной отчетности // Бюджетный учет. 2012. № 10.
23. Сенчагов В. Губин Б. Федеральный бюджет 2014−2016 годов - бюджет торможения экономического развития//Вестник института экономики РАН.-№1.-2014
24. Черпицкая Л.Т. Отношения в сфере бюджетного процесса как объект правовой охраны // Финансовое право. 2013. N 1.
25. Щербинина, В.И. Проблемы развития бюджетного процесса в России / В.И. Щербинина // Финансы и кредит. – 2014
Вопрос-ответ:
Какова сущность и задачи бюджетного процесса в Российской Федерации?
Бюджетный процесс в России представляет собой систему планирования, выполнения и контроля бюджетных ресурсов. Его основные задачи включают обеспечение финансирования государственных программ и проектов, определение приоритетов распределения бюджетных средств, обеспечение фискальной устойчивости и эффективного использования бюджетных ресурсов. Бюджетный процесс является важным инструментом государственного управления экономикой и социальной сферой страны.
Какие правовые основы регулируют составление, рассмотрение и утверждение бюджетов в России?
Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов в России регулируется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О бюджетной системе". Эти нормативные акты определяют процедуру формирования бюджетных расходов и доходов, права и обязанности участников бюджетного процесса, а также порядок контроля за исполнением бюджета.
Как проходит рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета?
Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета происходит в несколько этапов. Сначала Министерство финансов разрабатывает проект бюджета на основе предложений от других федеральных органов исполнительной власти. Затем проект бюджета передается на рассмотрение Правительству России, которое вносит свои изменения и дополнения.
Как рассматриваются и утверждаются проекты бюджетов субъектов Российской Федерации?
Рассмотрение и утверждение проектов бюджетов субъектов России происходит на местном уровне. Сначала Министерство финансов субъекта РФ разрабатывает проект бюджета на основе предложений от муниципальных образований и других участников бюджетного процесса. Затем проект бюджета передается на рассмотрение исполнительным органам власти субъекта РФ, которые вносят свои изменения и дополнения. После этого проект бюджета обсуждается и утверждается на заседании законодательного (представительного) органа субъекта РФ.
Что такое бюджетный процесс в Российской Федерации?
Бюджетный процесс в России - это система мер, регулирующих составление, рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль за исполнением бюджетов на разных уровнях.
Какие задачи решает бюджетный процесс в Российской Федерации?
Основные задачи бюджетного процесса в России включают планирование и распределение государственных финансовых ресурсов, обеспечение финансовой устойчивости государства, контроль за использованием бюджетных средств и обеспечение социально-экономического развития страны.
Какие правовые основы регулируют составление, рассмотрение и утверждение бюджетов в России?
Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов в России осуществляются на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов, таких как "О федеральном бюджете", "О местном самоуправлении", "О бюджетной системе", а также на основе нормативных правовых актов Минфина России.
Как происходит рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета?
Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета осуществляется в двух чтениях в Государственной Думе и Совете Федерации. После принятия бюджета федеральными органами власти он подлежит подписанию Президентом России и становится законом.